Напоминание

Проект "По страницам сказок"


Авторы: Томилова Валентина Николаевна, Желманкина Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 118
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "По страницам сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Проект

В санаторной группе

«По страницам сказок»

Руководители проекта: воспитатели санаторной группы

Участники проекта: дети санаторной группы, родители, воспитатели

2

АКТУАЛЬНОСТЬ

Процесс общения дошкольника с книгой - это процесс становления в нём

личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось

еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как

можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необы-

чайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за

компьютерными играми, за просмотром телепередач и всё реже читают кни-

ги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заста-

вить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он яв-

ляется своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошколь-

ному возрасту условно. В действительности, это - слушатель, чья встреча с

книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора тек-

ста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, ин-

терес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детско-

го чтения, создание системы чтения - всё это во власти взрослого. От взрос-

лого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечён-

ным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случай-

ным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу

чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна,

ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно фор-

мирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В

книгах заключено особое очарование: книги разговаривают с нами, дают нам

добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок,

которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Мы,

педагоги группы, решили совместить проблему с увлечением,

Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот

мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок дол-

жен любить книгу, тянуться к ней.

У современных детей телевизор, планшет, телефон и компьютер, как фон

жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже

засыпают под его звуки.

Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей

в доступной форме со сказкой. Она учит проявлять смекалку не спешить с

3

решением той или иной задачи, слушаться родителей, не судить о людях по

их внешнему виду, и иметь друзей.

Актуально найти эффективные формы работы по приобщению детей к

чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию

особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям осо-

бый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разра-

ботать проект «Мир сказок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ничто так не характеризует степень развития общества,

степень общественной культуры,

как уровень читающей публики

в данный исторический момент.

Н. А. Рубакин

Проблема чтения осознаётся в современном мире как общенациональная и

государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России – тревож-

ное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключи-

тельно значимым.

Наши дети не хотят читать. Эта проблема волнует сегодня не только педа-

гогов, социологов и психологов, но и родителей. Интерес к книге упал по

многим причинам. Это и нехватка времени у работающих родителей, и кон-

куренция компьютерных игр, теснящих «добрую, старую книгу», и непони-

мание родителями значения чтения детских книг для воспитания ребенка …

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир

большой литературы. Художественная литература открывает и объясняет ре-

бенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотноше-

ний. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции,

дает прекрасные образцы русского литературного языка.

родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет

книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой,

уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени

зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в

дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его

жизни.

4

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации,

ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, уста-

навливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает

взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные

минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее серд-

це.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование у детей устойчивого интереса к литературе как к виду ис-

кусства.

Образовательная задача:

формирование у детей понимания того, что книга – основной источник

знаний.

Развивающие задачи:

развитие традиции семейного чтения; развитие у детей мышления, памя-

ти, воображения; развитие разговорной речи.

Воспитательные задачи:

воспитание любви к сказкам, бережного отношения к книге как результату

труда многих людей; воспитание коммуникативных навыков, самостоятель-

ности, трудолюбия.

Участники проекта:

педагоги детского сада; дети санаторной группы, их родители;

Тип проекта:

групповой, познавательно – творческий.

Продолжительность проекта:

долгосрочный.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап – подготовительный: формулировка проблемы проекта; постановка

цели и принятие задач проекта; планирование деятельности; подбор матери-

ально – технического оснащения и литературы.

2 этап – организационный: распределение обязанностей и ролей; организа-

ционные формы работы над проектом, включающие интеграцию образова-

5

тельных областей, осуществляющуюся в процессе совместной деятельности

взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей.

3 этап – формирующий: оказание детям практической помощи в формиро-

вании у них знаний, умений и навыков по теме проекта.

4 этап – итоговый: подведение итогов реализации проекта; обобщение

опыта работы над проектом; совместное с детьми и родителями оформление

альбома «Мой любимый сказочный герой»; постановка новой проблемы; пер-

спективы развития.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ:

Компьютер; фотоаппарат; фонотека для прослушивания сказок, проведе-

ния релаксации, музыкотерапии; книги; картины, иллюстрации к сказкам;

игры и игрушки; атрибуты театрального уголка и его пополнение куклами

Би-Ба-Бо; материалы для детского творчества.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ:

Программа «Радуга» под редакцией М. А. Васильевой.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста

Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1991; №4, 2007. Журнал «Ребёнок

в детском саду» №4 – 2010 г. «Что за прелесть эти сказки», Доронова Т.

Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М.,

ЛИНКА-ПРЕСС, 2008 г. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога»

- М., 2002, Михайлова А. Я.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ:

Образовательная область

Содержание:

НОД

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

6

Познавательное развитие:

НОД «Путешествие в прошлое книги».

