Напоминание

"Якут - дитя природы"


Автор: Атласова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДО детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Верхнеколымский район с.Верхнеколымск
Наименование материала: методический материал
Тема: "Якут - дитя природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие беседа для старшей –подготовительной группы.

(якутский народный фольклор)

Программное

содержание:

Познакомить

детей

с

родным

краем.

С

отношением якута к природе, умением понимать ее. Воспитывать чувство

хозяина, хозяйское отношения к родной природе . Прививать детям любовь к

природе, воспитать чувство бережного отношения.

Формировать у детей представление и вызвать интерес к труду охотника.

Обобщить знание об охотничьих промыслах. Показать общественные мотивы

труда воспитывать уважение к трудолюбию, выносливости людей северных

профессий.

Уточнить

знание

детей

о

народных

мастерах

и

их

изделиях.

Объяснить

значение

слов:

«ысыах,

кумыс,

чорон,

кытыйа,

чепрак,

хомус.

Вызвать

интерес

к

народному

творчеству.

Уточнить

знание

об

убранстве

коня.

Формировать навыки рисования. Воспитывать уважение к национальным

традициям.

Предварительная

работа:

Альбомы

о

родном

крае,

наблюдения

за

изменениями погоды. Фотографии кадрового охотника. Стихи про охотника,

предметные

картинки

с

изображением

орудий

труда

и

ценных

пушных

зверей,

транспорта.

Рассматривание

с

детьми

в

свободное

время

иллюстрации из альбомов: « Саха орнаментов» Неустроева, Ремесла предков

вчера

и сегодня» и Аммосовой. Организовать мини – выставку изделий

декоротивно

прикладного

искусства,

которые

можно

использовать

как

наглядные пособия к занятию.

Ход занятия

Сегодняшнее наше занятие мы посвящаем

Дню Родного языка и Якутской письменности.

В начале занятия дети прочтут стихи о родном языке.

( стихи о родном языке )

Воспитатель:

Народом дружно отмечаем,

Мы день родного языка,

И всех сегодня поздравляем,

Учить его должны всегда!

Не забывать, и вечно помнить,

И правила все повторять.

Язык родной нам очень важен,

Должны его мы уважать!

Сегодня наше занятие называется

Якут – дитя природы.

- Дети, вы, наверное, знаете, что край, в котором мы живем назвать одним

словом «СЕВЕР» и мы люди, живущие на севере «Северяне»

( ФОТО СЛАЙД)

- А что вы представляете под названием «Север»?

- Олени, снега, северное сияние.

Да, мы жители Севера тесно связаны с природой. Хорошо ли мы живем,

плохо ли нам, всегда зависло от изменений в природе.

Свои наблюдения наши предки передавали от деда к отцу, от отца к сыну.

Так передаваясь из поколения к поколению эти законы, диктуемые природой

становились общепринятыми приметами: например, в тундре, когда осенью

выпадает

первый

снег,

то

охотники

берут

на

заметку,

в

какую

сторону

наклонилась трава под снегом, а потом зимой без помощи компаса могут

легко ориентироваться в местности. Или по звездам, все северяне знают, что

полярная звезда самая яркая звезда, всегда показывает на север или старики

говорят, вот по приметам ожидается холодная зима, холодное лето или будет

высокий

уровень

воды

весной,

если

много

снега

выпало,

или

осенью

предстоит лошадям трудная зимовка из-за сугробов. Дождливое лето – если

мало сено заготовишь, то зимой коровы останутся голодными, а детишки без

молока, а без молока, детишки, вы сами знаете хорошо или плохо будет

деткам?

Если поленишься сходить по ягоды или по грибы значит, зимой останешься

без варенья и без витаминов. Круглый год люди зависят от природы. Дары

природы помогают человеку существовать, а пушнина, добытая в наших

лесах одевает и согревает, чтоб мы не болели.

Все мы знаем, что у северян мужской промысел охота, рыбалка.

- Кто такой охотник?

- Что вы знаете об охотнике?

- Какие предметы ему нужны для охоты, для его зимовки?

( слайд зимовки),

( слайд предметы для охоты.)

- На чем охотник ездит летом, зимой? (на собаках, на снегоходе «Буран», на

лошадях, на лыжах

(фото слайд)

- А какие пушные звери водятся в наших лесах?

(соболь, росомаха, белка, ондатра) фото слайд

- Какие дикие звери могут попадаться на тропе охотника?

( слайд фото волк, лиса, лось, медведь, олень)

- У кого в семье есть охотник?

- Как в старину встречали охотников с богатой добычей?

- Каждый охотник должен знать алгыс обряд для удачной охоты. Просят у

Байаная (у бога охоты) удачной охоты, хорошей добычи.

- Все охотники прекрасно знают как вести себя в лесу во время охоты.

Какого зверя можно убивать а кого нет. Охотники охотятся и зимой и летом.

Промысел охотника очень необходим на севере. А вот некоторые те кто не

занимается охотой, занимаются творчеством, мастерят, творят разные изделия

и их называют народные умельцы.

И сейчас я расскажу немного и о них, о народных умельцах.

Для

начала

мы

рассмотрим

необычную

выставку.

(фото

слайд

)

Внимательно

посмотрите,

какие

красивые

вещи

окружают

нас.

Как

вы

думаете, кто их сделал?

Правильно, смастерили все эти вещи народные умельцы, якутские мастера.

Наша Якутия богата не только охотничьим, промыслом она богата еще и

талантливыми людьми. В длинными зимними вечерами они любят шить,

вышивать, вырезать из дерева чороны, кытыйа, делать из бересты Туесок и

многие разные изделия.

Рассмотрим чорон: ( фото слайд)

Рассмотрим Кытыйа ( фото слайд)

Рассмотрим Туесок ( фото слайд)

Рассмотрим Дэйбир (фото слайд)

Рассмотрим хомус (фото слайд)

Различные изделия мастеров саха (фото слайд)

Посмотрите на это фото ( слайд) и скажите что это,

- хомус ( показывает хомус)

Хомус музыкальный инструмент тоже изготовленный народными умельцами.

У Якутов звучание хомуса – это пробуждение северного края – якутской

земли. Звучание хомуса считают лечебным, исцеляющим.

Послушайте, как звучит хомус (играет и вкл. запись).

Практическая часть рисование хомуса, чорона, чапрака

А теперь посмотрите, как правильно рисовать то что вы выбрали.. ХОМУС -

Вначале посередине трапеции сверху вниз проводим прямую линию как

будто раздили пополам. На левой стороне рисуем спиралевидный орнамент

вертикально, только верхняя спираль меленькая, чуть изогнута, а нижняя

большая, пышная. На правой стороне линии так же рисуем, но зеркально как

будто спирали отвернулись друг от друга.

Кто пойдет показать на доске мелом (вызвать 2-3 ребенка).

( Во время работы индивидуально показываю, напоминаю).

Работы выставляются на уголке проводится анализ работ.

Звучания хомуса как пение жаворонка привлекает и оживляет природу вокруг

нас. Звучание хомуса призывает якутян к танцу.

Ребята а какое северное животное считается у народов Саха самым красивым,

гордым, статным.?

( Олень)

Конечно ж олень - посмотрите какой он красивый.

( слайд)

И сегодня на занятии Наина исполнит танец северного оленя.

И сегодня наше занятие я предлогаю завершить национальным танцем якутян

– осуохай.

( Все встают

в круг, берутся за руки и приставным шагом

исполним национальный танец «Осуохай».

Общее фото.



В раздел образования