Автор: Хоменко Екатерина Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ" СШ№7"
Населённый пункт: город Няндома Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация системно - деятельностного подхода на уроках музыки"
Раздел: среднее образование
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Хоменко Екатерины Николаевны
МБОУ « СШ№7» Г. НЯНДОМЫ
Тема: Реализация системно – деятельностного
подхода на уроках музыки.
Реализация системно – деятельностного подхода на уроках музыки.
Мы музыке за всё «спасибо» говорим
И, веря в торжество её, - творим.
О. Гаджикасимов
Искусство – необходимая часть жизни человека. Это в полной мере относится
и к музыкальному искусству.
Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное
поколение.
Как разбудить в наших детях интерес к самим себе?
Как заставить душу «трудиться»?
Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство –
необходимой частью жизни?
Актуальность. Сознание детей пока ещё не расчленено, и оно способно
художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств
предметов
на
другие.
Но
постепенно
с
возрастом
эта
способность
утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной
схеме,
отработанному
шаблону.
В
результате
мы
получаем
стандартно
мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира. А общество
нуждается
в
активных
творческих
личностях.
Сейчас
многие
педагоги
сталкиваются
с
тем,
что
традиционные
формы,
методы
и
средства
организации учебно-воспитательной деятельности, не отвечают требованиям
сегодняшнего времени. Согласно новой образовательной парадигме, перед
школой
во
главу
угла
встала
задача
развития
творческой
активности
обучающихся, формирования у них умения самостоятельно приобретать и
применять
знания.
Среди
методов,
способных
помочь
решить
данное
противоречие – это поиск и реализация эффективных подходов к процессу
формирования
и
развития
творческого
потенциала
личности.
Программа
«Музыка», разработанная
под научным руководством Е.Д.Критской для
общеобразовательной школы, изменила подходы к изучению музыки в школе,
к теории и практике музыкально-эстетического воспитания. Она направлена
не
только
на
усвоение
системы
знаний
по
музыке,
но
и
на
развитие
творческих
способностей
на
самореализацию
личности
школьников,
фундаментом
которой
является
системно
–
деятельностный
подход.
Исследованиями особенностей развития творческой активности школьников
осуществлялось
в
трудах
Л.
Выгодского,
Ш.
А.
Амонашвили,
В.Д.
Шадрикова.
Л.
Выгодский
писал,
что
творческая
деятельность
делает
человека «существом», обращенным в будущее.
Цель моей работы: создать условия для развития активной творческой и
познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки.
Задачи: - обеспечить интеллектуальный рост ученика;
-
развивать
творческие
способности
и
творческую
активность
у
обучающихся;
- способствовать повышению интереса к предмету.
Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандартов
общего образования нового поколения, который нацелен на развитие
личности. Обучение организовано так ,чтобы целенаправленно вести за
собой развитие. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени.
Реализация поставленных задач опирается на систему дидактических
принципов:
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества.
Хороший современный урок – это время, когда ученик познает себя, делает
открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Предлагаю один из
приемов своей работы:
Технология использование информационных карт.
Разработка данной технологии имеет теоретическую основу технологии и
методики работы учителя – новатора Виктора Федоровича Шаталова. Он
разработал систему обучения с использованием опорных сигналов -
взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с
кратким выводом, достигая высоких результатов. Он способен мгновенно
восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
Необычайно ценное свойство методики Шаталова – возможность непрерывно
её развивать каждому учителю. Я взяла его методику за основу.
Информационные карты разрабатываются мною по определенной теме,
согласно информации данной по этой теме в учебнике, дополнительных
сведений по проблеме, музыкального материала. Лист распечатывается
учителем на каждого ученика в классе. Лист заполняется обучающимися в
процессе урока с учителем, который нацеливает на поиск информации из
текстового источника (учебника, словаря, энциклопедии…) с помощью
заранее продуманных вопросов и логики изложения материала урока,
призывая к анализу, логическим умозаключениям. Текст карты содержит
начальные формулировки предполагаемых знаний и выводов по теме. Таким
образом, ученик не пассивно получает информацию, а ищет верные
решения, делает самостоятельно открытия, сомневается, радуется. На карте
присутствуют задания, которые дают возможность обучающимся выразить
свое отношение к изучаемому материалу, эмоции по восприятию
музыкального репертуара, творческие задания ( изобрази, допиши, сочини,
укрась…), которые требует максимальной активности на уроке и грамотного
использования и применения своих знаний. Такая работа приводит
деятельность педагога и обучающегося к положительным результатам. В
учебном процессе задействованы все ученики – « нет созерцающих и
отстраненных». У педагога есть возможность оценить работу каждого
ученика, как в процессе ведения урока – активность, грамотность,
стремление, так и после, подводя итоги – проверяя работы, грамотность
заполнения и выполнения заданий.
