Напоминание

"Производство - основа экономики"


Автор: Иванова Иннеса Геннадьевна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МОУ ИТЛ №24
Населённый пункт: г. Нерюнгри РС (Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Производство - основа экономики"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка по теме «Производство – основа экономики» к учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.

Лазебниковой, Н.И. Городецкой

(М.: Просвещение, 2016) 8 класс.

Технологическая карта урока

Тема урока

Производство – основа экономики

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Образовательные

ресурсы

Учебник § 21, презентация «Факторы производства»

План урока

1. Главный источник экономических благ

2. Товары и услуги

3. Факторы производства

4. Разделение труда и специализация

Цели и задачи

Познакомить с главными отраслями современной экономики, особенностями услуги как товара; характеризовать роль

производства в экономике

Формы и методы

обучения

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Метод: частично-поисковый

Основные понятия

и термины

Продукт, товар, средства производства, предметы потребления, услуга, факторы производства, производительность

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

применять понятийный аппарат

обществоведческих знаний для раскрытия

понятий продукт, товар, средства

производства, предметы потребления,

услуга, факторы производства,

производительность; описывать роль

производства как источника экономических

благ; различать товары и услуги как

результат производства; описывать факторы

производства

1) коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) регулятивные:

формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути

достижения образовательных целей; определять последовательность промежуточных целей

с учетом конечного результата; составлять план действий;

3) познавательные:

анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и

фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее

изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы

1

по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии,

классифицировать явления;

личностные УУД:

формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни

общества, готовности к выбору профильного образования, уважительного отношения к

трудовой деятельности; развитие творческих способностей через активные формы

деятельности;

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

(мин.)

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации

совзаимодейств

ия на уроке

УУД

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация

учебной

деятельности

3

Эмоциональная,

мотивационная

подготовка

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала

Проводит беседу по

обсуждению темы,

целей и плана урока

Записывают

тему и план

урока в

тетрадь

фронтальная

Личностные:

понимают значение

знаний для

человека и

принимают его;

Регулятивные:

самостоятельно

формулируют цели

урока после

предварительного

обсуждения

Работа в

тетради

2

II.

Актуализация

опорных

знаний

10

Тестовые

проверочные

задания

(Приложение 1)

Проверяет, насколько

хорошо учащиеся

усвоили изученный

материал

Выполняют

тест

индивидуальная

фронтальная

Регулятивные:

принимают и

сохраняют учебную

задачу, учитывают

выделенные

учителем

ориентиры

действия

Проверка

выполнен

ия задания

Беседа по теме

«Производство –

основа

экономики»

Организует диалог с

учащимися по

вопросам рубрики

«Вспомним» с. 175

учебника

Отвечают на

вопросы

Коммуникативные:

высказывают

собственное

мнение, слушают

друг друга

Устные

ответы

3

III. Изучение

нового

материала

20

Работа по теме

урока:

1. Главный

источник

экономических

благ.

Формулирует задание,

осуществляет

контроль.

1) Какие ассоциации

вызывает у вас слово

«производство»?

2) Работая с п. 1 § 21

учебника, определите

основные показатели,

используемые для

характеристики

производства.

3) Используя знания по

истории, приведите

примеры

формирования

отраслей производства

с древних времен до

наших дней.

4) Работая с текстом на

с. 177 учебника,

определите изменения,

появляющиеся в

профессиональной

деятельности людей в

связи с

возникновением новых

видов деятельности.

Выполняют

задания:

Называют

ассоциации,

формулируют

определение

понятия

«производств

о».

Читают текст,

отвечают на

вопросы.

индивидуальная

фронтальная

Познавательные:

формулируют

ответы;

самостоятельно

осуществляют

поиск информации;

Коммуникативные:

принимают другое

мнение и позицию;

Записи в

тетради,

устные

ответы

4

2. Товары и услуги

Проводит беседу по

вопросам:

1) В чем вы видите

главное назначение

экономики?

2) Что такое товар?

3) Попробуйте

перечислить

предприятия таких

отраслей, как

коммунальное

хозяйство или бытовое

обслуживание,

услугами которых

пользуется

практически каждая

семья.

4) Изучите и

прокомментируйте

материал рубрики

«Факты» на с. 178

учебника.

Выполняют

задания.

фронтальная

индивидуальная

Познавательные:

собирают и

фиксируют

информацию,

выделяя главную и

второстепенную;

привлекая ранее

изученный

материал при

решении

познавательных

задач;

Устные

ответы

5

3. Факторы

производства

Изложение учителем

основных положений

учебного текста в

сочетании с работой по

таблице «Факторы

производства».

(Приложение 2)

Показывает и поясняет

слайды презентации

«Факторы

производства».

Организует игровую

деятельность. Игра

«Найди пару». Класс

делится на 10 мини-

групп.

Приводят

примеры.

Просматрива

ют

презентацию

«Факторы

производства

», делают

записи в

тетради.

Группы

получают или

карточку с

названием

одного из

факторов

производства,

или карточку

с

определением

. Задача

участников

игры – найти

свою «пару»,

т. е.

подобрать

определение

к термину.

групповая

Познавательные:

преобразуют

текстовую

информацию в

табличную форму;

Коммуникативные:

организуют

учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность со

сверстниками

Записи в

тетради,

устные

ответы

6

4. Разделение

труда и

специализация

Формулирует задание,

осуществляет

контроль.

1) Изучив материал

рубрики «Ситуация»

на с. 180 учебника,

охарактеризуйте

представленный в ней

процесс производства.

2) Работая в группах,

определите

преимущества работы

с применением

разделения труда.

3) Изучив материал

рубрики «Документ»

на с. 181 учебника,

ответьте на вопросы:

В чем А. Смит видит

преимущества

разделения труда?

