Напоминание

ПРОГРАММА "ПЕСОЧНАЯ СТРАНА" "Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии"


Автор: Афанасьева Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: г.Ростов, Ярославкая область
Наименование материала: учебная программа
Тема: ПРОГРАММА "ПЕСОЧНАЯ СТРАНА" "Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14»

ПРОГРАММА

«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

«Коррекция речевых нарушений у детей

средствами песочной терапии»

Авторы: учитель-логопед

Афанасьева И.М.

г.Ростов 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Программа

по

коррекции

речевых

нарушений

у

детей

средствами

песочной терапии «Песочная страна»

Пояснительная записка………………………………………………………….4

Актуальность……………………………………………………………………..4

Новизна и отличительная особенность программы………...…………………5

Необходимость программы………………………..……………………………5

Цель, задачи…………...………………………………………………………….6

Направления работы…………….………………………………………………6

Принципы работы…………………………………………………….………....6

Этапы…………………..........................................................................................6

Содержание работы…………………………………………………….……......8

Структура занятия…………………………………………………………….…9

Работа с педагогами………………………………………….………………....10

Работа с родителями………………………………………….………….……..10

Работа с детьми……………………………………………….……….………..10

Педагогический мониторинг……………………………………….………….10

Ожидаемый результат…………………………………………….….………...10

Учебный план……………………………………………………..…………….12

Методическое обеспечение…………………………………………….……...14

Оборудование………………………………………………….……………….14

Технические средства обучения…………………………………………..…...16

Правила поведения в песочнице…………………………………………..…..17

Условия организации занятий с мокрым песком………………………….…17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Путь к умной, светлой голове лежит

через руки»

Любина Г.А. доктор педагогических наук

Актуальность.

В

настоящее

время

значительно

возрос

интерес

специалистов:

педагогов,

психологов,

логопедов

к

специа льно

организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно,

ведь

игра

с

песком

как

процесс

развития

самосознания

ребенка

и

его

спонтанной

«само

терапии»

известен

с

древних

времен.

Действительно,

взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет

им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок

расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное,

чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому

строительству.

Так

один

сюжет

жизни

завершается,

уступая

место

следующему. И так бесконечно.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную

чувствительность,

развивается

«мануальный

интеллект»

ребенка.

Поэтому

перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает

дополнительный

эффект.

С

одной

стороны,

существенно

повышается

мотивация

ребенка

к

занятиям.

С

другой

стороны,

более

интенсивно

и

гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть,

что

песок

обладает

замечательным

свойством

«заземлять»

негативную

психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и

гармонизация

психоэмоционального

состояния

ребенка.

Песочница

может

помочь освоить любые темы во время обучения чтению и письму, усвоить

разнообразные

понятия

(«Фрукты»,

«Овощи»,

«Звери»,

«Насекомые»).

Работать

можно

и

с

цветным

песком.

Иными

словами,

использование

песочницы

в

педагогической

практике

дает

комплексный

образовательно-

терапевтический

эффект.

Причем,

сегодня

уже

можно

говорить

о

таком

эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их

сверстникам с особенностями развития.

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У

одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы

справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые

дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его.

Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным,

или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе

особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над

звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который

помогает справиться с их внутренними трудностями.

Кроме

нарушения

эмоционально-волевой

сферы

у

многих

детей

с

нарушениями

развития

речи

проявляются

еще

и

следующие

симптомы:

низкое

развитие

мелкой

моторики

рук,

неразвитость

чувства

ритма,

нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более

позднее

формирование

словесно-логического

мышления.

Все

это

требует

более

тщательного

подбора

методов

коррекционной

работы

с

детьми,

имеющими нарушения в развитии речи.

Понимая важность и значение использования игр с песком, разработала

программу

по коррекции

речевых

нарушений

у

детей

средствами

песочной терапии.

Новизной

и

отличительной

особенностью

программы

является

использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка,

развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она

рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей

мелкой моторики рук, развития связной речи, словаря, грамматического строя

речи, восприятия, мышления, фантазии.

Цель: развитие речи детей средствами песочной терапии.

Задачи:

Создать

у

детей

интерес

к

играм

и

упражнениям

с

песком,

превратив их в занимательную игру;

Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев

рук с речью детей;

Активизировать словарный запас детей;

Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.

Направления работы:

1.

Диагностико – коррекционное.

2.

Профилактическое.

Принципы работы:

1.

Принцип учета механизмов речевых нарушений.

2.

Принцип

качественного

и

количественного

анализа

результатов

обследования.

3.

Принцип системности.

4.

Принцип комплексности.

