Автор: Сивцев Афанасий Афанасьевич
Должность: преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Борогонская детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Усть - Алданский улус с.Борогонцы
Наименование материала: Ритмика
Тема: Учебная программа
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Борогонская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГОИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ПО.01.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа
УП.02. РИТМИКА
(8(9)-летний срок обучения)
2013
Одобрено
Методическим советом
МБОУ ДОД «БДШИ №»
«___»____________2013 г.
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД «БДШИ №»
______________
(подпись)
«___»___________2013 г.
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных госу-
дарственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеоб-
разовательной программе в области хореографического искусства «Хореографи-
ческое творчество»
Организация-разработчик:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного об-
разования детей «Детская школа искусств »
Разработчики:
Ермолаева М.П., преподаватель хореографии
Сивцев А.А., преподаватель хореографии
Рецензент:
Рецензент:
__________________________________________________________
М.П.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
предмета «Ритмика».
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание разделов.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям.
2. Музыкально-ритмические игры.
VI. Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа
учебного
предмета
«Ритмика»
разработана
на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество».
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее
обучение
ребенка
на
основе
гармоничного
сочетания
музыкального,
двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивют такие музыкальные данные как слух, память,
ритм,
помогают
выявлению
творческих
задатков
обучающихся,
знакомят
с
теоретическими
основами
музыкального
искусства.
Дети
получают
возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Изучение
предмета
«Ритмика»
тесно
связано
с
изучением
предметов
«Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец», «Народно-сценический
танец».
2. Срок реализации учебного предмета «Ритмика»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное
учреждение в 1 класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 2 года (с 1 по 2 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
предмета «Ритмика»:
Таблица 1
Срок реализации учебного предмета 2 года (срок обучения – 8 (9) лет)
Классы/количество часов
1 класс
2 класс
Максимальная нагрузка
130
Количество часов на аудиторную нагрузку
64
66
Надальная аудиторная нагрузка
2
2
Консультации (часов в год)
–
–
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10
человек), продолжительность урока – 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников,
их
возможности,
трудоспособность,
эмоционально-психологические
особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Ритмика»
Цель:
–
развитие
музыкально-ритмических
и
двигательно-танцевальных
способностей
обучающихся
через
овладение
основами
музыкально-
ритмической культуры.
Задачи:
– овладение основами музыкальной грамоты;
–
формирование
танцевальных
умений
и
навыков
в
соответствии
с
программными требованиями;
– воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в
сочетании
с
моральными
и
волевыми
качествами
личности
–
силы,
выносливости, ловкости, быстроты, координации;
–
развитие
творческой
самостоятельности
посредством
двигательной
деятельности;
– приобщение к здоровому образу жизни;
– формирование правильной осанки;
– развитие творческих способностей;
– развитие темпо-ритмической памяти обучающихся.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
–
сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение
учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки обучающихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
–
методы
организации
учебной
деятельности
(словесный,
наглядный,
практический);
– метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
– метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);
– репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний,
умений, навыков);
– эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения).
П р е д л о ж е н н ы е
м е т о д ы
р а б о т ы
п о
р и т м и к е
в
р а м к а х
предпрофессиональной
образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными при решении дидактических задач и основаны на проверенных
методиках и многолетнем опыте.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Ритмика»
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать
санитарным
и
противопожарным
нормам,
нормам
охраны
труда.
В
школе
должны
быть
созданы
следующие
материально-технические
условия:
– наличие танцевального зала;
– наличие гардероба и раздевалок для занятий;
– наличие концертного зала;
– наличие репетиционной и концертной одежды.
II. Содержание учебного предмета "Ритмика"
1.
Сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение
учебного предмета «Ритмика»:
Таблица 2
Срок реализации учебного предмета 2 года (срок обучения – 8 (9) лет)
Классы
1 класс
2 класс
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
32
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
2
2
Количество часов на аудиторные занятия (в год)
64
66
Общее максимальное количество часов
130
Реализация программы по ритмике обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки к контрольным урокам и
зачетам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Ритмика» распределяется по
годам
обучения
с
учетом
общего
объема
аудиторного
времени,
предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
2. Учебно-тематический план
Срок реализации учебного предмета 2 года (срок обучения – 8 (9) лет)
1 год обучения
Таблица 3
№
темы
Наименование тем
Объем
времени в
часах
Раздел 1. Основы музыкальной грамоты
1.1.
Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние, высокие)
3
1.2.
Характер музыки (грустный, веселый и т.д.)
3
1.3.
Динамические оттенки (громко, тихо)
2
1.4.
Музыкальный размер (2/4, 4/4)
2
1.5.
Знакомство
с
длительностью
звуков
(ноты):
целая,
половинная,
четвертная, восьмая
2
1.6.
Музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный)
2
1.7.
Понятие «сильная доля»
2
1.8.
Понятие «музыкальная фраза»
3
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве
2.1.
Нумерация точек. Линия. Шеренга. Колонна
4
Раздел 3. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами
3.1.
Ударные (ложки, барабан и т.д.)
2
3.2.
Звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка)
2
Раздел 4. Упражнения с предметами танца
4.1.
Упражнения с платком
1
4.2.
Упражнения с лентой
1
Раздел 5. Танцевальные движения
5.1.
Поклон: простой, поясной
2
5.2.
Шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких
полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед
4
5.3.
Бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад), на месте
4
5.4.
Прыжки: на месте по VI позиции, с продвижением вперед, в повороте
на 1/4
4
5.5.
Работа рук: понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на
талии, перед грудью, положение рук в кулаки
2
5.6.
Позиции
ног:
понятие
«правая»
и
«левая»
нога,
первая
позиция
свободная,
первая
позиция
параллельная,
вторая
позиция
параллельная
4
5.7.
Работа головы: наклоны и повороты
2
5.8.
Движения корпуса: наклоны вперед, назад, в сторону, с сочетанием
работы головы
4
5.9.
Музыкально ритмические упражнения: притопы (простой, двойной,
тройной), хлопки (в ладоши простые, в ритмическом рисунке, в парах
с партнером), изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя
на месте)
6
Раздел 6. Музыкально-ритмические игры
6.1.
«Музыкальная шкатулка», «Самолетики-вертолетики» и др.
2
Контрольный урок
1
Всего часов в год
64
Учащиеся 1 года обучения должны иметь следуюшие знания, умения, навыки:
– определять характер музыки словами (спокойный, плавный и т.д.);
– правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;
– знать различия народной и классической музыки;
– уметь грамотно исполнять движения;
– выполнять основные движения упражнений под музыку на 2/4 и 4/4;
– начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
– уметь координировать движения рук, ног, головы при ходьбе, беге, галопе;
– уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по
линии танца;
– четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с
использованием предметов;
– хорошо владеть движениями с платком и обручем;
– уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
– уметь работать в паре и синхронизировать движения.
2 год обучения
Таблица 4
№
темы
Наименование тем
Объем
времени в
часах
Раздел 1. Основы музыкальной грамоты
1.1.
Характер музыки: торжественный, игривый, задумчивый и т.д.
2
1.2.
Музыкальный размер (2/4, 4/4, ¾, 6/8)
2
1.3.
Жанры в музыке: песня, танец, марш
2
1.4.
Понятие «сильная доля»
1
1.5.
Понятие «затакт»
1
1.6.
Знакомство с куплетной формой
2
1.7.
Понятие «музыкальная фраза»
2
1.8.
Характер музыки. Тоника: мажор, минор
2
1.9.
Музыкальные паузы: половинная, четвертная, восьмая
1
1.10.
Музыкальный темпы
2
1.11.
Музыкальные штрихи: легато, стаккато
1
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве
2.1.
Диагональ. Круг. Два круга. «Улитка». «Змейка»
4
Раздел 3. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами
3.1.
Ударные (ложки, барабан и т.д.)
2
3.2.
Звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка)
2
Раздел 4. Упражнения с предметами танца
4.1.
Упражнения с мячом
1
4.2.
Упражнения с обручем
1
Раздел 5. Танцевальные движения
5.1.
Поклон: простой, поясной
2
5.2.
Шаги: шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко
поднятым коленом вперед, переменный, мелкий шаг с продвижением
вперед (хороводный), приставной шаг с приседанием, приставной шаг с
притопом
4
5.3.
Бег: легкий шаг (ноги назад), на месте, стремительный, «лошадки» на
месте и в продвижении, «жете» на месте и в продвижении с выводом
ног вперед и назад
4
5.4.
Прыжки: в повороте на 1/2, «разножка», «поджатый»
4
5.5.
Работа рук: за юбку, позиция рук 1, 2, 3
3
5.6.
Позиции ног: вторая свободная, третья
3
5.7.
Приседания: полуприседания, полуприседания с каблучком
3
5.8.
«Ковырялочка»: в первоначальном раскладе, в сочетании с притопами
2
5.9.
Па галопа: прямой, боковой
2
5.10.
Музыкально-ритмические
упражнения:
притопы
(простой,
двойной,
тройной), дроби, хлопки (в ладоши простые, в ритмическом рисунке, в
парах с партнером)
8
Раздел 6. Музыкально-ритмические игры
6.1.
«Мыши и мышеловка», «Волшебная шапочка» и др.
