Напоминание

"Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников"


Автор: Сырокваша Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №156 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс

Тема:

"Опытно - экспериментальная деятельность

дошкольников"

Составила: Сырокваша Е.Ю.

Мастер - класс

Тема: "Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников"

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения

опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

* Познакомить с практическими умениями в области опытно-

экспериментальной деятельности.

* Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме

* Повысить уровень мастерства.

* Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

* Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер -

класса;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме

экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя

что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное

занятие.

I часть (теоретическая)

Звучит музыка детской песни

В каждом маленьком ребенке:

И мальчишке, и девчонке-

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило.

Должен он бежать и прыгать,

Всё жевать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся,

Трах – бабах… и нет его.

Каждый новенький ребёнок

Вылезает из пелёнок,

И теряется повсюду,

И находится везде.

Он ужасно огорчится,

Если что-нибудь случится,

Если что-нибудь случится

В целом мире без него.

Слова этой песенки как нельзя лучше отражают активность наших детей.

Детство - это радостная пора открытий.

Познание окружающего должно проходить во взаимодействии ребенка с миром

природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие.

Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная

деятельность, протекающая в форме опытно - экспериментальных действий.

Актуальность метода эксперимента заключается в том, что он даёт детям

реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его

мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать

операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы,

особое внимание я уделяю созданию так называемой проблемы.

Например:

" Мишка перепутал настоящие камни с пластилином, как ему помочь?".

Наличие проблемы, способствует созданию положительной мотивации у

воспитанников к деятельности.

IIчасть (практическая)

Как же ответить на многочисленные «почему» воспитанников?

- Почему солнце светит?

- Почему зимой холодно?

- Почему медведь спит в берлоге?

А почему бы нам вместе со своими « почемучками» не поискать ответы на

вопросы…

Я хочу сегодня в форме сказки показать Вам, как при помощи

экспериментирования найти ответы на многие детские вопросы.

Приглашаю Вас в сказку…..

А сказка эта… «ПЕТУШОК И ЗЁРНЫШКО ФАСОЛИ».

Жили-были петушок да курочка. Решил петушок позавтракать, да захотелось ему

зёрнышком фасоли угоститься. Но на беду у хозяйки всё зерно в ведре было

перемешано – гречиха, горох, да фасоль.

Как петушку помочь – быстро рассортировать зерно?

1 ОПЫТ: «Быстро отделить зёрна фасоли от гречихи и гороха»

Нам понадобятся: прозрачные емкости с крышкой, зёрна фасоли, гороха,

гречихи.

Нужно осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой, вот так…посмотрите

- более крупные зёрна фасоли оказались сверху, а гречиха и горох провалились

вниз.

Из этого эксперимента сделаем вывод, чем меньше крупа, тем

быстрее она опускается на дно, а крупные зёрна – остаются на

поверхности. Этот опыт могут взять себе на заметку хозяйки.

Итак продолжаем нашу сказку

Выбрал петушок зёрнышко фасоли.

- Ко-ко-ко, курочка, съешь зёрнышко фасоли.

-Ко-ко-ко, петушок ешь сам.

Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

- Принеси мне курочка водицы напиться

Побежала курочка к липке, взяла у неё листочек, а затем побежала к речке:

Только хотела набрать водицы, а к ней по воде быстро сбежались маленькие

любопытные водомерки. Как разогнать водомерок не намочившись?

2ОПЫТ: «Не намочив рук, очистить поверхность воды от семян укропа».

Нам понадобится ёмкость с водой, семена укропа (это будут наши водомерки) и

жидкость для мытья посуды.

В емкость с водой насыпаем семена укропа, затем, в середину капнем немного

жидкого мыла и следим за экспериментом……..

Из этого эксперимента мы узнали- моющая жидкость

расталкивает семена укропа по мере того, как она растекается.

Разбежались по воде водомерки, и расцвел прекрасныйцветок, о котором мы

узнаем из следующего опыта…

3ОПЫТ: «Понаблюдаем, как бумага впитывает воду и тяжелеет».

Для этого опыта я приготовила шаблоны цветов из бумаги с длинными

лепестками. Лепестки цветка нужно загнуть к центру, вот так…

В емкость с водой опускаем бумажные цветы и наблюдаем….

Посмотрите, лепестки нашего цветка распустились.

Из этого эксперимента мы узнали- бумага от воды намокает и

становится постепенно тяжелее – лепестки раскрываются.

Продолжаем сказку.

Набрала курочка водицы в листочек, отнесла петушку, петушок напился, и

проскочило зёрнышко. Запел петушок:

- Ку-ка-ре-ку! И от радости подарил курочке звёздочку с неба.

Следующий опыт, так и называется – «Звёздочка».

5 ОПЫТ

Для этого опыта нам понадобится 5 зубочисток (можно спичек). Нужно

надломить каждую зубочисткупосередине, и согнуть под прямым углом, вот

так… затем кладём все зубочистки на блюдце надломом в центр. Капаем

несколько капель воды на сгибы зубочисток. Наблюдаем. Спички расправляются

и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в

том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше

по капиллярам древесины. Дерево набухает, а его уцелевшие

волокна «Толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и

начинают расправляться.

Вот и закончилась наша сказка. Сегодня мы помогли сказочным героям в

спасении петушка.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного

возраста экспериментирование наравне с игрой, является ведущим видом

деятельности.

Уважаемые коллеги!

Совместная исследовательская деятельность будет вдвойне полезней, если вы

будете соблюдать некоторые правила:

• Не прерывайте размышлений ребёнка.

• Поддерживайте познавательный процесс у ребёнка

(Чаще задавайте вопрос: « А ты сам как думаешь?»)

Теперь, уважаемые коллеги – ответьте пожалуйста на несколько вопросов:

1.

Всё ли Вам понятно в содержании мастер – класса.

2.

Полезна ли была Вам информация мастер – класса

3.

Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание

применять его в своей работе -

прошу Вас пустить мыльные пузыри.

Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент!

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.



В раздел образования