Автор: Сафина Асия Гусмановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Журавленок" города Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО
Наименование материала: Технологическая карта НОД
Тема: "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира),"Художественно-эстетическое развитие" (рисование) 6-7 лет "Путешествие в прошлое счётных устройств"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта по образовательной деятельности
_Сафиной Асии Гусмановны,_
воспитателя МДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надыма»
Образовательная деятельность
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Художественно-эстетическое
развитие» (рисование)
Возраст детей
6-7 лет
Тема НОД
"Путешествие в прошлое счётных устройств"
Цель
Формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её
результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития
общества, для облегчения труда человека); продолжать учить
рисовать наброски простым карандашом;
стимулирование детского творчества.
Задачи
Образовательные задачи:
-познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
-
продолжать
учить
располагать
изображение по всей поверхности листа, определяя место отдельных
предметов; продолжать учить
рисовать наброски простым карандашом.
Развивающие:
-развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
-активизировать познавательную деятельность детей;
-развивать умение оценивать свои и чужие продукты труда;
-развивать воображение и фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
-воспитывать уважение к человеку труда;
-воспитывать волевые качества (умение доводить начатое дело до конца).
Материал
Рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы. Д/и "Что было, что
будет?"
Листы для рисования, простые и цветные карандаши.
Предполагаемый результат
Расширение знаний у воспитанников о процессе преобразования счетных устройств.
Повышение познавательной активности, заинтересованности и интереса к трудовой деятельности человека.
Этапы
технологии
«Ситуация»
Этапные
задачи
Деятельность педагога
Осуществляемая
деятельность
воспитанника
Предпосыл
ки учебной
деятельност
и
Контроль
результатов
деятельности
I.
Введение
в игровую
ситуацию
Создание
условий для
возникновени
я у детей
внутренней
потребности
включения в
деятельность.
Постановка
детской цели
В круг широкий вижу я,
встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и здороваться пойдем!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, Давайте с ними
поздороваемся.
- Ребята, у нас в гостях Незнайка. Незнайка, что ты такой
грустный?
Незнайка: - Я, как и вы, хожу в школу, на
подготовительные курсы. Хоть и я умею считать, мне
дали задание узнать о прошлом счетных устройств.
- А до скольки ты умеешь считать? (Считает на пальцах
до 10). А дальше?
- Дальше не знаю…..
- Вот поэтому и дали тебе такое задание. А наши дети
умеют считать до… (дети сами говорят, до скольки умеют
считать). Ребята, поможем Незнайке?
Включаются в
игровую
ситуацию,
отвечают на
вопросы педагога,
активизируют
мыслительные
процессы.
Настрой на
предстоящу
ю
деятельнос
ть
Включение в
диалог.
II.
Актуализац
ия знаний
Создать
мотивационн
ую ситуацию
- Для чего нужен был счет в древние времена?
- А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? (ответы
детей). (Могут перечислить некоторый счетный материал,
которым пользовались в древние времена).
Хотите узнать? Вам это интересно?
Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я
предлагаю вам отправиться в прошлое счетного
устройства.
Участвуют в
диалоге. Отвечают
на вопросы,
рассказывают,
объясняют.
Умение
слушать и
понимать,
удерживать
учебную
задачу
Включение в
обсуждение
III. Затруднени
е в
ситуации
Фиксация
затруднения,
понимание
-Воспитатель: В древние времена первобытные люди не
умели считать. Учителем была сама жизнь. Накопление
запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано
Дети
сталкиваются с
затруднением.
Умение
фиксироват
ь
Ответы детей
его причины.
со счетом, с вычислениями. Появилась необходимость
на чем – то считать. А на чем?
Ищут варианты,
как решить
поставленную
задачу.
затруднени
е
IV.
Открытие
нового
Вовлечение
детей в
процесс
усвоения
нового
материала,
самостоятель
ного
решения
вопросов
проблемного
характера,
поиска и
открытия
нового
знания .
Подойдите к столу и посмотрите, что вы видите?
(На столе макеты рук, счетные палочки, ракушки, камни,
веревки фасоль, счеты, калькуляторы).
- Ребята, как вы думаете, что это такое у нас на столе?
(Ответы детей).
- Да, это счетный материал, устройства для счета. А
давайте мы с вами попробуем считать с их помощью.
Берите по одной карточке, что нарисовано на карточке,
тот материал поможет вам считать. (Выбирают). Незнайке
достается веревка)
Сколько маленьких утят,
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко?
- Каков ответ? Проверьте ответы друг у друга. Молодцы,
справились
с
заданием.
Значит,
какими
счетными
материалами
и
устройствами
вы
пользовались?
(перечисляют).
Незнайка: - Вы молодцы, решили задачу. Сейчас я знаю,
как много счетных устройств. Но вот беда…
- У нас у Незнайки карточка с веревкой. Как вы думаете,
как же можно считать на веревке? ( ответы детей). (Дети
садятся на стулья).
Как вы думаете, на чем считали в древности? (пальцы,
камни, палочки..)
Быт человека развивался, стал усовершенствоваться
счетный материал. Использовались узелки на веревке, и
назывались они «узелковые счеты» (показ). Придумали
счет на узелках - индейцы племени майя. Узелковые
Включаются в
активную
познавательно-
речевую
деятельность –
рассуждают,
отвечают на
вопросы.