Беседы: «За что мы любим сказки?»; «Бережное хранение книг»; Виктори-

на «Что за прелесть эти сказки»

Дидактические игры: «Узнай сказку»; «Из какой сказки?»; «Что такое ХО-

РОШО и что такое ПЛОХО» (по сказкам).

Консультации для родителей Русские народные колыбельные «Домашнее

чтение для сердца и разума».

Речевое развитие

НОД «Моя любимая книга».

Чтение русских народных сказок: «Зайкина избушка»; «Лисичка-сестрич-

ка и серый волк»; «По щучьему велению» и др.

Дидактические игры: «Узнай сказку»; «Из какой сказки?»; «Узнай сказку

по загадке» , «Узнай сказку по картинке»; «Что такое ХОРОШО и что такое

ПЛОХО» (по сказкам).

Показ сказок магнитного театра: Колосок, Зимовье зверей, Заяц и еж,

Жихарка, настольного театра «Зайкина избушка», «Заяц и еж»

Чтение детям сказок дома по рекомендации воспитателей.

Художественно-эстетическое развитие

НОД по рисованию на тему «Мой любимый сказочный герой»; НОД по

изодеятельности на тему: «Закладки».

Ручной труд по «ремонту» книг «Книжкина больница».

Игры-драматизации: Репка, Три медведя.

Просмотр мультфильмов по сказкам: «Лиса и кувшин»; «Сивка – Бурка»;

«Мужик и Медведь» и «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка»

Книжки-раскраски по теме проекта.

Игры - пазлы по сказкам.

Подвижные игры:

«Хитрая лиса»

7

«Зайцы в огороде»

Совместное с детьми и родителями создание альбома художественных ра-

бот «Волшебный мир сказки».

Изготовление персонажей для театра на конусах по сказке «Три поросён-

ка».

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия в поселковую детскую библиотеку.

Интегрированное занятие по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Решение с детьми провокационных вопросов, проблемных ситуаций.

Оформление тематической выставки книг «Русские народные сказки».

Рассматривание картин, иллюстраций по сказкам.

Дидактические игры: «Кого не хватает?»; «Узнай сказку по иллюстрации»;

«Закончи сказку по-своему»; «Узнай сказку по отрывку».

Информационные файлы: «Как подарить детям радость чтения»;

Составление памятки для родителей «Что читать дошкольникам?».

Анкетирование родителей «Книга в вашей семье».

Физическое развитие

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика на всех НОД по реализации

проекта.

Профилактическая гимнастика (дыхательная; формирование осанки; паль-

чиковая гимнастика; гимнастика для глаз).

Подвижные игры и упражнения детей с оборудованием физкультурного

уголка.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение интереса детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания

грамотного читателя, речевого развития ребёнка.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Позитивные изменения в речи детей.

8

Ответственность детей за свои дела и поступки.

Обобщение и распространение семейного опыта.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Изготовление персонажей театра на конусах по одной из сказок.

Изготовление с детьми настольного театра по одной из любимых детьми

сказок.

Альбом художественных работ на тему: «Волшебный мир сказки»

Для достижения цели мы купили новые книги, создали картотеку

дидактических игр, подвижных игр, потешек и загадок. Подобрали игры,

купили новые театры по сказкам.

Сентябрь.

Чтение сказок «Три медведя» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

пазлы «Собери сюжет из сказки», Рисование по сюжету сказки.

Консультация для родителей: «Колыбельные песни в жизни детей»

Октябрь

Чтение сказки «Колосок», «Жихарка», заучивание считалки «Лиса по лесу

ходила», Дидактические игры «Приходите на лужок», игра с кубиками

«Собери сказку», лепка «Мой любимый сказочный герой»

Консультация для родителей: «Роль сказки в жизни ребенка»

Ноябрь

Чтение сказок « Царевна – лягушка», «Хвосты», Заучивание 1.2,3.4.5.

вышел зайчик погулять. Драматизация сказки «Три медведя».

Дидактические игры: «Приходите на лужок», изготовление настольного

театра «Петушок и бобовое зернышко». Настольные игры – пазлы

«Собери сказку»

Декабрь

Чтение сказки «Зимовье зверей», Лисичка со скалочкой», Заучивание

9

потешки «Шла коза по мостику», показ настольного театра «Заяц и еж»,

Драматизация сказки «Рукавичка», Заучивание колыбельной «Есть в лесу

под елкой хата». дидактическая игра «Узнай сказку по картинке»

Консультация для родителей «Какие сказки нужны детям?»

Январь

Чтение сказок «Хаврошечка», «Зимовье зверей». Заучивание колядок,

показ театра на магните «Заяц и еж». Отгадывание загадок по сказкам.

Дидактические игры «Назови героя- из какой сказки», Рассматривание

иллюстраций к сказкам. Пополнение уголка книги новыми книгами.

Февраль

Чтение сказок «Лисичка сестричка и серый волк», «Сивка-бурка»,

заучивание закличек к празднику «Масленица», показ пальчикового

театра «Колосок, рисование по мотивам любимых сказок».

Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании детей»

Март

Слушание сказок в грамзаписи «Гуси -лебеди», «Хаврошечка»,

Заучивание «Чики-чики, чикалочки», показ театра на фланелеграфе

«Кот, петух и лиса», аппликация «Зайка серенький», Дидактическая игра

«Что нам привез Мишутка?»

Консультация для родителей «Какие книги покупать детям»

Апрель

Показ сказок по телевизору «Заяц и еж», «Лиса и козел», кукольный театр

«Маша и медведь», рисование любимых героев сказок, дидактическая

игра «Приходите на лужок», Заучивание «Лучше нет родного края»

Май

Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Хроменькая уточка», викторина

10

«Что за прелесть эти сказки?», Рисование «Мой любимый сказочный

герой, настольные игры – пазлы «Собери любимую сказку».

Анкетирование родителей : «Книга в вашей семье»

11

Проект «Край, в котором мы живем»

Проект «Край, в котором мы живем»

МБДОУ № 118 г.Кемерово

Проект «Край, в котором мы живем»

Автор: Томилова Валентина Николаевна

воспитатель старшей группы

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги, по которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Наименование проекта:

«Край, в котором мы живем» - проект по краеведению - расширение

представлений дошкольников о своем крае, развитие чувства патриотизма.

Актуальность проекта:

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать

и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства

патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к

близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют

огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического вос-

питания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая

12

все большее общественное значение, становится задачей государственной

важности. Современные исследователи в качестве основополагающего

фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотиче-

ском и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально

– региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви

к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Гипотеза:

В результате работы по расширению знаний детей о своём родном по-

селке, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре род-

ного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и ува-

жение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осу-

ществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Цель проекта:

• Расширить знания о культурных традициях и образе жизни народа;

• Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к

труду, его жителям

• Раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников

на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Задачи проекта:

• Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и соци-

альном окружении.

• Дать представление о роли родного поселка, познакомить с различны-

ми социальными объектами, их значением для жизни поселка.

• Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурно-

му наследию родного края.

• Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный – сбор информации, работа с методической литера-

турой, составление плана работы над проектом.

2. Практический – реализация проекта.

3. Итоговый – подведение результатов, защита проекта

Вид проекта:

Познавательный и творческий.

Участники проекта:

13

• дети старшей группы МДОУ № 118 г.Кемерово

• воспитатель;

• родители воспитанников.

Срок реализации проекта:

09 сентября 1017г по 30 мая 2018 г. года

Предполагаемый результат:

• расширение знаний детей о родном крае, обычаях, культуре, формиро-

вание на этой основе духовного, экологического, нравственного и лич-

ностного отношения к действительности;

• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация пози-

ции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Методическое обеспечение:

1. Е. К. Ривина «Государственные символы России» М. Аркти, 2009.

2. Г. Н. Данилина «Дошкольнику –об истории и культуре России» М. Арк-

ти, 2003.

3. Н. А. Арапова-Пискарёва «Мой родной дом» М. Мозаика - синтез,

2004.

4. Ю. Е. Антонов; Л. В. Лёвина «Как научить детей любить Родину» М.

Аркти, 2003

Этапы проекта:

• Беседы с детьми на тему «Мой поселок», «Национальная одежда».

• Экскурсия «По поселку мы пройдем» (знакомство социально значимы-

ми объектами поселка)

• Участие в смотре – конкурсе краеведческих уголков среди групп

• Оформление выставки книг бурятских и иркутских писателей

• Подготовка фото материала «Знаменитые земляки»;

• Оформление родителями макетов «Деревенский двор», «Бабушкин ого-

род»

• Организация подвижных игр на прогулке «Игры народов Сибири»

• индивидуальная работа с семьями воспитанников.

Тематический план работы:

14

• Познавательно-речевое развитие «Наш поселок Усть-Ордынский». Об-

зорная экскурсия по поселку, целевая прогулка к социально значимым

объектам: музей, библиотека, ЦНТ, площадь Ленина, школы.

• «Мой поселок славный для меня ты главный» Рассматривание фото по-

селка.

• Беседы о гербе поселка, района (знакомство с символикой района)

• Посещение детьми краеведческого музея, библиотеки, ЦНТ.

• Чтение произведения иркутского писателя Устинова С. К. «Сказки и

были о лесных жителях».

• Составление рассказов по впечатлениям экскурсии.

• Беседа «Знаменитые земляки» (фотоматериал о спортсменах района)

• Художественно-эстетическое развитие «Художники Иркутска» Знаком-

ство с творчеством художника Конева Е. А. (живописец, очень много напи-

сал картин про Байкал, про деревенскую жизнь.

• Беседа «Национальная одежда» (рассматривание фото, предметов

одежды бурят)

Физическая культура.

