Автор: Серикова Елена Владимировна
Должность: заместитель директора по нмр
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11"
Населённый пункт: МО г.Балашиха, мкр. Железнодорожный
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Управление творческим потенциалом учащихся в условиях введения ФГОС общего образования"
Раздел: высшее образование
«Управление творческим потенциалом учащихся в условиях
введения ФГОС общего образования»
Акутальность
Программа
воспитания
и
социализации
обучающихся
нашей
Гимназии
предусматривает
формирование
нравственного
уклада
школьной
жизни,
обеспечивающего
создание
соответствующей
социальной
среды
развития
обучающихся
и
включающего
воспитательную,
учебную,
внеучебную,
социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе
духовных
идеалов
многонационального
народа
России,
базовых
национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в
совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других
субъектов общественной жизни.
Новизна
Программа
воспитания
и
социализации
обучающихся
направлена
на
обеспечение
их
духовно-нравственного
развития
и
во спитания,
социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической
культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа
реализуется
образовательным
учреждением
в
постоянном
взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими
субъектами
социализации
–
социальными
партнерами
школы:
ДДЮТ
«Детский дом юношеского творчества», спортивный комплекс «Орион», это
ДК «Саввино», ДК «Родник» и Детская Школа Искусств им Г.В. Свиридова
(г. Балашиха).
Научность
Она разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-
экономических,
демографических
особенностей
Московской
области,
запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Ведущая,
ценностно
и
содержательно
определяющая
роль
в
создании
социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит
педагогическому коллективу МБОУ Гимназия 11 г. Балашихи, микрорайона
Железнодорожный.
Школе,
как
социальному
субъекту
—
носителю
педагогической
культуры
принадлежит
ведущая
роль
в
осуществлении
воспитания и успешной социализации подростка.
Мы
не
отбираем
одаренных
детей,
а
принимаем
детей
и
работаем
индивидуально с каждым, помогая самоопределиться. Ребенок сам еще не
определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих
направлений. Реализацию своего потенциала он начинает с подачи педагога я,
главным
принципом
которого
является
принцип
создания
условий
и
предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Как
правило, одаренный ребенок выделяется из остальной группы, очень важно
не
создать
у
него
«чувства
исключительности»,
это
может
не
получить
подтверждения в дальнейшей жизни. Объединения по интересам посещают
не только одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие
заниматься
творчеством,
и
отношения
с
ними
должны
складываться
гармонично. Так же педагогу педагогу необходимо всегда помнить то, что
эксплуатация
неординарных
способностей
ребенка
ради
престижа
учреждения и самого педагога часто идет во вред самому ребенку. Если всего
этого удается избежать, то область дополнительного образования становится
исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая
его к сознательному профессиональному пути.
Одаренные
дети
—
это
особые
дети,
и
задача
педагога
—
понять
их,
направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый
ребенок
одарен
по-своему,
и
для
педагога
важнее
не
выявление
уровня
одаренности,
а
качества
одаренности.
Смысловой
и
конструктивной
единицей
системы
работы
с
одаренными
детьми
в
дополнительном
образовании
является
ситуация
совместной
продуктивной
и
творческой
деятельности педагога и ребенка, педагога и группы, педагога, ребенка и
родителей.
Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе
образования для работы с одаренными детьми:
–
деятельностный
подход
(между
обучением
и
развитием
стоит
деятельность);
– формирование внутренней мотивации;
– рефлексия;
–
возможность
индивидуализации
темпов
прохождения
образовательных
программ, их обогащение и углубление;
– соблюдение принципов –“ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.
д., которые создают благоприятный морально-психологический климат; –
проектное обучение;
– технология полного усвоения;
– инновационные компьютерные технологии.
Формы и методика проведения занятий в объединении по интересам дает
возможность использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой
ситуации часто составляет основу занятий.
Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому
занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих
групп, микро-коллективов и т. п., что даёт хорошую возможность уделить
каждому ребёнку максимум внимания.
Дети,
наделенные
талантом,
демонстрируют
свои
достижения
через
конкурсы проектных и исследовательских работ.
Работа с одарёнными детьми — это сложная, но интересная работа, которая
должна вестись родителями и педагогами. Каждый шаг в этом направлении
п р и н е с ё т
п о л ь з у
в
б у д у щ е м
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни,
которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой
жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе
каждого школьника. Музыка – это сама жизнь». Д.Б. Кабалевский.
В 2014
году мы вступили
в Апробацию программы учебного предмета
«Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» (хоровое пение),
и «Коллективное инструментальное музицирование». В ней участвовала вся
параллель первых классов, а их у нас было пять и второй класс. Это был один
урок
музыки
в
неделю
и
один
час
внеурочной
деятельности.
Малыши
осваивали игру
на шумовых инструментах, музицируя, как
в оркестре,
также и сольно. В начале этого учебного года была закуплена большая партия
разнообразных
инструментов
для
гимназии
и
уже
на
2015-2016
год
в
учебном плане Гимназии предусмотрены во вторых классах
- два урока
музыки
и
один
час
внеурочных
занятий.
В
рамках
этих
часов
ребята
знакомятся с музыкальной литературой, изучают хоровое сольфеджирование
и начинают знакомиться с музыкальными инструментами – металлофоном и
свирелью.
