Напоминание

Презентация методической темы " Металлы"


Автор: Ширяева Наталья Васильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Школа №13
Населённый пункт: Город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Презентация методической темы " Металлы"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №13»

«Школа №13»

Презентация методической разработки темы

Презентация методической разработки темы

:

:

Металлы

Металлы

Выполнила

Выполнила

:

:

учитель

учитель

химии Ширяева Наталья Васильевна

химии Ширяева Наталья Васильевна

Г. Саров 2018

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа по химии

Программа по химии

:

:

Москва, ДРОФА, 2010,

Москва, ДРОФА, 2010,

О.С. Габриелян. Составлена в соответствии с федеральным

О.С. Габриелян. Составлена в соответствии с федеральным

Базисным учебным планом.

Базисным учебным планом.

8класс – 68 часов из федерального компонента

8класс – 68 часов из федерального компонента

9класс – 68 часов из федерального компонента

9класс – 68 часов из федерального компонента

10 класс – 34 часа из федерального компонента

10 класс – 34 часа из федерального компонента

11 класс –34 часа из федерального компонента

11 класс –34 часа из федерального компонента

Данная программа реализована в учебниках:

Данная программа реализована в учебниках:

О.С. Габриелян.Химия.8 класс.- М.: Дрофа;

О.С. Габриелян.Химия.8 класс.- М.: Дрофа;

О.С. Габриелян. Химия.9 класс. – М.: Дрофа;

О.С. Габриелян. Химия.9 класс. – М.: Дрофа;

О.С.Габриелян.Химия.10 класс.- М.: Дрофа,

О.С.Габриелян.Химия.10 класс.- М.: Дрофа,

О.С. Габриелян. Химия. 11 класс. – М.: Дрофа.

О.С. Габриелян. Химия. 11 класс. – М.: Дрофа.

Цели:

Цели:

Образовательная

Образовательная

: освоение знаний об особенностях строения атомов

: освоение знаний об особенностях строения атомов

металлов, об основных металлах и сплавах, их физических и химических

металлов, об основных металлах и сплавах, их физических и химических

свойствах, способах получения металлов, причинах и видах коррозии,

свойствах, способах получения металлов, причинах и видах коррозии,

ЩМ, ЩЗМ, алюминия, железа и их важнейших соединений.

ЩМ, ЩЗМ, алюминия, железа и их важнейших соединений.

Развивающая

Развивающая

: развитие речи учащихся; умений анализировать, сравнивать,

: развитие речи учащихся; умений анализировать, сравнивать,

доказывать, обобщать, ставить и разрешать проблемные ситуации

доказывать, обобщать, ставить и разрешать проблемные ситуации

;

;

мыслительной деятельности

мыслительной деятельности

;

;

их творческих способностей.

их творческих способностей.

Воспитательная

Воспитательная

:

:

воспитывать настойчивость в достижении цели

воспитывать настойчивость в достижении цели

;

;

умения

умения

отстаивать свои взгляды

отстаивать свои взгляды

;

;

уважение к труду, к товарищам

уважение к труду, к товарищам

;

;

коммуникативные

коммуникативные

качества учащихся, убеждённость в позитивной роли химии в жизни общества,

качества учащихся, убеждённость в позитивной роли химии в жизни общества,

необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и

необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и

окружающей среде.

окружающей среде.

Задачи

Задачи

:

:

1. Сформировать у учащихся объективные взгляды на

идею периодичности, как общей идеи в развитии

вещества, выявление

закономерностей в изменении электронного строения

атомов металлов.

2. Учащиеся должны знать положение металлов в ПСХЭ

Д.И. Менделеева, характерные черты строения их

атомов; уметь сравнивать металлы с неметаллами.

3. Сформировать у учащихся прочные знания о физических

и химических свойствах, получении, применении

металлов и их важнейших соединений.

