Автор: Сырокваша Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №156 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс
Тема:
"Опытно - экспериментальная деятельность
дошкольников"
Составила: Сырокваша Е.Ю.
Мастер - класс
Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников"
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения
опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
* Познакомить с практическими умениями в области опытно-
экспериментальной деятельности.
* Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме
* Повысить уровень мастерства.
* Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
* Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер -
класса;
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме
экспериментирования и поисковой деятельности детей.
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя
что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное
занятие.
I часть (теоретическая)
Звучит музыка детской песни
В каждом маленьком ребенке:
И мальчишке, и девчонке-
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он бежать и прыгать,
Всё жевать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах – бабах… и нет его.
Каждый новенький ребёнок
Вылезает из пелёнок,
И теряется повсюду,
И находится везде.
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь случится,
Если что-нибудь случится
В целом мире без него.
Слова этой песенки как нельзя лучше отражают активность наших детей.
Детство - это радостная пора открытий.
Познание окружающего должно проходить во взаимодействии ребенка с миром
природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие.
Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная
деятельность, протекающая в форме опытно - экспериментальных действий.
Актуальность метода эксперимента заключается в том, что он даёт детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы,
особое внимание я уделяю созданию так называемой проблемы.
Например:
" Мишка перепутал настоящие камни с пластилином, как ему помочь?".
Наличие проблемы, способствует созданию положительной мотивации у
воспитанников к деятельности.
IIчасть (практическая)
Как же ответить на многочисленные «почему» воспитанников?
- Почему солнце светит?
- Почему зимой холодно?
- Почему медведь спит в берлоге?
А почему бы нам вместе со своими « почемучками» не поискать ответы на
вопросы…
Я хочу сегодня в форме сказки показать Вам, как при помощи
экспериментирования найти ответы на многие детские вопросы.
Приглашаю Вас в сказку…..
А сказка эта… «ПЕТУШОК И ЗЁРНЫШКО ФАСОЛИ».
Жили-были петушок да курочка. Решил петушок позавтракать, да захотелось ему
зёрнышком фасоли угоститься. Но на беду у хозяйки всё зерно в ведре было
перемешано – гречиха, горох, да фасоль.
Как петушку помочь – быстро рассортировать зерно?
1 ОПЫТ: «Быстро отделить зёрна фасоли от гречихи и гороха»
Нам понадобятся: прозрачные емкости с крышкой, зёрна фасоли, гороха,
гречихи.
Нужно осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой, вот так…посмотрите
- более крупные зёрна фасоли оказались сверху, а гречиха и горох провалились
вниз.
Из этого эксперимента сделаем вывод, чем меньше крупа, тем
быстрее она опускается на дно, а крупные зёрна – остаются на
поверхности. Этот опыт могут взять себе на заметку хозяйки.
Итак продолжаем нашу сказку
…
Выбрал петушок зёрнышко фасоли.
- Ко-ко-ко, курочка, съешь зёрнышко фасоли.
-Ко-ко-ко, петушок ешь сам.
Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:
- Принеси мне курочка водицы напиться
Побежала курочка к липке, взяла у неё листочек, а затем побежала к речке:
Только хотела набрать водицы, а к ней по воде быстро сбежались маленькие
любопытные водомерки. Как разогнать водомерок не намочившись?
2ОПЫТ: «Не намочив рук, очистить поверхность воды от семян укропа».
Нам понадобится ёмкость с водой, семена укропа (это будут наши водомерки) и
жидкость для мытья посуды.
В емкость с водой насыпаем семена укропа, затем, в середину капнем немного
жидкого мыла и следим за экспериментом……..
Из этого эксперимента мы узнали- моющая жидкость
расталкивает семена укропа по мере того, как она растекается.
Разбежались по воде водомерки, и расцвел прекрасныйцветок, о котором мы
узнаем из следующего опыта…
3ОПЫТ: «Понаблюдаем, как бумага впитывает воду и тяжелеет».
Для этого опыта я приготовила шаблоны цветов из бумаги с длинными
лепестками. Лепестки цветка нужно загнуть к центру, вот так…
В емкость с водой опускаем бумажные цветы и наблюдаем….
Посмотрите, лепестки нашего цветка распустились.
Из этого эксперимента мы узнали- бумага от воды намокает и
становится постепенно тяжелее – лепестки раскрываются.
Продолжаем сказку.
Набрала курочка водицы в листочек, отнесла петушку, петушок напился, и
проскочило зёрнышко. Запел петушок:
- Ку-ка-ре-ку! И от радости подарил курочке звёздочку с неба.
Следующий опыт, так и называется – «Звёздочка».
5 ОПЫТ
Для этого опыта нам понадобится 5 зубочисток (можно спичек). Нужно
надломить каждую зубочисткупосередине, и согнуть под прямым углом, вот
так… затем кладём все зубочистки на блюдце надломом в центр. Капаем
несколько капель воды на сгибы зубочисток. Наблюдаем. Спички расправляются
и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в
том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше
по капиллярам древесины. Дерево набухает, а его уцелевшие
волокна «Толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и
начинают расправляться.
Вот и закончилась наша сказка. Сегодня мы помогли сказочным героям в
спасении петушка.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного
возраста экспериментирование наравне с игрой, является ведущим видом
деятельности.
Уважаемые коллеги!
Совместная исследовательская деятельность будет вдвойне полезней, если вы
будете соблюдать некоторые правила:
• Не прерывайте размышлений ребёнка.
• Поддерживайте познавательный процесс у ребёнка
(Чаще задавайте вопрос: « А ты сам как думаешь?»)
Теперь, уважаемые коллеги – ответьте пожалуйста на несколько вопросов:
1.
Всё ли Вам понятно в содержании мастер – класса.
2.
Полезна ли была Вам информация мастер – класса
3.
Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание
применять его в своей работе -
прошу Вас пустить мыльные пузыри.
Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент!
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.