Напоминание

"Реализация системно - деятельностного подхода на уроках музыки"


Автор: Хоменко Екатерина Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ" СШ№7"
Населённый пункт: город Няндома Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация системно - деятельностного подхода на уроках музыки"
Раздел: среднее образование





Назад




ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Хоменко Екатерины Николаевны

МБОУ « СШ№7» Г. НЯНДОМЫ

Тема: Реализация системно – деятельностного

подхода на уроках музыки.

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках музыки.

Мы музыке за всё «спасибо» говорим

И, веря в торжество её, - творим.

О. Гаджикасимов

Искусство – необходимая часть жизни человека. Это в полной мере относится

и к музыкальному искусству.

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное

поколение.

Как разбудить в наших детях интерес к самим себе?

Как заставить душу «трудиться»?

Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство –

необходимой частью жизни?

Актуальность. Сознание детей пока ещё не расчленено, и оно способно

художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств

предметов

на

другие.

Но

постепенно

с

возрастом

эта

способность

утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной

схеме,

отработанному

шаблону.

В

результате

мы

получаем

стандартно

мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира. А общество

нуждается

в

активных

творческих

личностях.

Сейчас

многие

педагоги

сталкиваются

с

тем,

что

традиционные

формы,

методы

и

средства

организации учебно-воспитательной деятельности, не отвечают требованиям

сегодняшнего времени. Согласно новой образовательной парадигме, перед

школой

во

главу

угла

встала

задача

развития

творческой

активности

обучающихся, формирования у них умения самостоятельно приобретать и

применять

знания.

Среди

методов,

способных

помочь

решить

данное

противоречие – это поиск и реализация эффективных подходов к процессу

формирования

и

развития

творческого

потенциала

личности.

Программа

«Музыка», разработанная

под научным руководством Е.Д.Критской для

общеобразовательной школы, изменила подходы к изучению музыки в школе,

к теории и практике музыкально-эстетического воспитания. Она направлена

не

только

на

усвоение

системы

знаний

по

музыке,

но

и

на

развитие

творческих

способностей

на

самореализацию

личности

школьников,

фундаментом

которой

является

системно

деятельностный

подход.

Исследованиями особенностей развития творческой активности школьников

осуществлялось

в

трудах

Л.

Выгодского,

Ш.

А.

Амонашвили,

В.Д.

Шадрикова.

Л.

Выгодский

писал,

что

творческая

деятельность

делает

человека «существом», обращенным в будущее.

Цель моей работы: создать условия для развития активной творческой и

познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки.

Задачи: - обеспечить интеллектуальный рост ученика;

-

развивать

творческие

способности

и

творческую

активность

у

обучающихся;

- способствовать повышению интереса к предмету.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандартов

общего образования нового поколения, который нацелен на развитие

личности. Обучение организовано так ,чтобы целенаправленно вести за

собой развитие. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени.

Реализация поставленных задач опирается на систему дидактических

принципов:

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества.

Хороший современный урок – это время, когда ученик познает себя, делает

открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Предлагаю один из

приемов своей работы:

Технология использование информационных карт.

Разработка данной технологии имеет теоретическую основу технологии и

методики работы учителя – новатора Виктора Федоровича Шаталова. Он

разработал систему обучения с использованием опорных сигналов -

взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с

кратким выводом, достигая высоких результатов. Он способен мгновенно

восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Необычайно ценное свойство методики Шаталова – возможность непрерывно

её развивать каждому учителю. Я взяла его методику за основу.

Информационные карты разрабатываются мною по определенной теме,

согласно информации данной по этой теме в учебнике, дополнительных

сведений по проблеме, музыкального материала. Лист распечатывается

учителем на каждого ученика в классе. Лист заполняется обучающимися в

процессе урока с учителем, который нацеливает на поиск информации из

текстового источника (учебника, словаря, энциклопедии…) с помощью

заранее продуманных вопросов и логики изложения материала урока,

призывая к анализу, логическим умозаключениям. Текст карты содержит

начальные формулировки предполагаемых знаний и выводов по теме. Таким

образом, ученик не пассивно получает информацию, а ищет верные

решения, делает самостоятельно открытия, сомневается, радуется. На карте

присутствуют задания, которые дают возможность обучающимся выразить

свое отношение к изучаемому материалу, эмоции по восприятию

музыкального репертуара, творческие задания ( изобрази, допиши, сочини,

укрась…), которые требует максимальной активности на уроке и грамотного

использования и применения своих знаний. Такая работа приводит

деятельность педагога и обучающегося к положительным результатам. В

учебном процессе задействованы все ученики – « нет созерцающих и

отстраненных». У педагога есть возможность оценить работу каждого

ученика, как в процессе ведения урока – активность, грамотность,

стремление, так и после, подводя итоги – проверяя работы, грамотность

заполнения и выполнения заданий.

