Напоминание

"Физическое воспитание в семье"


Автор: Апрышко Наталия Александровна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: СНИГУ им Н.Г. Чернышевского,
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Физическое воспитание в семье"
Раздел: высшее образование





Назад




Апрышко Н.А

студентка 4 курса

СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Физическое воспитание в семье

Статистика

свидетельствует,

что

в

течение

последнего

десятилетия

состояние здоровья наших детей ухудшается. Сегодня в среднем по России на

каждого ребенка приходится не менее двух заболеваний в год. Около 20–27 %

детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей,

страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85

% этих детей–больные сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Более 50 %

детей

нуждаются

в

психокоррекции,

что

характеризуются

серьезным

психологическим

неблагополучием.

В

подавляющем

большинстве

дети,

начиная

с

дошкольного

возраста,

уже

страдают

дефицитом

движений

и

сниженным

иммунитетом.

Современные

дети

много

времени

проводят

за

компьютером и телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты. Из-за

отсутствия физической активности

дети предрасположены к лени. Им не

интересно

на

улице,

не

хочется

двигаться,

они

считают,

что

тяжелый

физический труд и любое движение, кроме ходьбы, вообще излишне.

Физическое

воспитание

обязательно

должно

начинаться

в

семье,

оно

формирует

основные

физические

навыки

у

ребенка. Важно

помнить,

что

здоровье – великое благо и достояние всего общества. Ведь не зря народная

мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!» Физическое воспитание в семье

несет не только биологический, но и психический характер. Только привив

привычку

постоянно

заботиться

о

состоянии

своего

здоровья,

регулярно

выполнять различные физические упражнения, а также выработав у ребенка

неприятные ощущения из-за отсутствия нормальной физической активности,

можно предполагать, что став взрослым, человек будет также как в детстве

активно

двигаться,

выполнять

различные

физические

упражнения,

что

физическая активность станет для него привычкой, как чистка зубов по утрам.

Важная

часть

оздоровительной

групповой

физкультуры

это

самостоятельные

занятия

в

домашних

условиях,

в

семейной

обстановке,

направленные на обеспечение активного отдыха, оздоровление, закаливание.

Все члены семьи должны жить по определенным правилам, от которых

зависит их здоровье, где пример – это поведение взрослых всех поколений.

Нужно помнить, что главное в занятиях физической культурой и спортом –

систематичность и регулярность. Спортивные занятия должны стать важной

частью повседневной жизни каждой современной семьи.

Дети

особенно

восприимчивы

к

убеждениям,

положительному

поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

Личный

пример

родителей,

совместные

физкультурные

занятия,

здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания

в семье. Здорового ребёнка заставлять заниматься физкультурой не нужно, он

сам нуждается в движении и будет охотно выполнять всякие упражнения.

Физическое

воспитание

в

семье

должно

включать

процедуры

закаливания и гигиенические процедуры. Родители должны вырабатывать у

ребенка гигиенические навыки

У ребёнка активный интерес к упражнениям появляется тогда, когда

дома имеются разные игрушки и предметы. Родители должны предоставить

возможность ребёнку играть, что-нибудь катать, кидать мяч, бросать, брать

предметы

различной

величины,

формы

и

цвета,

взбираться

по

лестнице,

безопасно

лазать,

качаться.

Подвижные

игры

и

физические

упражнения

оказывают

большое

влияние

на

нормальный

рост

и

развитие

ребёнка,

на

развитие всех органов и тканей. Занятия нужно стараться проводить на свежем

воздухе как можно чаще, при этом дети и сами родители получат закаливание

организма, бодрость, энергию, хорошее настроение.

Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию

таких

положительных

качеств

как

самостоятельность,

внимание

и

умение

сосредоточиваться,

находчивость

и

мужество,

самообладание.

Постоянные

занятия любым видом физических занятий развивают силу мышц, ловкость и

быстроту реакции, выносливость. Также занятия спортом помогают сложиться

основным

качествам

личности,

к

которым

относятся:

упорство,

точность,

н а с т о й ч и в о с т ь

в

д о с т и ж е н и и

л ю б ы х

ц е л е й .

Существует несколько видов физкультурных занятий в режиме дня семьи:

утренняя гигиеническая гимнастика, водные процедуры, пешие прогулки и

походы, езда на велосипеде, оздоровительный бег, лыжи, катание на коньках,

игры во дворе, спортивная площадка, спортивный уголок дома.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Утренняя

гигиеническая

гимнастика

благоприятно

действует

на

весь

организм,

оказывая

оздоровительное

и

воспитательное

влияние.

Зарядку

желательно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении,

то

температуру

в

комнате

нужно

довести

до

16-17оС.

Для

заданий,

выполняемых

сидя

или

лежа,

необходимо

приобрести

специальный

гимнастический

коврик.

При

выполнении

упражнений

нужно

помнить

о

правильном дыхании – дышать глубоко, спокойно, не забывая о полном выдохе.

