Автор: Кабанова Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №5 "Росток"
Населённый пункт: г.Радужный
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Интеллектуальное развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Интеллектуальное развитие дошкольников
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того,
чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном
и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко
осваивать новое.
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень
умственного развития.
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности
подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах,
способностях и др; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств
жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит
систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического
отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными
логическими операциями, смысловым запоминанием.
Интеллектуальное развитие предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение
символов;
- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому
ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и
помочь найти применение результатам своей деятельности.
Задачи:
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои
действия.
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей,
умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих.
Для основой организации работы с детьми является следующая система
дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его
детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом(принцип
минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически
предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип
непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития каждого ребенка.
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование;
Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал,
схемы, символы, модели).
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
Все это опирается на развивающую среду:
1. Математические развлечения:
- игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.);
- игры-головоломки;
- игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;
- задачи-шутки.
2. Дидактические игры:
- сенсорные;
- моделирующего характера;
- специально разработанные воспитателем для обучения детей;
3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей
и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными
усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его
состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и
радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом
взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект
для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют
врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной
мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш
– исследователь.
Литература:
1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г.
Нисканен. - М.: «Академия», 2002.-208 с.
2.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов
н/Д: Феникс.
3. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение
нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.:
Просвещение, 1993.