Напоминание

"Легоконструирование".


Автор: Мироненко Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБСУСОССЗН СДДИ
Населённый пункт: село Серафимовский, Туймазинский р-н
Наименование материала: программа по дополнительному образованию
Тема: "Легоконструирование".
Раздел: дошкольное образование





Назад




1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-

правовых инструктивно-методических документов:

1.

Федеральный

закон «Об

образовании

в

Российской

Федерации»

от

29.12.2012№ 273-ФЗ;

2.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

29 августа 2013 г.№ 1008;

3.

К о н ц е п ц и я развития

дополнительного

образования

детей.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября

2014 г. № 1726-р;

4.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного

образования

детейСанПиН

2.4.4.3172-14,

утвержденные Постановлением главного государственного санитарного

врача Российской Федерации от 04.07.2014 г.;

5.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения

и

воспитания

в

организациях,

осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными

возможностями

здоровья, СанПиН

2.4.2.3286-15, утвержденные

Постановлением

главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 (вступил в действие с

01.09.2016г.).

6.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеобразовательных программ (включая разноуровневые

программы). Письмо Министерства образования и науки Российской

Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;

7.

Методические

рекомендации по

реализации

адаптированных

дополнительных

общеобразовательных

программ

способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,

включая

детей-инвалидов,

с

учетом

их

особых

образовательных

потребностей. Письмо Министерства образования и науки Российской

Федерации от 29.03.2016 года № ВК- 641/09;

8.

Положение

о

порядке

разработки

и

утверждения

адаптированных

дополнительных

общеразвивающих

программ

для

обучающихся

с

умственной отсталостью (ИН) и ТМНР, ГБСУСОССЗН СДДИ Пр.

№ ___ от _________2017 г.;

Игра — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих

реальные ситуации; направлена на воссоздание и усвоение общественного

опыта. Игра

является

самым

действенным

средством

коррекции

психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения

игре,

который

мы

рассматриваем

как

особую

форму

взаимодействия

взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных

игровых

умений

и

навыков,

сколько

активизацию

их

психической

и

двигательной

сферы,

развитие

всех

познавательных

проце ссов,

эмоционально-волевой

сферы,

навыков

общения

с

взрослыми

и

сверстниками. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и

учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка. Трудности в

освоении игровой деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью и ТМНР оказываются как бы «запрограммированным» уже в

раннем

детстве.

Основные

причины,

тормозящие

самостоятельное

последовательное

становление

игры:

низкий

уровень

познавательной

активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями,

предметными действиями, речью, эмоциональным общением с взрослыми

(О.П.

Гаврилушкина,

А.А.

Катаева,

Н.Г.

Морозова,

Н.Д.

Соколова,

Е.А.

Стребелева). Большинство детей с умственной отсталостью обнаруживают

слабо

выраженный

и

неустойчивый

интерес

к

игрушкам,

что

является

показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких

детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с

теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые

привлекают

их

внешним

видом,

а

не

возможностью

воплотить

в

жизнь

конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающих детей.

Все эти особенности приводят к длительной задержке развития у детей с

умственной отсталостью, ТМНР всех компонентов игровой деятельности.

Игра

в

процессе

обучения

и

воспитания

детей

с

умственной

отсталостью,

ТМНР

выступает

как

форма

обучения

и

как

деятельность,

которой детей специально обучают. Как форма обучения игра охватывает все

образовательные области. Так, сенсорное и коммуникативное развитие детей,

формирование

предметных

действий,

навыков

изобразительной

деятельности, трудовых навыков происходит в процессе игры взрослого с

ребенком. При обучении ребенка с ТМНР игре как деятельности прежде

всего

ставится

задача

формирования предметно-игровой деятельности.

В

ходе обучения у ребенка развивается интерес к игрушкам, желание играть

ими, выполнять доступные адекватные действия с игрушками, формируется

положительное эмоциональное отношение к игрушкам, выражение радости в

процессе игры. По мере накопления опыта предметно-игровой деятельности

2

и

увеличения

продолжительности

процесса

игры

у

ребенка

развивается

способность

самостоятельно

занимать

свое

свободное

время

игрой

с

игрушками.

