Авторы: Токарева Вера Викторовна, Лысенкова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №35 "Вырастайка"
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: "Игра - это важно!"
Раздел: дошкольное образование
Игра - это важно.
(Рекомендации для родителей)
Все мы взрослые, помним «чудесные, увлекательные игры детства».
Но в играх есть не
только то, что они приносят ребёнку радость, играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в
активности, знакомится со свойствами окружающих его предметов . Она помогает ребёнку осваивать
правила поведения, он изображает то, что видел, о чём узнал, и это углубляет его чувства.
Игра имеет большое значение, также, как и работа, служба
взрослого. Каков ребёнок в
игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет . Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре. Игра в этот период составляет главное занятие ребёнка. Но в
отличии о т школьников, у которых уже работа занимает важное место, дошкольникам присуща
почти одна игра. В дошкольном возрасте ребёнок ещё очень много играет.
Но для того, чтобы игра была полезной ребёнку ею нужно
руководить. Для того, чтобы
руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над
вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. В каждой хорошей игре, есть прежде
всего, рабочее усилие и усилие мысли.
Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребёнок
будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться - в этой игре не будет ничего хорошего.
Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он только лишь
наблюдает. Если он будет всегда так заниматься, то он будет равнодушно смотреть на чужую
работу в будущем, т.е. будет пассивным.
Для маленького ребёнка игра - это не пустая забава. Игра является главной и ведущей
деятельностью ребенка - дошкольника. Поэтому родители должны относиться к ней с величайшим
уважением.
Малышу очень бы хотелось по-настоящему как папа, водить машину, как мама учить
детей, как знакомый лётчик управлять самолётом и т.д., но он вместе с тем понимает, что он ещё
маленький, он ещё очень многого не знает, не умеет.
Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества или радость победы. Такую
же радость приносит и рабочему его работа. Некоторые думают, что работа отличается от игры тем,
что в работе есть ответственность, а в игре нет.
Это неправильно. В игре есть такая же большая
ответственность, как в работе,- конечно в игре хорошей, правильной.
Но иногда приходится встречаться с неправильными действиями родителей в деле
руководства игрой. Некоторые родители просто не интересуются игрой детей и думают, что
дети и сами знают, как лучше играть. Другие родители много внимания уделяют игре, даже
слишком много, все вмешиваются в игру детей, рассказывают, дают игровые задачи, часто
решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких родителей ребёнку ничего не
остаётся, как слушаться родителей и подражать им, при этом играют больше родители, чем
дети. Если у таких родителей ребёнок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, отец или
мать присаживаются рядом с ним и говорят: "Ты не так делаешь, смотри, как надо делать?»
Другие родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют
большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим.
Детский уголок у таких детей похож на игрушечный магазин. Дети становятся коллекционерами
игрушек, а в худшем случае, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к иг-
рушке, играют без увлечения, портят, ломают их и требуют новых.
У ребёнка в игре воспитывается не только ловкость, подвиж ность, жизнерадостность, но и
формируется отношение к явлениям общественной жизни, к людям, их труду. В игре ребёнку легче
выполнить задание, которое требует волевых усилий. Попробуйте заставить маленького ребёнка в
течение нескольких минут постоять
смирно, вытянувшись в струнку. Это для него совершенно
непосильно, но если по ходу игры, он выполняет роль «часового», стоящего на посту, то с этим
заданием ребенок справляется легко.
Но не всякая игра оказывает положительное влияние на детей.
Это зависит от того, что и как
изображает ребёнок в своих играх. Бывает и так, что содержанием их игр становятся те явления из
жизни взрослых, которые никак не могут повлиять на них
положительно. Так девочки и мальчики
изображают пьяных мужчин, а некоторые дошкольники под влиянием кинокартин о войне орга -
низовывают игры, где изображают пытки и казни.
Подобные игры вредны не только, потому, что воспитывают у детей
плохие качества, но они, кроме
того, могут быть просто опасны для их жизни . Всячески отвлекайте детей от подобных игр. Дайте
ребёнку свежие, яркие впечатления, прочитайте яркую интересную книгу, организуйте
интересные
прогулки,
и
тогда
легко
возникает
игра
нового
содержания,
которой
будут
воспитываться положительные нравственные качества. Некоторые родители спрашивают, можно ли
руководить игрой? Не только можно, но и нужно. Взрослый может подсказать ребёнку сюжет
игры, обеспечить его нужным игровым материалом, помочь увидеть то,
чего малыш ещё не
замечает.
