Авторы: Орлова Оксана Михайловна, Парсаданян Кристине Левоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Берёзка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение сказкотерапии в развитии речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Значение сказкотерапии в развитии речи дошкольника»
В последнее время значительно увеличилось количество детей с речевыми
нарушениями. К сожалению, не всегда дети с речевыми нарушениями, занимаются в
речевой группе детского сада или на логопедическом пункте (по разным причинам).
Ведь речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через
родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо
развитой
речью
легко
вступает
в
общение
с
окружающими,
он
может
понятно
выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о
совместной
игре.
И
наоборот,
невнятная
речь
ребенка
затрудняет
его
взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Своевременное
овладение
связной
речью
является
одним
из
условий
формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Под речью
мы понимаем процесс передачи информации. Речь является не только средством
общения, но и орудием мышления. Нам, педагогам, необходимо вызвать у детей
потребность в высказывании, поддержать идею высказывания ребенка, обогатить
внутреннюю
речь,
помочь
грамматически
правильно
оформить
значение
слов
и
преподнести
внешнюю
речь
в
более
выгодном
свете.
Для
создания
комфортной
обстановки
мы
применяем
метод
воздействия
посредством
художественного
творчества, используя терапевтические куклы, которые формируют у ребенка чувство
ответственности
за
«чужую
жизнь»,
помогают
снимать
психическое
напряжение.
Дети
с
удовольствием
рассказывают
сверстникам
о
проблемах,
разыгрывают
сказочные сюжеты от имени героев.
Для развития познавательных процессов и мыслительных операций применяем
сказкотерапию. Успешно используем картины с проблемным сюжетом Т.А. Ткаченко.
Ребенок
мыслит,
высказывает
свое
мнение.
Это
способствует
развитию
монологической речи. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по
сюжетным
картинам,
по
прослушанному
тексту
и
картине,
по
одной
сюжетной
картине, по памяти, по символам, схемам, по натуральным предметам, по предметным
картинам, по заданным словам.
Таблицы-коллажи удобны тем, что их можно использовать в работе с детьми
различных уровней развития памяти, мышления. Применение коллажей способствует
стремлению детей называть признаки объектов, рассказать о них, запомнить тексты,
стихотворения,
закрепить
грамматические
формы
родного
языка.
Заучивание
стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому необходимо
использовать методы, облегчающие этот процесс. Одним из таких методов является
наглядное моделирование. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем
построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в
рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В
свободное время ребенок может проверить себя. При использовании пиктограмм,
схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность.
Таким
образом,
они
привыкают
к
самоконтролю,
а
это
необходимо
для
подготовки к обучению в школе.