Напоминание

"Исследование уровня агрессии у подростков-футболистов"


Авторы: Богдалова Евгения Юрьевна, Аминова Надежда Павловна
Должность: старший преподаватель кафедры физической культуры, студент
Учебное заведение: ОрГМУ
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Исследование уровня агрессии у подростков-футболистов"
Раздел: высшее образование





Назад




ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет»

Кафедра физической культуры

Исследование уровня агрессии у подростков-футболистов

Автор — Аминова Надежда Павловна, 4 курс, факультет клинической психологии

Научный руководитель — старший преподаватель кафедры физической культуры

Богдалова Евгения Юрьевна

Неустойчивая социальная, экономическая, экологическая ситуация, сложившаяся в

настоящее время обуславливает рост различных отклонений в развитии и поведении людей.

Среди

них

особое

внимание

обращает

на

себя

не

только

отчужденность,

повышенная

тревожность, духовная опустошенность, но и жестокость, агрессивность, цинизм. Наиболее

остро этот процесс возникает у подростков. Причем проблема агрессивности подростков,

которая касается всего общества в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов,

родителей,

психологов,

так

и

научно

практический

интерес

исследователей.

Однако

попытки объяснения агрессивных действий подростков затрудняются тем, что не только в

обыденном сознании, но и во многих теориях явление агрессии получает противоречивые

толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на агрессивность.

Большое внимание агрессивности стоит уделить спорту, так как он выступает удобной

моделью для изучения этого феномена. Данный интерес имеет и практическое значение, так

как многие тренеры и спортсмены считают агрессивность необходимым качеством для

достижения успеха в спорте, тогда как большинство ученых чаще рассматривают негативные

аспекты

её

проявления.

Современные

психологи

термином

"агрессия"

обозначают

доминирующее,

атакующее,

напористое,

вредоносное

поведение,

которое

необходимо

направлять

его

в

нужное

русло.

Такое

противоречие

потребовало

более

внимательного

рассмотрения этого явления.

Объект исследования: агрессия в подростковом возрасте.

Предмет исследования: уровень агрессии подростков-футболистов.

Целью исследования: изучение уровня агрессии у подростков-футболистов.

Задачи

исследования: изучить

теорию

по

данной

проблеме;

охарактеризовать

особенности проявления агрессии у детей подросткового возраста, занимающихся спортом;

изучить уровень агрессии у подростков-футболистов.

Научные выводы гласят о том, что агрессию надо рассматривать как комплексное

явление, агрессивность может быть оценена как отрицательно, так и положительно, если она

рассматривается как проявление инициативы и направлена на решение какой-либо проблемы.

Под

агрессивностью

в

узком

смысле

слова

понимается

поведение,

направленное

на

нарушение установленных правил, договороворенностей и норм поведения, – так называемое

девиантное поведение, противоправное, качественно отличающееся от ритуализированной

формы

проявления

тенденции

к

доминированию. Исследователи

разводят

две

формы

доминантного

поведения,

которое

они

подразделяют

н а интраспортивное и

экстраспортивное.

Интраспортивное

поведение –

прямое,

физически-инструментальное

(бокс, игра корпусом в хоккее), непрямое – экспрессивное, импульсивное нападение или

защита, интрапунтивная защита. Экстраспортивное поведение – прямая, непосредственная,

физически

примитивная

нарушающая

правила

агрессия

(серьезные

нарушения,

драки),

непрямая

открытая

агрессия

(оскорбление соперника,

судей),

экспрессивная

агрессия

(реакция против зрителей, прочие словесные и физические реакции аффекта).

Эмпирическое

исследование футбольных Фольмакера послужило предпосылкой для дальнейшего изучения

агрессии

в

спорте. Автор

понимает

спортивное

соревнование

как

"отрегулированное

агрессивное

действие".

Агрессивными

действиями

исходя

из

исследованного

материала

Фольмакер называет любое неспортивное поведение, которое выходит за рамки игры, прямо

или персонально направлено против других игроков или судей, так же как и поведение,

которое мешает игре. Многие тренеры считают, что люди с ярко выраженной "спортивной

злостью" и стремлением к доминированию – более перспективные спортсмены. В результате

зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению личности спортсменов,

было определено, что многие высококвалифицированные спортсмены, особенно обладатели

высших

титулов

и

наград,

являются

более

агрессивными

по

сравнению

с

другими

испытуемыми. Уровень

агрессивности

существенно

изменяется

до,

во

время

и

после

спортивной

деятельности. Ученые

выдвигают

гипотезу

о

том,

что

происхождение

агрессивных тенденций и соответствующего поведения у спортсменов можно проследить в

их ранних детских впечатлениях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и

наказания

за

непосредственное

проявление

агрессивности

поведение

индивида

модифицируется. Исходя из вышесказанного, возможно полагать, что агрессивность как

свойство

"находит"

свое

место

в

структуре

личности

профессионального

спортсмена.

Таким образом, целесообразно изучение агрессивности в структуре личности спортсмена-

подростка.

Базой проведения исследования выступила МБУ ДО «Ташлинская ДЮСШ» село

Ташла

Новосергиевского

района

Оренбургской

области.

Выборку

"А"

составили

10

учащихся 11-13 лет, занимающихся спортивной деятельностью (футболом) и выборку "Б" -

10

учащихся

11-13

лет,

которые

спортом

не

занимаются.

В

исследовании

применялась

следующая методика: "Опросник БАССА – ДАРКИ". Исследования проявлений различных

форм

агрессивного

поведения

позволили

определить

значительные

различия.

Так,

у

подростков, не занимающихся спортом, наблюдается высокая физическая агрессивность -

65%. У подростков спортсменов она на 5% меньше и составляет 60%.

Вербальная агрессия

у подростков неспортсменов составляет 56%, у спортсменов она несколько ниже – 50%.

Выявлен также более высокий уровень косвенной агрессии: у подростков неспортсменов он

на 6% выше, чем у подростков спортсменов этого же возраста (44% и 38%). Негативизм

выражен у 61% неспортсменов и 57% спортсменов. Показатели раздражительности и обиды

у подростков, не занимающихся спортом, выше показателей у подростков спортсменов: 51%, и

47% соответственно. Показатель обиды – 56% и 55%. Показатель чувства вины на 5% выше у

спортсменов,

чем

у

неспортсменов,

а

показатель

подозрительности

выявлен

у

50%

подростков

двух

исследуемых

выборок.

В

результате

исследований

выяснилось,

что

у

подростков преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность

косвенная (соответственно 65% и 44%). Более

всего

выделяется

характерный

для

этого

возраста

показатель

негативизма

(61%

и

57%),

являющийся

результатом

того,

что

у

подростков бурно развивается чувство протеста, вероятно неосознанного, и вместе с тем

растет

их

индивидуализация,

которая

при

потере

общесоциальной

заинтересованности

может привести к эгоизму. Результаты исследования не подтвердили предположение о том,

что

агрессия

больше

выражена

у

спортсменов,

чем

у

тех

подростков,

которые

не

занимаются им. К.Лоренца считает, что спорт является удобной формой для реализации

накопленных

агрессивных

влечений.

Так

же

спорт

требует

соблюдения

определенной

корректности и правил, которые связаны с проявлением самоконтроля как осознанной и в

тоже

время

инстинктивной

реакции

в

борьбе.

Таким

образом,

у

спортсменов

есть

возможность "сбрасывать" накопившийся груз агрессии посредством занятий спортом.



В раздел образования