Целенаправленное

развитие

у

детей

с

умственной

отсталостью

конструктивно

игровой

деятельности

можно

осуществлять

через

знакомство с ЛЕГО конструктором.

Актуальность

программы.

Обусловлена,

созданием

условий

для

всестороннего и гармоничного развития ребенка . Развития мелкой моторики,

речи

и

всей

интеллектуальной

деятельности

обучающегося

через

конструктивно игровую деятельность.

Конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в

развитии,

как

показывают

практические

наблюдения,

отличается

несформированностью,

а

объекты,

смоделированные

из

деталей

ЛЕГО,

направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей, создавая

конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, ребенок начинает

совершенно

иначе

воспринимать

сам

предмет,

качество

его

восприятия

неизмеримо возрастает.

Дети

через

развивающие

практические

занятия

научатся

преодолевать

трудности,

принимать

самостоятельные

решения,

находить

наиболее

действенный

способ

достижения

возникающей

в

ходе

занятий

учебной цели.

Адресат

программы.

Программа

ориентирована

на

детей

с

умственной отсталостью (F-72) в возрасте 12-18 лет. Дети проживают в

Серафимовском детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Все

воспитанники

имеют

интеллектуальные

нарушения,

дефекты

речи,

нарушения зрения. У большинства плохо развита мелкая моторика кистей

рук, память, внимание, усидчивость. Нужно учитывать все эти факторы.

Объем программы-39часов.

Форма обучения - очная.

Специально организованные занятия, игровые упражнения, групповые,

подгрупповые

и

индивидуальные

упражнения

по

овладению

техникой

легоконструирования.

Сроки реализации программы.

Учебный год длится 9 месяцев - с

сентября

по

май.

Количество

детей,

посещающих

кружок,

составляет

8

человек. Предполагается проведение по одному занятию в неделю во вторую

половину

дня

в

группе,

продолжительностью

20

25

минут.

Сентябрь

является

адаптационным

периодом

для

детей,

воспитатель

проводит

диагностику.

Количество занятий:1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 39

занятий в учебном году (с сентября по май).

Итогом детской деятельности могут служить занятия по замыслу,

выставки.

3

Формы

проведения

занятий:

круглый

стол,

беседа,

практическое

занятие,

игра.

Также

в

ходе

реализации

программы

используются

коллективные и групповые организационные формы занятий.

Тип

занятия:

комбинированный,

теоретический,

практический,

диагностический.

Методика

для

диагностики

результативности

реализации

программы. Использовала

программу

«От

рождения

до

школы»

под

редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С.

Цель

программы.

Формирование

у

детей

основ

конструктивного

мышления, развитие сенсорных способностей посредством конструктивно-

игровой деятельности на базе развивающей системы ЛЕГО.

Задачи программы:

развитие психических процессов, зрительного восприятия

(цвет, форма, величина предметов), слухового (речевые и неречевые

звуки),

тактильного,

ориентировки

в

пространстве

и

времени,

зрительного, слухового внимания, памяти;

развитее

графических

умений

и

навыков

продуктивной

деятельности;

развитие

мыслительных

операций:

анализ

свойств

исследуемых объектов и явлений, сравнение свойств предметов;

обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в

группе;

распределение

предметов

в

группы

по

выбранному

свойству, конкретизация, классификация, аналогия;

формирование умения понимать правила игры и следовать

им;

развитие воображения, творческих способностей;

развитие речи, умения аргументировать свои высказывания,

строить простейшие умозаключения;

формирование

произвольности

поведения,

умения

целенаправленно

владеть

волевыми

усилиями,

устанавливать

правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

формирование

обще

учебных

умений

и

навыков,умения

обдумывать,

планировать

свои

действия,

осуществлять

решение

в

соответствии

с

заданными

правилами.

Проверять

результат

своих

действий.

2. Содержание программы.

Учебно-тематический план по программе «Лего – конструирование».

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Диагностика

2

2

4

Введение в программу

2

1

1

Раздел «Путешествие по LEGO -

стране».

Знакомство с LEGO

2

1

1

Исследователи цвета

2

1

1

Исследователи кирпичиков

2

1

1

Баланс конструкций. Виды

крепежа.