Используя на уроках информационные карты, тем самым решаю следующие

задачи:

- помогаю эффективному накоплению знаний;

- поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных

проблем;

- осуществляю личностно - ориентированную направленность;

- побуждаю к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

- созданию атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классе;

- созданию“ситуации успеха” для каждого учащегося;

- использую элементы занимательности, нестандартности при изучении

материала;

После проведения работы, обучающееся фиксируют информационный карту,

вклеивая его в тетрадь. Эстетично оформленная работа, которая содержит

точный и необходимый материал по теме, помогает эффективному

выполнению домашнего задания и проведения рефлексии по изученному

материалу на следующем уроке, пополняет копилку знаний ученика.

На сегодняшний день над современным миром нависла глобальная

проблема - утрата человеком духовности, что породило целый ряд

конкретных проблем, имеющих прямое отношение к образовательному

процессу и его результатам:

- доминирование развития интеллекта в ущерб развитию эмоциональной,

нравственной, эстетической сферы личности, что ведет к чрезмерному праг-

матизму сознания;

- доминирование обучения в ущерб воспитанию, что влечет за собой уга-

сание традиций, культуры.

В этой связи самая «больная» проблема образовательной практики -

проблема пробуждения, оберегания, сохранения и развития творческого

потенциала детской личности. И снова возникает вопрос: как это сделать?

Один из вариантов решения обозначенных мною проблем - это обращение к

арт - технологиям.

Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства

для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными

аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из

мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта.

Дидактические принципы

арт-педагогики, определяющие содержание, организационные формы и

методы учебного процесса в соответствии с его целями и задачами,

формулируются следующим образом: принципы гуманизации, творчества,

рефлексивности, интегративности.

На уроках музыки использую следующие приёмы:

- вокало - терапия;

- сочинение простых мелодий на предложенный текст.

- сказко - терапия (проигрывание сказок);

- изо - терапия (изобразительное творчество, музыкально-образная графика

- « танцующий карандаш»)

- драма - терапия ( инсценирование песен)

- игро - терапия

- видео - терапия

Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического

цикла.

На

своих

уроках

эффективно

использую

арт-технологию

«Танцующий

карандаш»

(музыкально–

образная

терапия),которая

успешно

применяется

мною

на

моих

уроках

и

имеет

положительный

эмоциональный

отклик

у

обучающихся,

активизируя

познавательную

активность,

позволяет

решать

не

только

предметные

задачи.

Данная

технология, адаптированная мною для уроков музыки, основана на трудах

американского психолога Адриана Хила, известна с 1938 года и применяемая

им для лечения детей, вывезенных их фашистских лагерей. Основная цель –

гармонизация

личности

через

развитие

способностей

самовыражения

и

самопознания.

Обучающиеся, слушая музыкальное произведение, без предварительного

объявления педагогом его названия, фиксируют карандашом на листе бумаги

свою

слуховое

восприятие

звучащей

музыки,

отражая

в

линии

динамическую, темповую, интонационную характеристику. « Художник» не

контролирует

движение карандаша, а дает ему полную свободу, подчиняя

свое восприятие движению руки. Результатом такого необычного « танца»

карандаша

под

музыку

является

некое

сплетение

линий

разной

конфигурации толщины на бумаге. Прослушивая произведение вторично,

ребенок осуществляет подбор цветовой гаммы, согласно эмоциональному

восприятию музыки и осуществляет поиск необычных образов в рисунке,

окрашивая их. Художественные работы становятся креативным продуктом,

рожденным

в

процессе

проживания,

прочувствования,

осмысления

по-

новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы

урока.

Ученик

может

дать

название

своей

необычной

записи

музыки

композитора,

согласно

своим

впечатлениям

от

услышанного,

сравнить

с

собственным названием произведения , сделать выводы.

Технология

расширяет

пространство

воображения

ребенка,

развивает

и

усиливает

внимание

к

чувствам,

дает

возможность

научиться

прислушиваться и доверять собственным ощущениям. Побочным продуктом

арт

технологий

,

применяемы

на

уроке

является

удовлетворение,

возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным

исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», - говорил

Д.Д.Шостакович.

Уроки музыки, как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в

творческом и общем развитии личности. Через творчество на уроках музыки

созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Применяемые мной технологии помогают создать условия для успешной

реализации

системно

деятельностного

подхода

на

уроках

музыки,

повышают

интере с

обучающихся

к

предмету.

С п о с о б с т ву ют

интеллектуальному

росту,

активизируют

потребность

обучающихся

в

творчестве и стремлению к самореализации.

За каким же учителем идут дети! Вероятно, за тем, с кем интересно и от кого

не хочется уходить. За тем, кто в общении видит и слышит ребенка и

помогает ему ответить на жизненные вопросы, кто сам не боится сделать шаг

в незнакомое.

Я – учитель, проводник детской души и слуга музыки, обязана слить диаду

души и искусства, где нет ничего мелкого, незначительного, постороннего –

не упустить, разглядеть, раскрасить и зазвучать. Открытия в душе рождают

талант «быть человеком».

Библиография

1.Выгодский

Л.С.

«Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте».

М.:

Просвещение 1992

2. Немов Р.С. Психология – М.: ВЛАДОС., 2001

3. Яковлев Е.П. Развитие творческого потенциала личности школьника. Вопросы

психологии. – 1999. - №3



В раздел образования