Напоминание

Практико-ориентированное обучение в процессе обучения математике.


Автор: Запивахина Светлана Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Статья.
Тема: Практико-ориентированное обучение в процессе обучения математике.
Раздел: полное образование





Назад




ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. НОЯБРЬСК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБОУ СОШ № 6)

Практико-ориентированное обучение в

процессе обучения математике.

Автор-составитель:

Запивахина Светлана Владимировна

2017 - 2018 уч. г.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик

Международной

педагогической

академии,

считает,

что

опираясь

на

проведённые

ранее

исследования

необходимо

отличать

синонимически

используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование

(норма)

к

образовательной

подготовке

ученика,

необходимой

для

его

эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность

владение,

обладание

учеником

соответствующей

компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету

деятельности.

Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность

качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Компетентность

совокупность

личностных

качеств

ученика

(ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),

обусловленных

опытом

его

деятельности

в

определенной

социально

и

личностно-значимой сфере.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от

тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в

будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может

реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у

школьника

формировать.

В

этом

случае

мы

будем

говорить

об

образовательной компетенции.

Образовательная

компетенция

требование

к

образовательной

подготовке,

выраженное

совокупностью

взаимосвязанных

смысловых

ориентаций,

знаний,

умений,

навыков

и

опыта

деятельности

ученика

по

отношению к определенному кругу объектов реальной действительности,

необходимых

для

осуществления

личностно

и

социально

значимой

продуктивной деятельности.

В итоге типология включила семь групп ключевых образовательных

компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Данный перечень отличается от пяти групп ключевых компетенций,

определенных Советом Европы (1996 год), прежде всего, наличием первой и

седьмой групп, отражающих заказ самого человека на своё образование.

Разделяют три уровня компетентностно – ориентированных заданий:

1.

Уровень воспроизведения.

2.

Уровень установления связей.

3.

Уровень рассуждения.

Задачи - проблемы возбуждают активную мыслительную деятельность,

поддерживаемую

интересом,

а

сделанное

самими

учащимися

открытие

приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется

в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Эта активная

самостоятельная

мыслительная

деятельность

приводит

к

формированию

новых связей, свойств личности, положительных качеств ума.

Практико - ориентированные задания использую на уроках различных

типов:

изучения

нового

материала,

закрепления

знаний,

комплексного

применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля,

оценки

и

коррекции.

Формировать

ключевые

компетентности

учеников

можно и на разных этапах урока.

Конечно, ориентиром в их подборе и составлении для меня послужили

и задания контрольно- измерительных материалов ГИА и ЕГЭ.

Компетентностные

задачи

составлены

так,

что

имеют

проблемный

характер

и

требуют

применения

знаний

из

разных

разделов

одной

предметной области (математика) или из разных предметных областей, или

же знаний из жизни. В связи с этим задачи можно разделить на предметные

(математические), межпредметные и практические.

Задача 1.

На строящийся дом размером 8×10 метров строители устанавливают

равноскатную

крышу.

Уже

поставили

опорные

балки,

высотой

3

метра,

перпендикулярно поверхности чердака. Сколько упаковок черепицы нужно

купить для покрытия крыши, если известно, что одна упаковка рассчитана на

покрытие площади в 2,7 м

3

? (Тема: «Теорема о трех перпендикулярах», 10

класс).

Задача 2.

Цилиндрическая дымовая труба с диаметром 65 см имеет высоту 18 м.

Сколько жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10 %

материала. (Тема: «Боковая поверхность цилиндра», 11 класс).

Задача 3.

Требуется установить резервуар для воды емкостью 10 м

3

на площадке

размером 2,5×1,75 м, служащей для него дном. Найдите высоту резервуара.

(Тема: «Объем параллелепипеда», 11 класс).

Задача 4.

После 7 стирок кусок хозяйственного мыла уменьшился вдвое по длине,

ширине

и

высоте.

На

сколько

стирок

его

еще

хватит?

(Тема:

«Объем

параллелепипеда», 11 класс).

Данные задачи относятся к компетентностно-ориентированным задачам

первого

уровня

уровень

воспроизведения.

