Автор: Иванова Иннеса Геннадьевна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МОУ ИТЛ №24
Населённый пункт: г. Нерюнгри РС (Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Производство - основа экономики"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка по теме «Производство – основа экономики» к учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.
Лазебниковой, Н.И. Городецкой
(М.: Просвещение, 2016) 8 класс.
Технологическая карта урока
Тема урока
Производство – основа экономики
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Образовательные
ресурсы
Учебник § 21, презентация «Факторы производства»
План урока
1. Главный источник экономических благ
2. Товары и услуги
3. Факторы производства
4. Разделение труда и специализация
Цели и задачи
Познакомить с главными отраслями современной экономики, особенностями услуги как товара; характеризовать роль
производства в экономике
Формы и методы
обучения
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Метод: частично-поисковый
Основные понятия
и термины
Продукт, товар, средства производства, предметы потребления, услуга, факторы производства, производительность
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные и личностные УУД
применять понятийный аппарат
обществоведческих знаний для раскрытия
понятий продукт, товар, средства
производства, предметы потребления,
услуга, факторы производства,
производительность; описывать роль
производства как источника экономических
благ; различать товары и услуги как
результат производства; описывать факторы
производства
1) коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) регулятивные:
формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути
достижения образовательных целей; определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата; составлять план действий;
3) познавательные:
анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее
изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы
1
по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии,
классифицировать явления;
личностные УУД:
формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни
общества, готовности к выбору профильного образования, уважительного отношения к
трудовой деятельности; развитие творческих способностей через активные формы
деятельности;
Организационная структура урока
Этапы урока
Время
(мин.)
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодейств
ия на уроке
УУД
Формы
контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Мотивация
учебной
деятельности
3
Эмоциональная,
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Проводит беседу по
обсуждению темы,
целей и плана урока
Записывают
тему и план
урока в
тетрадь
фронтальная
Личностные:
понимают значение
знаний для
человека и
принимают его;
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют цели
урока после
предварительного
обсуждения
Работа в
тетради
2
II.
Актуализация
опорных
знаний
10
Тестовые
проверочные
задания
(Приложение 1)
Проверяет, насколько
хорошо учащиеся
усвоили изученный
материал
Выполняют
тест
индивидуальная
фронтальная
Регулятивные:
принимают и
сохраняют учебную
задачу, учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия
Проверка
выполнен
ия задания
Беседа по теме
«Производство –
основа
экономики»
Организует диалог с
учащимися по
вопросам рубрики
«Вспомним» с. 175
учебника
Отвечают на
вопросы
Коммуникативные:
высказывают
собственное
мнение, слушают
друг друга
Устные
ответы
3
III. Изучение
нового
материала
20
Работа по теме
урока:
1. Главный
источник
экономических
благ.
Формулирует задание,
осуществляет
контроль.
1) Какие ассоциации
вызывает у вас слово
«производство»?
2) Работая с п. 1 § 21
учебника, определите
основные показатели,
используемые для
характеристики
производства.
3) Используя знания по
истории, приведите
примеры
формирования
отраслей производства
с древних времен до
наших дней.
4) Работая с текстом на
с. 177 учебника,
определите изменения,
появляющиеся в
профессиональной
деятельности людей в
связи с
возникновением новых
видов деятельности.
Выполняют
задания:
Называют
ассоциации,
формулируют
определение
понятия
«производств
о».
Читают текст,
отвечают на
вопросы.
индивидуальная
фронтальная
Познавательные:
формулируют
ответы;
самостоятельно
осуществляют
поиск информации;
Коммуникативные:
принимают другое
мнение и позицию;
Записи в
тетради,
устные
ответы
4
2. Товары и услуги
Проводит беседу по
вопросам:
1) В чем вы видите
главное назначение
экономики?
2) Что такое товар?
3) Попробуйте
перечислить
предприятия таких
отраслей, как
коммунальное
хозяйство или бытовое
обслуживание,
услугами которых
пользуется
практически каждая
семья.
4) Изучите и
прокомментируйте
материал рубрики
«Факты» на с. 178
учебника.
Выполняют
задания.
фронтальная
индивидуальная
Познавательные:
собирают и
фиксируют
информацию,
выделяя главную и
второстепенную;
привлекая ранее
изученный
материал при
решении
познавательных
задач;
Устные
ответы
5
3. Факторы
производства
Изложение учителем
основных положений
учебного текста в
сочетании с работой по
таблице «Факторы
производства».
(Приложение 2)
Показывает и поясняет
слайды презентации
«Факторы
производства».
Организует игровую
деятельность. Игра
«Найди пару». Класс
делится на 10 мини-
групп.
Приводят
примеры.
Просматрива
ют
презентацию
«Факторы
производства
», делают
записи в
тетради.
Группы
получают или
карточку с
названием
одного из
факторов
производства,
или карточку
с
определением
. Задача
участников
игры – найти
свою «пару»,
т. е.
подобрать
определение
к термину.
групповая
Познавательные:
преобразуют
текстовую
информацию в
табличную форму;
Коммуникативные:
организуют
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность со
сверстниками
Записи в
тетради,
устные
ответы
6
4. Разделение
труда и
специализация
Формулирует задание,
осуществляет
контроль.
1) Изучив материал
рубрики «Ситуация»
на с. 180 учебника,
охарактеризуйте
представленный в ней
процесс производства.
2) Работая в группах,
определите
преимущества работы
с применением
разделения труда.
3) Изучив материал
рубрики «Документ»
на с. 181 учебника,
ответьте на вопросы:
В чем А. Смит видит
преимущества
разделения труда?
К каким выводам он
пришел?
