Автор: Таказова Марина Таймуразовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 им. Героя Советского Союза Юльева А. Н.
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению.
Тема: А. И. КУПРИН "БАРБОС И ЖУЛЬКА"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по литературному чтению.
ТЕМА: А. И. КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Педагогическая цель: Способствовать развитию умения работать с текстом рассказа:
находить описание героев, выделять эпитеты и сравнения, осуществлять сравнение
рассказов разных авторов; содействовать воспитанию любви к животным, бережного
отношения к ним
Тип урока: Комбинированный
Планируемые результаты (предметные): Достигают необходимого для продолжения
образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть
овладения
техникой
чтения
вслух
и
про
себя,
элементарными
приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий. Осуществляют поиск описания героев
рассказа.
Выделяют
эпитеты
и
сравнения.
Работают
по
сюжету:
выделяют
части.
Дополняют план. Сравнивают рассказ А. И. Куприна «Барбос и Жулька» с рассказом Л.
Н. Толстого «Лев и собачка».
Личностные
результаты:
Приобретают
первичные
умения
оценки
работ,
ответов
одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Универсальные
учебные
действия
(метапредметные):
Познавательные:
общеучебные – выделяют и формулируют познавательные цели (самостоятельно или в
сотрудничестве с учителем, в группе совместно работающих учеников), находят ответы
на вопросы в тексте, иллюстрациях; логические – владеют умением подводить под
понятия, выводить следствия; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; строят
логическую цепь рассуждений.
Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и
энергии; к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
Коммуникативные:
управляют
поведением
партнера,
осуществляют
контроль,
коррекцию и оценку его действий; полно и точно выражают свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации; принимают другое мнение и позицию
Основное содержание темы, понятия и термины: А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
Описание героев рассказа. Эпитеты и сравнения. Работа по сюжету: выделение частей.
Дополнение плана. Сравнение рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька» с рассказом
Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
С ц е н а р и й
у р о к а
Этапы урока
Цель
деятельности
Действия учителя
Действия учащихся
Планируемые
результаты
I.
Организацио
нный
момент
Мотивирование к
учебной
деятельности
Приветствует учащихся.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее
место, проверяют наличие
индивидуальных учебных
принадлежностей на столе
Личностные: проявляют
эмоциональную
отзывчивость на слова
учителя
II.
Проверка
домашнего
задания
Формирование
навыка пересказа
по плану
Слушает подробный пересказ рассказа
А. И. Куприна «Барбос и Жулька» по плану
Пересказывают рассказ.
Слушают друг друга,
оценивают
Личностные: выражают
свои эмоции.
Предметные: подробно
пересказывают рассказ
III.
Подготовка к
основному
этапу занятия
Постановка
учебной задачи
– Сегодня мы продолжим работу с
рассказом А. И. Куприна «Барбос и
Жулька».
– Давайте определим учебные задачи
нашего урока.
– Чему бы вы хотели научиться?
– Что хотели бы узнать?
Слушают учителя. Отвечают
на вопросы. Формулируют
учебную задачу
Личностные: проявляют
интерес к изучению
произведения.
Регулятивные:
определяют и
формулируют учебную
задачу
IV.
Работа
с текстом
во время
чтения
Использование
разных видов
чтения
Организует работу по группам, предлагает
найти и прочитать: 1) описание Барбоса
и Жульки; 2) эпизод «Барбос на посту»;
3) эпизод «Появление бешеной собаки»;
4) эпизод «Подвиг Жульки»
Находят в тексте нужные
эпизоды, выразительно их
зачитывают
Предметные:
используют разные виды
чтения.
Познавательные:
овладевают навыками
смыслового чтения
Этапы урока
Цель
деятельности
Действия учителя
Действия учащихся
Планируемые
результаты
V.
Работа
с текстом
после чтения
Совершенствовани
е навыков работы с
текстом.
Осмысление
содержания
произведения.
Организует работу с текстом рассказа:
образы главных героев рассказа (описание
внешнего вида, поведения, отношения к
людям, к их дружбе).
Предлагает ответить на вопросы и
выполнить задания в учебнике.
Отвечают на вопросы,
высказывают свои мнения.
Находят ответы на вопросы
в тексте.
Личностные:
высказывают свое
отношение к героям
произведения, к их
поступкам.
Познавательные: строят
рассуждения,
устанавливают
причинно-следственные
связи.
Осуществление
сравнительного
анализа рассказов.
Организует сравнение рассказа А. И.
Куприна «Барбос и Жулька» с рассказом Л.
Н. Толстого «Лев и собачка».
Сравнивают рассказы разных
авторов.
Познавательные:
осуществляют анализ,
сравнение, делают
выводы.
Развитие навыков
составления
рассказа от имени
героя.
Предлагает в парах составить рассказ
произведения от лица одного из героев
рассказа А. И. Куприна «Барбос и Жулька».
Составляют и рассказывают
друг другу рассказ от лица
героя произведения.
Познавательные:
создают способы
решения проблем
творческого характера.
Совершенствовани
е навыка
самостоятельной
работы
Предлагает выполнить задания в рабочей
тетради № 2
Работают в рабочей тетради
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу,
соответствующую этапу
обучения
VI.
Рефлексия
Ориентация в
своей системе
знаний
Подводит итог.
– С какими заданиями справились легко?
– Что вызвало затруднение?
– Как оцениваете свою работу?
Дают оценку успешности
выполнения работы
Регулятивные:
оценивают результат
своих действий, вносят
соответствующие
Этапы урока
Цель
деятельности
Действия учителя
Действия учащихся
Планируемые
результаты
коррективы
VII.
Домашнее
задание
Формирование
навыка работы с
библиотечным
фондом,
составления
отзыва
Комментирует задание.
– Возьмите в библиотеке сборник рассказов
о животных, подготовьте отзыв о книге
Записывают в дневник
домашнее задание
Регулятивные:
принимают учебную
задачу, планируют ее
решение