Напоминание

"Роль аппликатуры в раскрытии музыкально-художественного содержания произведений в классе домры"


Автор: Чернова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "ДШИ им. М.А.Балакирева"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль аппликатуры в раскрытии музыкально-художественного содержания произведений в классе домры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО Волгограда

«Детская школа искусств им. М. А. Балакирева»

Методическая разработка

«Роль аппликатуры в раскрытии

музыкально-художественного

содержания произведений в классе

домры»

Выполнила:

Преподаватель ДШИ

Чернова Татьяна Николаевна

Волгоград 2018

1

Введение

Музыкальный словарь дает такое определение: «Аппликатура (от

лат. applico - прикладываю, прижимаю) - способ расположения и порядок

чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах».

Аппликатура - это категория музыкального искусства, неразрывно

взаимодействующая

с

исполнителем.

Уже

первые

нотные

записи

свидетельствовали о тесном контакте и профессиональном подходе к

понятию аппликатура.

Самые ранние образцы аппликатуры представлены в табулатурах.

Так

назывались

в XV-XVII

вв.

буквенные

или

цифровые

записи

инструментальной музыки.

Значение

понятия

аппликатура

многогранно.

Оно

охватывает

в

процессе

обучения

практически

все

стороны

исполнительской

деятельности

музыканта,

начиная

с

формирования

основ

игровых

движений левой руки и заканчивая творческим поиском аппликатурных

вариантов при исполнении художественного музыкального произведения.

Через

призму

аппликатурных

решений

преподаватель

и

ученик

рассматривают

большинство

вопросов

исполнительской

техники,

непосредственно

связанных

с

музыкальным

произведением,

ученик

постепенно

познает

закономерности

как

исполнительского

так

и

композиторского музыкального творчества.

В

связи

с

этим,

понятие

«аппликатура»

следует

трактовать

в

педагогической

практике

более

широко,

чем

просто

«способ

расположения и порядок чередования пальцев...»

Аппликатура представляет собой концентрированное отражение как

эстетических, так и технологических проблем исполнительства. Она не

существует

изолированно

и

обязательно

связана

с

движением

руки,

которое очень многообразно и индивидуально в зависимости от стиля

произведения и исполнителя.

Факторы, влияющие на выбор аппликатуры:

-фактура музыкального произведения

2

-конструктивные

особенности

инструмента,

а

именно

-

тембровые

и

динамические особенности звучания каждой струны и её регистров

-художественная

целесообразность,

содержание

музыкального

произведения, замысел композитора

-индивидуальная трактовка музыкального сочинения

-техническое удобство исполнения

-особенность строения игрового аппарата исполнителя

-техническая подготовка исполнителя

Виды аппликатур (технологические), классификация

- диатоническая - каждый палец соответствует очередному звуку гаммы

-хроматическая (уплотненная) - каждый палец ставится поступенно,

как в хроматической гамме

-расширенная (аппликатура «большой руки») - пальцы ставятся не на

соседние ступени, а с определенным интервалом

Следует заметить, что каждый из упомянутых видов аппликатуры

имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Так, например,

уплотненная аппликатура, с одной стороны позволяет достигать хорошей

беглости пальцев, а с другой стороны приходится часто менять позиции,

что требует хорошо отработанного навыка их смены. Значительно реже

позволяет

менять

позиции

расширенная

аппликатура,

но

при

ней

затрудняется

беглость.

Поэтому

необходимо

все

виды

аппликатуры

сочетать.

Виды аппликатуры (музыкально-художественные)

-ритмическая (в основном для подвижных пьес; переходы следует делать

на сильную долю);

-тембровая

(особенно

в

пьесах

кантиленного

характера;

позволяет

избежать

тембровой

пестроты

звучания,

обогащает

выразительность

музыкальной мысли, придает определенную завершенность);

3

-portamento (певучее, легкое, замедленное скольжение для более вырази-

тельного

интонирования

узких

интервалов).

