Напоминание

Модульная технология на уроках химии


Автор: Халиуллина Флюра Шавкатовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Лорогино
Населённый пункт: Уфимский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модульная технология на уроках химии
Раздел: полное образование





Назад




Модульная технология на уроках химии

Поиск путей совершенствовании учебного процесса привдит к разработке различных

технологий, к которым относится и модульное обучение –такая организация процесса учения при

которой учащиеся работают с учебной программой состоящей из модулей. Модуль

рассматривается как часть учебной программы, которая включает в себе целевой план действий,

банк информации, методическое руководство по достижению целей.

Модульная система предполагает такую организацию, при которой учащийся сам оперирует

учебным содержанием и усваивает его. Учитель осуществляет лишь управление, организует,

консультирует, контролирует. Перед началом работы с каждым модулем необходимо проводить

входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы знать уровень его готовности к работе по

новому модулю, а также текущий контроль. После завершения работы с модулем проводится

выходной контроль для определения уровня усвоения материала.

Ниже дана разработка урока по модульной технологии.

Разработка урока по модульной технологии «Арены. Бензол»

Структура модуля

УЭ-0. Цели изучения модуля.

УЭ-1. Входной контроль.

УЭ-2. Строение, состав и номенклатура ароматических углеводородов.

УЭ-3. Химические свойства ароматических углеводородов.

УЭ-4. Получение и применение ароматических углеводородов

УЭ-5. Обобщение знаний об углеводородах.

УЭ-6. Выходной контроль.

УЭ-0. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ.

Изучив данный модуль, вы:

- познакомитесь с особенностями строения ароматических углеводородов;

- рассмотрите их химические свойства, обусловленные особым строением этих соединений;

- узнаете о взаимном влиянии атомов и групп атомов на свойства веществ;

- расширите представление о многообразии класса веществ «Углеводороды»;

- закрепите понятие о генетической связи углеводородов.

? УЭ-1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

Выберите правильный ответ:

1. В молекуле ацетилена между атомами углерода существуют

а)одна

π

-связь и две

σ

-связи; б) одна

π

-связь и одна

σ

-связь; в)три

σ

связи;

г)две

π

-связи и одна

σ

-связь; д) три

π

-связи.

2. Наличие кратных связей в молекулах ацетилена и этилена можно установить при помощи

а) раствора серной кислоты; б) раствора щелочи; в) раствора перманганата калия или брома.

3. sp

2

– гибридизация характерна для

а) алкинов; б) алкенов; в) алканов; г) циклоалканов.

4. Характерными реакциями для веществ, содержащих кратные связи, являются

а) реакции присоединения; б) реакции замещения.

5. М. Фарадей открыл в светильном газе углеводород состава : С –92,3 %, а Н – 7,7%. Плотность его

по воздуху составляет 2,69. Найти молекулярную формулу вещества.

УЭ-2. СТРОЕНИЕ, СОСТАВ И НОМЕНКЛАТУРА АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ.

УЭ-2.0 Цели.

Знать:

тип гибридизации электронных орбиталей атома углерода в молекуле бензола;

общую формулу ароматических углеводородов;

распределение электронной плотности в молекуле бензола.

Уметь:

объяснять зависимость свойств бензола от его строения;

составлять формулы ароматических углеводородов по названию вещества, давать название

веществу по формуле.

УЭ-2.1. Состав и строение бензола.

Прочитайте по учебнику материал о строении бензола и истории открытия формулы этого

соединения с.121 (О.С. Габриелян)

Бензол был открыт М.Фарадеем в 1825 г. При сжигании светильного газа под давлением и при

низкой температуре. Светильный газ получали при коксовании каменного угля. Ученый установил,

что бензол состоит из углерода и водорода.

В 1834 г. Э.Мичерлих получил бензол при сухой перегонке бензойной кислоты с негашенной

известью, определил его формулу и назвал бензином. В последствии Ю.Либих, известный

немецкий химик, предложил название «бензол».

Со временем открытие бензола в 1825 г. строение бензола С

6

Н

6

на протяжении

многих лет было

объектом пристального внимания многих химиков. Общее число изомеров данного состава очень

велико. Методом компьютерного моделирования сегодня получены 217 разлиных соединений,

отвечающих составу С

6

Н

6

.

Задание 1. Каковы современные представления о строении бензола, если установлено, что его

молекула плоская, длина углерод-углеродных связей в правильном шестиугольнике составляет

около 0,139 нм?

Задание 2. Атомы углерода находятся в ….. гибридном состоянии.

Задание 3. Каждый атом имеет одну негибридную орбиталь. Всего их …. .

УЭ2-2. Строение ароматических углеводородов.

На основе предложенного ряда молекулярных формул ароматических углеводородов: С

6

Н

6

, С

6

Н

5

-

СН

3

; С

6

Н

5

2

Н

5

. Выведите общую формулу.

