Напоминание

Диагностика успешности учителя


Автор: Розенман Ольга Николаена
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Большие Санники
Населённый пункт: село Большие Санники
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика успешности учителя
Раздел: среднее образование





Назад




Розенман Ольга Николаевна

ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Высочайшим проявлением педагогической

успешности является улыбка на лицах детей.

Диагностика успешности учителя позволяет оптимально решать проблемы

аттестации

работников

образования,

поскольку

максимально

устраняет,

субъективизм и предвзятость оценок администрации школы.

Понятия анализ,

самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться

единым термином – диагностика.

В условиях гуманизации и демократизации образования руководитель и

учитель, учитель и ученик изменяются, взаимодействуют и вместе участвуют

в обновлении школьной жизни. Педагогическая диагностика в последнее

время становится всё более полифункциональной, включая в себя такие

функции

как

аналитическая,

собственно

диагностическая,

оценочная,

коррекционная, ориентационная и информационная.

Аналитическая

функция

-

это

психолого-педагогический

анализ

образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как

педагогической

системы.

В

отличие

от

контролирующей

функции,

направленной

лишь

на

выявление

недостатков,

аналитическая

функция

выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе,

между условиями и результатами обучения.

Собственно-диагностическая

функция

-

это

психолого-педагогическое

изучение обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня

профессиональной компетентности учителя.

Оценочная

функция -

это

качественная

и

количественная

оценка

деятельности администрации школы, каждого учителя и каждого ученика.

Коррекционная

функция

-

это

дидактическая

коррекция

учебно-

воспитательного

процесса

и

психолого-педагогическая

коррекция

собственной активности учителя в сторону саморазвития (следует помнить и

учитывать, что вся система позитивных тенденций /ценностей/ лежит не вне

учителя, а в нём самом).

Ориентационная

функция

- это ориентация педагогического коллектива на

решение целей и задач школы, на устранение тех "болевых точек", которые

имеют место в жизни всего коллектива и отдельных учителей.

Информационная

функция -

это

постоянная

информация

все

участников

педагогического

процесса

о

позитивных

результатах

педагогической

диагностики

.

При использовании субъективных методов отличие от объективных, при

которых труд учителя оценивается по показателям уровня обученности и

воспитанности учеников. Диагностика осуществляется на основе того, что

Розенман Ольга Николаевна

думает, представляет и сообщает учитель сам о себе.

Наступило то время, когда при оценке любого учителя необходимо

учитывать его собственную профессиональную самооценку. Главная задача

диагностики

успешности

учителя

состоит

не

в

том,

чтобы

дать

ему

экспертную оценку извне а в том, чтобы стимулировать самого учителя к

осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Нельзя забывать,

что

успешный

учитель

всегда

"сориентирован

на

самоанализ

и'

самодиагностику.

Труд учителя как сложнейшая психическая реальность представлен в виде

многомерного

пространства,

состоящего

из

трёх

взаимосвязанных

пространств:

- личности учителя,

- педагогической деятельности,

- педагогического общения.

Эти

три

пространства

объединены

единой

глобальной

задачей

развития

личности ученика.

Продуктивность

работы

по

диагностированию

успешности

учителя,

прежде

всего,

зависит

от

взаимоотношений

руководителей

школы

с

учителем. Открытые доверительныe отношения складываются только в том

случае,

когда

в

их

основу

заложены

и

действуют

принципы: понимать,

изучать, помогать! И при этом понимается, принимается и свято почитается

заповедь Гиппократа ''Не навреди!"

Согласно современным теоретическим представлениям в структуру

педагогической деятельности входят три основных компонента.

1. Педагогические цели и задачи.

В

каждый

момент

педагогической

деятельности

учитель

имеет

дело

с

иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели

школы, системы образования, общества), так и оперативные задачи.

2. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен

быть в первую очередь ориентирован:

а) на ученика, на стимулирование его эмоционального и интеллектуального

развития, на новые уровни его психического развития. При этом ключевой

является

идея

развития

активности

и

самостоятельности

учащихся.

Организуя

их

деятельность,

учитель

должен

строить

управление

не

как

прямое воздействие; а как передачу ученику тех "оснований", из которых он

мог бы самостоятельно выводить свои решения. И выбор педагогических

средств в первую очередь определяется индивидуальными и возрастными

особенностями ребёнка;

б) на свои личностные и профессиональные возможности и способности.

Основными принципами самореализации учителя являются: эмоциональная

и

личностная

раскрытость;

психологический

"настрой"

на

оптимальную

работу с данным классом с целью достижения максимальной убедительности

и выразительности; доверительность и искренность выражения чувств и

Розенман Ольга Николаевна

отношений; удовлетворённость собой в процессе совместной с учениками

творческой деятельности;

в) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с

учащимися

и

учащихся

друг

с

другом;

создание

условий,

облегчающих

процесс

обучения,

атмосферы

живого

общения,

положительного

эмоционально-психологического климата.

Для этого необходимы:

уважительное отношение учителя к личности

ученика,

диалогическое

открытое

общение,

тепло

и

дружелюбие

в

отношениях с детьми, определение областей непонимания и стремление его

устранить, опираясь на сильные стороны ученика его индивидуальный опыт,

персонализированное

ободрение

и

поддержку,

поиск

активных

и

разнообразных методов работы учащихся на уроке;

г)

на

отбор

и

переработку

содержания

учебного

материала,

подбор

вспомогательного,

иллюстративного,

информационного

материала,

направленного

на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей

глубокую связь учебного предмета с жизнью.