Виды

скольжения:

одним

пальцем,

смежными

и

несмежными

пальцами

(переходы

прямые

и

перекрестные).

В связи с тем, что домристы часто включают в свой репертуар

произведения, написанные для скрипки, необходимо обратить внимание

на то, что пользоваться аппликатурой скрипача следует творчески и с

осторожностью, т.к. скрипичная аппликатура далеко не всегда приемлема

для

исполнения

на

домре,

даже

в

тех

случаях,

когда

диапазон

произведения позволяет обойтись без переложения. Одна из причин -

резкое различие условий работы левой руки домриста и скрипача, и

прежде всего в силу того, что у первого есть лады на грифе, а у второго их

нет, что мензура у домры больше, чем у скрипки, что у трехструнной

домры всего 3 струны, а не 4 и поэтому частая смена струн в подвижных

пьесах вызывает определенные неудобства работы правой руки.

Рекомендации по выбору аппликатуры на фрагментах музыкальных

произведений.

Джованни Батиста Перголези. Сицилиана.

В своей практике я использую скрипичные ноты этого произведения.

Сицилиана - это вокальная или инструментальная пьеса, происходящая

вероятно

от

сицилийского

нар.

танца

или

танцевальной

песни.

Трехчастная форма, темп умеренный, муз. размер 6/8 или12/8, ритмически

близка к пасторали, т.е. типичен пунктирный ритм,

минорный лад,

певучесть. Произведение кантиленного характера.

Поэтому

очень

важно

сохранить

единый

тембр,

певучесть

при

исполнении фразы широкого дыхания (иногда по всему диапазону на

одной струне), проинтонировать и связать каждый интервал. Аппликатура

в кантилене, прежде всего, зависит от фразировки и является одним из

важнейших

средств

выразительности.

При

исполнении

данного

произведения используем все основные виды аппликатуры: в основе -

тембровая с элементами portamento. Такая аппликатура наиболее полно

отвечает характерным чертам сицилианы, стилистике и, надеюсь, замыслу

композитора.

С

технической

стороны

для

этой

пьесы

характерна

диатоническая аппликатура; в т.2,4,6 и аналогичных мотивах («взятие»

4

широких интервалов от ч4 до ч8) - применяем расширенную, а в среднем

разделе II части - хроматическую. (исполнение произведения ученицей 4

кл. Фроловой Аленой)...

Йиржи Бенда. Граве (из скрипичного концерта).

Еще одно произведение кантиленного характера с аналогичными для

кантилены аппликатурными задачами для максимально точной передачи

музыкально-художественного содержания произведения. Используем

фразировочную аппликатуру (игру в разных позициях на одной струне в

течение фразы, предложения).В таких случаях часто приходится заменять

простую аппликатуру на более сложный вариант, т.к. главным критерием

является

выразительное

произношение

музыкальной

интонации,

(исполнение уч-ся 5 кл. Клименко Марией)...

Обр. Ю. Давидовича. Рнп «Калинка».

Хочется

обратить

внимание

на

аппликатуру

основной

темы,

исполняемой дважды в частях Andante cantabile: рекомендую исполнять

тему

на

струне

А,

чтобы

избежать

«открытого»

звука

и

тембровой

пестроты

в

двухтактовой

фразе.

На

стр.

А

мелодия

прозвучит

более

целостно, задушевно и тепло.

Аппликатура редактора:

Рекомендуемая аппликатура:

Следует помнить, что в исполнении кантилены и виртуозной музыки

существуют

свои

особенности,

поэтому

требуется

разный

подход

к

5

выбору аппликатуры. Лучшей является та аппликатура, которая помогает

исполнителю

кратчайшим

путем

реализовать

его

художественные

намерения. Она может помочь нам выявить стилистические особенности

произведения, найти решения артикуляционных и агогических задач, а

так

же

там,

где

это

необходимо,

увеличить

темпы.

В

виртуозных

произведениях наиболее рациональна та аппликатура, которая экономит

движения левой руки, если она (аппликатура) не нарушает музыкально-

художественного содержания произведения.

