Напоминание

"Устное народное творчество в формировании личности детей дошкольного возраста"


Автор: Гусарова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 31
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Реферат
Тема: "Устное народное творчество в формировании личности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31

Реферат по теме самообразования:

«

Устное народное творчество в формировании

личности детей дошкольного возраста».

Подготовил:

Воспитатель гр.№7

Гусарова Т.А.

Ульяновск, 2018

Детский фольклор — специфическая область устного художественного

творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы

бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора —

соотнесение художественного текста с игрой.

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на

учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп

(младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное,

развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала

роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы

мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя

образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра — элемент,

психологически необходимый для детей.

Детский фольклор многофункционален. В нем сочетаются разные функции:

утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Он

способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также

естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Известны

разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная

передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или

старших детей.

Классификация произведений детского фольклора может производиться по его

функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественной форме,

способам исполнения. Следует отметить единство системы жанров детского

фольклора, своеобразие которых определяется различием в мировосприятии ребенка

и взрослого.

Колыбельные песни, выражают нежность и любовь к ребенку, имеют вполне

определенную цель — усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный

ритм и монотонный напев. Пение сопровождается покачиванием колыбели, и в

песнях могут появиться звукоподражания:

Березонька скрыл-скрипит,

А мой сынок спит-поспит.

В колыбельных песнях велика роль импровизации: они поются до тех пор, пока

ребенок не заснет. Вместе с тем большое значение имеют традиционные, устойчивые

тексты.

Пестушки, потешки, поскакушки побуждают ребенка к бодрствованию, обучают его

двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях,

важную роль здесь играет ритм, однако характер его иной — бодрый, веселый:

Тра-та-та, тра-та-т,.

Вышла кошка за кота.

Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ!

Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки

— с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки — с элементами сюжета, игры

(«Ладушки, ладушки...», «Идет коза рогатая... «). В них появляются перечисления,

диалоги. Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм.

Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк

вызывает у ребенка радостное настроение.

Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием.

Сюжеты прибауток очень простые (одно-мотивные или кумулятивные),

напоминающие «маленькие сказочки в стихах» (В. П. Аникин). Прибаутки содержат

первые назидания: упрямый козел съеден волками; кысонька-мурысонька не

оставила маслица, чтобы угостить другого... Однако главная роль прибауток —

познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их

типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает

лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д.

Среди прибауток особое место занимают небылицы-перевертыши. Их установка —

создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и

свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает

соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно

действительности, на что может прямо указываться:

Где это видано.

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила.

Поросенок яичко снес... и т. д.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее

значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно,

последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют

короткий стих (от 1 до 4 слогов) и обычно хореический размер.

Игровые приговорки и припевки содержание этих произведений определяла сама

игра. В играх дети изображают семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовит

их к взрослой жизни. Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки

прибауток. Прибаутки вносили в игру кумулятивную композицию, а в

сопровождающий ее словесный ряд — ритмичность, звукоподражания.

Скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в

произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы

артикуляции.

Молчанки — стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: «волосянки»)

— соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка.

Дразнилки и насмешки, а также уловки, мирилки, отговорки. Они представляют

собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того

слушателя, которому адресованы индивидуально.

Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его

место в детском коллективе. Дразнилки высмеивают то, что воспринимается детьми

как негативное. Их объекты — жирный, беззубый, косой, лысый, рыжий, жадный,

ябеда, вор, плакса, воображая, попрошайка, «жених и невест», а также сам дразнила

(Дразнила — собачье рыло). Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не

мотивированы. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к

имени (Алешка-лепешка, Андрей-воробей...); из повторений разных форм имени

ребенка (Ваня-Ваня-Валенок , Васька-Васёк, Катя-Катя-Катерина...). Уловки учат

быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и

потребовать расплаты за глупость или оплошность:

— Таня, Саня, Лизавета

Ехали на лодке.

Таня, Саня утонули.

Кто остался в лодке?

— Лизавета.

— Хлоп тебе за это.

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народные

песенки, сказки, пословицы, загадки радуют простотой слова, зажигают своим

весельем, волнуют глубиной мысли. Народное творчество незаменимо в работе

детского сада. С его помощью мы учим детей овладевать родным языком, прививаем

правила культуры поведения, формируем гигиенические навыки.

Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры,

соблюдать нормы поведения, принятые в обществе. Нравственные заповеди лучше

усваиваются детьми не через прямые наставления, а через мудрые народные сказки,

пословицы и поговорки.

В практике работы детского сада народное творчество присутствует во всех режимных

моментах. В играх с куклой ребенок постигает азы теплого, бережного отношения к

"своей дочке или сыночку", и именно это отношение ребенок понесет в свою

взрослую жизнь. Развивая сюжет в ролевой игре, дошкольник усваивает истины,

которые вложены в пословицы и поговорки: "Кончил дело - гуляй смело!", "Терпение

и труд все перетрут", а воспитатель помогает постичь смысл народной мудрости.

На прогулках и экскурсиях очень широко применяются заклички. Заклички - это

небольшие песенки, распеваемые группой детей. В закличке выражается эмоция

радости, доверия, переживания. Например," Ах, ты, радуга - дуга, ты туга и высока!

Дай нам солнышка - колоколнышка!", "Гром гремучий, тресни тучи, дай дождя с

небесной кручи".

Устное народное творчество используется и при проведении занятий. С помощью

сказок дети осваивают связную речь. В играх-драматизациях развивается

диалогическая и монологическая речь. На занятиях по художественно-эстетическому

развитию дети знакомятся с народными промыслами, приобщаются к народному

искусству и все это сопровождается стихами и поговорками.

В развлечениях дети разыгрывают сценки, инсценируют сказки, так же используя

фольклорный материал.

Загадка - игра в узнавание, отгадывание. Именно загадки способствуют умственному

развитию ребенка. Загадки используют во всех видах деятельности в детском саду.

Воспитатель не только дает детям готовые загадки, но и учит их составлять

самостоятельно.

Таким образом, устное народное творчество пронизывает все виды деятельности

детского сада. Знакомство с народным искусством приобщает детей к истокам

народной культуры, знакомит с наследием прошлого, способствует

интеллектуальному развитию, формирует навыки социального поведения. Все это

благоприятно влияет на развитие и формирование личности дошкольника.



В раздел образования