• «Игры народов Сибири» (имеется картотека).

• Разучивание с детьми игр: «Прыжки через нарты», «Перетягивание ка-

ната»

В рамках реализации проекта подготовлены презентации: «Моя семья»,

«Мой любимый детский сад», «Иркутские писатели».

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость па-

триотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у

дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько акту-

альна тема изучения родного поселка. Проект заинтересовал детей и взрос-

лых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего по-

селка и страны.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-vasilevoi1_va2a0.pptx

| 8072,82 Кб | Скачан: 1

15

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 118

«Детский сад комбинированного вида»

Оздоровление детей в санаторной группе детского сада

Томилова Валентина Николаевна, воспитатель.

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей

в санаторной группе в детском саду

Актуальность проекта:

Цель проекта: Внедрение данного проекта в группе необходимо для повы-

шения защитных свойств организма детей, укрепления и сохранения здоро-

вья детей.

В группу приходят дети:

Здоровые, имеющие семейный контакт – 2 ребенка

Переболевшие туберкулезом - 2 ребенка

Дети, имеющие легочную патологию

Диагностическая группа – частоболеющие дети

За период экспериментальной деятельности в группе находились до-

школьники второй и третьей групп здоровья.

Что необходимо для решения данной проблемы:

1.Подбор дыхательной и оздоровительной гимнастик

2.Строгое соблюдение режима дня

16

4.Индивидуальный подход в проведении закаливающих процедур и

занятий с учетом состояния здоровья ребенка и уровня физического развития.

Срок осуществления проекта: учебный год.

Задачи:

1.Укрепление и сохранение здоровья детей

2. Формирование интереса к дыхательным упражнениям, навыкам пра-

вильного дыхания

Медицина и дыхание

Проведение дыхательных гимнастик способствует укреплению дыха-

тельных путей, освобождению бронхов от мокроты, улучшает самочувствие.

Помогает при частых и длительных простудных заболеваниях: ринит, брон-

хит, ларингит, ОРЗ. Действует успокоительно на организм человека.

Деятельность педагогов.

1.

Изучение состояния здоровья детей

2.

Изготовление индивидуальных ковриков для занятий

3.

Создание картотеки различных гимнастик

4.

Создание игр для развития дыхания

5.

Физкультурно – оздоровительная работа

Деятельность детей:

Дыхательная, оздоровительная гимнастика, закаливающие процедуры, игры.

Деятельность родителей:

1.Формирование активной позиции в воспитании и оздоравливании ребенка,

преодоление равнодушия и безразличия к тому, что делается в дошкольном

учреждении

2.Совместное изготовление ковриков для закаливания, индивидуальных посо-

бий на развитие дыхания.

Результаты работы

17

Результаты диагностики показали, что организованная таким образом оздо-

ровительная работа дала свои положительные результаты.

1.Анализ показателей заболеваемости детей в конце года по сравнению с на-

чалом года снизился.

Осень – 4 случая

Зима - 7

Весна –2

2 Сделаны папки для родителей «Что значит быть здоровым?»

Проведены консультации:

Оформлена выставка

Проведен праздник.

Форма презентации

Участие в городском методическом объединении по теме: «Охрана и укреп-

ление здоровья детей»

Результаты проекта позволяют сделать заключение об эффективности проде-

ланной работы по оздоравливанию детей в санаторной группе. Положитель-

ные результаты возможны только при постоянном выполнении оздорови-

тельных мероприятий, совместной работе всего коллектива детского учре-

ждения и родителей. В понимании важности и значимости всех форм оздо-

равливания детей.

Перспективное планирование оздоровительных мероприятий

Сентябрь

1.Занятие «Витамины с грядки»

2. Оздоровительная гимнастика №

3. Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Самовар».

4. Массаж биологически активных точек «Что делать после дождика»

Октябрь

1.Занятие «Урок здоровья»»

2.Оздоровительная гимнастика №2

3.Дыхательные упражнения «Пузырь», «Ветерок».

18

4. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Ноябрь

1. Занятие «Чем мы дышим?»

2. Оздоровительная гимнастика №3

3. Дыхательные упражнения «Лечебные звуки», «Трубач».

4.Массаж биологически активных точек «Вышел зайчик погулять»

Декабрь

1.Занятие «Береги свой позвоночник»

2. Оздоровительная гимнастика №4.

3.Дыхательные упражнения «Сдуй снежинку», «Гармошка»

4.Массаж биологически активных точек «Неболейка»

Январь

1.Занятие «Чистота – залог здоровья»»

2.Оздоровительная гимнастика № 4

3.Дыхательные упражнения «Задуй свечу» «Часики»

4.Массаж биологически активных точек «В январе»

Февраль

1. Занятие «Береги свой позвоночник»

2.Оздоровительная гимнастика № 5

3. Дыхательные упражнения «Погреем руки», «Дровосек»

4. Физминутка «Я позвоночник берегу

Март

1.Занятие «Чтобы зубы были здоровыми»

2.Оздоровительная гимнастика №6

3. Дыхательные упражнения «Воздушный шар», «Гармошка»

4. Комплекс оздоровительных упражнений для горла.