Возрастные особенности

Возрастные особенности

учащихся 9-го класса

учащихся 9-го класса

Чувство взрослости

Чувство взрослости

;

;

Общение на равных, ищет опыт сотрудничества, соучастия,

Общение на равных, ищет опыт сотрудничества, соучастия,

понимание со стороны взрослых

понимание со стороны взрослых

;

;

Активное формирование мировоззрения человека, системы взглядов

Активное формирование мировоззрения человека, системы взглядов

на действительность

на действительность

;

;

Совершенствуется самооценка и самопознание

Совершенствуется самооценка и самопознание

;

;

Кризисный возраст

Кризисный возраст

– конфликты с родителями, педагогами,

– конфликты с родителями, педагогами,

сверстниками

сверстниками

;

;

Стремление к самостоятельному приобретению знаний

Стремление к самостоятельному приобретению знаний

;

;

Любит размышлять, анализировать, доказывать, сравнивать,

Любит размышлять, анализировать, доказывать, сравнивать,

обобщать

обобщать

;

;

Ищет идеал среди взрослых, на кого может равняться

Ищет идеал среди взрослых, на кого может равняться

;

;

Начинает формироваться профориентация

Начинает формироваться профориентация

;

;

Формируется чёткое понимание приобретения знаний для будущего.

Формируется чёткое понимание приобретения знаний для будущего.

Ожидаемые результаты усвоения

Ожидаемые результаты усвоения

темы

темы

:

:

1.Знать:

1.Знать:

положение элементов металлов в ПСХЭ, строение их атомов;

положение элементов металлов в ПСХЭ, строение их атомов;

физические и химические свойства; классификацию сплавов, основные

физические и химические свойства; классификацию сплавов, основные

способы получения металлов в промышленности;

способы получения металлов в промышленности;

причины и виды коррозии металлов, важнейшие соединения ЩМ, ЩЗМ,

причины и виды коррозии металлов, важнейшие соединения ЩМ, ЩЗМ,

алюминия и железа и их применение.

алюминия и железа и их применение.

2. Уметь

2. Уметь

: составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной

: составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной

форме, объяснять ОВР металлов и их соединений, характеризовать металлы

форме, объяснять ОВР металлов и их соединений, характеризовать металлы

по положению в ПСХЭ и особенности строения их атомов, описывать

по положению в ПСХЭ и особенности строения их атомов, описывать

свойства и области применения металлов, их соединений

свойства и области применения металлов, их соединений

и сплавов, объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии.

и сплавов, объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии.

3.Использовать

3.Использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности

приобретённые знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни:

и повседневной жизни:

для безопасного обращения с металлами;

для безопасного обращения с металлами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

критической оценке информации о веществах, используемых в быту.

критической оценке информации о веществах, используемых в быту.

4.Развивать

4.Развивать

способности решать творческие задания.

способности решать творческие задания.

5.Развивать

5.Развивать

коммуникативные качества.

коммуникативные качества.

Методы

Методы

:

:

- Совместное целеполагание

- Совместное целеполагание

- Проблемный

- Проблемный

- Диалогический

- Диалогический

- Аналитический

- Аналитический

- Синтетический

- Синтетический

- Компьютерных технологий

- Компьютерных технологий

Формы организаций деятельности учащихся

Формы организаций деятельности учащихся

:

:

- Фронтальная

- Фронтальная

- Коллективная

- Коллективная

- Индивидуальная

- Индивидуальная

Обоснование используемых

Обоснование используемых

форм, методов

форм, методов

:

:

-

Данные методы и формы позволяют учитывать особенность каждого

Данные методы и формы позволяют учитывать особенность каждого

ученика, сообразно его подготовке и возможностям

ученика, сообразно его подготовке и возможностям

;

;

-

Вся работа в классе выстраивается через организацию коллективно-

Вся работа в классе выстраивается через организацию коллективно-

распределённой деятельности между учителем и учениками

распределённой деятельности между учителем и учениками

;

;

-

Учебный диалог построен на принципе рефлексии, обратной связи,

Учебный диалог построен на принципе рефлексии, обратной связи,

развития коммуникативных умений учащихся

развития коммуникативных умений учащихся

;

;

-

Ценности знаний формируются посредством осмысления и

Ценности знаний формируются посредством осмысления и

переосмысления содержания, повышение эффективности усвоения

переосмысления содержания, повышение эффективности усвоения

;

