Авторы: Савельева Юлия Константиновна, Базанова Наталья Владиславовна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МКДОУ №1 "Ромашка"
Населённый пункт: г. Мирный Архангельской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные средства конструктивного математического мышления дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Современные средства конструктивного
математического мышления воспитанников
«Лего – конструктор»
«Конструктор В.А. Кайе»
«Модульное оригами»
Выполнили: Савельева Ю.К.
Базанова Н.В.
Конструктор Лего как средство формирования
математических представлений у дошкольников
Эффективным средством развития математических знаний
у дошкольников можно считать конструирование.
В процессе конструирования важнейшими являются
способность к точному восприятию свойств вещей,
как форма, размерные и пространственные отношения;
способность мышления к обобщению,
соотнесению предметов к определенным категориям на
основе выделения в них существенных свойств и
установления связей и зависимостей между ними.
Педагогическая работа по формированию математических представлений
состоит из трёх этапов
•
Подготовительный (Знакомить детей с особенностями деталей
мелкого конструктора Лего, (ознакомление с цветом, формой и
размером) обучать скреплению деталей различными способами,
знакомить с индивидуальным игровым набором мелкого
конструктора Лего и правилами его использования. На данном этапе
можно использовать игры: «Чудесный мешочек», «Логическая
цепочка», «Четвёртый лишний», «Подбери пару» и т.д.)
•
Основной (Формировать представления, такие как: «величина»,
«форма», «количество и счёт», «ориентировка в пространстве».
Сформировать понятия: «длинный», «короткий», «узкий»,
«широкий», «высокий», «низкий». )
•
Творческий (Наблюдать за применением детьми полученных
математических представлений в самостоятельной игровой
деятельности. Фиксирование и анализ полученных результатов.)
Для игр детей с конструктором Лего необходимо специальное оборудование:
-
столы; стулья;
- наборы конструктора Лего (мелкий и
крупный);
- пластиковый контейнер с крышкой (с
отделениями для деталей, различных
по форме);
- мелкий конструктор Лего;
- платы Лего различного размера
.
В работе можно использовать следующие формы
организации НОД.
•
Фронтальная: Дети сидят за столами. Детали конструктора
разложены в пластиковые контейнеры для каждого
ребёнка. Инструкция произносится педагогом или лежит
на столе перед каждым ребёнком.
•
Групповая: Дети занимаются с конструктором на ковре.
Детали, рассортированные по форме или цвету, находятся
в коробках, расставленных по периметру игрового
пространства.
•
Индивидуальная.
Конструкторы Кайе.
Виктор Кайе - инженер, изобретатель и поэт. За 35 лет
активной работы он придумал несколько сотен интересных
игрушек и игр. С их помощью можно развивать:
-Пространственные
представления.
Ребенок
учится
мысленно
разбивать
целое
на
части,
видеть
похожие
элементы
у
разных
фигур,
мысленно
проектировать
зрительные образы.
- Внимание. Поиск карточек с подходящим рисунком требует
визуальной памяти, абстрагирования и внимания. Во время
занятий и игр ребенок тренирует концентрацию внимания и
способность долго удерживать ее.
- Образное, ассоциативное и творческое мышление.
Лабиринты Кайе – это графические конструкторы.
В серии «Лабиринты» вышло 4
игры
по
160
пластиковых
карточек в каждой. «Речной» и
«Солнечный»
лабиринты—
двухцветные,
«Лесной»
—
трехцветный, а «Радужный» —
четырехцветный.
Названия
даны
по
цветовой
гамме,
однако собирать из них можно
что угодно: предметы, цифры,
абстрактные картины из линий
или
геометрических
фигур.
Начинать лучше с двухцветных
л а б и р и н т о в ,
п о с к о л ь к у
оперировать
с
ними
ребенку
проще.
Истоки творческих способностей и дарований детей на
кончиках их пальцев… Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Оригами – это традиционное японское искусство
складывания фигурок из бумаги без ножниц и клея,
зародилось в 16 веке в Японии. Оригами – волшебство, чудо
и конечно, игра.
Оригами развивает творческие способности, воображение,
художественный вкус.
Целями овладения техникой оригами являются: развитие
самостоятельной творческой деятельности, развитие
эстетического вкуса.
Овладевая техникой «оригами» у дошкольников
развивается умение различать формы;
определять пространственное расположение;
умение находить часть от целого; умение
соблюдать порядок следования в практической
деятельности. Через «оригами» дети обучаются
математическим терминам. Упражняются в
умении ориентироваться на сенсорные эталоны,
умение выделять элементы геометрических
фигур. Дети овладевают приемами деления
прямоугольного листа бумаги на равные части
сгибанием, совмещая края.
- занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику
рук;
-
положительно влияют на развитие мышления;
-
изготовление фигурки из бумаги развивает воображение;
-
развивает память;
-
складывая
поделку
из
бумаги,
ребенок
тренирует
внимание;
-
усидчивость, аккуратность.
Достоинства оригами в развитии ребенка:
•
доступность бумаги как материала, простота ее обработки
делают процесс изготовления фигурок захватывающе
интересным;
•
абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых
маленьких детей;
•
оригами не требует больших материальных затрат;
Современные средства конструктивного
математического мышления воспитанников
«Лего – конструктор»
«Конструктор В.А. Кайе»
«Модульное оригами»
Выполнили: Савельева Ю.К.
Базанова Н.В.