Апрель

1.Занятие «Кто такие микробы»

2.Оздоровительная гимнастика № 7

3.Дыхательные упражнения «Насос», «Дудочка»

19

4. Массаж головы (по китайской методике)

Май

1.Занятие «Лекарственные травы»

2. Оздоровительная гимнастика №8

3.Дыхательные упражнения «Насос и мяч», «Поезд»

4.Массаж « Вышел зайчик погулять»

Конспект занятия с детьми

«Урок здоровья»

Цель. Познакомить детей с человеком, его органами, их расположени-

ем.

Рассказать о работе и значении сердца, легких и крови для жизни чело-

века. Учить детей познавать свой организм путем опытов. Воспитывать бе-

режное отношение к себе и окружающим людям.

Воспитатель. Посмотрите дети на себя, мы все люди – экологические

существа. А каждый из вас – человек.

Воспитатель. Что есть у человека?

Дети. Голова, руки, ноги, туловище, глаза, уши, рот.

Воспитатель. Вы, сказали то, что мы видим. А теперь пощупайте свою

голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?

Дети. Кости.

Воспитатель. А что бы было, если у человека не было костей?

Дети. Человек не мог ходить и сидеть, а только ползал.

Воспитатель. Внутри человека находится кости. По- другому, называ-

ется скелет, который служит опорой мышцам. Потрогайте свои руки и ноги.

Воспитатель. Что вы нащупали?

Дети. Мясо, мышцы.

Воспитатель. Да, мышцы держатся на костях человека, кости помогают

человеку двигаться, а некоторые имеют защитную функцию.

Воспитатель. Какую часть тела у вас защищают кости?

20

Дети. Верхнюю часть.

Воспитатель. Эту часть мы называем грудь и защищают ее ребра, по-

трогайте их. В груди находятся важные органы: сердце, легкие, печень. Эти

органы мягкие, легкоранимые.

Воспитатель. Зачем человеку нужны легкие?

Дети. Чтобы дышать.

Воспитатель. Человек может прожить без пищи две - три недели, без

воды три дня. Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без

воздуха?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Давайте проверим. Вдохните и задержите дыхание, кто

выдохнет, поднимите руку. Человек может прожить без воздуха 2-3минуты.

Если воздух не будет поступать в легкие, человек может погибнуть. В первую

очередь погибает его мозг.

Воспитатель. Где он находится?

Дети. В голове.

Воспитатель. Вот почему так важно, если с человеком случилось несча-

стье, и он перестал дышать, сделать ему искусственное дыхание, дать кисло-

род. Давайте сделаем дыхательную гимнастику как - будто делаем искус-

ственное дыхание человеку. Одну руку положите на живот, другую на грудь.

Втяните живот и наберите воздух в грудь – вдохните, опустите грудь(выды-

хая воздух), при выдохе громко произнесите ф-ф-ф.

Воспитатель. Человек начинает дышать, если у него работает сердце,

где оно находится? (Дети показывают)

Воспитатель.

Размеры

человеческого

сердца

соответствуют

размеру

своего кулака. Сожмите свою руку и посмотрите, какое у вас сердце. В покое

вы его не слышите. Но если человек пробежал, чего- то испугался, то слышно

как оно работает. Стучит, сокращается и расслабляется, выталкивает кровь в

кровеносные сосуды. Сосуды, это такие трубочки, они бывают большие и ма-

ленькие, некоторые из них мы видим. Посмотрите на свои руки, найдите на

21

них голубые трубочки. Кровь по этим трубочкам идет в легкие, мозг и другие

органы, проникая даже в зубы и глаза. Поднимите правую руку вверх, а ле-

вую опустите в низ, а теперь положите обе руки на стол. Сравните цвет кожи.

Дети. Правая рука покраснела, а левая побелела.

Воспитатель. Кровь от правой руки отхлынула, ей трудно подниматься

наверх, а к левой руке прилила, ее стало много, поэтому кожа стала красная.

Сердце выбрасывает кровь в организм, что вызывает колебания сосудов, эти

колебания называют пульсом. Пульс можно прощупать, где крупные крове-

носные сосуды подходят близко к коже. Это на шее, виске, запястье, пощу-

пайте на руке пульс. Мы спим, работаем, играем, а наше сердце постоянно

работает, гонит кровь по телу.

Воспитатель. Как вы думаете, сколько у человека крови?

Дети. Много.

Воспитатель. У взрослого человека пять литров крови, у ребенка – три.

Потеря даже пол-литра крови может быть для человека опасной, пол-литра

это вот такая баночка ( показывает баночку детям)

Воспитатель. Какого цвета кровь?

