Автор: Камбис Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ Сланцевский детский сад №2"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградской области
Наименование материала: проект
Тема: "Русская матрёшка"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Матрешка – это символ художественных промыслов нашей страны. Но мы мало знаем,
откуда и как появилась матрешка. Появление матрешек удивляет, заинтересовывает – что
же таится внутри и какая она, самая маленькая куколка! Главный секрет открыт -
начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже, сколько матрешек и
которая по порядку и т.д. Нашу работу мы посвятим изучению возникновения матрешки и
её использованию.
Цель: Воспитание интереса дошкольников к народному творчеству на примере русской
матрешки.
Задачи:
1.
Познакомить с историей возникновения матрёшки.
2.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в
изобразительном творчестве.
3.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного
декоративного искусства.
4.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Срок реализации проекта: краткосрочный с 27 по 31 марта 2017г.
Участники проекта: дети старшей группы №9, воспитатели , музыкальный
руководитель и родители.
Ожидаемые результаты по проекту:
1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, русскому народному
творчеству.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.
4. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация
родителей).
Формы работы над проектом:
*Проведение занятий в группе.
*Подбор и чтение художественной литературы по теме проекта.
*Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
*Проведение бесед с детьми.
*Просмотр презентации «Матрёшки».
*Участие родителей в создании матрёшек из бросового материала.
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный
Составление перспективного плана мероприятий.
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, самостоятельные суждения,
интернет).
Подбор материала для наглядной и продуктивной деятельности детей.
Привлечение родителей к участию в проекте.
2 этап. Основной
Цель: Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
Познание. «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах
России»).
Развитие речи. Разучивание стихотворения С. Маршака «Восемь кукол деревянных».
Рисование. «Мы весёлые матрёшки, хороши у нас одёжки» (Семеновская, Полхов-
Майданская и др. матрешки)
Лепка. «Хоровод матрешек» (пластилинография).
Декоративно-прикладное творчество «Мы весёлые матрёшки, ладушки, ладушки».
Беседа: «Матрешка - культурное наследие России»,«О липе, как о строительном (мебель) и
поделочном материале (посуда, игрушки)», «О цветовой гамме матрешек».
Экспериментирование: « Изучение свойств дерева».
Рассматривание изображений разных матрешек.Чтение стихов и загадок о
матрешке.Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
Игровая деятельность
Дидактические игры:«Собери матрешку с закрытыми глазами».«Какие бывают
матрешки?», «Причудливые узоры».
Подвижные игры «Матрёшка и мыши».
Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный
Цель: обобщение полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской
культуры.
Продукт проекта:
Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
Выставка поделок из бросового материала «Семейная матрешка».
Презентация для детей «Матрешки».
Итоговое мероприятие проекта:
Развлечение «В гостях у Матрешек»
Вывод:
В ходе работы над проектом дети узнали про матрешку что, она появилась сто лет назад,
ее прототипом была фигурка японского старичка – Фурукуму. Для матрешек формы
вытачивали из сухих липовых чурок на специальных токарных станках, затем надо было
обработать шкуркой, натереть жидким клейстером и только после этого ее расписывали.
Росписи матрешек были все разные, так как в разных местах нашей большой страны
игрушки делали по-своему.
В группе мы организовали выставку матрешек, созданных из бросового материала с
родителями, участвовали в развлечении «В гостях у матрёшки».
В русской матрешке, отразились народные представления о мире, добре, красоте и именно
поэтому Матрешка – символ русского искусства.