Автор: Халиуллина Флюра Шавкатовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Лорогино
Населённый пункт: Уфимский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модульная технология на уроках химии
Раздел: полное образование
Модульная технология на уроках химии
Поиск путей совершенствовании учебного процесса привдит к разработке различных
технологий, к которым относится и модульное обучение –такая организация процесса учения при
которой учащиеся работают с учебной программой состоящей из модулей. Модуль
рассматривается как часть учебной программы, которая включает в себе целевой план действий,
банк информации, методическое руководство по достижению целей.
Модульная система предполагает такую организацию, при которой учащийся сам оперирует
учебным содержанием и усваивает его. Учитель осуществляет лишь управление, организует,
консультирует, контролирует. Перед началом работы с каждым модулем необходимо проводить
входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы знать уровень его готовности к работе по
новому модулю, а также текущий контроль. После завершения работы с модулем проводится
выходной контроль для определения уровня усвоения материала.
Ниже дана разработка урока по модульной технологии.
Разработка урока по модульной технологии «Арены. Бензол»
Структура модуля
УЭ-0. Цели изучения модуля.
УЭ-1. Входной контроль.
УЭ-2. Строение, состав и номенклатура ароматических углеводородов.
УЭ-3. Химические свойства ароматических углеводородов.
УЭ-4. Получение и применение ароматических углеводородов
УЭ-5. Обобщение знаний об углеводородах.
УЭ-6. Выходной контроль.
УЭ-0. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ.
Изучив данный модуль, вы:
- познакомитесь с особенностями строения ароматических углеводородов;
- рассмотрите их химические свойства, обусловленные особым строением этих соединений;
- узнаете о взаимном влиянии атомов и групп атомов на свойства веществ;
- расширите представление о многообразии класса веществ «Углеводороды»;
- закрепите понятие о генетической связи углеводородов.
? УЭ-1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
Выберите правильный ответ:
1. В молекуле ацетилена между атомами углерода существуют
а)одна
π
-связь и две
σ
-связи; б) одна
π
-связь и одна
σ
-связь; в)три
σ
–
связи;
г)две
π
-связи и одна
σ
-связь; д) три
π
-связи.
2. Наличие кратных связей в молекулах ацетилена и этилена можно установить при помощи
а) раствора серной кислоты; б) раствора щелочи; в) раствора перманганата калия или брома.
3. sp
2
– гибридизация характерна для
а) алкинов; б) алкенов; в) алканов; г) циклоалканов.
4. Характерными реакциями для веществ, содержащих кратные связи, являются
а) реакции присоединения; б) реакции замещения.
5. М. Фарадей открыл в светильном газе углеводород состава : С –92,3 %, а Н – 7,7%. Плотность его
по воздуху составляет 2,69. Найти молекулярную формулу вещества.
УЭ-2. СТРОЕНИЕ, СОСТАВ И НОМЕНКЛАТУРА АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ.
УЭ-2.0 Цели.
Знать:
тип гибридизации электронных орбиталей атома углерода в молекуле бензола;
общую формулу ароматических углеводородов;
распределение электронной плотности в молекуле бензола.
Уметь:
объяснять зависимость свойств бензола от его строения;
составлять формулы ароматических углеводородов по названию вещества, давать название
веществу по формуле.
УЭ-2.1. Состав и строение бензола.
Прочитайте по учебнику материал о строении бензола и истории открытия формулы этого
соединения с.121 (О.С. Габриелян)
Бензол был открыт М.Фарадеем в 1825 г. При сжигании светильного газа под давлением и при
низкой температуре. Светильный газ получали при коксовании каменного угля. Ученый установил,
что бензол состоит из углерода и водорода.
В 1834 г. Э.Мичерлих получил бензол при сухой перегонке бензойной кислоты с негашенной
известью, определил его формулу и назвал бензином. В последствии Ю.Либих, известный
немецкий химик, предложил название «бензол».
Со временем открытие бензола в 1825 г. строение бензола С
6
Н
6
на протяжении
многих лет было
объектом пристального внимания многих химиков. Общее число изомеров данного состава очень
велико. Методом компьютерного моделирования сегодня получены 217 разлиных соединений,
отвечающих составу С
6
Н
6
.
Задание 1. Каковы современные представления о строении бензола, если установлено, что его
молекула плоская, длина углерод-углеродных связей в правильном шестиугольнике составляет
около 0,139 нм?
Задание 2. Атомы углерода находятся в ….. гибридном состоянии.
Задание 3. Каждый атом имеет одну негибридную орбиталь. Всего их …. .
УЭ2-2. Строение ароматических углеводородов.
На основе предложенного ряда молекулярных формул ароматических углеводородов: С
6
Н
6
, С
6
Н
5
-
СН
3
; С
6
Н
5
-С
2
Н
5
. Выведите общую формулу.