Дети. Красного.

Воспитатель. Когда человек может потерять кровь?

Дети. При травме, ранении, порезе, во время операции.

Воспитатель. Какую помощь нужно оказать человеку при кровотече-

нии?

Дети. Перевязать, смазать

антисептиком, при сильном кровотечении

вызвать скорую помощь.

Воспитатель. Что бы спасти человеку жизнь, иногда требуется перели-

вание крови. Эту кровь могут дать доноры. Донор переводится – даритель.

Умирающему

человеку

люди

дают

немного

своей

крови

и

спасают

ему

жизнь. Кровь в организме одна работает, другая находится в депо – это селе-

зенка, она находится слева, сзади, а справа - печень. Когда вы бегаете, танцуе-

те, занимаетесь физкультурой, ваши мышцы интенсивно работают, сердце на-

22

чинает стучать быстрее, кровяные депо выбрасывают свою кровь. При дол-

гом движении, например беге, может появиться боль в правом подреберье,

вы знаете, там находится печень. Она дает человеку сигнал, остановись, я

отдала всю кровь, нужно отдохнуть. Нельзя работать, бегать до изнеможения,

перегружать человеческий организм, необходимо чередовать труд с отдыхом.

Но если человек будет, только есть, спать, и смотреть телевизор – то может

заболеть. Человек должен делать посильную физическую нагрузку, как вы ду-

маете, какая она для детей?

Дети. Делать зарядку, играть в подвижные, в спортивные игры, оказы-

вать помощь взрослым.

Воспитатель. Человек должен двигаться, работать и отдыхать, правиль-

но питаться, бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих

людей. А, сейчас мы долго сидели, вставайте, поиграем. Проводятся подвиж-

ные игры по желанию детей.

Конспект занятия

Уши, носик и глаза помогают нам всегда

Цель.

1.Уточнить и закрепить знания детей об органах слуха, зрения, обоня-

ния

2.Продолжать познавать свой организм путем исследований

2.Воспитывать привычку к здоровому образу жизни, бережному отно-

шению к себе и окружающим людям

Ход занятия

Воспитатель. Дети, хотите отправиться со мной в путешествие?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда идем на звук колокольчика, вот мы и пришли, но

какой-то здесь запах стоит приятный.

Воспитатель. Что вы чувствуете?

23

Дети. Пахнет лимоном

Воспитатель. Что вам помогло почувствовать запах лимона?

Дети. Нос.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Запахи». У меня на подносе

баночки с крышками, вы будете подходить ко мне, закроете глаза. Я поднесу

баночку к вашему носу, а вы определите запах. (В баночках апельсин, чес-

нок, туалетная вода, хлеб, рыба, мыло)

Воспитатель. Вы правильно определили запахи, не ошиблись, вам по-

мог в этом нос. А для чего еще нам нужен нос?

Дети. Нос нужен, чтобы дышать.

Воспитатель. Правильно, нос нужен человеку для дыхания и правильно

дышать носом, а не ртом. Почему?

Дети. Зимой воздух согревается в носу, а если вдыхать ртом, то можно

простудиться.

Воспитатель. Дышать носом нужно в любое время года. Кроме того что

воздух в носу согревается и попадает теплым в легкие, в носу есть маленькие

ворсинки. Когда человек дышит через нос, на ворсинках оседают все пылин-

ки и в легкие попадает чистый воздух. Чтобы ваш нос хорошо дышал, сдела -

ем дыхательную гимнастику под музыку. Дети стоят, на усиление звучания

дети делают вдох, на затихание выдох, руки лежат на животе. (Воспитатель

регулирует на магнитофоне громкость звука)

Воспитатель. Дети, мы сейчас делали дыхательную гимнастику, что по-

могло вам услышать музыку?

Дети. Наши уши.

Воспитатель. Верно, уши помогают нам услышать разные звуки, да-

вайте посмотрим на уши соседа. Уши у вас немного разные, но служат всем

одинаково. Подумайте, что было бы, если мы перестали слышать и очутились

в полной тишине.

24

Массаж биологически активных точек

«Что делать после дождика»

Для профилактики простудных заболеваний

- Что делать после дождика?

Энергично массируют «дорожку» по спирали от уровня грудей вдоль перед-

нее - срединного меридиана до яремной ямки

- По лужицам скакать

Большими пальцами рук мягко поглаживают шею сверху вниз – 3 раза

- Что делать после дождика?

Сильно раздвинув указательные и средние пальцы, кладут их перед и за уша-

ми и силой растирают кожу.

- Кораблики пускать!

Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев растирают крылья носа

-3 раза

- Что делать после дождика?

Кладут три пальца на середину лба и массируют, мягко надавливая

- На радуге качаться!

Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу 3 раза.

- Что делать после дождика?

- Да просто улыбаться!

Энергично растирают ладони. Протягивают ладони вперед и улыбаются.

