Напоминание

"Управление творческим потенциалом учащихся в условиях введения ФГОС общего образования"


Автор: Серикова Елена Владимировна
Должность: заместитель директора по нмр
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11"
Населённый пункт: МО г.Балашиха, мкр. Железнодорожный
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Управление творческим потенциалом учащихся в условиях введения ФГОС общего образования"
Раздел: высшее образование





Назад




«Управление творческим потенциалом учащихся в условиях

введения ФГОС общего образования»

Акутальность

Программа

воспитания

и

социализации

обучающихся

нашей

Гимназии

предусматривает

формирование

нравственного

уклада

школьной

жизни,

обеспечивающего

создание

соответствующей

социальной

среды

развития

обучающихся

и

включающего

воспитательную,

учебную,

внеучебную,

социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе

духовных

идеалов

многонационального

народа

России,

базовых

национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в

совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других

субъектов общественной жизни.

Новизна

Программа

воспитания

и

социализации

обучающихся

направлена

на

обеспечение

их

духовно-нравственного

развития

и

во спитания,

социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической

культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа

реализуется

образовательным

учреждением

в

постоянном

взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими

субъектами

социализации

социальными

партнерами

школы:

ДДЮТ

«Детский дом юношеского творчества», спортивный комплекс «Орион», это

ДК «Саввино», ДК «Родник» и Детская Школа Искусств им Г.В. Свиридова

(г. Балашиха).

Научность

Она разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-

экономических,

демографических

особенностей

Московской

области,

запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Ведущая,

ценностно

и

содержательно

определяющая

роль

в

создании

социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит

педагогическому коллективу МБОУ Гимназия 11 г. Балашихи, микрорайона

Железнодорожный.

Школе,

как

социальному

субъекту

носителю

педагогической

культуры

принадлежит

ведущая

роль

в

осуществлении

воспитания и успешной социализации подростка.

Мы

не

отбираем

одаренных

детей,

а

принимаем

детей

и

работаем

индивидуально с каждым, помогая самоопределиться. Ребенок сам еще не

определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих

направлений. Реализацию своего потенциала он начинает с подачи педагога я,

главным

принципом

которого

является

принцип

создания

условий

и

предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Как

правило, одаренный ребенок выделяется из остальной группы, очень важно

не

создать

у

него

«чувства

исключительности»,

это

может

не

получить

подтверждения в дальнейшей жизни. Объединения по интересам посещают

не только одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие

заниматься

творчеством,

и

отношения

с

ними

должны

складываться

гармонично. Так же педагогу педагогу необходимо всегда помнить то, что

эксплуатация

неординарных

способностей

ребенка

ради

престижа

учреждения и самого педагога часто идет во вред самому ребенку. Если всего

этого удается избежать, то область дополнительного образования становится

исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая

его к сознательному профессиональному пути.

Одаренные

дети

это

особые

дети,

и

задача

педагога

понять

их,

направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый

ребенок

одарен

по-своему,

и

для

педагога

важнее

не

выявление

уровня

одаренности,

а

качества

одаренности.

Смысловой

и

конструктивной

единицей

системы

работы

с

одаренными

детьми

в

дополнительном

образовании

является

ситуация

совместной

продуктивной

и

творческой

деятельности педагога и ребенка, педагога и группы, педагога, ребенка и

родителей.

Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе

образования для работы с одаренными детьми:

деятельностный

подход

(между

обучением

и

развитием

стоит

деятельность);

– формирование внутренней мотивации;

– рефлексия;

возможность

индивидуализации

темпов

прохождения

образовательных

программ, их обогащение и углубление;

– соблюдение принципов –“ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.

д., которые создают благоприятный морально-психологический климат; –

проектное обучение;

– технология полного усвоения;

– инновационные компьютерные технологии.

Формы и методика проведения занятий в объединении по интересам дает

возможность использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой

ситуации часто составляет основу занятий.

Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому

занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих

групп, микро-коллективов и т. п., что даёт хорошую возможность уделить

каждому ребёнку максимум внимания.

Дети,

наделенные

талантом,

демонстрируют

свои

достижения

через

конкурсы проектных и исследовательских работ.

Работа с одарёнными детьми — это сложная, но интересная работа, которая

должна вестись родителями и педагогами. Каждый шаг в этом направлении

п р и н е с ё т

п о л ь з у

в

б у д у щ е м

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни,

которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой

жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе

каждого школьника. Музыка – это сама жизнь». Д.Б. Кабалевский.

В 2014

году мы вступили

в Апробацию программы учебного предмета

«Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» (хоровое пение),

и «Коллективное инструментальное музицирование». В ней участвовала вся

параллель первых классов, а их у нас было пять и второй класс. Это был один

урок

музыки

в

неделю

и

один

час

внеурочной

деятельности.

Малыши

осваивали игру

на шумовых инструментах, музицируя, как

в оркестре,

также и сольно. В начале этого учебного года была закуплена большая партия

разнообразных

инструментов

для

гимназии

и

уже

на

2015-2016

год

в

учебном плане Гимназии предусмотрены во вторых классах

- два урока

музыки

и

один

час

внеурочных

занятий.

В

рамках

этих

часов

ребята

знакомятся с музыкальной литературой, изучают хоровое сольфеджирование

и начинают знакомиться с музыкальными инструментами – металлофоном и

свирелью.