Первый

уровень

включает

воспроизведение

математических

фактов,

методов

и

выполнение

вычислений. Учащиеся могут применять базовые математические знания в

стандартных, четко сформулированных ситуациях.

Они могут решать одношаговые текстовые задачи, понимают простые

алгебраические

зависимости,

стандартную

систему

обозначений,

могут

читать и интерпретировать данные, представленные в таблицах, на графиках,

картах, различных шкалах.

Второй уровень (уровень установления связей) включает установление

связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимых

для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в

разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут упорядочивать,

соотносить

и

производить

вычисления,

решать

многошаговые

текстовые

задачи.

Учащиеся

могут

выполнять

несложные

алгебраические

задания,

включающие составление выражений, решение систем линейных уравнений,

определять значения величин, используя известные формулы. Они могут

интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.

Например: Температура воздуха изменялась в течение дня от 7° до 26°

Цельсия

(дается

график

изменения

температуры).

Изобразите

график

функции, на котором будет изображена температура воздуха в градусах по

фаренгейту,

соответствующая

температуре

на

графике.

Эта

задача

будет

заданием второго уровня, т.к. в ходе решения задачи учащимся необходимо

определить значения величин по графику, результатом задачи так же будет

график.

Третий уровень (уровень рассуждения) – математические размышления,

требующие

обобщения

и

интуиции.

Учащиеся

могут

организовывать

информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы,

делать

выводы на основе исходных данных и обосновывать их. Он могут вычислить

изменения имеющихся данных, связанные с процентами, применят знания

алгебраических понятий и зависимостей, составить алгебраическую модель

несложной ситуации. Они могут интерпретировать, интерпонировать данные

в различных таблицах и на графиках. В заданиях третьего уровня, прежде

всего, необходимо самостоятельно выделить в ситуации проблему, которая

решается

средствам

математики

и

разработать

соответствующую

ей

математическую

модель.

Решить

поставленную

задачу,

используя

математические рассуждения и обобщения и интерпретировать решение с

учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.

Таким

образом,

компетентностно-ориентированные

задания

имеют

большое

значение

при

формировании

у

учащихся

ключ евых

компетентностей.

Но как правильно составить компетентностно-ориентированные задачи?

Для

составления

данных

задач

необходимо

учителю

изучить

аспекты

ключевых

компетентностей.

Аспекты

ключевых

компетентностей

это

универсальные по отношению к объекту воздействия способы деятельности,

входящие в состав компетентностей. А способами деятельности учащихся

нужно обязательно обучать.

При

решении

компетентностно-ориентированных

заданий

учащиеся

должны осуществлять такие виды деятельности: учение (как основа для

дальнейшего

образования),

взаимообучение,

совместное

изучение,

совместное

обсуждение,

исследования

том

числе

совместные),

обмен

опытом,

проектирование,

программирование

и н д и в и д уа л ь н ы х

образовательных программ.

Задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа,

с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с

развернутым

свободным

ответом.

В

первом

случае

ученик

среди

предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать

свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от

ученика

требуется

записать

свое

решение,

дать

обоснование,

привести

аргументацию.

Особенности

разработки

и

использования

в

учебном

процессе

компентностно-ориентированных заданий таковы:

Модель – схема компетентностно-ориентированного задания:

1. Компетенция.

2. Аспекты формируемых ключевых компетенций.

3. Стимул.

4. Лично стно-значимый

познавательный

вопро с

( з а д ач н а я

формулировка).

5. Источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график,

статистические данные, т.п.).

6. Задания

(вопросы)

по

работе

по

данной

информации.

Бланк

для

выполнения

задания

(если

оно

подразумевает

структурированный

ответ).

7. Модельный ответ или инструмент проверки (оценочный бланк, ключ).

Стимул мотивирует ученика на выполнение задания, включает описание

ситуации

или

другие

условия

задачи,

которые

играют

роль

источника

информации:

– мотивирует учащегося на выполнение задания;

– моделирует практическую, жизненную ситуацию;

– при необходимости может нести функцию источника информации.