Физминутка «Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу, и сам себе я помогу.

Наклоняют корпус вправо, влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек

до колен.

Все выполняю я по порядку:

Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи

Сначала сделаю зарядку, нагнусь, прогнусь, и выпрямлюсь

Наклоняются вперед, слегка прогибаются назад, встают прямо.

И вправо, влево наклонюсь

Наклоняют корпус вправо и влево

С друзьями поиграю в мяч,

Он весело помчится вскачь.

Бегут на месте, прыгают на обеих ногах

И за столом я посижу,

Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью

И телевизор погляжу

Встают прямо, руки в стороны

25

Но буду помнить я всегда:

Кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стара-

ются сцепить пальцы рук за спиной.

Должна прямою быть спина!

Меняют положение рук.

Дыхательное упражнение «Насос»

-Мы качаем, мы качаем,

Воздух в шины надуваем

Проверяем каждый раз,

И аварий нет у нас.

Стоя слегка ноги расставить пальцы сжать в кулаки, наклоняться вниз, вы-

брасывая резко руки. И произносить: «Ш-ш-ш». Выпрямляясь, прижать

руки к груди и сделать вдох через нос

Пассажиры торопитесь

По два рядышком садитесь.

За рулем сидит шофер,

Смотрит он на светофор.

Гимнастика для глаз

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Дети вытягивают вперед ладошку.

Солнечный мой заинька

Маленький как крошка

Ставят на ладонь указательный палец другой руки

Прыг на носик, на плечо

Ой, как стало горячо

Прыг на лобик и опять

Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются

сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагива-

ются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед

собой.

На плече давай скакать.

Голова все время находится в фиксированном положении

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет

Закрывают глаза ладонями

26

Щечки теплыми лучами нежно согревает

Дыхательные упражнения

Ветер

Дует легкий ветерок –ф-ф-ф

И качает так листок –ф-ф-ф

Выдох спокойный

Дует сильный ветерок -ф-ф-ф

И качает так листок -ф-ф-ф

Выдох активный

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки так говорят:

Осиновый – а-а-а

Рябиновый – и-и-и

Березовый - о-о-о

Дубовый - у-у-у

Шарик

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой –топ1

А у кошки шарик – лоп!

Ш-ш-ш

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать

плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки

дыхания выполнить продолжительный выдох с произнесением звука ш.

Пузыри

Эй, мышонок посмотри,

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой,

Выбирай себе любой!

Звать к себе помахивая кистями, перед тем как назвать цвет, сильно надуть

щеки и выдохнуть.

27

Дыхательная гимнастика №1

1.

«Большой и маленький»

Подняться на носки. Вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть. Об-

хватить голени и подтянуть голову к коленям.

2. «Паровоз» двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза

и произносить чух - чух, меняя громкость и скорость

3.«Гуси летят» Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять

руки, на выдохе – опустить (8-10) раз, со звуком г-у-у.

4. «Дровосек» Руки сложить топориком и поднять вверх. Затем резко на-

клонить туловище и прорезать пространство между ног (5-8 раз), произне-

сти б-а-х.

5. «Часы» со звуком «тик» наклониться в левую сторону. Со звуком «так»

- в правую сторону (4-5 раз)

Дыхательная гимнастика №2

1.«Погреемся» Руки развести в стороны, затем быстрым движением скре-

стить их перед грудью. Хлопнуть ладонями по плечам, произнося у-х-х!

(8-10раз)

2.«Мельница» Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-

р-р, увеличивая скорость (6-7 раз)

3.«Сердитый ежик» Присесть ниже. Обхватить голени. Опустить голову,

произнести звук ф-р-р (3-5 раз).

4.«Лягушонок» Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением

вперед. На выдохе произнести к-в-а-к

5.«Заблудился в лесу» Сделать вдох, на выдохе прокричать а-у-у.

6.»Великан и карлик» Поднять руки вверх и потянуться. Сделать вдох.

Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув

Дыхательная гимнастика № 3

1.»Часы» Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10-

12 раз)

2.»Ловим комара» направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в

местах, где он может находиться (4-5 раз)

3.«Косарь» имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо вообра-

жаемую косу со звуком ж-у-х. (5-8 раз).

28

4. «Трубач» Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши,

произнести звуки ту - ту- ту. (15-20 сек.)

5. «Будильник» Сесть на пол, скрестив ноги, обхватить голову руками и де-

лать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3-

4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произно-

сить ку-ку.

6. «Насос» Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками

и произнося зкук с-с-с ( по 6-8 раз в каждую сторону)

Дыхательная гимнастика «Любимый носик» Цель: Научить детей дыха-

нию через нос, профилактике ОРЗ.

А сейчас без промедленья

Мы разучим упражнения.

Их друзья не забывайте

И почаще повторяйте.