Утренняя

гимнастика

не

только

«пробуждает»

организм,

но

и

оказывает

тренирующий

эффект.

Начинать

занятия

утренней

гимнастикой

можно

с

любого возраста.

Водные процедуры

К

водным

процедурам

относятся:

обтирание,

обливание,

плавание.

Остановимся

на

плавании.

Влияние

плавания

на

организм

человека

разнообразно.

При

плавании

тело

человека

в

водной

среде

располагается

горизонтально и в связи с этим позвоночник освобождается от нагрузки массы

тела; создаются условия для формирования правильной осанки. Под действием

воды

активизируется

кровообращение

в

сосудах

кожи,

омываемой

и

массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в

воду

и

преодоления

ее

сопротивления

заметно

укрепляется,

увеличивается

глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его

2

терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во

время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной

системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Неоднократные

повторения

определенных

циклов

движений

повышают

выносливость

организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Пешие прогулки и походы.

Пешие прогулки благотворно влияют на организм. Походы являются

формой активного отдыха, рационального использования свободного времени

для

укрепления

здоровья.

Туристские

походы

формируют

чувства

коллективизма,

взаимопомощи,

ответственности.

Трудности,

которые

встречаются в походе, вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость,

сочетают

в

себе

познавательную

и

двигательную

активность.

Дети

учатся

замечать

интересное

в

окружающей

действительности,

во

встреченных

на

туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях, на воде.

Езда на велосипеде.

Езда на велосипеде оказывает благоприятное воздействие на сердечно-

сосудистую, дыхательную системы, укрепляет мышцы, особенно ног, стопы. У

детей развивается ловкость, быстрота, ритмичность, координация движений,

равновесие,

глазомер,

ориентировка

в

пространстве,

выносливость,

сила,

повышается вестибулярная устойчивость.

Оздоровительный бег

Бег – одно из основных для здоровья ребенка движений, позволяющих

хорошо

регулировать

нагрузку,

укрепляющих

сердечно-сосудистую

и

дыхательную

системы,

различные

группы

мышц,

суставы

и

связки.

Бег

естественное

движение,

привычное

для

детей

с

раннего

возраста.

Оно

выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального

оборудования. Умение бегать помогает ребенку участвовать в подвижных играх,

эстафетах,

спортивных

упражнениях.

Эффективен

бег

для

воспитания

выносливости,

улучшения

физической

работоспособности.

Нагрузки

в

беге

дозируются

в

зависимости

от

индивидуальных

особенностей

детей:

для

ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно

укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его

бега выше. Умение преодолеть быстро небольшое расстояние или, наоборот,

пробежать большую дистанцию пригодится в будущем людям самых разных

профессий. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений,

необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Заниматься бегом с детьми можно с 2-3 лет. По возможности надо чаще

использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым

дорожкам с поворотами и уклонами. Тренировки в беге желательно проводить в

теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя.

Помимо

закаливания,

бег

в

неблагоприятных

условиях

укрепляет

характер

детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься

физическими упражнениями.

Лыжи.

3

Великолепным

оздоровительным

средством

в

зимнее

время

служат

лыжные

прогулки.

Лыжные

прогулки

в

лесу

оказывают

положительное

эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с

гор и т.д.

Для лыжной прогулки с детьми лучше всего подойдет температура от 3

до 10 градусов мороза. В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать.

Самое главное и одновременно трудное - суметь заинтересовать ребенка, дать

ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала

по ровной снежной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на

снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или

назад, а на бок с разведением рук в стороны. Полезным упражнением в первых

тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки,

которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а

корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте.

Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала

движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.

Катание на коньках.

Катание

на

коньках

стимулирует

двигательную

активность

детей,

улучшает

состояние

их

здоровья

и

общую

физическую

закалку.

Часто

выполняемые

движения

на

зимнем

воздухе

приводят

к

благоприятным

изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При

передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения,

происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при

скольжении, что положительно влияет на укрепление свода стопы. Значительно

повышается

устойчивость

вестибулярного

аппарата,

повышается

чувство

равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал

через нос и не задерживал дыхания. Разрешается катание при температуре

воздуха от +2 до –15

0

.

Игры во дворе.

Чаще

всего

дети

играют

в

«магазин»,

«детский

сад»,

«больницу»,

«стройку». В этих играх отражается уровень знаний ребят об окружающем

мире, их интересы. Сюжеты этих игр можно успешно дополнять действиями в

целях

физической

нагрузки,

укрепления

здоровья

детей.

Особенно

привлекательны

для

ребят

подвижные

игры

с

большой

физической

и

эмоциональной

нагрузкой,

с

элементами

соревнования

(бег

наперегонки,

с

ловлей и догонялками, длительными прыжками и др.). Игры детей должны

находиться под контролем взрослых.