Музыкальное
развитие
даёт
возможность
наиболее
полно
раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление,
воображение,
память,
волю
и
др.),
воспитать
эмоционально-чувственную
сферу
психики
ребёнка
(тонкость,
чуткость,
умение
через
музыкальное
искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное –
это
постоянная
возможность
самореализации. Благодаря
занятиям
с
хореографом – один час в неделю, ребята раскрепощаются в общем деле и
ощущают
себя
частью
пространства.
Танцуют
тоже
классами.
Среди
параллели вторых классов, у нас сделан упор на 2 «Д» класс – они у нас
народники, родители нас поддерживают -
сшили всему классу шикарные
русские народные костюмы.
Практика
показывает,
если
такие
занятия
проводятся
в
системе
–
хореография,
музицирование
и
хоровое
пение,
ребёнок
способен
самостоятельно
двигаться
под
музыку,
используя
тело,
как
инструмент,
музицировать на музыкальных инструментах в оркестре и исполнять сольно
предложенный
музыкальный
материал.
Так
как
развитию
творческих
способностей свойственны определенные этапы:
1. накопление впечатлений
2.
спонтанное
выражение
творческого
начала
в
зрительных,
сенсорно
–
моторных, речевых направлениях
3. двигательные, речевые, музыкальные импровизации
4. создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь
художе ственного
впечатления:
литературного,
м у з ы ка л ь н о го ,
изобразительного
5. музыкальное творчество – написание пьес, песен.
В
прошлом
учебном
году
у
нас
родилась
идея
проводить
классные
тематические
хоровые
фестивали.
Фестивали,
в
которых
дети
поют
не
выборочно , предложенный материал, а полностью классами. Первоначально
это были учащиеся начальной школы, на сегодняшний день введены уже в
это
мероприятие
и
учащиеся
среднего
звена.
Труд
кропотливый,
колоссальный, но когда видишь свой результат , понимаешь что есть к чему
стремиться. Фестивали проводятся раз в четверть. И, не смотря на то, что в
реализации
программы
Музыка
участвовали
только
первые
классы,
в
хоровых фестивалях, иногда, и старшеклассники себя пробовали . Ко Дню
Защитника
Отечества,
в
прошедшем
учебном
году
с
третьим
классом
выучили
красивую
патриотическую
современного
композитора
песню
–
восьмые её подслушали, тоже решили спеть и к 9 мая у нас родилась идея
соединить этих два класса. Было очень красиво, празднично и патриотично.
При
этом
хоровые
фестивали
проводятся
на
двух
языках
(русском
и
английском).
В
рамках
прошедших
фестивалей,
мы
пришли
к
выводу
–
учащимся нравится петь и выступать для других. Наши социальные партнёры
нам помогают в реализации этих проектов – это ДК «Саввино», ДК «Родник»
и Детская Школа Искусств им Г.В. Свиридова (г. Балашиха) – раз в месяц мы
в обязательном порядке посещаем различные концерты, оперу, мюзиклы,
хоры и т.д.
Результат
Мы представляли свой опыт практической деятельности за «круглым столом»
на
международном
семинаре
«Музыкальное
воспитание
обучающихся
в
рамках реализации программы воспитания и социализации школьников в
условиях введения ФГОС общего образования» для делегации педагогов из
ФРГ
и на заседании «круглого стола» в Минобрнауки РФ «Углублённое
изучение
учебного
предмета
«Музыка»
на
уровне
начального
общего
образования» в 2015 году.
Концертно-просветительский цикл у нас в системе обучения закладывается в
начале учебного года. Родители учащихся посещают
такие мероприятия
вместе с нами и остаются очень довольны. Отчитываясь за проделанную
работу в Аппарате Министерства РФ по апробации программы «Музыка» мы
получили высокую оценку от Голодец Ольги Юрьевны – идём в правильном
направлении.
С удовольствием поют и наши педагоги – у нас большой педагогический
коллектив и создан преподавательский хор, тем самым, мы
показываем
пример своим подопечным. Многие из нас имеют музыкальное образование и
владеют несколькими музыкальными инструментами. Самое главное на моих
уроках
–
это
совместное
выступление
-
моё
и
юных
музыкантов. Новая
программа
наполнила
уроки
музыки
активной
деятельностью
детей,
связанной,
в
первую
очередь
с
хоровым
пением,
игрой
на
различных
музыкальных
инструментах,
слушанием
музыки
и
освоением
нотной
грамоты. В конце 2014-2015 учебного года среди родителей начальных
классов
проводилось
анкетирование,
которое
показало,
что
большинство
считает,
что
работа
по
данной
программе
способствует
эффективному
гармоническому
развитию
личности
детей.
«Ядро»
музыкальных
способностей
–
это
представление
о
звуковысотных
и
ритмических
соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти
представления развиваются в процессе обучения с такими психическими
свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку,
музыкальная память, внимание, воображение.
Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и
играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.
Актуальностью своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых
и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей
способствует
общему
развитию;
умственных
способностей,
психических
процессов
-
мышления,
памяти,
внимания,
слухового
восприятия,
ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции,
что очень важно для детей младшего школьного возраста.
Уроки
оркестра
детских
шумовых
и
ударных
инструментов
во
многом
помогают
решить
эту
проблему.
Наличие
оркестра
расширяет
сферу
музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих
способностей ребёнка.