Напоминание

"Самообразование воспитателя как средство совершенствования мастерства педагога."


Автор: Жданова Виктория Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское президентское училище"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Самообразование воспитателя как средство совершенствования мастерства педагога."
Раздел: среднее образование





Назад




Самообразование воспитателя как средство совершенствования мастерства

педагога.

Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток;

но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший;

самостоятельные же мысли вытекают только из

самостоятельно же приобретаемых знаний.

Ушинский К. Д.

Ведения ФГОС основного общего образования требует от современного педагога умения

выбирать

и

применять

современные

педагогические

технологии,

научиться

выстраивать

внеурочную деятельность в рамках системно-деятельностного подхода, проектировать процесс

воспитания, построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована

на:

- развивающиеся потребности личности, общества, государства;

- расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению

профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к

самообразованию,

которое

проявляется

в

неудовлетворенности,

осознании

несовершенства

н а с тоящ е го

п оложе н и я

обра зоват е ль н ого

п роц е с с а

и

с т ре мле н и и

к

р о с т у,

самосовершенствованию.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

большинство

новых

знаний

и

технологий

утрачивает

свою

актуальность в среднем уже через пять лет. Таким образом, наиболее эффективный способ

повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

На

сегодняшний

день

педагогам

предлагается

огромный

спектр

услуг

повышения

квалификации: в

учебных

заведениях

-

очное

обучение,

очно-заочное

обучение,

заочное

обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта

на

более

высоком

теоретическом

уровне.

Это

первая

ступень

к

совершенствованию

профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его

потребностью.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования.

Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Неоспоримо, что этот

уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения

квалификации,

семинаров

и

конференций

невелика

без

процесса

самообразования.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии,

тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой

является профессия педагога.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то

получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и

конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в

работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и

найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с

детьми

и

родителями,

овладеть

элементарной

диагностической

и

исследовательской

деятельностью.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и

перейти

к

целенаправленной

научно-практической,

исследовательской

деятельности,

что

свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою

очередь,

влияет

на

качество

воспитательно-образовательного

процесса

и

результативность

педагогической деятельности

Важным

условием

является

правильно

организованная

и

проводимая

в Тематикой

самообразования может стать:

- одна из годовых задач ОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в

течении

учебного

года углублённо

заниматься

проблемой,

решение

которой

вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование

не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению

красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального

мастерства педагога, так и для развития его личности.

Источники самообразования

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в

профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы

же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному

росту,

и

источники,

способствующие

профессиональному

росту.

Однако

они

могут

способствовать и тому и другому одновременно.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет

каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен

быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут

быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но

планировать его нужно поэтапно)

разработанные

или

изданные

методические

пособия,

статьи,

учебники,

программы,

сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по

исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и

саморазвитию.

Педагог

владеет

способами

самопознания

и

самоанализа

педагогического

опыта.

Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель

понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности,

признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является

необходимым

атрибутом

учителя-профессионала

(под

рефлексией

понимается

деятельность

человека,

направленная

на

осмысление

собственных

действий,

своих

внутренних

чувств,

состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе

педагогической

деятельности

возникает

необходимость

получения

теоретических

знаний,

необходимость

овладения

диагностикой

самодиагностикой

и

диагностикой

учащихся,

необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Программа

профессионального

развития

учителя

включает

в

себя

возможность

исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако,

наиболее

эффективной

формой

зарекомендовала

себя

система

самообразования,

позволяющая

педагогу

проявить

не

только

мастерство

и

творчество,

но

и

преодолеть

определенные

затруднения

в

реализации

воспитательно-образовательного

процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов –

внимания,

памяти,

совершенствует

критическое

и

аналитическое

мышление,

а

также

стало

необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.



В раздел образования