Напоминание

"Экспериментирование-ведущий вид познавательно-исследовательской деятельности."


Автор: Арутюнян Диана Суреновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №41 "Подснежник"
Населённый пункт: г.Анапа,ст.Анапская,Краснодарский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Экспериментирование-ведущий вид познавательно-исследовательской деятельности."
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ВЕДУЩИЙ ВИД

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Воспитатель:

Арутюнян Диана Суреновна

МБДОУ д/с № 41«Подснежник»

г-к Анапа

2017г.

«Умейте открыть перед ребенком в

окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми

всеми красками радуги. Оставляйте всегда

что - то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и

еще раз возвратиться к тому, что он узнал.»

(В. А. Сухомлинский)

Эксперимент (от греч. «experimentum») – проба,

опыт;

- научно поставленный опыт, наблюдение

исследуемого явления в научно учитываемых

условиях, позволяющих следить за ходом

явления и многократно воспроизводить его при

повторении этих условий.

(Современный словарь иностранных слов)

- планомерное проведение наблюдения.

(Краткая философская энциклопедия)

- чувственно-предметная деятельность в науке;

в более узком смысле слова - опыт,

воспроизведение объекта познания, проверка

гипотез т.п.

(Советский энциклопедический словарь)

Экспериментирование

Метод обучения, если

применяется для передачи

детям новых знаний

Форма организации

педагогического процесса, если

последний основан

на методе экспериментирования

Является одним из видов

познавательной

деятельности

детей и взрослых

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в

целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек

неустанно познаёт мир, в котором он живёт.

Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру;

затем – постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт

человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад

в обогащение этого мира.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём

её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети

дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных

понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение

и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов

предметов. На каждом возрастном этаже познание мира,

осуществляется своими специфическими способами. Познавательная

активность детей реализуется в деятельности.

Задача дошкольных учреждений — развивать у дошкольников

устойчивую потребность в познании, потребность в учении или

мотивацию учения. Проблема мотивации учения появилась тогда,

когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения

подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как

специально организованной деятельности. Эта проблема до

настоящего времени является, если не главной, то одной из

важнейших в психологии и педагогике обучения, ей посвящено

огромное число работ. Для мотивации, прежде всего, необходима

познавательная активность. Дети очень любят экспериментировать.

Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой

другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В

дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года –

практически единственным способом познания мира

Цель:

Практическое внедрение

детского экспериментирования как

средства развития познавательной

активности.

Задачи:

-Расширять представления детей об окружающем мире

через знакомство с основными физическими свойствами и

явлениями;

-Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать,

аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

-Обеспечивать переход от предметно-практического

действия к образно-символическому (схематизация,

символизация связей и отношений между предметами и

явлениями окружающего мира);

-Развивать наблюдательность;

-Воспитывать интерес детей к экспериментальной

деятельности;

-Воспитывать такие качества как желание помочь другим,

умение договариваться друг с другом для решения общих

задач.

В ГРУППЕ ОРГАНИЗОВАН

ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

УГОЛОК, РАЗРАБОТАНЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ПОДОБРАН МЕТОДИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ.

ТРЕБОВАНИЕ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДЕТСКОМ САДУ

-

безопасность;

- мобильность;

- достаточность;

- доступность расположения;

Методы работы с детьми:

1.

Традиционные методы: наглядные (наблюдения, иллюстрации,

просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

2.

Практические

(игры-опыты,

игры-эксперименты,

сюжетно-

ролевые

игры

с

элементами

э кс п е р и м е н т и р о ва н и я ,

дидактические

игры,

настольно

-печатные

игры,

фокусы,

занимательные опыты).

3.

Словесные

(беседы,

чтение

художественной

литературы,

использование фольклорных материалов)

4.

Метод

игрового

проблемного

обучения

(проигрывание

проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную

активность детей и приучают их к самостоятельному поиску

решений проблемы).

В нашей группе есть:

Картотека опытов и экспериментирования

Техника безопасности на занятии по экспериментированию

Сборник занятий по экспериментированию

СВОЙСТВА ВОДЫ

СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ

ОПЫТЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

ОПЫТЫ С МАГНИТОМ И СКРЕПКОЙ

СНЕГ-ВОДА

ОПЫТЫ ЛЕГКИЙ -ТЯЖЕЛЫЙ

РАССМАТРИВАНИЕ ЛУПОЙ

РАССМАТРИВАНИЕ КАМНЕЙ

ОПЫТЫ С ВЕТРОМ

ОПЫТЫ С БУМАГОЙ

ОПЫТЫ РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ

Экспериментальная работа развивает у детей

познавательную активность, появляется интерес к

поисково-исследовательской деятельности,

стимулирует их к получению новых знаний.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются

знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в

ней; о свойствах различных материалов, о

применении их человеком в своей деятельности. А

самое главное это эмоции, возникающие при

проведении опытов, воспоминания, которые

объединяют больших и маленьких, способствуют

сближению родителей и детей.

Работа с родителями:

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную

задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с

семьей и полного взаимопонимания между родителями и

педагогом. Детские годы самые важные и как они пройдут,

зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно

раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого

ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы

воспитания. Включение родителей в процесс развития

познавательного интереса детей реализовывался в следующих

формах: родительские собрания ,оформлена серия наглядной

информации для родителей; проведены индивидуальные и

групповые консультации. Совместное участие в выставках,

конкурсах, оформление территории детского сада и т.д,

привлечению к созданию предметно- развивающей среды в

группе. Разработала памятку для родителей

«Экспериментирование с детьми в домашних условиях».

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования