Напоминание

"Внеурочная деятельность по русскому языку"


Автор: Угроватая Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ Хрещатовская ООШ
Населённый пункт: х.Хрещатый
Наименование материала: выступление
Тема: "Внеурочная деятельность по русскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Угроватая Ольга Алексеевна

учитель МОУ Хрещатовская ООШ

Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель:

может быть час твоего увлечения – самый поучительный

час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое

впечатление».

Павел Петрович Блонский

Внеурочная

работа

по

русскому

языку

является

неотъемлемой

частью

учебно-воспитательного процесса. Внеклассная работа имеет свои, важные

для

обучения

и

воспитания

цели

и

задачи.

Она

должна

способствовать

углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым

помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать

навыки

анализа

различных

фактов

языка,

расширять

лингвистический

кругозор

школьника,

воспитывать

языковое

чутье,

развивать

творческие

возможности, повышать общую языковую культуру учащихся.

Внеклассные занятия отражают основные направления в работе по русскому

языку: изучение языка во всей совокупности его появлений, повышение

теоретического уровня сообщаемых знаний, внимание к развитию связной

устной

и

письменной

речи,

а

в

общедидактическом

плане

развитие

учащихся в процессе обучения.

Несмотря

на

то,

что

внеклассная

работа

тесно

связана

с

уроком,

она

постоянно

стремится

к

расширению

и

углублению

знаний

учащихся

по

предмету, к поискам форм, отражающих специфику занятий по интересам.

Хорошо известный в практике тезис «Внеклассная работа – продолжение

урока» не имеет в виду простого повторения изученного, дублирования на

внеклассных занятиях программного материала. Этот тезис следует понимать

как шаг вперед в обогащении учащихся знаниями, умениями, навыками.

Внеклассная работа лишь «поднимает занавес», лишь приоткрывает окно в

увлекательный, заманчивый мир родного языка.

В

связи

с

новыми

целями

качественно

меняется

не

только

содержание

образования,

но

и

структура

учебных

предметов,

технология

их

преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения и

переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели

образования)

на

развитие

ребенка,

на

создание

условий

полноценного

проживания

детства,

для

становления

человека,

способного

и

готового

думать,

общаться,

понимать

другого

и

самого

себя,

принимать

самостоятельные ответственные решения.

В

этих

условиях

большую

актуальность

приобретает

проведение

планомерной,

систематической

внеклассной

работы

по

русскому

языку:

“обеспечение

эффективного

сочетания

урочных

и

внеурочных

форм

организации образовательного процесса…”. В настоящее время такая работа

в школе находится не на должном уровне. Между тем от того, как будет

развиваться школьное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое.

Отметим, что проблема организации внеурочной деятельности по русскому

языку

отражена

в

трудах

педагогов

прошлых

лет:

Н.Н.

Ушакова,

Г.И.

Суворовой, Л.И. Пастушенковой, Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме

наблюдается в конце 70-х – начале 80-х годов.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной

работы - развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному

предмету, которые использую я как на уроке, так и во внеурочное время.

Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей

учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от

дополнительной

работы,

проводится

постоянно.

Организуется

она

для

развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь

учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над

культурой своей речи.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и

формы

проведения,

свои

методы

и

приемы.

Прежде

всего,

необходимо

отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель:

подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в

его

устной

и

письменной

форме.

В

то

же

время

внеурочная

работа

по

русскому языку имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки,

получаемые учащимися на уроках русского языка;

-

научить

учащихся

самостоятельно

работать

с

книгами,

словарями-

справками, подбирать материал на нужную тему;

-

сформировать

творческую

активность

учащихся(выступать

перед

аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять

наглядные пособия);

На внеклассных занятиях провожу разнообразные виды работ по развитию

речи. Владение грамотной речью в настоящее время является непременным

условием активного творческого участия каждого ученика в жизни школы.

Большой

интерес

вызывают

у

учащихся

внеклассные

занятия

типа

соревнования: конкурсы, викторины, турниры. При их проведении активен

каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный

участник, вникающий во все детали работы. Характерным для большей части

соревнований является отсутствие сценария. Для одних важна лишь тема, для

других – перечень заданий. Индивидуальная работа учеников во внеурочное

время складывается в основном из двух видов. Она может быть связана с

теми

или

иными

поручениями

кружка,

классного

коллектива,

учителя:

изготовление наглядных пособий, подготовка реферата или сообщения и т.д.

Такая работа носит исполнительский характер, элемент творчества в ней

незначителен, а то и вовсе отсутствует.

Воспитание

у

школьников

самостоятельности,

инициативы,

развитие

их

творческих возможностей трудно представить без использования методов,

включающих элементы исследования, самостоятельного добывания знаний,

вырабатывающих умение применять их в новых условиях, активизирующих

познавательную деятельность учащихся. На уроке и во внеурочное время

пользуюсь разными видами игр:

1) игры инструментальные – игры, в которых ученики пользуются

различными предметами, комментируя свои действия;

2) игры-сопровождения действия словом;

3)

игры-соревнования,

главная

движущая

сила

«спортивный

интерес»:

кто быстрее, точнее, оригинальнее выполнит какое-либо задание;

4) игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и

орфографические лото, домино.

Например: игра «Кто скорее». Учитель предлагает написать пять

слов, в которых больше будет звуков, чем букв. Такие игры

направлены на преодоление недостатков звукового анализа

и синтеза, недочетов в навыках чтения, письма и устной речи;

- игра «Самый внимательный». Кто назовет больше

предметов, изображенных на рисунке. Рисунок демонстрируется не

более

одной минуты;

-игра «Сортировка слов». Предлагается список слов. Их следует

рассортировать по тематическим группам;

- игра «Подскажи последнее словечко»:

Не хотел котенок мыться – убежал он от …

Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему…

Голосок твой так хорош, очень сладко ты…

Наша Маша маленька, на ней шубка…

Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку …

Нет, напрасно мы решили прокатить кота в …

Он кататься не привык – опрокинул…

Спать пора! Уснул бычок, лег в кроватку на …

Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он

боится …и т.д.

Игры-инсценировки.

Учащиеся

могут

самостоятельно

составить

сказку, басню на определенную тему, а затем сыграть их по ролям.

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства

ритма, слова. У детей есть творческие тетради. В них они учатся

сочинять не только сказки, но и стихи, загадки, частушки. Именно в

этой

работе

дети

шаг

за

шагом

открывают

себя,

развивают

свои

потенциальные способности.

Игры-загадки. К ним относятся метаграммы, например:

Когда я с “д”,меня сорвут,

Когда я с “г” на мне плывут.

(Плод-плот).

Отгадывание метаграмм углубляет знание законов фонетики, помогает

решать проблемы правописания.

Логогрифы – это загадка, по условиям которой из заданного слова

путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или буквы,

слога) получается новое слово. Логогрифы могут быть стихотворными

и прозаическими. Например: целое слово – часть дерева, без одной

буквы река, без двух местоимение, без трех предлог (крона – рона – она

–на).

Подобный дидактический материал помогает мне решать серьезные

задачи: повторить части речи, признаки частей речи.

Шарада

эта

загадка

требует,

чтобы

учащиеся

отгадали

слово

по

частям, например:

Корнем с “дорогой” роднится,

В “сборе” приставка таится.

Суффикс – как в слове "дневник".

Целым же в космос проник. (Спутник).

Анаграммы – это особый вид шарад. Задача – из данного слова создать

другое, с тем же набором букв, слогов: марш – шрам, руда – удар, рост

– сорт.

Кроссворды и чайнворды. Эти виды использую для систематизации и

углубления

словарной

работы.

Отгадывать

кроссворды

можно

в

порядке конкурса, коллективного или индивидуального. Кроссворды и

чайнворды

могут

быть

тематическими.

Детям

очень

нравится

разгадывать кроссворды. Работа с ними развивает мышление, требует

хорошего знания грамматического и словарного материала.

Современная

школа

предъявляет

к

учителю

новые

требования.

Осуществление

дифференцированного

подхода

к

обучению

требует

отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть

творцом.

Отбирая

материал

для

занятий

во

внеурочное

время

необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку,

указанных

в

учебной

программе,

запросов

школьников,

а

также

направленности интересов. Работая по данной проблеме, учитываю

конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот

почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть

какой-то

универсальной

программы,

предполагающей

определенное

содержание.

Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому

языку,

об

определении

содержания

внеклассной

работы,

нельзя

не

учитывать

то,

что

интересует

в

языке

и

его

преподавании

самих

учащихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система

работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом,

чтобы

внеклассные

мероприятия

являлись

е с те с тве н н ы м

продолжением

уроков.

Интерес

учащихся

к

приобретению

и

дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен

быть пробужден учителем еще на уроках.

Я думаю, что внеклассная работа по предмету – важнейшее средство

комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Никогда

нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который

должен

привить

любовь

к

родному

слову,

языку,

литературному

произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои

мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в

процессе

внеклассных

занятий.

Именно

тогда

ученики

смогут

почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний

во внеурочное время.

Здесь у нас ещё много неиспользованных возможностей. Нужно только

б ы т ь

о т к р ы т ы м

к

н о в о м у,

с т р е м и т ь с я

к

т в о р ч е с т в у,

совершенствоваться…

Методическая литература

Методические рекомендации по внеурочной деятельности издательства

«Просвещения» ( ://prosvinfo.aspx?ob_no=16622 ).

Моделируем

внеурочную

деятельность

обучающихся.

Методические

рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. организаций /

авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова

и др. – М. : Просвещение, 2013. – 96 с.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический

конструктор

:

пособие

для

учителя

/

Д.

В.

Григорьев,

П.

В.

Степанов.

М.

:

Просвещение, 2010. – 223 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,

В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные

программы

начального

общего

образования.

Письмо

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296.

Примерные

программы

внеурочной

деятельности.

Начальное

и

основное образование : учебное издание / под ред. В. А. Горского. –

М. : Просвещение, 2010. – 111 с.

Арутюнов

А.С.

Игровые

задания

на

уроках

русского

языка.

М.,

«Просвещение», 1984.

Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе. Под

редакцией Н.В. Мальцевой и др. Л., «Просвещение», 1987.

Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М.,

«Просвещение», 2003.

Панов

Б.М.

Внеклассная

работа

по

русскому

языку.

М.,

«Просвещение», 1999.

Преображенская Е.П. Кружок русского языка. М., 1994.



В раздел образования