2
Зачет
1
Всего часов в год
66
Учащиеся 2 года обучения должны иметь следуюшие знания, умения, навыки:
– знать музыкальные термины (темп, размер, длительность, сильная доля, фраза
и др.);
– знать названия общеразвивающих упражнений, пройденных в течение двух
лет обучения;
– знать названия простых танцевальных шагов, уметь их правильно исполнить;
– выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под
музыку в изученных размерах;
– слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
– повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;
– выполнять с более четким исполнением подражательные движения;
– уметь танцевать в ансамбле;
– уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;
– уметь замечать свои ошибки и ошибки других обучающихся;
– уметь свободно и правильно держать корпус, глову в тех или иных позах.
3. Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые
взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов
в комплексном развитии обучающихся.
Раздел 1. Основы музыкальной грамоты
Главная цель раздела – научить ребенка слушать и слышать музыку и
эмоционально
откликаться
на
нее.
Умение
слышать
музыку
и
понимать
музыкальный язык развивается в разных видах деятельности – пении, движении
под музыку, исполнительской деятельности. Обучающиеся усваивают понятия
«ритм»,
«счет»,
«размер»
и
узнают,
что
музыка
состоит
из
тактов
и
музыкальных
фраз,
при
этом
дети
овладевают
понятиями
«вступление»,
«основная часть, тема», что позволяет вступать в танец с начала музыкальной
фразы.
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве
Раздел основан на обучении ребенка ориентироваться на танцевальной
площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в
коллективе. Умение овладевать разнообразными рисунками танца позволяет в
дальнейшем свободно чувствовать себя на сцене.
Раздел 3. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для
развития
у
детей
подвижности
пальцев,
умения
ощущать
напряжение
и
расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а
также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С
помощью
элементарных
шумовых
инструментов
развивается
музыкальный
слух,
чувство
ритма,
представление
о
тембровых
особенностях
звучания,
расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также
формируются простейшие навыки игры на них.
Раздел 4. Упражнения с предметами танца
Обучающиеся развивают моторику рук и координацию движений. Эти
навыки
необходимы
для
подготовки
к
более
сложным
движениям
и
комбинациям.
С
использованием
предметов
у
обучающихся
расширяются
познания в области музыкального и хореографического искусства, а также
успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся
через предмет выражать свои эмоции, действия.
Раздел 5. Танцевальные движения
Раздел является основой данного курса и подготовкой к последующим
выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы
народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских
композиций.
Раздел 6. Музыкально-ритмические игры
Данный
раздел
включает
важные
и
неотъемлимые
для
полноценного
развития обучающегося задачи. Форма игры создает условия для раскрытия
эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний,
понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В
процессе
игры
создаются
условия
для
общения
детей
в
паре,
в
группе,
проявляются
личностные
качества.
Преподаватель
в
процессе
игры
имеет
возможность
корректировать
отношения
между
детьми,
активизировать
творческую
деятельность
группы,
создавать
условия
для
наиболее
полного
проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения
программы
учебного
предмета
«Ритмика»,
и
предполагает
формирование
комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
–
знание
основных
понятий,
связанных
с
метром
и
ритмом,
темпом
и
динамикой в музыке;
– знание понятий лада в музыке и умение отображать ладовую окраску в
танцевальных движениях;
– первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
– представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
– умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
– навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными
движениями;
–
навыки
игры
на
шумовых
музыкальных
инструментах
в
сочетании
с
музыкально-танцевальными упражнениями.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества освоения учебного предмета "Ритмика" включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в
конце
каждого
учебного
года.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
используются
просмотры.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольных
уроков,
зачетов.
Контрольные
уроки
и
зачеты
проходят
в
виде
просмотров.
Контрольные уроки, зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце учебного года в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
По завершении изучения предмета "Ритмика" по итогам промежуточной
аттестации
обучающимся
выставляется
оценка,
которая
заносится
в
свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2. Критерии оценки
Для
аттестации
обучающихся
создаются
фонды
оценочных
средств,
которые
включают
в
себя
методы
контроля,
позволяющие
оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам просмотра на контрольном уроке, зачете выставляется оценка
по пятибалльной шкале:
Таблица 5
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Технически
качественное
и
художественно
осмысленное
исполнение,
отвечающее
всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
Оценка
отражает
грамотное
исполнение
с
небольшими
недочетами
(как
в
техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)
Исполнение с большим количеством недочетов, а
именно:
неграмотно
и
н е в ы р а з и т е л ь н о
выполненные
движения,
слабая
техническая
подготовка, отсутствие свободы исполнения и т.д.