5.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

Программа

по коррекции

речевых

нарушений

у

детей

предполагает 3 этапа обучения:

1 этап: Знакомство с песочной страной

Цели:

пробуждение интереса к занятиям с песком;

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2 этап: Путешествие по песочной стране

Цели:

развитие познавательных процессов;

развитие речи, памяти, мышления;

совершенствование координации движений, мелкой моторики,

ориентации в пространстве.

3 этап: В царстве песочной грамоты

Цели:

автоматизация звуков в речи;

создание композиций на песке;

проговаривание действий с песком;

развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.

Содержание работы:

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями,

появляющимися

от

взаимодействия

с

песком.

Следующий

шаг,

который

делает педагог, заключается в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на

ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать

ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять

отпечатками

рук

различные

геометрические

формы,

что

способствует

лучшему

запоминанию

понятия

формы,

сенсорных

эталонов

цвета

и

величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж

песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все

это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой

моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино,

и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к

предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки,

озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так,

постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают

участие

в

его

создании.

Все

песочные

картины

хорошо

сопровождать

рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными,

транспортом

и

даже

домами.

Такие

занятия

развивают

не

только

представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не

бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на

песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок

на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и

рукой

ребенка

передвигаем

фигурки

в

разных

направлениях.

Постепенно

ребенок

учится

соотносить

речь

с

движением

персонажей

и

начинает

действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно

изучать грамоту, счет.

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);

Познавательные (с их помощью познается многогранность этого

мира);

Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).

Игры

с

песком

разнообразны:

обучающие

игры

обеспечивают

процесс

обучения

чтению,

письму,

счету,

грамоте;

познавательные

игры

дают

возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории

своего поселка, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные

возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. Игры с песком

способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в

том

числе

и

творческого

рассказывания.

Многогранные

возможности

песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и

развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

Структура занятия:

1.

Введение

в

тему

занятия

(демонстрация

песочницы,

коллекции

фигурок);

2.

Знакомство с правилами игр на песке;

3.

Формулировка темы занятия, инструкции к играм;

4.

Содержание занятия;

5.

Итог занятия, ритуал выхода.

Структура

занятий

разработана

с

учетом

возрастных

особенностей

детей, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей разного

возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем

и успехов детей. Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей

(3-4 человека), так и индивидуально.

Для

успешной

реализации

поставленных

задач,

программа

предполагает

тесное

взаимодействие

с

педагогами

и

родителями.

Такое

сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса,

развитие речи детей, обуславливает его результативность.

Работа

с

педагогами

предусматривает:

беседы,

консультации

по

использованию песка на занятиях.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-

раскладушки, информационные стенды.

Работа

с

детьми проводится на занятиях, как часть занятия, в свободной

деятельности, в летнее время на участке детского сада.

Педагогический мониторинг.

Проводимое исследование включало в себя два направления:

1. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук.

2. Исследование речевого развития детей:

-Обследование фонетической стороны;

-Обследование фонематической стороны;

-Обследование лексики и грамматического строя импрессивной речи.

-Обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Данные,

полученные

в

ходе

диагностики

заносились

в

таблицы.

Обследование

речевых

функций

и

состояния

ручного

праксиса

осуществлялось

с

использованием

методик

Т.А.

Фотековой,

Н.В.

Серебряковой,

Л.В.

Лопатиной,

Т.А.

Ткаченко,

Е.В.

Колесниковой.

Эти

методики были дополнены и адаптированы с учётом особенностей детей

дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

Коррекция всех средств речи и ее основных функций;

У

детей

совершенствуется

координация

движений,

мелкая

моторика, ориентация в пространстве;

Совершенствуются навыки коммуникации;

Закрепятся представления об окружающем мире;

Дети

научатся

«проигрывать»

разнообразные

жизненные

ситуации, создавать композиции на песке.

Предложенная

программа

является

вариативной,

то

есть

при

возникновении

необходимости

допускается

корректировка

содержания

и

форм занятий, времени прохождения материала.

Программа

по

коррекции

речевых

нарушений

у

детей

средствами

песочной терапии может применяться в дошкольном учреждении.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МДОУ д/с №14

______________В.Г.Тимофеева

Решение педагогического совета

от 08 сентября 2016 г.

Учебный план

Старшая группа

Название темы

Общее

количество

занятий

1.

Ознакомление с песочницей

1

2.

Ознакомление с физическими свойствами песка

1

3.

Город на песке

1

4.

Живые картинки на песке

1

5.

Что спрятано в песке?

1

6.

Птицы рядом с нами

1

7.

Песочные шашки

1

8.

Дождик для художников

1

9.

