Напоминание

Биография одного слова


Автор: Гилазова Эмилия Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ
Населённый пункт: Иркутская область Иркутский р-н. с. Пивовариха
Наименование материала: статья
Тема: Биография одного слова
Раздел: полное образование





Назад




Учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»

Гилазова Эмилия Григорьевна

Биография одного слова.

Мини-проекты на уроках русского языка

1. Никого уже не нужно убеждать в необходимости организации проектной

деятельности на уроках.

Школьные проекты рассчитаны на самостоятельную деятельность учащихся.

Они позволяют самостоятельно усвоить и применить на практике новые

знания. Слово «проект» означает план, замысел, описание того, что

предстоит сделать.

Проекты выполняются под руководством учителя.

Подготовка проектов требует от учителя умения организовать проектную

деятельность обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности. При этом

проекты не должны заменять учебные занятия, а должны быть их частью,

дополнять и углублять их содержание.

Авторы различных статей о проектах выделяют несколько требований к

учебному проекту:

Постановка проблемы

Планирование действий

Поиск и обработка информации

Продукт

Презентация продукта

Портфолио

Существует разная классификация проектов. Представленная

классификация представляется наиболее четкой:

По содержанию

Монопроект

Межпредметный

проект

В рамках одной области

знаний

Проект, объединяющий

несколько предметных

областей

По

организационной

форме

Индивидуальный

проект

Парный проект

Групповой проект

Проект, выполняемый одним

учеником

Выполняется двумя

учениками

Проект, выполняемый

группой учеников

По времени

выполнения

Мини-проект

Кратковременный

Долговременный

На один урок

4-6 уроков

От недели до года

По характеру

контактов

Внутриклассный

Внутришкольный

Участники первичного

коллектива

Городской

Региональный

Международный

Участники образовательного

учреждения

Участники образовательных

учреждений

2 Мини-проекты

Метод проектов используется на одном-двух уроках — мини-проекты для

решения какой-то небольшой проблемы

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в

целом стоят перед проектной деятельностью:

o

обучение планированию

o

формирование навыков сбора и обработки информации, материалов

умение анализировать

o

умение составлять письменный отчет

o

формировать позитивное отношение к работе.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

o

Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у

учащихся создать мини-проект.

o

Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм,

описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к

проекту и о критериях оценивания.

o

Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно

правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

o

Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по

проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой

форме обучения.

Задачи групповой работы:

o

активизация познавательной деятельности;

o

развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение

ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение

предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать

его;

o

развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг

друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);

o

совершенствование межличностных отношений в классе.

Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу.

Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках.

Содержание этапов проекта:

1 этап « Начальный»- Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение

гипотезы.

2 этап «Поисковый» - Работа в информационном поле, сбор необходимой

информации .

3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение

поставленной проблемы

4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и

редактирование

5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление

письменного отчета,

Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:

o

Четкое соблюдение времени;

o

групповая форма работы;

o

достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по

проблеме проектирования

3 «Биография одного слова»

Данный мини-проект позволяет активизировать самостоятельную

деятельность учащихся, формирует понимание связи языка и его истории,

развивает практические навыки анализа текста. Перед выбором темы (ее

могут самостоятельно выбрать учащиеся) предлагается следующий алгоритм

работы:

1) Определить значение слова

2) Найти его этимологию

3) Определить сферу употребления.

4) Записать гиперонимы (гиперо́

ним — слово с более широким значением,

выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества)

предметов (свойств, признаков), синонимы, антонимы, омонимы;

5) Найти пословицы, поговорки, загадки с этим словом или фразеологизмы;

7) Выполнить фонетический, морфемный, морфологический разбор слова.

8) Составить словосочетания и предложения со словом, выяснить

синтаксическую функцию слова.

9) Подобрать примеры использования слова в тексте.

Проект может выполнить один ученик, тогда потребуется больше времени

для полготовки. Работа может быть выполнена группой, в которой будет

руководитель, распределяющий задания. Продуктом исследования может

быть доклад, презентация, составление статьи, выпуск брошюры.

4 Биография слова соль

1) Определить значение слова

Соль

Соль, -и, множественное число -и, -ей, женский род

1. единственное число Белое кристаллическое вещество с острым вкусом,

растворяющееся в воде. Природная с. Поваренная с. Морская с. Добыча соли.

2. Такое вещество, употребляется как приправа к пище. Столовая с. Пуд соли

съесть с кем-нибудь (переносное значение: тесно и долго общаясь, хорошо

узнать кого-нибудь ; разговорное).

3.

переносное

значение, единственное

число То,

что

придаёт

особенный

интерес, остроту чему-нибудь В этом и состоит вся с. рассказа.

4. переносное значение, единственное числою

О лучших представителях какого-нибудь общества, общественной группы.