2
(«неудовлетворительно»)
Является следствием нерегулярного посещения
занятий, а также интереса к ним, невыполнение
программных требований
«зачет» (без отметки)
Отражает
достаточный
уровень
подготовки
и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно
ФГТ,
данная
система
оценки
качества
исполнения
является
основной.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
– оценка годовой работы обучающегося;
– оценка на зачете.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
При
организации
и
проведении
занятий
по
предмету
«Ритмика»
необходимо придерживаться следующих принципов:
– принципа сознательности и активности, который предусматривает воспитание
осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого
отношения к решению поставленных задач;
–
принципа
наглядности,
который
предусматривает
использование
при
обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и
фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.
–
принципа
доступности,
который
требует,
чтобы
перед
обучающимся
ставились
посильные
задачи.
В
противном
случае
у
учеников
снижается
интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное
изучение способностей обучающихся, их возможностей в освоении конкретных
элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;
– принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов,
регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов
для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в
процессе
обучения
с
целью
сохранения
работоспособности
и
активности
обучающихся.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает в себя
три этапа.
На
первом
этапе
ставятся
задачи:
ознакомление
детей
с
новым
упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления
о музыке и движении; разучивании движения. Преподаватель прослушивает
вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и
показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях
желание
разучить
его.
Показ
должен
быть
точным,
эмоциональным
и
целостным.
На
втором
этапе
задачи
расширяются:
углубленное
разучивание
музыкально-ритмического
движения;
уточнение
его
элементов
и
создание
целостного
образа,
настроения
музыкального
произведения.
Преподаватель
дает
необходимые
разъяснения,
напоминает
последовательность
действий,
доброжелательно оценивает достижения детей.
Задача третьего этапа заключается в закреплении представления о музыке
и
движении,
поощрении
обучающихся
к
самостоятельному
выполнению
разученных движений.
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического
движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая
последовательность,
используя
образные
сравнения,
отмечая
удачное
исполнение,
создает
условия
для
эмоционального
выполнения
детьми
музыкально-ритмических движений.
2.Музыкально-ритмические игры
«Музыкальная шкатулка»
Описание: дети стоят спиной в круг, в центре круга – один из детей, у
которого в руках музыкальный инструмент. По указанию преподавателя он
начинает
играть
на
инструменте,
а
остальные
дети
слушают
его.
Затем
определяют,
что
за
инструмент
прозвучал.
Кто
угадал,
становится
в
круг,
преподаватель дает ему новый инструмент и игра продолжается заново.
Игра развивает: музыкальный слух, чувство ритма, быстроту мышления.
«Самолетики-вертолетики»
Описание:
дети
делятся
на
две
команды
с
одноименными
игре
названиями.
Каждой
команде
определяется
свой
музыкальный
фрагмент,
и
когда музыка той или иной команды звучит, они начинают хаотично двигаться
по залу и по окончании должны вернуться на исходное место и выполнить
задания
преподавателя.
Например,
прыжки
на
месте,
полуприседания,
исполнить
хлопки
или
притопы.
Если
звучит
музыка
другой
команды,
то
команда, чья музыка не звучит, стоит на месте (на «аэродроме»).
Игра
развивает:
умение
владеть
танцевальной
площадкой,
быстроту
движений, реакцию, музыкальный слух, память.
«Мыши и мышеловка»
Описание: дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по
команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (для
определения, кто будет являться «мышками», а кто – «мышеловкой»). Далее все
участники, являющиеся «первыми», делают шаг в круг и смыкают его, взяв
друг друга за руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», то есть
«мышки» становятся за пределы «мышеловки. Звучит музыка. На вступление
«мыши» еще не двигаются и только потом, когда зазвучит основная мелодия,
«мыши»
пробегают
посередине
«мышеловки»
и
проскакивают
в
воротца,
которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как
только музыка обрывается, игроки «мышеловки» опускают руки. Оставшиеся
«мышки»
внутри,
считаются
пойманными.
Они
становятся
в
общий
круг,
присоединяясь к «мышеловке». Игра продолжается. Можно провести игру 3-4
раза. А затем поменять игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой»,
а «первые» - «мышками».
Игра
развивает:
координацию
движений,
умение
ориентироваться
в
пространстве,
формировать
рисунок
танца
–
круг,
коллективную
работу,
музыкальность.
VI. Список рекомендуемой методической литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
3. Горшкова Е. С. От жеста к танцу. М.: Изд-во «Гном и Д», 2004
4.
Конорова
Е.
С.
Методическое
пособие
по
ритмике
в
1
и
2
классах
музыкальной школы. Вып. 1. М., Музыка, 1972
5.
Конорова
Е.
С.
Методическое
пособие
по
ритмике
в
3
и
4
классах
музыкальной школы. Вып. 1. М., Музыка, 1972
6. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для
детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М., 2000
7. Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
8. Пустовойтова М. Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М.,
«ВЛАДОС», 2008