2

1

1

Отработка вариантов скреплений

формочек и кирпичиков, развитие

фантазии и речи.

2

2

Раздел. « Праздник Нового года».

Тема. « Новогодняя ёлка».

1

1

Тема. «Дед Мороз и Снегурочка

спешат к нам в гости».

1

1

Раздел «Конструктивно-игровая

деятельность. Графические

упражнении»

Изготовление конструкций по

словесным конструкциям и

схемам.

2

2

Раздел «Праздник папы».

2

1

1

Тема. «Водный транспорт».

2

1

1

Тема.

Лего-мозаика

«Танк

в

подарок папе».

2

1

1

Раздел. « Международный

женский день».

Тема. Мозаика «Бабочка».

1

1

Тема. «Цветок для мамы».

2

1

1

5

Раздел «Дома нашего города»

Высотные и одноэтажные дома

2

1

1

Крепости и башни

2

1

1

Раздел «Животный мир»

Домашние животные

2

1

1

Итоговая диагностика

2

Выставочная деятельность

4

ИТОГО:

39

12

21

Планируемые и возможные результат.

-

оценивать

жизненные

ситуации

(поступки,

явления,

события)

с

точки

зрения

собственных

ощущений

(явления,

события),

в

предложенных

ситуациях

отмечать

конкретные

поступки,

которые

можно

оценить

как

хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение

к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;

- определять, различать и называть детали конструктора,

конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по

заданной схеме, самостоятельно строить схему;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-

перерабатывать

полученную

информацию:

делать

выводы

в

результате

совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их

образы;

- уметь работать по предложенным инструкциям;

- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать

свою

точку

зрения,

анализировать

ситуацию

и

самостоятельно

находить

ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью

педагога.

3. Методические материалы

1.

Материально-технические ресурсы

- помещение группы отвечающая санитарно-гигиеническим нормам;

- конструктор LEGO

2.

Информационные

ресурсы. Для реализации программы используются

следующие виды информационных ресурсов:

- сайты;

6

- компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

3.

Методические

ресурсы. Для

реализации

программы

используются

следующие виды методических ресурсов:

- наглядные пособия, средства компьютерной поддержки.

Система оценки результатов освоения программы.

Одной

из

форм

подведения

итогов

реализации

данной

программы

является выставочная деятельность.

Список литературы

1. Волкова С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010

2. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и

объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО). – М.: «ЛИНКА –

ПРЕСС», 2001 г. – 88 с.

3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у

детей с помощью ЛЕГО – М., «Владос», 2003 г.

4. Селезнева Г.А. Сборник материалов «ИГРЫ» для руководителей «Центров

развивающих игр» (Леготенка) – М., 2007 – 44 с.

5. Толкачева С. Конструирование и детский дизайн.- Минск - Новое знание,

2010г.

Приложение 1

Календарно-тематический план на 2017-2018 уч.год

Тема занятия.

Дата.

План.

Факт.

Диагностика

Введение в программу.

Теория.Знакомство с обучающимися. Рассказ о целях и

задачах обучения по программе, знакомство с планом и

расписанием на год. Техника безопасности.

РАЗДЕЛ 1. «Путешествие по LEGO стране».

Тема. «Знакомство с LEGO»

Теория. История LEGO. знакомство с LEGO деталями

Практика. Спонтанная индивидуальная LEGO -игра

Тема. «Путешествие по LEGO - стране. Исследователи

цвета»

Теория. Знакомство с LEGO деталями, с цветом LEGO -

элементов, ориентировка в цвете деталей. Классификация

деталей.

Практика. Игра «Строим башни», «Найди деталь такую

же, как на карточке» Раскрашивание фломастером контура

LEGO – деталей

7

Тема. «Исследователи кирпичиков»

Теория. Продолжение знакомства детей с конструктором

LEGO, с формой LEGO - деталей, которые похожи на

кирпичики, и вариантами их скреплений. Ориентировка в

деталях LEGO. Виды кирпичиков: 2х2, 2х4х, 2х6, 2х8.

Практика.

