Автор: Заикина Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: город Сорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Применение социоигровой технологии при знакомстве детей с этикой общения и поведения
Раздел: дошкольное образование
Применение социоигровой технологии при знакомстве детей с этикой общения
и поведения
Заикина Наталья Викторовна
учитель-логопед МБДОУ ЦРР
«Детский сад «Голубок» г. Сорска
Вопрос формирования у детей взглядов на этические нормы и правила речевого
поведения является весьма актуальным. Ребенок начинает овладевать этическими
правилами речевого поведения и соблюдать нормы постепенно в определенных
ситуациях общения.
Как создать условия для развития и формирования этических норм и правил
поведения?
Наиболее действенным средством формирования поведения является игра. Игра
является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой,
доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той
или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Знакомство с этическими нормами поведения осуществляю с использованием
разных
педагогических
технологий. Особое
внимание
уделяю
социоигровому
методу
М.В.
Букатова.
Интересно
и
замечательно
то,
что
эта
технология
проведения образовательной деятельности подходит для любой непосредственно
образовательной
деятельности
и
для
физкультуры,
и
для
математики,
и
для
знакомства с литературой. Сегодня я остановлюсь на развитии речи.
Социоигровая педагогика (технология сотрудничества) способствует развитию
речи
дошкольников,
где
дети
общаются
в
процессе
обучения.
Наблюдения
показали, речь детей, обращенная к сверстнику, более связная, понятная, более
развернута.
Именно
в
общении
со
сверстниками
ребенок
расширяет
свой
словарный запас.
Используя одно из золотых правил социоигровой технологии и стихи на
этическую тему собираю малую группу детей.
-
Будьте
внимательны.
Читаю
произведение
Маршака.
Кто
продолжит
стихотворение, держит руку.
Из выбранных педагог создает группу.
- Гриша, Гриша, дай мне нож
Ты обратно не вернешь
Дай-ка Гриша, карандаш
Ты обратно не отдашь
Гриша, Гриша, дай резинку
Ты откусишь – половинку
Гриша, Гриша, дай чернил
Ты бы сбегал и купил
Применяю игры социоигровой технологии, переработанные по теме.
Игра
«Пирамидка».
Дети
стоят
по
кругу.
Строят
пирамиду
правил
этики
поведения из рук. Педагог называет первое («уважение к старшим») и протягивает
руку в средину круга, затем каждый ребенок назовет правило и кладет свою руку на
руку педагога. (Дети выстраивают пирамиду) Педагог предлагает почувствовать
тепло рук, приятное состояние и спрашивает, что будет с пирамидой, если мы не
будем знать правил поведения.
Игра «Люблю – не люблю» Дети стоят парами, подавая друг другу руку, говорит
«Я люблю себя за то, что я…».
Игра «Магазин»
У
каждого
человека
есть
свои
черты
характера.
Одни
из
них
мы
считаем
достоинствами, а другие недостатками. Дети делятся на две группы, а значит и два
магазина.
Одна
группа
направится
в
комиссионный
магазин
и
сдает
свои
недостатки
в
черте
характера,
а
другая
покупает
те
положительные
качества,
которые хотел бы приобрести (знаки внимания, личностные качества, умения,
манеры поведения).
Игра «Слова – синонимы»
Педагог бросает мяч, называя слово, дети отвечают синонимом:
Будьте добры – (будьте любезны, пожалуйста и т.д.)
Сочувствую – (сопереживаю, жалею)
И т.д.
Социоигровая технология тем и хороша, что игры можно переработать под
любую тематику.
Игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное
сочетание является залогом эффективности обучения.
В развитии этических норм и правил поведения помогают сказки, в которых
заложена
народная
мудрость.
В
сказке
нет
прямых
наставлений
(«Будь
аккуратным», «Будь вежливым», «Уважай старших»), но есть мораль, которую они
постепенно
воспринимают,
многократно
возвращаясь
к
тексту
сказок.
Сказка «Репка» учит детей быть дружными, «Морозко» - трудолюбивыми. Сказки
«Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в
сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и тетерев», «Лисичка-
с е с т р и ч к а
и
с е р ы й
в о л к » ,
« Л и с а
и
ж у р а в л ь »
и
т . д .
Сказки и стихи С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, С.Михалкова, В.Осеевой,
Л.Толстого, Г.Остера, Е.Чарушина, Э Мошковской, Г.Юдина мы обыгрываем. Дети
с
удовольствием
принимают
участие
в
мини-спектаклях,
впитывая,
как
губка
положительные качества героев.
В
результате
реализации
социоигровых
технологий в
формировании
этических
норм и правил поведения через игры в увлекательной форме не только раскрыла
содержание,
но
и
связала
эти
требования
с
конкретными
поступками
воспитанников. А это дало возможность закрепить положительное отношение к их
выполнению в повседневной жизни:
- дети приучились говорить не применяя в разговоре грубых слов;
- вежливо и уважительно относятся к старшим;
- всегда предлагают пришедшим гостям стул;
-
здороваются,
прощаются,
благодарят,
спрашивая
о
чем-то,
про сят
доброжелательно, приветливо, не забывая при этом вежливые слова.
Хочу закончить свою статью словами Вячеслава Михайловича Букатова, которые
для меня служат аксиомой в работе: «У социоигровой педагогики хитрый стиль.
Главное
в
нём
–
реанимация
собственной
интуиции…
Социоигровой
стиль
заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось
и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в
социоигровом
стиле…
».
Прислушивайтесь
к
своей
интуиции,
и
у
вас
все
получится!