Напоминание

Применение социоигровой технологии при знакомстве детей с этикой общения и поведения


Автор: Заикина Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: город Сорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Применение социоигровой технологии при знакомстве детей с этикой общения и поведения
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение социоигровой технологии при знакомстве детей с этикой общения

и поведения

Заикина Наталья Викторовна

учитель-логопед МБДОУ ЦРР

«Детский сад «Голубок» г. Сорска

Вопрос формирования у детей взглядов на этические нормы и правила речевого

поведения является весьма актуальным. Ребенок начинает овладевать этическими

правилами речевого поведения и соблюдать нормы постепенно в определенных

ситуациях общения.

Как создать условия для развития и формирования этических норм и правил

поведения?

Наиболее действенным средством формирования поведения является игра. Игра

является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой,

доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той

или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Знакомство с этическими нормами поведения осуществляю с использованием

разных

педагогических

технологий. Особое

внимание

уделяю

социоигровому

методу

М.В.

Букатова.

Интересно

и

замечательно

то,

что

эта

технология

проведения образовательной деятельности подходит для любой непосредственно

образовательной

деятельности

и

для

физкультуры,

и

для

математики,

и

для

знакомства с литературой. Сегодня я остановлюсь на развитии речи.

Социоигровая педагогика (технология сотрудничества) способствует развитию

речи

дошкольников,

где

дети

общаются

в

процессе

обучения.

Наблюдения

показали, речь детей, обращенная к сверстнику, более связная, понятная, более

развернута.

Именно

в

общении

со

сверстниками

ребенок

расширяет

свой

словарный запас.

Используя одно из золотых правил социоигровой технологии и стихи на

этическую тему собираю малую группу детей.

-

Будьте

внимательны.

Читаю

произведение

Маршака.

Кто

продолжит

стихотворение, держит руку.

Из выбранных педагог создает группу.

- Гриша, Гриша, дай мне нож

Ты обратно не вернешь

Дай-ка Гриша, карандаш

Ты обратно не отдашь

Гриша, Гриша, дай резинку

Ты откусишь – половинку

Гриша, Гриша, дай чернил

Ты бы сбегал и купил

Применяю игры социоигровой технологии, переработанные по теме.

Игра

«Пирамидка».

Дети

стоят

по

кругу.

Строят

пирамиду

правил

этики

поведения из рук. Педагог называет первое («уважение к старшим») и протягивает

руку в средину круга, затем каждый ребенок назовет правило и кладет свою руку на

руку педагога. (Дети выстраивают пирамиду) Педагог предлагает почувствовать

тепло рук, приятное состояние и спрашивает, что будет с пирамидой, если мы не

будем знать правил поведения.

Игра «Люблю – не люблю» Дети стоят парами, подавая друг другу руку, говорит

«Я люблю себя за то, что я…».

Игра «Магазин»

У

каждого

человека

есть

свои

черты

характера.

Одни

из

них

мы

считаем

достоинствами, а другие недостатками. Дети делятся на две группы, а значит и два

магазина.

Одна

группа

направится

в

комиссионный

магазин

и

сдает

свои

недостатки

в

черте

характера,

а

другая

покупает

те

положительные

качества,

которые хотел бы приобрести (знаки внимания, личностные качества, умения,

манеры поведения).

Игра «Слова – синонимы»

Педагог бросает мяч, называя слово, дети отвечают синонимом:

Будьте добры – (будьте любезны, пожалуйста и т.д.)

Сочувствую – (сопереживаю, жалею)

И т.д.

Социоигровая технология тем и хороша, что игры можно переработать под

любую тематику.

Игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное

сочетание является залогом эффективности обучения.

В развитии этических норм и правил поведения помогают сказки, в которых

заложена

народная

мудрость.

В

сказке

нет

прямых

наставлений

(«Будь

аккуратным», «Будь вежливым», «Уважай старших»), но есть мораль, которую они

постепенно

воспринимают,

многократно

возвращаясь

к

тексту

сказок.

Сказка «Репка» учит детей быть дружными, «Морозко» - трудолюбивыми. Сказки

«Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в

сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и тетерев», «Лисичка-

с е с т р и ч к а

и

с е р ы й

в о л к » ,

« Л и с а

и

ж у р а в л ь »

и

т . д .

Сказки и стихи С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, С.Михалкова, В.Осеевой,

Л.Толстого, Г.Остера, Е.Чарушина, Э Мошковской, Г.Юдина мы обыгрываем. Дети

с

удовольствием

принимают

участие

в

мини-спектаклях,

впитывая,

как

губка

положительные качества героев.

В

результате

реализации

социоигровых

технологий в

формировании

этических

норм и правил поведения через игры в увлекательной форме не только раскрыла

содержание,

но

и

связала

эти

требования

с

конкретными

поступками

воспитанников. А это дало возможность закрепить положительное отношение к их

выполнению в повседневной жизни:

- дети приучились говорить не применяя в разговоре грубых слов;

- вежливо и уважительно относятся к старшим;

- всегда предлагают пришедшим гостям стул;

-

здороваются,

прощаются,

благодарят,

спрашивая

о

чем-то,

про сят

доброжелательно, приветливо, не забывая при этом вежливые слова.

Хочу закончить свою статью словами Вячеслава Михайловича Букатова, которые

для меня служат аксиомой в работе: «У социоигровой педагогики хитрый стиль.

Главное

в

нём

реанимация

собственной

интуиции…

Социоигровой

стиль

заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось

и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в

социоигровом

стиле…

».

Прислушивайтесь

к

своей

интуиции,

и

у

вас

все

получится!



В раздел образования