Используя на уроках информационные карты, тем самым решаю следующие
задачи:
- помогаю эффективному накоплению знаний;
- поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных
проблем;
- осуществляю личностно - ориентированную направленность;
- побуждаю к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
- созданию атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классе;
- созданию“ситуации успеха” для каждого учащегося;
- использую элементы занимательности, нестандартности при изучении
материала;
После проведения работы, обучающееся фиксируют информационный карту,
вклеивая его в тетрадь. Эстетично оформленная работа, которая содержит
точный и необходимый материал по теме, помогает эффективному
выполнению домашнего задания и проведения рефлексии по изученному
материалу на следующем уроке, пополняет копилку знаний ученика.
На сегодняшний день над современным миром нависла глобальная
проблема - утрата человеком духовности, что породило целый ряд
конкретных проблем, имеющих прямое отношение к образовательному
процессу и его результатам:
- доминирование развития интеллекта в ущерб развитию эмоциональной,
нравственной, эстетической сферы личности, что ведет к чрезмерному праг-
матизму сознания;
- доминирование обучения в ущерб воспитанию, что влечет за собой уга-
сание традиций, культуры.
В этой связи самая «больная» проблема образовательной практики -
проблема пробуждения, оберегания, сохранения и развития творческого
потенциала детской личности. И снова возникает вопрос: как это сделать?
Один из вариантов решения обозначенных мною проблем - это обращение к
арт - технологиям.
Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства
для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными
аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из
мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта.
Дидактические принципы
арт-педагогики, определяющие содержание, организационные формы и
методы учебного процесса в соответствии с его целями и задачами,
формулируются следующим образом: принципы гуманизации, творчества,
рефлексивности, интегративности.
На уроках музыки использую следующие приёмы:
- вокало - терапия;
- сочинение простых мелодий на предложенный текст.
- сказко - терапия (проигрывание сказок);
- изо - терапия (изобразительное творчество, музыкально-образная графика
- « танцующий карандаш»)
- драма - терапия ( инсценирование песен)
- игро - терапия
- видео - терапия
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического
цикла.
На
своих
уроках
эффективно
использую
арт-технологию
«Танцующий
карандаш»
(музыкально–
образная
терапия),которая
успешно
применяется
мною
на
моих
уроках
и
имеет
положительный
эмоциональный
отклик
у
обучающихся,
активизируя
познавательную
активность,
позволяет
решать
не
только
предметные
задачи.
Данная
технология, адаптированная мною для уроков музыки, основана на трудах
американского психолога Адриана Хила, известна с 1938 года и применяемая
им для лечения детей, вывезенных их фашистских лагерей. Основная цель –
гармонизация
личности
через
развитие
способностей
самовыражения
и
самопознания.
Обучающиеся, слушая музыкальное произведение, без предварительного
объявления педагогом его названия, фиксируют карандашом на листе бумаги
свою
слуховое
восприятие
звучащей
музыки,
отражая
в
линии
динамическую, темповую, интонационную характеристику. « Художник» не
контролирует
движение карандаша, а дает ему полную свободу, подчиняя
свое восприятие движению руки. Результатом такого необычного « танца»
карандаша
под
музыку
является
некое
сплетение
линий
разной
конфигурации толщины на бумаге. Прослушивая произведение вторично,
ребенок осуществляет подбор цветовой гаммы, согласно эмоциональному
восприятию музыки и осуществляет поиск необычных образов в рисунке,
окрашивая их. Художественные работы становятся креативным продуктом,
рожденным
в
процессе
проживания,
прочувствования,
осмысления
по-
новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы
урока.
Ученик
может
дать
название
своей
необычной
записи
музыки
композитора,
согласно
своим
впечатлениям
от
услышанного,
сравнить
с
собственным названием произведения , сделать выводы.
Технология
расширяет
пространство
воображения
ребенка,
развивает
и
усиливает
внимание
к
чувствам,
дает
возможность
научиться
прислушиваться и доверять собственным ощущениям. Побочным продуктом
арт
–
технологий
,
применяемы
на
уроке
является
удовлетворение,
возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным
исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», - говорил
Д.Д.Шостакович.
Уроки музыки, как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в
творческом и общем развитии личности. Через творчество на уроках музыки
созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.
Применяемые мной технологии помогают создать условия для успешной
реализации
системно
–
деятельностного
подхода
на
уроках
музыки,
повышают
интере с
обучающихся
к
предмету.
С п о с о б с т ву ют
интеллектуальному
росту,
активизируют
потребность
обучающихся
в
творчестве и стремлению к самореализации.
За каким же учителем идут дети! Вероятно, за тем, с кем интересно и от кого
не хочется уходить. За тем, кто в общении видит и слышит ребенка и
помогает ему ответить на жизненные вопросы, кто сам не боится сделать шаг
в незнакомое.
Я – учитель, проводник детской души и слуга музыки, обязана слить диаду
души и искусства, где нет ничего мелкого, незначительного, постороннего –
не упустить, разглядеть, раскрасить и зазвучать. Открытия в душе рождают
талант «быть человеком».
Библиография
1.Выгодский
Л.С.
«Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте».
М.:
Просвещение 1992
2. Немов Р.С. Психология – М.: ВЛАДОС., 2001
3. Яковлев Е.П. Развитие творческого потенциала личности школьника. Вопросы
психологии. – 1999. - №3