Александр

Цыганков.

Маленький

триптих.

Под

гармошку

(вариации).

В IX вариации при исполнении гаммообразных пассажей в 5-7, 9-11

тактах удобнее играть в позициях на двух соседних струнах, но автор

указал аппликатуру со сменой позиций на одной струне, явно желая

сохранить тембровую окраску каждого пассажа, тем самым разнообразить

слуховое

восприятие

«однотипного»

материала.

Поэтому

необходимо

исполнение пассажей указанной аппликатурой, хотя она и требует более

сложного

технологического

решения

(умение

быстро

и

беззвучно

осуществлять перемещение руки при смене позиций, не нарушая ритма

мелодии).

Д Бречанелло. Соната До-мажор.

Во II части сонаты редактор партии домры предлагает в первом и

втором звене секвенции (т. 19, 21) использовать открытую струну:

Allegro

Предлагаю заменить аппликатуру, чтобы избежать неоправданной

тембровой пестроты и сохранить принцип секвенции:

Allegro

6

В предложенном примере (в коде) упрощение аппликатуры путем

использования

открытой

струны

совершенно

очевидно

нарушает

целостность

звучания

фразы,

обедняет

нисходящий

голос

(скрытое

двухголосие) изменением тембра:

Allegro

Избежать этого поможет следующий вариант аппликатуры, который

считаю логически обоснованным:

Allegro

Существует целый ряд закономерностей, которые основываются не

на личных вкусах, а на общих музыкальных устоях. Аппликатура влияет

на

основные

выразительные

средства

исполнения:

артикуляцию,

динамику и тембр, то есть на средства фразировки.

Выбор

струн

должен

соответствовать

характеру

мелодии

и

требуемым нюансам. Достижение предельной динамической громкости

или,

наоборот,

снижение

ее

можно

осуществить

с

помощью

выбора

определенной струны. Известно, что на первой струне можно достичь

гораздо большего звучания, чем на других. Тихие динамические нюансы

обычно играют на второй и третьей струне.

7

При

выборе

аппликатуры

для

мелодической

фразы

нужно

стремиться

сохранить

единство

тембра,

исполняя

фразу

по

мере

возможности на одной струне.

При подражании "эффектам эха", можно в полной мере использовать

сопоставление

тусклого

и

яркого

тембра

струн.

На

домре

возможно

использование звука одной и той же высоты на различных струнах. Этот

чисто аппликатурный прием может быть использован для обогащения

тембрового звучания.

Повторение одной и той же мелодической фразы обычно влечет за

собой изменение нюанса и аппликатуры, выражающейся большей частью

в перемене струны, на которой исполняется повторяющаяся фраза. Это

придает

звучанию

повторяющегося

отрывка

большее

разнообразие

и

подчеркивает его значительность.

Когда

речь

идет

о

художественной

задаче,

то

есть

о

наиболее

удачном воплощении заложенного в произведении авторского замысла, то

часто чевидный простой вариант приходится заменять более трудным.

Все решает выразительное произношение музыкальной интонации.

Сформулировав

«верховный»

принцип

художественно

верной

аппликатуры Г. Нейгауз об аппликатуре пишет: «Наилучшей является та

аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку

и

наиболее

точно

согласуется

с

ее

смыслом.

Она

же

и

будет

самой

красивой аппликатурой. Я хочу этим сказать, что принцип физического

удобства,

удобства

данной

руки,

есть

второразрядный

принцип,

подчиненный первому, главному».

Список литературы

8

1. «Музыкальный энциклопедический словарь». М., 1996.

2.» Золотая библиотека педагогического репертуара». Нотная папка домриста.

М., 2003

3. «Лютневая музыка ХVI-ХVIII веков» в переложении для 3-хструнной домры

и клавира. Сост. С.Федоров. М., 2001

4. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». Москва."Музыка". 1988.

5. Хрестоматия для скрипки. М., 1990

6. Цыганков А. «Детям и юношеству» М., 1996

9



В раздел образования