УЭ 2-3. Номенклатура ароматических соединений.
1. Название углеводородов ряда бензола по рациональной номенклатуре составляют из названий
радикалов боковых цепей с добавлением в конце –бензол, например этилбенол, метилбензол
2. Некоторые гомологи бензола имеют тривиальные (исторически сложившие) названия.
Например метилбензол называют толуолом, так как он впервые был обнаружен в продуктах
перегонки толуанского бальзама.
3. При наличии в бензольном кольце одного заместителя у данного вещества не может быть
изомеров. В зависимости от расположения двух и более заместителей относительно друг друга в
ароматическом ряду имеет место иомерии. Так диметилбензол С
6
Н
4
(СН
3
) или ксилол, может
существовать в виде трех иомеров. Для обозначения положения заместителей в бензольном
кольце атомы углерода нумеруют:
CH
3
CH
3
CH
3
1,2 –диметилбензол 1,3-диметилбензол 1,4-диметилбензол
Орто-ксилол мета-ксилол пара-ксилол
CH
3
CH
3
CH
3
4. Положение двух или более различных заместителей обозначают наименьшими номерами,
перечисляя их в алфавитном порядке:
CH
3
CH
3
Br
1-бром- 2-бром- 1-бром- 2-нитро-
4-метилбензол 3-метилбензол 4-хлорбензол
Задание 1. Назовите следующие соединения.
C
2
H
5
C
2
H
5
CH
3
CH
3
Задание 2. Составьте формулы следующих соединений:
а) о-метилбензола; б) 1-метил-4-этилбензола.
УЭ-3. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ.
УЭ-3.0. Цели
Знать :
типы химических реакций, характерные для бензола и его гомологов;
взаимное влияние метильной группы и бензольного ядра, а также его проявление в свойствах
аренов.
Уметь:
записывать уравнения реакций: а) замещение водорода у атомов углерода бенольного кольца; б)
присоединение галогенов и водорода; в) окисление гомологов бенола в мягких условиях.
УЭ-3.1. Химические свойства ароматических углеводородов.
Прочитайте внимательно материал учебника и ответьте на вопросы.
1. Какие реакции хароактерны ароматическим углеводородам?
2.Какой углеводород образуется при гидрировании бензола?
3. Какое вещество образуется при окислении этилбензола, 1,2-диметилбензола? Напишите
уравнения химических реакций.
4.Одинаков ли механизм реакций замещения водорода галогеном в молекулах алканов и
ароматических углеводородов?
5. Какое влияние оказывает метильная группа на свойства бензольного кольца? Как влияет
бензольное кольцо на свойства метильной группы?
6. Выполните упражнение 1,3,4 стр.136
7.Решите задачу 5 стр.136
Br
Br
NO
2
Cl
C
2
H
5
CH
3
CH
3
CH
3
H
3
C
CH
3
C
2
H
5
Промежуточный контроль.
? 1. Напишите уравнения реакций получения и бензола циклогексана, хлорбензола,
гексахлорциклогексана. Укажите условия протекания реакций и тип каждой реакции.
2. При окислении гомолога бензола раствором перманганата калия образовалась бензойная
кислота. Можно ли на основании этого факта сделать заключение о строении исходного
ароматического углеводорода? Ответ поясните .
3. В двух пробирках находятся вещества бензол и гексен-2. Как опытным путем различить эти
вещества? Какой реактив нужно взять для этого?
4. Какое из веществ быстрее вступает в реакцию нитрования: бензол или толуол – и почему?
5. Чем отличаются химические свойства ароматических углеводородов от свойств алкенов?
УЭ-4. ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ.
УЭ-4.0. Цели.
Знать:
Области применения бензола и его гомологов.
Исходное сырьё для получения ароматических углеводородов
Уметь:
Записывать уравнения реакций получения бензола и ео гомологов из циклоалканов, алканов.
УЭ-4.1. Применение ароматических углеводородов.
На стр. 134 учебника прочитать материал о применении ароматических углеводородов.
УЭ-4.2. Получение ароматических углеводородов.
1. Вспомните историю открытия бензола. Из чего получали светильный газ?
2.Кто впервые синтезировал бензол? Какое исходное вещество было использовано для синтеза?
3. Осуществите превращения:
СН
4
→С
2
Н
2
→С
6
Н
6
→С
6
Н
5
Сl
4. Какой циклоалкан содержится в нефти и используется для получения бензола? Напишите
уравнения реакции и укажите ксловия проведения процесса.
5. Решите задачу:
Практический выход бензола при дегидрировании н-гексана составляет 75%. Сколько нужно взять
н-гексана для получения а) 2 молей бензола; б) 234 г. бензола.
Обратитесь к целям, которые поставлены в начале урока, и оцените, насколько вы смогли их
достичь.