Стимул должен:

– быть кратким (не более трех предложений)

– не отвлекать учащегося от содержания задания.

Задачная формулировка понимается однозначно, четко соотносится с

модельным ответом (шкалой), соответствует возрасту учащегося, интересна

учащемуся.

(Мы

не

можем

проверять

то,

что

не

требовали

в

задачной

формулировке.

Мы

обязаны

проверять

то,

что

предписывали

в

задачной

формулировке).

Источник

информации

содержит

информацию,

необходимую

для

успешной деятельности учащегося по выполнению задания. (Необходим и

достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует

возрасту

учащихся).

На

одном

источнике

(наборе

источников)

может

строиться несколько заданий. Учащийся не обязательно должен быть знаком

с источником до выполнения задания.

Бланк

задает

структуру

предъявления

учащимся

результата

своей

деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки определяет количество баллов за каждый этап

деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала,

дополнительных видов деятельности.

Инструментом проверки может быть:

Ключи для тестовых заданий закрытого типа.

Модельный ответ обычно используется для открытых тестовых

заданий с кратким ответом.

Аналитическая

шкала

используется

для

открытых

тестовых

заданий с развернутым ответом.

Бланк наблюдений за групповой работой используется для оценки

вклада

каждого

участника

в

групповой

продукт

и

эффективности

деятельности всей группы в целом.

Пример: Компетентностно-ориентированное задание по теме:

«Графики и функции», для 9-го класса.

Компетенция: коммуникационная.

Аспект: письменная коммуникация.

Стимул: Чтобы понять по какой траектории движутся тела в поле

тяготения земли и в космосе, необходимо знать графики функций и формулы,

которые их задают.

Задачная

формулировка: Установите

соответствие

между

графиками

функций и формулами, которые их задают.

Задание: Соедините стрелками соответствие между графиками функций

и формулами, которые их задают.

Источник информации:

Макарычев

Ю.Н.

Алгебра

9

класс:

учебник

для

учащихся

общеобразовате. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.:– 14-е

изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014.,

открытый банк заданий ОГЭ по математике 9 класс.

Инструмент проверки: образец.

Итак, формирование ключевых компетентностей на уроках математики в

основной школе занимает особое место.

Применение

компетентностно-ориентированных

заданий

позволяет

решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и

способности

их

применения

на

практике.

Опыт

показывает,

что

использование

компетентностно-ориентированных

заданий

на

уроках

математики

способствует

осознанию

обучающимися

роли

математики

в

современном

мире,

применению

математических

знаний

для

решения

проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных

действий.

Литература

1.

Багаутдинова А.Ш. Компетентностно-ориентированные задания как

средство

реализации

компетентностного

подхода

в

образовании.

Материалы XX Международной научно-методической конференции

«Современное

образование:

содержание,

технологии

качество»

23

апреля 2014, Том 1. С. 28-30.

2.

Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный

подходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Логос, 2009.

3.

Дзугоева, М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной

компетентности

студентов

/

М.Г.Дзугоева

//

Проблемы

качества

образования. 2005.

4.

Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая

основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.

М.:

Исследовательский

центр

проблем

качества

подготовки

специалистов, 2004.

5.

Л. Спенсер, С. Спенсер "Компетенции на работе". 2016.

6.

Компетентностно-ориентированные

задания

в

системе

высшего

образования

/

Шехонин

А.А.,

Тарлыков

В.А.,

Клещева

И.В.,

Багаутдинова А.Ш., Будько М.Б., Будько М.Ю., Вознесенская А.О.,

Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. СПб: НИУ ИТМО,

2014. 98 с.

7.

Компетентностный подход // Школьные технологии №1, 2005 год, с.7

8.

Хуторской,

А.В.

Ключевые

компетенции

и

образовательные

стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23

апреля.

9.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Ученик в

обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002.

10.Хуторской

А.

В.

Компетентностный

подход

в

обучении.

Научно-

методическое

пособие.

А.

В.

Хуторской.

М.:

Издательство

«Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия

«Новые стандарты»).



В раздел образования