Осторожно поправляя детскую игру, ни в коем случае нельзя подавлять самостоятельность ребёнка
в игре, иначе она потеряет для малыша свою прелесть. Мы взрослые, должны помогать детям в
организации игр, должны заботиться о том, чтобы игры увлекали детей, были содержательными.
Обязательно выберите время, чтобы приглядеться, прислушаться к занятиям ребят.
Иногда взрослым следует принять участие в игре. Дети быстро замечают интерес родителей
к их играм, радуются им, сами начинают рассказывать, во что и с кем они играли, чем занимались,
а ведь это для нас отцов и матерей, очень ценно. Надо разрешать приглашать домой товарищей для
совместных игр, даже если в квартире у вас тесновато. Особенно это необходимо, когда в семье
растёт единственный ребёнок, не посещающий детский сад. В совместных играх у детей с малых
лет воспитываются товарищеские чувства, чувство коллективизма - важные качества человека.
Но
если ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного-двух товарищей? В эти
годы ребёнок любит играть своими игрушками и неохотно играет чужими, здесь развиваются
личные способности ребёнка.
Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом,
нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы это не
затянулось, а постепенно ребёнка приучать играть в коллективе. Можно прямо утверждать, чем
лучше ребёнок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в
дальнейшем.
Если
ребёнок
играет
один, он
развивает
свои
способности,
воображение,
конструктивные навыки. Если же
вы его насильно заставите играть в группе, то этим самым не
избавите его от агрессивности, себялюбия.
Замечено, что в игре дети легче согласуют
свои действия, подчиняются и уступают друг другу,
так как без этого стало бы невозможным выполнение взятой на себя роли.
Дети, которые привыкли играть одни, без сверстников, часто не умеют играть в коллективные
игры. Они обычно хотят выполнять только главные роли, требуя, чтобы все им подчинялись. Для
того, чтобы не было ссор при распределении ролей в игре, важно, чтобы, ребёнок мог выполнить и
ведущие и рядовые
роли, умел и распоряжаться и повиноваться. А это умение появится у него,
если он больше будет играть в коллективе своих сверстников. Очень важно, чтобы родители
поощряли эти игры. Нужно проследить, чтобы игра доводилась до конца. Ведь игра - детская
"работа", в которой воспитываются многие положительные нравственные качества. Самое главное в
детской игре добиться следующего:
I.Чтобы ребёнок, действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;
2.чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой,
чтобы доводил деятельность до
конца;
3.чтобы хранил игрушку, берёг её. В уголке всегда должен быть полный порядок. Игрушки не должны
ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт, если он труден, то с помощью ро-
дителей.
Особое внимание должны обратить родители на отношение ребёнка, к игрушке. Ребёнок не
должен ломать игрушку, должен любить её, но и не должен бесконечно страдать, если она испортилась
или поломалась. Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребёнку в подобных
случаях, поддержать его в отчаянии,
доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда
могут поправить положение. Хотелось бы рекомендовать родителям всегда принимать меры к
починке поломанной игрушки, никогда не выбрасывать её раньше времени.
Отношение ребёнка с игрушкой содержат
в себе
целый
эмоционально-нравственный
комплекс. Игрушка - неизменный спутник игры.
Она даёт детям, очень много радости.
Многие родители думают, что, чем игрушка дороже, тем она более ценна в педагогическом
отношении. Нет, конечно. Надо, чтобы игрушки были разнообразны и давали бы ребёнку -
мальчику
ли, девочке ли - возможность
активно
действовать,
что-то создавать, а не только
созерцать. Неоценимы в этом смысле кубики, различные конструкторы, стройматериал.
Очень любят дети самодельные игрушки. Пусть эта игрушка не так красива, как покупная,
но она сделана своими руками! Воображение ребёнка наделит её всеми теми качествами, которых
ей,
может быть, недостаёт. Взрослым надо хорошо понять склонность маленького ребёнка к
фантазированию, его любовь к игре, и тогда будет легче найти ключ к его уму и сердцу, уяснить
особенности его поведения.
Игра - это очень важная для ребят самостоятельная деятельность, которая приносит им много
радости и вместе с тем служит средством их развития. Для того, чтобы ребенок эмоциональней,
лучше играл, должно быть, место для игрушек, необходим детский уголок. Уголок должен быть
светлым, уютным.
Литература: «Воспитание ребенка в игре» - Р.И.Жуковская», « Воспитание детей в игре» -
Д.В.Менджерицкая, « Первые сюжетные игры малышей» Е.В. Зворыгина, « Игрушка в жизни
ребенка» Е.А.Коссаковская, «Воспитателю о детской игре» Д.В.Менджерицкая.
Педагоги детского сада №35 «Вырастайка»: Токарева В.В., Лысенкова Н.С.