;

-

Различные формы и методы позволяют повысить мотивацию

Различные формы и методы позволяют повысить мотивацию

учащихся к изучаемой теме, обеспечивают поиск ответов и вопросов,

учащихся к изучаемой теме, обеспечивают поиск ответов и вопросов,

результатом являются различные дополнительные источники

результатом являются различные дополнительные источники

;

;

-

Формы и методы, применимые к учащимся подросткового возраста,

Формы и методы, применимые к учащимся подросткового возраста,

обеспечивают личностно-ориентированное обучение, создают на

обеспечивают личностно-ориентированное обучение, создают на

уроках ситуации успеха, доброжелательности и доверия, что

уроках ситуации успеха, доброжелательности и доверия, что

повышает успех рефлексии.

повышает успех рефлексии.

Система знаний

Система знаний

:

:

-

Познавательная

Познавательная

;

;

-

Преобразующая

Преобразующая

;

;

-

Общеучебная

Общеучебная

;

;

-

Самоорганизующая.

Самоорганизующая.

Система деятельности

Система деятельности

:

:

-

Общенаучные знания

Общенаучные знания

;

;

-

Знания естественных наук

Знания естественных наук

;

;

-

Знания социальных наук

Знания социальных наук

;

;

-

Фундаментальные знания

Фундаментальные знания

;

;

-

Знания профильного характера.

Знания профильного характера.

Календарно-тематическое

Календарно-тематическое

планирование темы

планирование темы

: “

: “

Металлы

Металлы

1.

1.

Положение металлов в ПСХЭ. Физические

Положение металлов в ПСХЭ. Физические

свойства металлов.

свойства металлов.

2.

2.

Сплавы.

Сплавы.

3.

3.

Химические свойства металлов.

Химические свойства металлов.

4.

4.

Получение металлов.

Получение металлов.

5.

5.

Общее понятие о коррозии металлов.

Общее понятие о коррозии металлов.

6.

6.

Щелочные металлы.

Щелочные металлы.

7.

7.

Соединения щелочных металлов.

Соединения щелочных металлов.

8.

8.

Щелочноземельные металлы.

Щелочноземельные металлы.

9.

9.

Соединение щелочноземельных металлов:

Соединение щелочноземельных металлов:

оксиды, гидроксиды, соли.

оксиды, гидроксиды, соли.

Календарно-тематическое

Календарно-тематическое

планирование темы

планирование темы

: “

: “

Металлы

Металлы

10.Алюминий,его физические и химические свойства.

10.Алюминий,его физические и химические свойства.

11. Соединения алюминия.

11. Соединения алюминия.

12. Железо, его химические и физические свойства.

12. Железо, его химические и физические свойства.

13.Генетические ряды

13.Генетические ряды

Fe

Fe

2+

2+

и

и

Fe

Fe

3+

3+

14. Обобщение и систематизация знаний по теме

14. Обобщение и систематизация знаний по теме

«Металлы».

«Металлы».

15.Контрольная работа по теме «Металлы».

15.Контрольная работа по теме «Металлы».

Урок 1.

Урок 1.

Положение металлов в периодической

Положение металлов в периодической

системе Д.И.Менделеева.

системе Д.И.Менделеева.

Физические свойства металлов.

Физические свойства металлов.

Дать характеристику элементам металлам в ПСХЭ.

Повторить особенности строения атомов металлов и

кристаллов (металлическую химическую связь и

металлическую кристаллическую решётку.

Расширить сведения о физических свойствах металлов

и их классификации.

Урок 2.

Урок 2.

Сплавы

Сплавы

Цель

Цель

:

:

дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах.

дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах.

Познакомить учащихся с важнейшими сплавами и их значением

Познакомить учащихся с важнейшими сплавами и их значением

в жизни общества

в жизни общества

Урок 3.

Урок 3.

Химические свойства

Химические свойства

металлов

металлов

Цель

Цель

:

:

дать понятие об общих химических свойствах

дать понятие об общих химических свойствах

металлов.

металлов.

