Напоминание

"Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира),"Художественно-эстетическое развитие" (рисование) 6-7 лет "Путешествие в прошлое счётных устройств"


Автор: Сафина Асия Гусмановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Журавленок" города Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО
Наименование материала: Технологическая карта НОД
Тема: "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира),"Художественно-эстетическое развитие" (рисование) 6-7 лет "Путешествие в прошлое счётных устройств"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта по образовательной деятельности

_Сафиной Асии Гусмановны,_

воспитателя МДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надыма»

Образовательная деятельность

«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Художественно-эстетическое

развитие» (рисование)

Возраст детей

6-7 лет

Тема НОД

"Путешествие в прошлое счётных устройств"

Цель

Формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её

результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития

общества, для облегчения труда человека); продолжать учить

рисовать наброски простым карандашом;

стимулирование детского творчества.

Задачи

Образовательные задачи:

-познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;

-

продолжать

учить

располагать

изображение по всей поверхности листа, определяя место отдельных

предметов; продолжать учить

рисовать наброски простым карандашом.

Развивающие:

-развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;

-активизировать познавательную деятельность детей;

-развивать умение оценивать свои и чужие продукты труда;

-развивать воображение и фантазию.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

-воспитывать уважение к человеку труда;

-воспитывать волевые качества (умение доводить начатое дело до конца).

Материал

Рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы. Д/и "Что было, что

будет?"

Листы для рисования, простые и цветные карандаши.

Предполагаемый результат

Расширение знаний у воспитанников о процессе преобразования счетных устройств.

Повышение познавательной активности, заинтересованности и интереса к трудовой деятельности человека.

Этапы

технологии

«Ситуация»

Этапные

задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая

деятельность

воспитанника

Предпосыл

ки учебной

деятельност

и

Контроль

результатов

деятельности

I.

Введение

в игровую

ситуацию

Создание

условий для

возникновени

я у детей

внутренней

потребности

включения в

деятельность.

Постановка

детской цели

В круг широкий вижу я,

встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся, и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем и здороваться пойдем!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, Давайте с ними

поздороваемся.

- Ребята, у нас в гостях Незнайка. Незнайка, что ты такой

грустный?

Незнайка: - Я, как и вы, хожу в школу, на

подготовительные курсы. Хоть и я умею считать, мне

дали задание узнать о прошлом счетных устройств.

- А до скольки ты умеешь считать? (Считает на пальцах

до 10). А дальше?

- Дальше не знаю…..

- Вот поэтому и дали тебе такое задание. А наши дети

умеют считать до… (дети сами говорят, до скольки умеют

считать). Ребята, поможем Незнайке?

Включаются в

игровую

ситуацию,

отвечают на

вопросы педагога,

активизируют

мыслительные

процессы.

Настрой на

предстоящу

ю

деятельнос

ть

Включение в

диалог.

II.

Актуализац

ия знаний

Создать

мотивационн

ую ситуацию

- Для чего нужен был счет в древние времена?

- А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? (ответы

детей). (Могут перечислить некоторый счетный материал,

которым пользовались в древние времена).

Хотите узнать? Вам это интересно?

Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я

предлагаю вам отправиться в прошлое счетного

устройства.

Участвуют в

диалоге. Отвечают

на вопросы,

рассказывают,

объясняют.

Умение

слушать и

понимать,

удерживать

учебную

задачу

Включение в

обсуждение

III. Затруднени

е в

ситуации

Фиксация

затруднения,

понимание

-Воспитатель: В древние времена первобытные люди не

умели считать. Учителем была сама жизнь. Накопление

запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано

Дети

сталкиваются с

затруднением.

Умение

фиксироват

ь

Ответы детей

его причины.

со счетом, с вычислениями. Появилась необходимость

на чем – то считать. А на чем?

Ищут варианты,

как решить

поставленную

задачу.

затруднени

е

IV.

Открытие

нового

Вовлечение

детей в

процесс

усвоения

нового

материала,

самостоятель

ного

решения

вопросов

проблемного

характера,

поиска и

открытия

нового

знания .

Подойдите к столу и посмотрите, что вы видите?

(На столе макеты рук, счетные палочки, ракушки, камни,

веревки фасоль, счеты, калькуляторы).

- Ребята, как вы думаете, что это такое у нас на столе?

(Ответы детей).

- Да, это счетный материал, устройства для счета. А

давайте мы с вами попробуем считать с их помощью.

Берите по одной карточке, что нарисовано на карточке,

тот материал поможет вам считать. (Выбирают). Незнайке

достается веревка)

Сколько маленьких утят,

Плавать и нырять хотят?

Три уплыли далеко,

Два нырнули глубоко?

- Каков ответ? Проверьте ответы друг у друга. Молодцы,

справились

с

заданием.

Значит,

какими

счетными

материалами

и

устройствами

вы

пользовались?

(перечисляют).

Незнайка: - Вы молодцы, решили задачу. Сейчас я знаю,

как много счетных устройств. Но вот беда…

- У нас у Незнайки карточка с веревкой. Как вы думаете,

как же можно считать на веревке? ( ответы детей). (Дети

садятся на стулья).

Как вы думаете, на чем считали в древности? (пальцы,

камни, палочки..)

Быт человека развивался, стал усовершенствоваться

счетный материал. Использовались узелки на веревке, и

назывались они «узелковые счеты» (показ). Придумали

счет на узелках - индейцы племени майя. Узелковые

Включаются в

активную

познавательно-

речевую

деятельность –

рассуждают,

отвечают на

вопросы.

Выполняют

задание на

закрепление счета

на новом

устройстве счета.

Осуществляют

самостоятельную

проверку и

взаимопроверку.

Выполнени

е действия

по заданию

воспитател

я

Ответы и

правильные

действия детей

счеты сделаны они из веревки, на которой было завязано

множество узелков. При помощи этих узелков люди

считали. Как вы думаете, как? (Ответы детей).

- Сколько у кошки хвостов? (Один узелок - показ

воспитателя)).

- Сколько у кошки ушей? (Завязывает ребенок).

- Молодцы! Умеете пользоваться «узелковыми счетами».

Незнайка, тебе понятно?

(Выставляются картины)

- Значит, самыми древними устройствами для счета

были .....пальцы рук и ног. Так как пальцев рук и ног не

хватало, стали использовать .....(ответы детей) палочки,

камушки, шишки, ракушки и т.д. Это было не очень

удобно. Придумали ..."Узелковый счет". Как вы думаете,

было удобно считать узелками? Что придумали люди?

(счеты). Счеты долгое время использовали бухгалтера, в

магазинах, при помощи этих счет считали копейки и

рубли.

Но, чтобы считать большие числа, на этих счетах

человеку требовалось много времени. И поэтому он

изобрел счетную машинку. Эту счетную машину вы

знаете ....(показывает). Как она называется?

Дети: Калькулятор.

А что можно делать на калькуляторе?

Дети: - На калькуляторе можно выполнять различные

действия: складывать, отнимать, делить, умножать,

решать сложные примеры и задачи. На кнопках

калькулятора написаны математические

знаки (показывают + — =) и цифры (от 0 до 9) Видов

калькуляторов очень много (показ).

- А сейчас что помогает людям ? ....(компьютер).

- Что можно делать с помощью компьютера?

Дети: - Считать, играть в компьютерные игры, составлять

программы,

смотреть

мультфильмы,

слушать

музыку,

печатать тексты.

- Чем он полезен людям?

- Он приносит пользу, так как помогает нам в труде.

Облегчает труд. На калькуляторе можно только считать, а

компьютер это машина, которая может хранить и

отыскивать огромное количество информации. Сохраняет

информацию.

-Его создал во Франции в 17 веке Паскаль ...

Но все равно, считать мы учимся все еще на пальцах,

помогают нам счетные палочки, камешки и т.д.

V.

Введение

новых

знаний в

систему

знаний

Использован

ие нового

знания

совместно с

освоенными

ранее

знаниями.

Воспитатель: - Вот и закончилось наше увлекательное

путешествие в прошлое счетных устройств. Понравилось

наше путешествие? Что нового узнали о счетных

устройствах? Чтобы вы запомнили историю счетных

устройств, как считали люди раньше, какие были

изобретены предметы для счёта, о каких предметах мы

сегодня беседовали, я предлагаю вам игру «Что было,

что будет». (Предложить разрезные картинки, дети

делятся на 2 подгруппы и за определенное время

составляют их по порядку и организуют взаимопроверку-

меняются местами). Незнайка тоже выполняет задание.

- Молодцы и ребята, и Незнайка. Ребята, помогли мы

Незнайке? Показали, что не только на пальцах можно

считать. Что нового вы сами узнали?

Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, история счетных

устройств на этом завершен? (ответы детей). А как вы

представляете будущее счетных устройств? Будут они

усовершенствоваться? А вы сможете нам показать, как вы

это представляете? Как? (варианты ответов детей). Не

хотите ли стать конструкторами в нашем научном центре

и нарисовать нам ваши варианты будущего счетных

Выполняют

задание.

Осуществляют

самостоятельную

проверку и

взаимопроверку.

Выполнени

е действия

по замыслу,

самоконтро

ль.

Анализ

индивидуальны

х достижений.

устройств? (Рисование по замыслу карандашами).

Обратить внимание на расположение рисунка на листе и

на размер, на изображение контура простым карандашом.

VI. Осмыслени

е (итог)

Фиксирован

ие детьми

достижения

«детской»

цели.

Проговарива

ние условий,

которые

позволили

достигнуть

этой цели.

Формировать

у детей

умения

проводить

анализ своей

деятельност

и и

деятельност

и других

детей.

Вот и получились у вас счетные устройства будущего.

(Выставляются работы).

Ребята, сегодня у вас получилось стать конструкторами?

Вы смогли нарисовать счетное устройство будущего? Что

вам в этом помогло? (Знали прошлое счетных устройств).

Да, вы их усовершенствовали в своих мечтах. Ты доволен

своей работой, Миша? Какая работа, Анечка, нравится

тебе больше всего? Почему?

Молодцы, ребята, я уверена, вы в будущем и

усовершенствуете счетные устройства.

Давайте полюбуемся нашими работами.

(Педагог оценивает деятельность детей).

– Мне было очень приятно с вами путешествовать. Вы

были

внимательными,

дружными,

старательными.

Поэтому у нас получилась такая сказочная выставка.

(Предлагаю детям воплотить свои мечты в уголке "лего

-конструирования").

Развивают речь

(отвечают на

вопросы

воспитателя)

Учатся

анализировать

Самооценк

а

Анализ

индивидуальных

достижений.

Дают оценку

своей работе и

работе других

детей.



В раздел образования