Наш любимый детский сад

1

Итого в год:

9

Длительность одного занятия:

20-25 минут

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МДОУ д/с №14

______________В.Г.Тимофеева

Решение педагогического совета

от 08 сентября 2016 г.

Учебный план

Подготовительная группа

Название темы

Общее

количество

занятий

1.

Знакомство с песком (со световым планшетом)

1

2.

Путешествие по песочной стране

1

3.

«Овощи и фрукты»

1

4.

«Чувствительные ладошки»

1

5.

«Дружит жук Жужа со звуком [Ж]»

1

6.

«Дикие животные»

1

7.

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

1

8.

«Путешествие со звуком [Л]»

1

9.

Автоматизация звука [С] с словах

1

Итого в год:

9

Длительность одного занятия:

25-30 минут

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Общие условия организации песочной терапии.

Для

коррекционных

игр

в

песочнице

используется

следующее

оборудование:

Для

организации

процесса

песочной

терапии

потребуются:

световой

планшет,

песок,

коллекция

миниатюрных

фигурок,

природный

материал

(камни, шишки, каштаны и т.д.), кисти разного размера, трубочки

Световой планшет

Размер. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 –

размер

поля,

а

8

сантиметров

глубина).

Считается,

что

такой

размер

песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало

экспериментировали с размером и формой песочницы, и пришли к выводу,

что данный размер, действительно, наиболее удачен и гармоничен.

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной

работы.

Когда

мы

переходим

к

групповой

работе,

пространство

традиционной

песочницы

оказывается

слишком

малым.

Поэтому

для

групповой

работы

мы

рекомендуем

использовать

песочницу

размером

100х140х8см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является

дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях

используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает цвет дерева.

Итак, песочница готова. Теперь ее можно на одну треть или наполовину

заполнять чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу

песком.

(Время

от

времени

используемый

песок

необходимо

менять

или

очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно

изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.)

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор

миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир. В классической

песочной терапии существует классификация предметов, используемых в

процессе создания песочных картин.

Это фигурки:

Людей, разнообразных по: полу, возрасту, культурной и национальной

принадлежности,

профессии,

времени

жизни

(от

первобытных

до

современных людей). Фигурки должны быть как динамические, так и

статические.

Наземных животных и насекомых (домашние, дикие, доисторические).

Летающих животных и насекомых (дикие, домашние, доисторические).

Обитателей

водного

мира

(разнообразные

рыбы,

млекопитающие,

моллюски, крабы).

Жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки, мебель

различных эпох, культур и назначения.).

Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).

Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.).

Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).

Транспортные

средства

(наземный,

водный,

воздушный

транспорт,

гражданского

и

военного

назначения,

фантастические

транспортные

средства).

Объекты

среды

обитания

человека

(заборы,

изгороди,

мосты,

ворота,

дорожные знаки).

Предметы,

связанные

с

верованиями

человека

(храмы,

иконы,

божки,

алтари).

Объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы).

Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и

пр.).

Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски

дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.).

Оружие.

Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтэзи, фигурки-

оборотни.

Злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак,

всё,

что

встречается

в

окружающем

мире,

может

занять

достойное

место

в

коллекции.

Если

для

занятий

не

хватает

каких-либо

фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать

из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках

недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и

прозрачные коробки.

Когда приходит на занятие ребенок, или группа детей, то предложение

«поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

Технические средства обучения:

Фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, музыкальные диски.

Условия организации занятий с мокрым песком

1.

У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2.

Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3.

Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым

занятием

температуру

воды

можно

постепенно

снижать,

чтобы

одновременно происходило дополнительное закаливание детей.

4.

Рядом

с

песочницей

должен

находиться

источник

чистой

воды

и

салфетки.

Правила поведения в песочнице.

(старшая группа)

«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и

не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:

1.

Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно

песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться

обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в

других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3.

Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с

песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

Правила поведения в песочнице.

(подготовительная группа)

1.

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3.

После игры надо помочь Песочной фее (хозяйка песочницы, Королева

песочного мира, гномам, черепахе Тартиле и т.п.) убрать все игрушки

на свои места.

4.

После игры в песке надо помыть руки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.

Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование -

июнь №12 2006

2.

Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007

3.

Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-

волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного

возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007

4.

Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы

детей

раннего

и

младшего

дошкольного

возраста//

Дошкольная

педагогика /июль, август/ 2006

5.

Грабенко

Т.М.

Игры

с

песком

или

песочная

терапия//Дошкольная

педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004

6.

Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89

7.

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии

8.

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной

терапии/СПб.: Речь: ТЦ Сфера, 2001

9.