Выполняют
задание на
закрепление счета
на новом
устройстве счета.
Осуществляют
самостоятельную
проверку и
взаимопроверку.
Выполнени
е действия
по заданию
воспитател
я
Ответы и
правильные
действия детей
счеты сделаны они из веревки, на которой было завязано
множество узелков. При помощи этих узелков люди
считали. Как вы думаете, как? (Ответы детей).
- Сколько у кошки хвостов? (Один узелок - показ
воспитателя)).
- Сколько у кошки ушей? (Завязывает ребенок).
- Молодцы! Умеете пользоваться «узелковыми счетами».
Незнайка, тебе понятно?
(Выставляются картины)
- Значит, самыми древними устройствами для счета
были .....пальцы рук и ног. Так как пальцев рук и ног не
хватало, стали использовать .....(ответы детей) палочки,
камушки, шишки, ракушки и т.д. Это было не очень
удобно. Придумали ..."Узелковый счет". Как вы думаете,
было удобно считать узелками? Что придумали люди?
(счеты). Счеты долгое время использовали бухгалтера, в
магазинах, при помощи этих счет считали копейки и
рубли.
Но, чтобы считать большие числа, на этих счетах
человеку требовалось много времени. И поэтому он
изобрел счетную машинку. Эту счетную машину вы
знаете ....(показывает). Как она называется?
Дети: Калькулятор.
А что можно делать на калькуляторе?
Дети: - На калькуляторе можно выполнять различные
действия: складывать, отнимать, делить, умножать,
решать сложные примеры и задачи. На кнопках
калькулятора написаны математические
знаки (показывают + — =) и цифры (от 0 до 9) Видов
калькуляторов очень много (показ).
- А сейчас что помогает людям ? ....(компьютер).
- Что можно делать с помощью компьютера?
Дети: - Считать, играть в компьютерные игры, составлять
программы,
смотреть
мультфильмы,
слушать
музыку,
печатать тексты.
- Чем он полезен людям?
- Он приносит пользу, так как помогает нам в труде.
Облегчает труд. На калькуляторе можно только считать, а
компьютер это машина, которая может хранить и
отыскивать огромное количество информации. Сохраняет
информацию.
-Его создал во Франции в 17 веке Паскаль ...
Но все равно, считать мы учимся все еще на пальцах,
помогают нам счетные палочки, камешки и т.д.
V.
Введение
новых
знаний в
систему
знаний
Использован
ие нового
знания
совместно с
освоенными
ранее
знаниями.
Воспитатель: - Вот и закончилось наше увлекательное
путешествие в прошлое счетных устройств. Понравилось
наше путешествие? Что нового узнали о счетных
устройствах? Чтобы вы запомнили историю счетных
устройств, как считали люди раньше, какие были
изобретены предметы для счёта, о каких предметах мы
сегодня беседовали, я предлагаю вам игру «Что было,
что будет». (Предложить разрезные картинки, дети
делятся на 2 подгруппы и за определенное время
составляют их по порядку и организуют взаимопроверку-
меняются местами). Незнайка тоже выполняет задание.
- Молодцы и ребята, и Незнайка. Ребята, помогли мы
Незнайке? Показали, что не только на пальцах можно
считать. Что нового вы сами узнали?
Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, история счетных
устройств на этом завершен? (ответы детей). А как вы
представляете будущее счетных устройств? Будут они
усовершенствоваться? А вы сможете нам показать, как вы
это представляете? Как? (варианты ответов детей). Не
хотите ли стать конструкторами в нашем научном центре
и нарисовать нам ваши варианты будущего счетных
Выполняют
задание.
Осуществляют
самостоятельную
проверку и
взаимопроверку.
Выполнени
е действия
по замыслу,
самоконтро
ль.
Анализ
индивидуальны
х достижений.
устройств? (Рисование по замыслу карандашами).
Обратить внимание на расположение рисунка на листе и
на размер, на изображение контура простым карандашом.
VI. Осмыслени
е (итог)
Фиксирован
ие детьми
достижения
«детской»
цели.
Проговарива
ние условий,
которые
позволили
достигнуть
этой цели.
Формировать
у детей
умения
проводить
анализ своей
деятельност
и и
деятельност
и других
детей.
Вот и получились у вас счетные устройства будущего.
(Выставляются работы).
Ребята, сегодня у вас получилось стать конструкторами?
Вы смогли нарисовать счетное устройство будущего? Что
вам в этом помогло? (Знали прошлое счетных устройств).
Да, вы их усовершенствовали в своих мечтах. Ты доволен
своей работой, Миша? Какая работа, Анечка, нравится
тебе больше всего? Почему?
Молодцы, ребята, я уверена, вы в будущем и
усовершенствуете счетные устройства.
Давайте полюбуемся нашими работами.
(Педагог оценивает деятельность детей).
– Мне было очень приятно с вами путешествовать. Вы
были
внимательными,
дружными,
старательными.
Поэтому у нас получилась такая сказочная выставка.
(Предлагаю детям воплотить свои мечты в уголке "лего
-конструирования").
Развивают речь
(отвечают на
вопросы
воспитателя)
Учатся
анализировать
Самооценк
а
Анализ
индивидуальных
достижений.
Дают оценку
своей работе и
работе других
детей.