УЭ 2-3. Номенклатура ароматических соединений.

1. Название углеводородов ряда бензола по рациональной номенклатуре составляют из названий

радикалов боковых цепей с добавлением в конце –бензол, например этилбенол, метилбензол

2. Некоторые гомологи бензола имеют тривиальные (исторически сложившие) названия.

Например метилбензол называют толуолом, так как он впервые был обнаружен в продуктах

перегонки толуанского бальзама.

3. При наличии в бензольном кольце одного заместителя у данного вещества не может быть

изомеров. В зависимости от расположения двух и более заместителей относительно друг друга в

ароматическом ряду имеет место иомерии. Так диметилбензол С

6

Н

4

(СН

3

) или ксилол, может

существовать в виде трех иомеров. Для обозначения положения заместителей в бензольном

кольце атомы углерода нумеруют:

CH

3

CH

3

CH

3

1,2 –диметилбензол 1,3-диметилбензол 1,4-диметилбензол

Орто-ксилол мета-ксилол пара-ксилол

CH

3

CH

3

CH

3

4. Положение двух или более различных заместителей обозначают наименьшими номерами,

перечисляя их в алфавитном порядке:

CH

3

CH

3

Br

1-бром- 2-бром- 1-бром- 2-нитро-

4-метилбензол 3-метилбензол 4-хлорбензол

Задание 1. Назовите следующие соединения.

C

2

H

5

C

2

H

5

CH

3

CH

3

Задание 2. Составьте формулы следующих соединений:

а) о-метилбензола; б) 1-метил-4-этилбензола.

УЭ-3. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ.

УЭ-3.0. Цели

Знать :

типы химических реакций, характерные для бензола и его гомологов;

взаимное влияние метильной группы и бензольного ядра, а также его проявление в свойствах

аренов.

Уметь:

записывать уравнения реакций: а) замещение водорода у атомов углерода бенольного кольца; б)

присоединение галогенов и водорода; в) окисление гомологов бенола в мягких условиях.

УЭ-3.1. Химические свойства ароматических углеводородов.

Прочитайте внимательно материал учебника и ответьте на вопросы.

1. Какие реакции хароактерны ароматическим углеводородам?

2.Какой углеводород образуется при гидрировании бензола?

3. Какое вещество образуется при окислении этилбензола, 1,2-диметилбензола? Напишите

уравнения химических реакций.

4.Одинаков ли механизм реакций замещения водорода галогеном в молекулах алканов и

ароматических углеводородов?

5. Какое влияние оказывает метильная группа на свойства бензольного кольца? Как влияет

бензольное кольцо на свойства метильной группы?

6. Выполните упражнение 1,3,4 стр.136

7.Решите задачу 5 стр.136

Br

Br

NO

2

Cl

C

2

H

5

CH

3

CH

3

CH

3

H

3

C

CH

3

C

2

H

5

Промежуточный контроль.

? 1. Напишите уравнения реакций получения и бензола циклогексана, хлорбензола,

гексахлорциклогексана. Укажите условия протекания реакций и тип каждой реакции.

2. При окислении гомолога бензола раствором перманганата калия образовалась бензойная

кислота. Можно ли на основании этого факта сделать заключение о строении исходного

ароматического углеводорода? Ответ поясните .

3. В двух пробирках находятся вещества бензол и гексен-2. Как опытным путем различить эти

вещества? Какой реактив нужно взять для этого?

4. Какое из веществ быстрее вступает в реакцию нитрования: бензол или толуол – и почему?

5. Чем отличаются химические свойства ароматических углеводородов от свойств алкенов?

УЭ-4. ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ.

УЭ-4.0. Цели.

Знать:

Области применения бензола и его гомологов.

Исходное сырьё для получения ароматических углеводородов

Уметь:

Записывать уравнения реакций получения бензола и ео гомологов из циклоалканов, алканов.

УЭ-4.1. Применение ароматических углеводородов.

На стр. 134 учебника прочитать материал о применении ароматических углеводородов.

УЭ-4.2. Получение ароматических углеводородов.

1. Вспомните историю открытия бензола. Из чего получали светильный газ?

2.Кто впервые синтезировал бензол? Какое исходное вещество было использовано для синтеза?

3. Осуществите превращения:

СН

4

→С

2

Н

2

→С

6

Н

6

→С

6

Н

5

Сl

4. Какой циклоалкан содержится в нефти и используется для получения бензола? Напишите

уравнения реакции и укажите ксловия проведения процесса.

5. Решите задачу:

Практический выход бензола при дегидрировании н-гексана составляет 75%. Сколько нужно взять

н-гексана для получения а) 2 молей бензола; б) 234 г. бензола.

Обратитесь к целям, которые поставлены в начале урока, и оцените, насколько вы смогли их

достичь.



В раздел образования