Выполнение

словесных

инструкций

игры:

«Скреплялки»,

«Нескриплялки»,

«Послушай

и

сделай»,

«Передай кирпичик Лего»

Тема. «Исследователи формочек»

Теория. Различие

и

классификация

LEGO

-

деталей,

варианты их скрепления.

Практика. Пальчиковая игра «Угадай, что в волшебном

ящике».

Игры:

«Найди

такую

же

деталь»

(отработка

вариантов

скрепления

формочек

и

развитие

фантазии),

«Фантазеры»

(графические

упражнения),

«Послушай

и

сделай» (выполнение словесных инструкций).

Тема. «Баланс конструкций. Виды крепежа»

Тео р и я . Волшебные

кирпичики.

Понятия

«баланс»,

варианты их скрепления.

Практика.

Игры:

«Найди

такую

же

деталь»,

«Под

платочком», Отработка вариантов скрепления формочек и

кирпичиков, постройка из 5-ти деталей разных форм и

цветов дороги и скрепление их разными способами.

Тема.

«Отработка

вариантов

скреплений

формочек

и

кирпичиков, развитие фантазии»

Теория. Продолжение знакомства детей с конструктором

LEGO,

с

формой

ЛЕГО

-

деталей,

вариантами

их

скреплений.

Практика.

Отработка

умений

слушать

инструкцию

педагога и давать инструкции друг другу. Игра «Разложи

детали по местам» (выполнение заданий по словесным

инструкциям).

Раздел. « Праздник Нового года».

Тема. « Новогодняя ёлка». Теория. Познакомить с

традициями празднования Нового года в России,

закрепить знание о хвойных деревьях,

Теория. Познакомить с разными способами сборки LEGO

–ёлки из конструктора LEGO. Создать праздничное,

предновогоднее настроение

Тема. «Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости».

Практика. Учить строить Деда Мороза и Снегурочку из

конструктора LEGO

Выставочная деятельность.

Раздел 2. «Конструктивно-игровая деятельность.

«Графические упражнения».

Тема.

«Изготовление

конструкций

по

словесным

инструкциям и схемам».

П р а к т и к а . Выполнение

заданий

по

слове сным

инструкциям и схемам. Игра «Чудесный парк»,

Выставочная деятельность.

РАЗДЕЛ 3. «Праздник папы».

8

Тема. «Водный транспорт».

Теория.Знакомство

с

видами

транспорта. Практика.

Конструирование по образцу. Испытание моделей. Игра «

Морской бой».

Тема. Лего-мозаика «Танк в подарок папе».

Теория.

Рассказать

о

защитниках

нашего

Отечества,

воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Практика.

Закреплять

умение

быстро

и

без

ошибок

переносить конструкцию со схемы на пластину.

Раздел. « Международный женский день».

Тема. Мозаика «Бабочка».

Теория. Рассказать, что у бабочки на крыльях

симметричный рисунок.

Практика. Конструировать симметричный рисунок.

Тема. «Цветок для мамы».

Теория.

Познакомить

с

историей

возникновения

Международного

женского

дня,

воспитывать

любовь

и

уважение к маме, бабушке.

Практика. Конструировать по условиям

Выставочная деятельность.

РАЗДЕЛ 4. «Дома нашего города»

Тема. «Высотные и одноэтажные дома»

Теория. Знакомство

с

видами

зданий

(одноэтажные,

многоэтажные). Детали, из которых они состоят.

Практика. Конструирование

по

образцу

«Зайкина

избушка»

(одноэтажный

домик,

сборка

стен

и

крыши,

разные

виды

крыш,

конструирование

модели

крыши).

Испытание

моделей.

Конструирование

собственной

модели высотного и одноэтажного дома. Сборка лестниц и

перекрытий, снимаемого второго этажа.

Тема. «Крепости и башни»

Теория. Падающие башни. Рассказ про башни и дворцы.

Практика.

Конструирование

башни

по

о б р а з ц у.

Испытание модели. Конструирование собственной модели

башни. Игра «Построй, не открывая глаз»

РАЗДЕЛ 5. «Животный мир»

Тема. «Домашние животные»

Теория. Виды домашних животных. Клички животных.

Практика. Легоконструирование домашних животных.

Выставочная деятельность.

Итоговая диагностика.

9

10



В раздел образования