Музыкальное

развитие

даёт

возможность

наиболее

полно

раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление,

воображение,

память,

волю

и

др.),

воспитать

эмоционально-чувственную

сферу

психики

ребёнка

(тонкость,

чуткость,

умение

через

музыкальное

искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное –

это

постоянная

возможность

самореализации. Благодаря

занятиям

с

хореографом – один час в неделю, ребята раскрепощаются в общем деле и

ощущают

себя

частью

пространства.

Танцуют

тоже

классами.

Среди

параллели вторых классов, у нас сделан упор на 2 «Д» класс – они у нас

народники, родители нас поддерживают -

сшили всему классу шикарные

русские народные костюмы.

Практика

показывает,

если

такие

занятия

проводятся

в

системе

хореография,

музицирование

и

хоровое

пение,

ребёнок

способен

самостоятельно

двигаться

под

музыку,

используя

тело,

как

инструмент,

музицировать на музыкальных инструментах в оркестре и исполнять сольно

предложенный

музыкальный

материал.

Так

как

развитию

творческих

способностей свойственны определенные этапы:

1. накопление впечатлений

2.

спонтанное

выражение

творческого

начала

в

зрительных,

сенсорно

моторных, речевых направлениях

3. двигательные, речевые, музыкальные импровизации

4. создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь

художе ственного

впечатления:

литературного,

м у з ы ка л ь н о го ,

изобразительного

5. музыкальное творчество – написание пьес, песен.

В

прошлом

учебном

году

у

нас

родилась

идея

проводить

классные

тематические

хоровые

фестивали.

Фестивали,

в

которых

дети

поют

не

выборочно , предложенный материал, а полностью классами. Первоначально

это были учащиеся начальной школы, на сегодняшний день введены уже в

это

мероприятие

и

учащиеся

среднего

звена.

Труд

кропотливый,

колоссальный, но когда видишь свой результат , понимаешь что есть к чему

стремиться. Фестивали проводятся раз в четверть. И, не смотря на то, что в

реализации

программы

Музыка

участвовали

только

первые

классы,

в

хоровых фестивалях, иногда, и старшеклассники себя пробовали . Ко Дню

Защитника

Отечества,

в

прошедшем

учебном

году

с

третьим

классом

выучили

красивую

патриотическую

современного

композитора

песню

восьмые её подслушали, тоже решили спеть и к 9 мая у нас родилась идея

соединить этих два класса. Было очень красиво, празднично и патриотично.

При

этом

хоровые

фестивали

проводятся

на

двух

языках

(русском

и

английском).

В

рамках

прошедших

фестивалей,

мы

пришли

к

выводу

учащимся нравится петь и выступать для других. Наши социальные партнёры

нам помогают в реализации этих проектов – это ДК «Саввино», ДК «Родник»

и Детская Школа Искусств им Г.В. Свиридова (г. Балашиха) – раз в месяц мы

в обязательном порядке посещаем различные концерты, оперу, мюзиклы,

хоры и т.д.

Результат

Мы представляли свой опыт практической деятельности за «круглым столом»

на

международном

семинаре

«Музыкальное

воспитание

обучающихся

в

рамках реализации программы воспитания и социализации школьников в

условиях введения ФГОС общего образования» для делегации педагогов из

ФРГ

и на заседании «круглого стола» в Минобрнауки РФ «Углублённое

изучение

учебного

предмета

«Музыка»

на

уровне

начального

общего

образования» в 2015 году.

Концертно-просветительский цикл у нас в системе обучения закладывается в

начале учебного года. Родители учащихся посещают

такие мероприятия

вместе с нами и остаются очень довольны. Отчитываясь за проделанную

работу в Аппарате Министерства РФ по апробации программы «Музыка» мы

получили высокую оценку от Голодец Ольги Юрьевны – идём в правильном

направлении.

С удовольствием поют и наши педагоги – у нас большой педагогический

коллектив и создан преподавательский хор, тем самым, мы

показываем

пример своим подопечным. Многие из нас имеют музыкальное образование и

владеют несколькими музыкальными инструментами. Самое главное на моих

уроках

это

совместное

выступление

-

моё

и

юных

музыкантов. Новая

программа

наполнила

уроки

музыки

активной

деятельностью

детей,

связанной,

в

первую

очередь

с

хоровым

пением,

игрой

на

различных

музыкальных

инструментах,

слушанием

музыки

и

освоением

нотной

грамоты. В конце 2014-2015 учебного года среди родителей начальных

классов

проводилось

анкетирование,

которое

показало,

что

большинство

считает,

что

работа

по

данной

программе

способствует

эффективному

гармоническому

развитию

личности

детей.

«Ядро»

музыкальных

способностей

это

представление

о

звуковысотных

и

ритмических

соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти

представления развиваются в процессе обучения с такими психическими

свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку,

музыкальная память, внимание, воображение.

Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и

играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.

Актуальностью своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых

и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей

способствует

общему

развитию;

умственных

способностей,

психических

процессов

-

мышления,

памяти,

внимания,

слухового

восприятия,

ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции,

что очень важно для детей младшего школьного возраста.

Уроки

оркестра

детских

шумовых

и

ударных

инструментов

во

многом

помогают

решить

эту

проблему.

Наличие

оркестра

расширяет

сферу

музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих

способностей ребёнка.



В раздел образования