У детей разного возраста пользуются успехом игры – упражнения с

обручами,

мячами

разных

размеров,

скакалками

и

др.

спортивным

оборудованием.

Спортивная площадка.

Родители

могут

помочь

создать

для

детей

спортивно

игровые

площадки.

Форма

площадки

определяется

возможностями

свободной

4

территории возле дома; ее можно сделать квадратной, прямоугольной, круглой,

овальной. Всего удачнее покрытие естественное, травяное.

По

периметру

площадки

размещают

гимнастические

снаряды,

а

середину лучше оставить свободной для организации здесь подвижных игр,

веселых физкультурных праздников.

В вечернее время, а также в свободные субботние и праздничные дни

дети часто гуляют возле дома, в ближайшем сквере, в парке, вблизи спортивных

площадок школ. На таких прогулках родители могут поупражнять детей в

движениях, доступных им по возрастным возможностям.

Ходить

и

бегать

можно

по

любой

ровной

дорожке

по

лесным

дорожкам, покрытым слоем хвои, грунтовой, избегая длительного движения по

асфальту.

В зимнее время очень хорошим строительным материалом является

снег, из которого можно сделать много интересных построек для веселых игр и

развлечений детей. Самое любимое для детей занятие – катание с горки.

Возросший уровень материального обеспечения каждой семьи, хорошие

жилищные условия создают благоприятную обстановку для более широкого

использования

физических

упражнений

и

игр,

организации

физкультурных

уголков дома и во дворе. В большинстве семей дети с раннего возраста имеют

санки, лыжи, велосипеды, бадминтон, не говоря уже о мяче, обруче, скакалке,

кеглях и другом мелком оборудовании. Родители знакомят ребят со способами

использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием

игр.

Спортивный уголок дома.

Интерес ребенка к физическим упражнениям должен формироваться

родителями. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг

детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в детском

саду, школе, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок

дома возможно: один вид инвентаря можно приобрести в спортивном магазине,

а какой-то сделать самим. По мере формирования движений и расширения

интересов

ребенка

уголок

следует

пополнять

более

сложным

инвентарем

различного назначения.

В

спортивном

уголке

дома

должны

быть

мелкие

физкультурные

пособия: мячи разных размеров, обручи, палки диаметром 2,5 см разной длины,

скакалки.

Располагать такой уголок надо ближе к свету, чтобы был приток свежего

воздуха, у наружной стены с широким окном и балконной дверью.

У ребенка не должно быть с самого начала отрицательных эмоций от

чрезмерно

высоких

или

слишком

малых

нагрузок,

неправильной

методики

занятий,

отсутствия

их

периодичности,

поэтому

родители

должны

хорошо

подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним.

Совместные занятия родителей с детьми должны приносить следующие

результаты:

5

- пробуждать у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости»

детей и способствовать развитию у детей двигательных навыков в соответствии

с их возрастом и способностями;

- углублять взаимосвязь родителей и детей;

- предоставлять возможность позаниматься физкультурой за короткий

отрезок

времени

не

только

ребенку,

но

и

взрослому:

родитель

показывает

ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с

ним;

- позволять с пользой проводить свободное время, которое мать или отец

посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуя всестороннему

развитию ребенка.

- помочь в выборе вида спорта для занятий, который бы соответствовал е

двигательным способностям ребенка.

В сегодняшней круговерти дня это – минуты праздника, однако занятия

должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и

ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка

может принести желаемые результаты.

Использованная литература:

Бердыхова, Я. Мама, папа, занимайтесь со мной / Я.Бердыхова. - М:

Физкультура и спорт, 1990, 104с.

Вавилова,

Е . Н . Укрепление

здоровья

детей/

Е.Н.

Вавилова.

М:

Просвещение, 1986, 128с.

Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей/ Н.Ф. Виноградова. –

М: Просвещение, 1989, 192с.

Зиановский,

Ю.Ф. К здоровью без лекарств/ Ю.Ф. Зиановский. – М:

Советский спорт, 1990, 64с.

Ковалев, Л.Н. Спорт в семейном воспитание детей / Л.Н. Ковалев. - М:

Знание, 1999. 328 с.;

Михайлов, В. Выбираем здоровье! / В Михайлов, А. Палько. – М: Молодая

гвардия, 1985, 192с.

Островская,А.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании /

А.Ф.Островская. – М: Просвещение, 1998, 305с.

Реймерс, Н.Ф. Спорт в современной семье/ Н.Ф.Реймерс. – М: Дрофа,

2004, 532 с.;

Теленчи, В.И. Гигиенические основы воспитания детей/В.И. Теленчи. – М:

Просвещение, 1987, 140с.

Тонкова-Ямпольская,

Ф.В. Ради

здоровья

детей/

Ф.В.

Тонкова-

Ямпольская, Т.Я. Черток. - М; Просвещение, 1985, 128с.

Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М: Гардарики, 1999, 520с.

6



В раздел образования