К каким выводам он

пришел?

4) Составьте несколько

предложений,

используя понятия

«разделение труда»,

«специализация».

Отвечают на

вопросы

индивидуальная

групповая

Познавательные:

дополняют и

расширяют

имеющиеся знания;

Коммуникативные:

организуют

учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность со

сверстниками

Устный

ответ

IV.

Первичное

осмысление

закрепление

5

Выполнение

заданий в рабочей

тетради: №3, №4

с. 48 – 49

(Приложение 3)

Поясняет задания,

выполняемые

учащимися в рабочей

тетради

Выполняют

задания в

рабочей

тетради

индивидуальная

Личностные:

проявляют интерес

к экономической

сфере жизни

общества;

Регулятивные:

Проверка

заданий в

рабочей

тетради

7

ориентируются в

учебнике и рабочей

тетради

V.

Рефлексия

(подведение

итогов

урока)

5

Обобщение

полученных на

уроке знаний

Проводит беседу:

1) Ответьте на вопросы

рубрики «Проверим

себя» на с. 183

учебника.

2) Выполните задание

2 рубрики «В классе и

дома» на с. 183

учебника.

3) Творческое задание.

Представьте, что ваши

друзья решили открыть

фотосалон и им

необходим совет, как

сделать производство

услуг эффективным.

Составьте перечень

советов, позволяющих

повысить

эффективность

данного производства.

Отвечают на

вопросы,

выполняют

задания.

Определяют

свое

эмоциональн

ое состояние

на уроке

фронтальная

индивидуальная

Личностные:

понимают значение

знаний для

человека и

принимают его,

развивают

способность к

самооценке;

Регулятивные:

определяют

уровень усвоения

изучаемого

материала

Оцениван

ие

учащихся

за работу

на уроке

VI.

Информаци

я о

домашнем

задании,

инструктаж

по его

выполнению

2

Прочитать § 21

учебника.

Выполнить

задание 1 рубрики

«В классе и дома»

на с. 183

учебника.

Поработать над

проектом

«Выгодное

Объясняет домашнее

задание

Проверяют

запись дом.

задания в

дневниках

(Сетевой

Город.

Образования)

индивидуальная

8

производство в

нашем регионе»

(по желанию)

Приложения

Приложение 1

Тестовые проверочные задания

1. К признакам рынка не относится

1) нерегулируемое предложение

2) нерегулируемый спрос

3) нерегулируемая цена

4) нерегулируемое налогообложение

2. Верны ли следующие суждения о рынке?

А. Признаком конкурентного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.

Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Накануне 1 сентября родители школьников покупают для них школьную одежду, канцелярские принадлежности. Какое экономическое

явление проявляется в действиях родителей?

1) спрос 2) предложение 3) конкуренция 4) производство

4. Владельцы обувных магазинов города, желая привлечь покупателей, объявили о снижении цен. Какое экономическое явление проявилось в

этих действиях?

1) спрос 2) предложение 3) инфляция 4) производство

5. Отметьте признак, не характерный для рыночной экономики:

1) господствующее положение занимает частная собственность

2) принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализовано, предпринимателю

гарантируется свобода деятельности

3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм

4) главным механизмом экономики является государственное регулирование цен

9

6. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов:

1) кооперация 2) корпорация 3) конкуренция 4) монополия

7. Фирма V выпустила новую модель пылесоса, но на рынке уже в избытке представлены пылесосы с аналогичными функциями от других

производителей. Как в этих условиях может измениться первоначально установленная цена на пылесосы фирмы V? Кратко поясните почему.

Ответ: Первоначальная цена может быть снижена, чтобы товар мог быть конкурентоспособным.

Приложение 2

Факторы производства

Фактор

Характеристика

Земля

Природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т. е. все то, что используется в

натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые)

Труд

Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг

Капитал

Средства производства, нужные при создании экономических благ, включая финансы, промышленное оборудование,

инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.)

Предпринимательские

способности

Управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства

Информация

Все знания и сведения необходимые для квалифицированной экономической деятельности

Всем факторам производства свойственна ограниченность. Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для

производства того объёма благ, которые люди хотели бы получить.

Приложение 3

Задание из рабочей тетради №3.

Прочитай текст и выполни задания.

Форрест Марс родился в семье небогатого американского кондитера. Однажды он пил молочный коктейль, и ему пришла в голову идея:

наполнить шоколадную конфету молочным коктейлем. Так появился батончик Milky Way.

Форрест переехал в Англию, где арендовал кондитерский цех. Внеся некоторые изменения в рецептуру Milky Way, он начал выпускать

батончик Mars. Для того чтобы обеспечить сбыт нового изделия, предприниматель пошел на некоторую рекламную хитрость. Он объявил,

что батончик Mars - это не лакомство, а еда, дающая человеку энергетический заряд, снимая усталость и нервное напряжение. Потребители

10

поверили, новый батончик полюбили, и стали охотно покупать.

Следующим изобретением Марса стало шоколадное драже M&M's. Новинка под девизом «шоколад, который не пачкает руки» тоже

пришлась по вкусу потребителям.

Ещё одно удачное изобретение Марса - рис быстрого приготовления (торговое название Uncle Ben's).

После войны Марс освоил еще одно направление бизнеса. Он первым придумал и наладил производство продуктов питания для домашних

питомцев - кошек и собак.

(По материалам Энциклопедии для школьников)

1) Какой фактор производства стал определяющим в успехе компании Mars?

Аргументируй свой ответ.

2) Какие особенности психологии потребителей были использованы Ф. Марсом?

Задание из рабочей тетради №4.

На предприятии трудятся 30 рабочих, каждый из которых в неделю работает по 40 часов. В неделю предприятие выпускает 800 мужских

костюмов. Какова производительность труда на этом предприятии?

11



В раздел образования