Эти.

моряки

-

с.

русского

флота.

С.

земли

лучших

представителях

общества;книжное).

2) Найти его этимологию

Происходит от индоевр. основы на -i ср. рода (*sal-), ставшей источником для

др.-русск., ст.-слав. соль (др.-греч. ἅλς), русск. соль, укр. сіль (род. п. со́

ли),

болг. сол, сербохорв. со̑

(род. п. со̏

ли), словенск. sọ̑

l (род. п. solȋ), чешск. sůl,

словацк. sоľ, польск. sól (род. п. soli), в.-луж. sól, sel, н.-луж. sol.

соль — Викисловарь

3) Определить сферу употребления.

Общеупотребительное

4) Записать гиперонимы (гиперо́

ним — слово с более широким значением,

выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества)

предметов (свойств, признаков), синонимы, антонимы, омонимы;

Синонимы

1.

2.

поваренная соль, хлорид натрия

3.

квинтэссенция

4.

изюминка, гвоздь

Антонимы

1.

2.

сахар

3.

вода (перен.)

Гиперонимы

1.

соединение, вещество

2.

вещество

3.

информация, суть, основа

5) Найти пословицы, поговорки, загадки с этим словом или фразеологизмы;

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

каменная соль

соль земли

сыпать соль на рану

хлеб-соль

Пословицы и поговорки о соли

Без соли не сладко, без хлеба не сытно.

Без соли стол кривой.

Недосол на столе, а пересол на спине.

Соли не жалей — так есть веселей.

Хлеб за солью не ходит.

Без соли и хлеб не естся.

Из пресного сделаешь соленое, а соленого не опреснишь.

7) Выполнить фонетический, морфемный, морфологический разбор слова.

Морфологические и синтаксические свойства

соль

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип

склонения 2a по классификации А.

А.

Зализняка).

Корень: -соль-.

8) Составить словосочетания и предложения со словом, выяснить

синтаксическую функцию слова.

Соль земли –это особенные люди.(соль-подлежащее)

Без соли стол кривой.( Без соли- дополнение)

9) Подобрать примеры использования слова в тексте.

Загадки

Все ребята знать должны

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка …

Одну меня не едят.

А без меня редко едят.

В воде она родится,

Но странная судьба –

Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

Несолоно хлебавши.

Это старинное выражение относится к разряду не явных, то есть, их

составляющих его слов не следует смысл. А смысл выражения таков:

обмануться в ожиданиях, не получить желаемого, встретить плохой прием. А

причём же тут соль?

Дело в том, что в старину на Руси соль была очень дорогим продуктом.

Своих источников соли в государстве не было. Известно, что большие

соляные залежи были на территории Польши, а также в верховьях Камы. Но

Речь Посполитая была враждебным государством, а Каму до шестнадцатого

столетия контролировало Казанское ханство. Война Московского княжества с

Казанью носила не только политический, но, главным образом,

экономический характер. Москве нужен был контроль за территорией всей

Волги и её притоков. В 1552 году третий казанский поход Ивана Грозного

(1530-1584) завершился падением Казанского ханства, и Волга со всеми её

притоками перешла под власть Москвы.

Соляные же разработки русские промышленники начали еще 1430 году в

местах, где позднее возник город Соликамск, а также в Соль-Вычегодске в

1515 году. Эти предприятия постоянно подвергались разбойным нападениям,

и только после военных походов Ивана Грозного и Ермака удалось устранить

угрозы. Тогда добыча и поставка соли стала регулярной. И, тем не менее,

добыча была далеко от Москвы, поэтому соль на Руси была дорогим

удовольствием, которое могли позволить себе не все.

С незапамятных времен особо желанных гостей потчевали блюдами

солёными, других же могли угостить и несолёной пищей. Известно, что на

пирах гости садились «по чинам» - более желанные и знатные ближе к

хозяину, всякая «мелочь канцелярская» - в конце стола. Вот им могли

подавать несоленые блюда. Таким образом, демонстрировалась степень

значимости гостя. Несолоно хлебать- означало встретить не очень радушный

прием. Позднее это выражение приобрело и другие оттенки – не получить

желаемого результата при обращении с просьбой к вышестоящей персоне.

Список ресурсов:

1 Кулакова Е.Ю. Проектная деятельность на уроках русского языка/

Е.Ю.Кулакова// Русский язык. – 2011. - № 11. – С. 7 – 10.

2 Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11

классы: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2013.

3 Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и

студентов педагогических вузов. – М., 2008.

4 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для

учителя. – М., 2011.

5 Цветкова Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность

учащихся. – Волгоград, 2011.

6 Цветкова Г.В. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность

учащихся. – Волгоград, 2009.



В раздел образования