Напоминание

"Интеллектуальное развитие дошкольников"


Автор: Кабанова Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №5 "Росток"
Населённый пункт: г.Радужный
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Интеллектуальное развитие дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Интеллектуальное развитие дошкольников

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того,

чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном

и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума,

формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко

осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень

умственного развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности

подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах,

способностях и др; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств

жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит

систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса

конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического

отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными

логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение

символов;

- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому

ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и

помочь найти применение результатам своей деятельности.

Задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез,

сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои

действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей,

умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями,

устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами

окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система

дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих

факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его

детьми (принцип деятельности);

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом(принцип

минимакса);

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями

окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически

предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта

творческой деятельности (принцип творчества);

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип

непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах

организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и

личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

- практические (игровые);

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование;

Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал,

схемы, символы, модели).

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

Все это опирается на развивающую среду:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.);

- игры-головоломки;

- игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;

- задачи-шутки.

2. Дидактические игры:

- сенсорные;

- моделирующего характера;

- специально разработанные воспитателем для обучения детей;

3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей

и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными

усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его

состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и

радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом

взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект

для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют

врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной

мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш

– исследователь.

Литература:

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г.

Нисканен. - М.: «Академия», 2002.-208 с.

2.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов

н/Д: Феникс.

3. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение

нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.:

Просвещение, 1993.



В раздел образования