4) Составьте несколько
предложений,
используя понятия
«разделение труда»,
«специализация».
Отвечают на
вопросы
индивидуальная
групповая
Познавательные:
дополняют и
расширяют
имеющиеся знания;
Коммуникативные:
организуют
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность со
сверстниками
Устный
ответ
IV.
Первичное
осмысление
закрепление
5
Выполнение
заданий в рабочей
тетради: №3, №4
с. 48 – 49
(Приложение 3)
Поясняет задания,
выполняемые
учащимися в рабочей
тетради
Выполняют
задания в
рабочей
тетради
индивидуальная
Личностные:
проявляют интерес
к экономической
сфере жизни
общества;
Регулятивные:
Проверка
заданий в
рабочей
тетради
7
ориентируются в
учебнике и рабочей
тетради
V.
Рефлексия
(подведение
итогов
урока)
5
Обобщение
полученных на
уроке знаний
Проводит беседу:
1) Ответьте на вопросы
рубрики «Проверим
себя» на с. 183
учебника.
2) Выполните задание
2 рубрики «В классе и
дома» на с. 183
учебника.
3) Творческое задание.
Представьте, что ваши
друзья решили открыть
фотосалон и им
необходим совет, как
сделать производство
услуг эффективным.
Составьте перечень
советов, позволяющих
повысить
эффективность
данного производства.
Отвечают на
вопросы,
выполняют
задания.
Определяют
свое
эмоциональн
ое состояние
на уроке
фронтальная
индивидуальная
Личностные:
понимают значение
знаний для
человека и
принимают его,
развивают
способность к
самооценке;
Регулятивные:
определяют
уровень усвоения
изучаемого
материала
Оцениван
ие
учащихся
за работу
на уроке
VI.
Информаци
я о
домашнем
задании,
инструктаж
по его
выполнению
2
Прочитать § 21
учебника.
Выполнить
задание 1 рубрики
«В классе и дома»
на с. 183
учебника.
Поработать над
проектом
«Выгодное
Объясняет домашнее
задание
Проверяют
запись дом.
задания в
дневниках
(Сетевой
Город.
Образования)
индивидуальная
8
производство в
нашем регионе»
(по желанию)
Приложения
Приложение 1
Тестовые проверочные задания
1. К признакам рынка не относится
1) нерегулируемое предложение
2) нерегулируемый спрос
3) нерегулируемая цена
4) нерегулируемое налогообложение
2. Верны ли следующие суждения о рынке?
А. Признаком конкурентного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Накануне 1 сентября родители школьников покупают для них школьную одежду, канцелярские принадлежности. Какое экономическое
явление проявляется в действиях родителей?
1) спрос 2) предложение 3) конкуренция 4) производство
4. Владельцы обувных магазинов города, желая привлечь покупателей, объявили о снижении цен. Какое экономическое явление проявилось в
этих действиях?
1) спрос 2) предложение 3) инфляция 4) производство
5. Отметьте признак, не характерный для рыночной экономики:
1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализовано, предпринимателю
гарантируется свобода деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является государственное регулирование цен
9
6. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов:
1) кооперация 2) корпорация 3) конкуренция 4) монополия
7. Фирма V выпустила новую модель пылесоса, но на рынке уже в избытке представлены пылесосы с аналогичными функциями от других
производителей. Как в этих условиях может измениться первоначально установленная цена на пылесосы фирмы V? Кратко поясните почему.
Ответ: Первоначальная цена может быть снижена, чтобы товар мог быть конкурентоспособным.
Приложение 2
Факторы производства
Фактор
Характеристика
Земля
Природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т. е. все то, что используется в
натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые)
Труд
Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг
Капитал
Средства производства, нужные при создании экономических благ, включая финансы, промышленное оборудование,
инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.)
Предпринимательские
способности
Управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства
Информация
Все знания и сведения необходимые для квалифицированной экономической деятельности
Всем факторам производства свойственна ограниченность. Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для
производства того объёма благ, которые люди хотели бы получить.
Приложение 3
Задание из рабочей тетради №3.
Прочитай текст и выполни задания.
Форрест Марс родился в семье небогатого американского кондитера. Однажды он пил молочный коктейль, и ему пришла в голову идея:
наполнить шоколадную конфету молочным коктейлем. Так появился батончик Milky Way.
Форрест переехал в Англию, где арендовал кондитерский цех. Внеся некоторые изменения в рецептуру Milky Way, он начал выпускать
батончик Mars. Для того чтобы обеспечить сбыт нового изделия, предприниматель пошел на некоторую рекламную хитрость. Он объявил,
что батончик Mars - это не лакомство, а еда, дающая человеку энергетический заряд, снимая усталость и нервное напряжение. Потребители
10
поверили, новый батончик полюбили, и стали охотно покупать.
Следующим изобретением Марса стало шоколадное драже M&M's. Новинка под девизом «шоколад, который не пачкает руки» тоже
пришлась по вкусу потребителям.
Ещё одно удачное изобретение Марса - рис быстрого приготовления (торговое название Uncle Ben's).
После войны Марс освоил еще одно направление бизнеса. Он первым придумал и наладил производство продуктов питания для домашних
питомцев - кошек и собак.
(По материалам Энциклопедии для школьников)
1) Какой фактор производства стал определяющим в успехе компании Mars?
Аргументируй свой ответ.
2) Какие особенности психологии потребителей были использованы Ф. Марсом?
Задание из рабочей тетради №4.
На предприятии трудятся 30 рабочих, каждый из которых в неделю работает по 40 часов. В неделю предприятие выпускает 800 мужских
костюмов. Какова производительность труда на этом предприятии?
11