1.Погладить свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох (5

раз)

Вдох - погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох и обратно

Пальцы наши просятся

2.Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох правой ноздрей, при

этом левая закрыта (5 раз).

Вздохни одной ноздрей, а выдохни другою. Попеременно ноздри при этом за-

крывай, сиди красиво, ровно, спинка прямо. И насморк скоро убежит, ты

так и знай!

3.Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно посту-

кивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза) Дайте носу поды-

шать, на выдохе мычи Звук «м» пропеть старайся, По крыльям носа пальца-

ми стучи.

И радостно при этом улыбайся.

29

Стрельниковская дыхательная гимнастика

1.Ладошки. И.п.-о.с, руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развер-

нуты к зрителю.1-сжимаем кулаки, делаем резкий вдох 2 -ладошки разжима-

ются, выдох. Повторить 4 раза отдых 3-5сек. Норма 24 раза по 4 вдоха –дви-

жения

2.Погончики. И.п.-о.с ,руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в ку-

лачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса. 1-

руки толкаем вниз к полу, руки выпрямляются, пальцы растопырить-вдох,2-

возвращаемся в и.п.- выдох .Норма 4раза по 4 вдоха-движения.

3.Насос. И.п. стоять слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опу-

щена вниз, руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в

локтях.1- слегка кланяемся вниз руки выпрямляются тянутся к полу, ноги

прямые, вдох-2-вернулись в и.п. –выдох. Норма 4х4. Отдых 3-10 сек.

4.Кошка. И.п. –о.с., руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти

рук находятся на впереди на уровне пояса.1-поворачиваем верхнюю полови-

ну тела вправо, слегка приседаем, кулачки резко сжимаются –вдох.,2- возвра-

щаемся в и.п –выдох. Затем влево. Норма 4х4..отдых 3-10 сек.

5.Обними плечи. И.п. о.с, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и

разведены. Одна рука размещается чуть ниже.1- обнимаем плечи, сближаем

локти - вдох,2- возвращаемся в и.п. выдох.Норма 4х4.

6.Большой маятник. И.п. - о.с голова слегка опущена, руки свободно висят

кистями к коленям.1-наклоняемся вниз, голова опущена, кисти тянутся к ко-

леням – вдох.2-возвращаемся в и.п, голова слегка откидывается назад-

выдох.2- запрокидываем голову вверх, обнимаем себя – вдох, возвращаемся в

и.п.- выдох. Норма 4х4.

7.Повороты головы. И.п. о.с, руки вдоль туловища.1-слегка поворачиваем го-

лову вправо –вдох, выдох. 2-тоже в правую сторону. Норма 4х4. Отдых 3-10

сек.

8. Ушки. И.п. о. с, руки вдоль туловища. 1- слегка наклоняем голову к право-

му плечу - вдох, выдох 2-наклонить голову к левому плечу вдох. Сделать 4

вдоха – движения, отдохнуть 3-5 сек., повторить. Норма 4х4.

9.Маятник головой. И.п -. о.с, руки вдоль туловища. 1-опуститьголову вниз-

вдох, выдох. 2- посмотреть на вверх -вдох, выдох, уходит посередине после

каждого вдоха. 4 вдоха движения, отдых 3-10 сек. Норма 4х4.

10.Перекаты. И.п.- о.с. выставить вперед правую ногу, руки вдоль туловища

1- перенести тяжесть тела на переднюю ногу, присели, вдох, выпрямились,

выдох, переносим тяжесть тела на другую ногу. 2- вдох, делаем пружинку на

ноге, другая слегка привстает на носочек. Норма 4х4. Не меняя ног. Затем

тоже с другой ноги.

11.Шаги. И.п -.о.с. 1-поднять согнутую в колене правую ногу, носок ступни

смотрит в пол, на левой ноге слегка присели -вдох. Опустили правую ногу на

пол, левая нога выпрямилась - выдох.2-тоже на другой ноге. Норма 4х4,отдых

3-10сек.

30

10.Перекаты. И.п.о.с. выставить вперед правую ногу, руки вдоль туловища 1-

перенести тяжесть тела на переднюю ногу, присели, вдох. выпрямились, вы-

дох, переносим тяжесть тела на другую ногу. 2- вдох, делаем пружинку на

ноге, другая слегка привстает на носочек. Норма 4х4. Не меняя ног. Затем

тоже с другой ноги.

11.Шаги. И.п.о.с. 1-поднять согнутую в колене правую ногу,носок ступни

смотрит в пол, на левой ноге слегка присели-вдох.Опустили правую ногу на

пол, левая нога выпрямилась-выдох.2-тоже на другой ноге. Норма 4х4,отдых

3-10сек.

Пузыри

Эй мышонок посмотри,

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой,

Выбирай себе любой!

Звать к себе помахивая кистями, перед тем как назвать цвет, сильно надуть

щеки и выдохнуть.

31

32



В раздел образования