Содержание

учебного

материала

должно

сочетаться

с

имеющимися

у

ребенка

знаниями

и

внутренним

опытом,

будить

интерес,

фантазию,

возможность

развивать

у

него

потребность

в

знаниях,

быть

открытым

всему

новому,

а

значит

сформировать

стремление

к

самообучению,

самовоспитанию и саморазвитию.

3. Анализ и оценка педагогических действий учителя, то есть осознание и

коррекция учителем своего тpyда.

Каждый учитель стремится правильно оценивать и вовремя скорректировать

свою

работу.

Поэтому

он

осуществляет

анализ

ошибок,

промахов

и

педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план

своего профессионального развития.

Особенность этих действий - направленность на самого учителя, изучения

уровня

своего педагогического мастерства через анализ процессуальной

результативной сторон деятельности.

Составляющие успешной деятельности педагога.

Розенман Ольга Николаевна

Диагностическую деятельность следует начинать с карты профессиональной

деятельности

учителя.

Карта

профессиональной

деятельности

учителя

включает в себя:

Повышение

квалификации

и

самообразование

(составляется

на

основе

анализа

педагогической

деятельности

учителя

с

учетом

рефлексивных

оценок

самого

учителя.

В

карте

находят

свое

отражение информация о том, где, когда и чему обучался учитель,

какие

элементы

педагогической

деятельности

он

изучает

самостоятельно,

где,

в

какой

форме

и

чему

учитель

хотел

бы

обучаться).

Рейтинг профессиональной успешности по годам. Он определяется





ВНУТРЕННИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ





ЛИЧНО

СТЬ

УЧИТЕЛ

Я



ЛИЧНО

СТЬ

УЧИТЕЛ

Я



УЧАЩИЕСЯ

,

РОДИТЕЛИ



УЧАЩИЕСЯ

,

РОДИТЕЛИ



ПЕД.

КОЛЛЕКТ

ИВ



ПЕД.

КОЛЛЕКТ

ИВ



АДМИ

НИСТРАЦ

ИЯ



АДМИ

НИСТРАЦ

ИЯ



Ц Е Л

Ь



Ц Е Л

Ь



ТЕХНОЛ

О

ГИЯ

УВП



ТЕХНОЛ

О

ГИЯ

УВП



ВНЕШНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Розенман Ольга Николаевна

путем мониторингового отслеживания репродуктивной, проблемно-

поисковой и творческой успешности учащихся в процессе обучения,

на

основе

четырехстороннего

анкетирования

профессиональной

деятельности педагога – детей, родителей, коллег, администрации.

Общественно-педагогическая деятельность.

Внеклассная работа по предмету как наиболее важная составляющая

педагогической деятельности учителя.

Инновационно-профессиональная деятельность:

- участие в конкурсах педагогического мастерства;

- разработка сценариев уроков, внеклассных дел;

- подготовка публикаций;

- открытые уроки;

-

разработка

новой

программы,

докладов,

выступлений

на

семинарах, педагогических советах;

- разработка и применение новых методик;

- создание новых ТСО и средств наглядности;

- подготовка авторских учебных пособий;

- внедрение в учебный процесс новых методик и

экспериментальная апробация новых учебных курсов.

Вместе с тем учитель ежегодно готовит аналитическую записку о

результатах педагогической деятельности в течение учебного года (цели,

задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, проблемы и

краткая программа деятельности на следующий год).

В анализе администрация через изучение деятельности учителя, через

наблюдение может отнести учителя к той или иной подгруппе педагогов в

зависимости

от

места,

занимаемого

педагогом

в

школе.

Это

тем

более

значимо, что индивидуализация взаимодействия с педагогами предполагает

при

единых

принципах

использование

разных

подходов

к

учителю.

По

перечисленным выше параметрам и будет вестись диагностика успешности

педагога.

Для оценивания работы диагностируемого учителя можно использовать

следующие критерии:

Организация факультативов, секций, кружков для учащихся;

Руководство школьным предметным методическим объединением;

Проведение открытых уроков;

Чтение лекций для педагогической общественности;

Научно-исследовательская работа;

Участие в творческих профессиональных конкурсах;

Научно- и популярно-педагогический публикации;

Руководство

учительским

семинаром,

временной

исследовательской

группой, лабораторией;

Разработка и апробация собственной предметной программы, учебных

пособий, средств наглядности;

Участие

в

подготовке

и

проведении

общешкольных

внеклассных

Розенман Ольга Николаевна

мероприятий по предмету: олимпиады, конкурсы;

Обучение молодых специалистов;

Повышение квалификации и самообразование (возможное озвучивание

результатов);

Состояние кабинета;

Учебные результаты детей (срезы, экзамены, конкурсы).

Сбор

информации

по

изучению

успешности

учителя

проводится

непосредственно в учебно-воспитательном процессе, во внеклассной работе

педагога по предмету, в его усовершенствовании кабинета, в проявлении

результатов повышения квалификация, самообразования и саморазвития.



В раздел образования