Повторить особенности протекания реакций металлов с

Повторить особенности протекания реакций металлов с

растворами электролитов

растворами электролитов

Урок 4.

Урок 4.

Получение металлов

Получение металлов

Цель

Цель

:

:

дать понятие о рудах и металлургии,

дать понятие о рудах и металлургии,

рассмотреть такие её разновидности как пиро -,

рассмотреть такие её разновидности как пиро -,

гидро – и электрометаллургия.

гидро – и электрометаллургия.

Урок 5.

Урок 5.

Общее понятие о коррозии металлов

Общее понятие о коррозии металлов

Цель

Цель

:

:

дать понятие о коррозии металлов,

дать понятие о коррозии металлов,

классификации коррозионных процессов и способах защиты

классификации коррозионных процессов и способах защиты

от коррозии

от коррозии

Химическая

Химическая

коррозия

коррозия

Электрохимическая

Электрохимическая

коррозия

коррозия

Компоненты окружающей среды

Компоненты окружающей среды

окисляют непосредственно металл.

окисляют непосредственно металл.

Протекающие при химической

Протекающие при химической

коррозии окислительно -

коррозии окислительно -

восстановительные реакции

восстановительные реакции

осуществляются путем

осуществляются путем

непосредственного перехода

непосредственного перехода

электронов с атомов металлов на

электронов с атомов металлов на

частицы окислителя, входящего в

частицы окислителя, входящего в

состав среды.

состав среды.

Коррозия протекающая в токопроводящей

Коррозия протекающая в токопроводящей

среде.

среде.

Помимо химической реакции, в системе

Помимо химической реакции, в системе

возникает электрический ток.

возникает электрический ток.

Процесс электрохимической коррозии

Процесс электрохимической коррозии

происходит при контакте двух металлов

происходит при контакте двух металлов

Разрушается металл с более сильными

Разрушается металл с более сильными

восстановительными свойствами

восстановительными свойствами

(выполняет роль анода)

(выполняет роль анода)

Урок 6.

Урок 6.

Щелочные металлы

Щелочные металлы

Цель: дать общую характеристику щелочных металлов,

Цель: дать общую характеристику щелочных металлов,

повторить основные закономерности свойств элементов

повторить основные закономерности свойств элементов

по вертикали, металлическую связь и

по вертикали, металлическую связь и

металлическую кристаллическую решётку,

металлическую кристаллическую решётку,

изучить физические и химические свойства ЩМ.

изучить физические и химические свойства ЩМ.

2

3

Литий

Li

6,941

[Не]2s

1

3

11

Натрий

Na

22,989

[Nе]3s

1

4

19

Калий

K

39,098

[Ar]4s

1

5

37

Рубидий

Rb

85,467

[Kr]5s

1

6

55

Цезий

Cs

132,906

[Xe]6s

1

7

87

Франций

Fr

(223)

[Rn]7s

1

8

119

Унунен

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Щелочных

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Щелочных

металлов

металлов

Урок 7

Урок 7

.

.

Соединения

Соединения

щелочных металлов

щелочных металлов

Цель: дать характеристику основным соединениям

Цель: дать характеристику основным соединениям

щелочных металлов: оксидам, гидроксидам,

щелочных металлов: оксидам, гидроксидам,

солям.

солям.

Оксиды щелочных металлов

Оксиды щелочных металлов

Гидроксид щелочного металла

Гидроксид щелочного металла

Урок 8.

Урок 8.

Щелочноземельные

Щелочноземельные

металлы

металлы

Цель: дать общую характеристику ЩЗМ, повторить

Цель: дать общую характеристику ЩЗМ, повторить

основные закономерности свойств элементов в

основные закономерности свойств элементов в

ПСХЭ по вертикали, металлическую связь и

ПСХЭ по вертикали, металлическую связь и

металлическую кристаллическую решётку, изучить

металлическую кристаллическую решётку, изучить

физические и химические свойства ЩЗМ.

физические и химические свойства ЩЗМ.

Урок 9.

Урок 9.

