Напоминание

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности дошкольников


Автор: Обухова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №5
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры как средство повышения двигательной активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«центр развития ребенка № 5 Тракторозаводского района Волгограда»

(МОУ Центр развития ребенка № 5)

«Подвижные игры как средство повышения

двигательной активности дошкольников»

Подготовила:

Обухова Елена Владимировна,

воспитатель

2018

“Игра-это

сама

детская

жизнь,

инстинктивная,

добровольная,

спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и

выражением

себя,

сочетающая

действие

и

мысль,

приносящая

удовлетворение и ощущение успеха”. (Из “Декларации прав ребенка на

игру”, принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 году)

Как

известно,

ведущим

видом

деятельности

ребенка-дошкольника

является

игра.

Игра

как

деятельность

способствует

качественным

изменениям

в

физическом

и

психическом

развитии

ребенка,

оказывает

разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре

находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Ребенок -

существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного

роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не

только

ходьба,

но

и

игры

с

беганием

прыганием,

лазанием;

необходимо

всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором

здоровья,

обеспечивает

человеку

выживание.

В

каждом

возрасте

она

наполняется

разным

содержанием,

но

должна

быть

всегда.

Одним

из

эффективных

средств

повышения

двигательной

активности

детей

дошкольного возраста являются подвижные игры.

Во-первых,

с

помощью

игры

дошкольники

инстинктивно

удовлетворяют существующую у них огромную потребность в движении. Во-

вторых,

игра

способствует

физическому,

умственному,

нравственному

и

эстетическому

развитию

ребенка.

Использование

разнообразной

двигательной моторики в процессе игр благотворно влияет на деятельность

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

систем,

способствует

укреплению

нервной

системы

дошкольника,

вызывая

мобилизацию

защитных

сил

организма. Кроме того, во время подвижных игр у детей развиваются такие

важные

личностные

качества,

как

инициатива,

самостоятельность,

настойчивость, способность к согласованным действиям.

Л.С.

Выготским,

Д.Б.

Элькониным

обосновано

значение

игры

как

ведущей

деятельности

детей

дошкольного

возраста.

Подвижная

игра

рассматривается как первая доступная дошкольникам форма деятельности,

которая

формирует

сознательное

воспроизведение

навыка

движений

(А.В. Запорожец). Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Э. Я. Степаненковой, Л.

Н. Волошиной, В.М. Немеровским и др. установлено, что подвижная игра

является средством гармонического развития ребенка, школой управления

с о б с т в е н н ы м

п о в е д е н и е м ,

ф о р м и р о в а н и е м

п о л о ж и т е л ь н ы х

взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Подвижные игры классифицируются по:

-степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности)

-преобладающим движениям (игры с прыжками,с перебежками и др.)

-предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с

обручами и др.).

Чем

больше

подвижных игр

для

дошкольников могут

предложить

взрослые, тем полнее удовлетворяют жизненные потребности малышей. Ведь

подвижные игры в дошкольном возрасте представляют естественный путь

«оттачивания» мелкой моторики. Кроме того, подвижные игры позволяют

полнее узнать мир, поэтому играют важную роль в физическом, психическом

и эмоциональном развитии ребенка. Почему же так важны подвижные игры

для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит

усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в

результате

повседневного

выполнения

таких

движений,

как

ходьба,

бег,

подпрыгивание,

перепрыгивание,

ползание.

Однако

повторение

тех

же

движений

в

ходе

подвижной

игры

позволяет

значительно

ускорить

формирование

двигательных

навыков,

способствуя

раннему

развитию

ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Во время подвижных

игр

дошкольник

учится

слушать,

выполнять

четкие

правила,

быть

внимательным,

согласовывать

свои

движения

с

движениями

других

играющих,

и,

конечно

же,

дружить

и

находить

взаимопонимание

со

сверстниками.

Особенно

полезны

подвижные

игры

для

дошкольников

застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть

робость.

В

запале

игры

малыш

забывает

о

своем

стеснении

и

просто

наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Какие бывают подвижные игры для дошкольников

Условно

подвижные

игры

для

дошкольников

можно

разделить

на сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.

Однако, в любом случае, подвижные игры для дошкольников должны

быть

достаточно

простыми

и

иметь

доступные

правила.

Важно

также

подбирать

такие

подвижные

игры

для

дошкольников,

которые

будут

соответствовать уровню развития участвующих в них детей – не окажутся

сложными, или наоборот, излишне примитивными.

Кроме того, желательно, чтобы дошкольник играл в подвижные игры с

другими

детьми

под

чутким

руководством,

а,

если

возможно,

то

и

при

активном

участии

взрослого.

Стоит

помнить,

что

у

детей

дошкольного

возраста большая часть травм происходит именно во время подвижных игр.

Сюжетные подвижные игры для дошкольников.

Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают малышам

закреплять

свои

знания

и

представления

о

предметах

и

явлениях

окружающего их мира. Например, о средствах передвижения (автомобилях,

поездах, самолетах) и правилах пользования ими; о повадках и особенностях

движений различных животных и птиц и т.д.

Бессюжетные игры подвижные игры для дошкольников

Подобные

подвижные

игры

для

дошкольников

учат

детей

быстро

действовать по сигналу, развивают ловкость, внимание и смекалку, умение

ориентироваться в пространстве.

Подвижные игры-забавы для дошкольников

Эти

подвижные

игры

для

дошкольников

предназначены

для

развлечения. Они повышают настроение, способны развеселить и отвлечь

малышей.

Очень

важна

роль

подвижных

игр

в

увеличении

двигательной

активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения

физиологических

нагрузок

на

организм

ребенка.

Активные

двигательные

действия

при

эмоциональном

подъеме

способствуют

значительному

усилению

деятельности

костно-мышечной,

сердечно-сосудистой

и

дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ

в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и

органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых

волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится

эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он

упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные

взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится

проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры,

характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее

проведения,

а

также

от

подготовленности

детей.

Одной

из

задач

педагогического руководства подвижными играми является поддержание в

них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в

соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного

возраста.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При

активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается

работа

сердца

и

легких,

а

следовательно,

увеличивается

поступление

кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние

здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повы-

шается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

)



В раздел образования