Зинкевич

Евстигнеева

Т.Д.,

Грабенко

Т.М.

Коррекционные

развивающие и адаптирующие игры Спб.: Детство – Пресс, 2002

10.

Зинкевич

Евстигнеева

Т.Д.,

Грабенко

Т.М.

Чудеса

на

песке:

Практика песочной терапии (диск)

11.

Кичура

В.В.

Конспекты

занятий

с

использованием

песочной

игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная

педагогика /май/2008

12. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию

пространственно-количественных

представлений

у

дошкольников

с

ЗПР//Дошкольная педагогика /май, июнь/ 2005

13. Семенова О.В. Использование песочной терапии при работе с детьми

раннего возраста, имеющими проблемы в развитии//интернет

14. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь,

2008.

15.Ульянова

Э.

Расти,

репка

на

песке//Дошкольное

образование

№12

июнь 2006

16.Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008

Приложение к программе по коррекции речевых

нарушений у детей средствами песочной терапии

«Песочная страна»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

Стихи:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта.

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой,

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру…Подобно Богу

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

В ручейке вода струится,

В речке плещется вода.

Мы водою будем мыться,

Без воды нам никуда.

Городок наш песочный,

Ты стоишь над рекой.

Ты уютный, красивый,

Хоть не очень большой.

Здравствуй, солнце красное,

Здравствуй, утро ясное.

Здравствуй наш песочек,

Желтенький дружочек!

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Песочный Человек, приди!

(Т. Грабенко)

В ладошки наши посмотри –

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем ты всем нам подрасти помог!

(Т.Грабенко)

(от лица Песочного Человечка)

Я вас слушал, я вас слышал,

Вот такие молодцы!

Вы – волшебники-творцы.

Я открою вам секреты,

Только знать надо при этом

Правила моей страны.

Очень все они просты!

Я сейчас их изложу

И запомнить попрошу!

Вы готовы мне внимать?

Значит, можно начинать?

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?!

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

(Т.Грабенко)

Вот какие малыши!

Как один все хороши!

Дом построили песочный.

Дом красивый! Это точно!

Есть окошки, крыша, двери.

Там живут игрушки-звери.

Мы сейчас гулять пойдем,

Тоже будем строить дом!

(Н.В.Нищева)

Нас сегодня ждет песочек

Чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек:

Хочешь рой, а хочешь строй.

Поселок наш песочный,

Любимый и родной,

Уютный и красивый,

Хоть и не большой!

Загадки:

Из меня куличек печь удобно,

Только есть его нельзя,

Я сыпучий, желтый,

Несъедобный,

Догадались вы кто я?

(песок)

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

Из камней он появился

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!

(песок)

Мелкие зёрна огромной горы

Мелкие зёрна огромной горы.

Вниз не текут, как вода или сок.

Тоненькой струйкой с горы до поры

Сыпется с тихим журчаньем

(песок)

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть.

Сухой – я рыхлый и сыпучий,

Сырой, когда дождик помочит из тучи.

Я желтый, сладкий и золотой.

Узнали, ребята, кто я такой?

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал...

Ответ: Песок

ИГРЫ С ПЕСКОМ

ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ С СУХИМ ПЕСКОМ

«Наведи в песочнице порядок»

Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном

положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые

лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно,

и назвать их.

Упражнение «Здравствуй песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Упражнение «Песочный ветер»

Цель: Дыхательное упражнение

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение «Узоры на песке»

Ц е л ь : закрепление

знаний

о

сенсорных

эталонах,

установление

закономерностей.

Игра-упражнение «Маленькие волшебники – мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его

мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Упражнение «Мы едем в гости…»

Ц е л ь : развитие

пространственных

представлений,

ориентировка

в

песочнице.

Упражнение «Песочные строители»

Цель:

закрепление

знаний

о

сенсорных

эталонах,

пространственных

представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации,

воображения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПОГРУЖЕНИЕМ РУК В ПЕСОК

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация

интереса.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель:

развитие

тактильной

чувствительности,

зрительного

восприятия,

образного мышления, произвольности.

«Угадай, какая буква тебе попалась в руки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее

из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.

«Что спряталось в песке?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется.

Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке.

Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это

время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять

предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».

Игра "Построй ступеньки» (Деление слов на слоги).

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним,

двумя

и

тремя

окнами.

Дети

должны

выложить

ступеньки

из

слов,

напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут

располагаться

(строить

ступеньки).

Возле

домика

с

одним

окном

выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами -

трехсложные.

Игра «Мой город».

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный

звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить

устный рассказ об этом городе и его жителях.



В раздел образования