Соединения

Соединения

щелочноземельных металлов

щелочноземельных металлов

Цель: дать характеристику

Цель: дать характеристику

основным соединениям

основным соединениям

щелочноземельных металлов:

щелочноземельных металлов:

оксидам, гидроксидам, солям.

оксидам, гидроксидам, солям.

Урок 10. Алюминий, его физические и

химические свойства

Цель: дать характеристику

Цель: дать характеристику

алюминию по положению

алюминию по положению

его в ПСХЭ.

его в ПСХЭ.

Охарактеризовать его

Охарактеризовать его

химические и физические

химические и физические

свойства: взаимодействие с

свойства: взаимодействие с

простыми веществами,

простыми веществами,

кислотами, щелочами.

кислотами, щелочами.

Изучить природные

Изучить природные

соединения алюминия и

соединения алюминия и

способы его получения.

способы его получения.

Алюминотермия.

Алюминотермия.

«Этому металлу

«Этому металлу

суждено

суждено

великое будущее

великое будущее

…»

…»

Н.Г. Чернышевский

Н.Г. Чернышевский

Урок 11

Урок 11

.

.

Соединения алюминия

Соединения алюминия

Цель: рассмотреть важнейшие соединения

Цель: рассмотреть важнейшие соединения

алюминия и их практическое значение

алюминия и их практическое значение

Важнейшие природные

Важнейшие природные

соединения алюминия:

соединения алюминия:

Каолинит

Каолинит

Корунд

Корунд

Полевой шпат

Полевой шпат

Боксит

Боксит

Нефелин

Нефелин

Урок 12.Железо, его физические и

химические свойства

Цель: дать характеристику железу по положению его в

Цель: дать характеристику железу по положению его в

ПСХЭ, рассмотреть электронное строение атома.

ПСХЭ, рассмотреть электронное строение атома.

Охарактеризовать его химические и физические

Охарактеризовать его химические и физические

свойства, применение.

свойства, применение.

Урок 13.Генетические ряды

Урок 13.Генетические ряды

Fe

Fe

2+

2+

и

и

Fe 3+

Fe 3+

Цель: рассмотреть важнейшие

Цель: рассмотреть важнейшие

соединения железа(

соединения железа(

II)

II)

и

и

(III)

(III)

, их

, их

физические и химические свойства,

физические и химические свойства,

применение.

применение.

Fe

Fe

FeCI

FeCI

2

2

-

-

Fe(OH)

Fe(OH)

2

2

FeO

FeO

Fe FeCI

Fe FeCI

3

3

Fe(OH)

Fe(OH)

3

3

Fe

Fe

2

2

O

O

3

3

Урок 14.Обобщение и систематизация

Урок 14.Обобщение и систематизация

знаний по теме «Металлы».

знаний по теме «Металлы».

Обобщить и систематизировать ключевые моменты темы

Обобщить и систематизировать ключевые моменты темы

«Металлы»: физические и химические свойства

«Металлы»: физические и химические свойства

металлов и их важнейших соединений.

металлов и их важнейших соединений.

Урок 15.Контрольная работа №1 по

Урок 15.Контрольная работа №1 по

теме «Металлы».

теме «Металлы».

Цель: определить уровень

Цель: определить уровень

овладения знаниями по теме

овладения знаниями по теме

«Металлы».

«Металлы».

Актуальность выбранной темы

Актуальность выбранной темы

Химия металлов – одна из ведущих тем курса

Химия металлов – одна из ведущих тем курса

химии.

химии.

Причина важности темы кроется не только в том,

Причина важности темы кроется не только в том,

что она имеет большое

что она имеет большое

практическое значение, но и,

практическое значение, но и,

прежде всего во взаимосвязи её с биологией,

прежде всего во взаимосвязи её с биологией,

географией, физикой и другими дисциплинами.

географией, физикой и другими дисциплинами.

Тема необходима для решения проблем

Тема необходима для решения проблем

безопасного использования веществ.

безопасного использования веществ.

Металлы – это основа цивилизации.

Металлы – это основа цивилизации.

Спасибо

Спасибо

за внимание!

за внимание!

Всего доброго!

Всего доброго!



В раздел образования