Напоминание

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Карпунькина Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад №17"
Населённый пункт: Республика Мордовия
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Древние историки неоднократно писали об экологических катастрофах. И всегда ученые

называли главной причиной необдуманное вмешательство человека в природу.

Однако

прежние

кризисы

никогда

не

становились

угрозой

для

человечества.

И

если

несколько десятилетий назад только появилось понятие экологической проблемы, то в наше время

стали говорить об экологической катастрофе.

Поэтому на современном этапе развития общества так возросла значимость экологически

воспитанной личности.

Взаимодействие

с

природой

осуществимо

только

при

наличии

в

каждом

человеке

достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых

начинается с детства и продолжается всю жизнь. Значит, начинать экологическое воспитание надо

уже

с

дошкольного

возраста,

так

как

полученные

в

это

время

знания

могут

в

дальнейшем

преобразоваться в прочные убеждения.

Природа

повседневно

воздействует

на

ребенка.

Дети

усваивают

знания

через

непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственный опыт. Приобретение в детстве

умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей

глубокий интерес к ней в будущем.

Роль взрослого в помощи детям при познании окружающего мира очень велика. Поэтому

ознакомление

детей

с

природой

является

одним

из

основных

и

важных

направлений

в

воспитательно-образовательной работе детского сада. Это составляющая не только экологического,

но и всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств.

Учитывая важность этой проблемы, мною проводилась углубленная работа по данной теме.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Опыт работы по данной теме складывался постепенно.

Актуальность темы и набор мною группы младшего дошкольного возраста обусловили то,

что я начала углубленную работу с детьми по направлению «Экологическое воспитание детей

дошкольного

возраста».

Ведь

именно

в

этот

возрастной

период

быстро

формируются

все

свойственные человеку психофизиологические процессы, закладываются основы формирования

важнейших качеств личности.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем

лучшие чувства. Ни один дидактический материал не сравнится природой по разнообразию и силе

развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед

детьми.

Таким

образом,

малыш

непосредственно,

с

помощью

органов

чувств

воспринимает

многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное

положение,

движение

и

т.д.

У

него

формируются

первоначальные

конкретные

и

яркие

представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения

природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи между природными явлениями дети

познают

в

процессе

наблюдений.

Это

дает

возможность

педагогу

развивать

у

воспитанников

логическое мышление.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время

года

изменениями.

На

основе

приобретенных

знаний

формируются

такие

качества,

как

реалистическое

понимание

явлений природы,

любознательность,

умение

наблюдать,

логически

мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения

к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют

формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность,

уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Работа

была

начата

с

изучения

научно-методической

литературы

и

передового

педагогического опыта по теме, создания в группе условий для экологического воспитания детей

дошкольного возраста (уголка природы, условий для экспериментирования).

Полученный опыт призван разнообразить и обогатить систему работы по экологическому

воспитанию детей дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта.

Большой вклад в становление современной методики ознакомления детей с природой внесли

революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педагогики XIX века, стоявшие

на позициях воспитывающего обучения. Образование и воспитание рассматривалось ими не только

как процесс передачи знаний подрастающему поколению, но и как формирование направленности

личности ребенка, его отношения к действительности. Так, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.

Чернышевский, Н.А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только

умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и

оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие.

Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять

ведущее место в воспитании и обучении детей.

В.Ф. Одоевский указывал, что в умственном и нравственном воспитании дошкольников, в

подготовке их к школе большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни

природы,

рекомендовал

педагогам

использовать

рациональные

методы

воспитания,

которые

способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

К.Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное

влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств. Основоположник русской педагогики

подчеркивал

необходимость

формирования

у

ребенка

системы

природоведческих

знаний,

построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений.

Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой формировались под влиянием К.Д. Ушинского,

Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого. В своем оригинальном труде, посвященном вопросам воспитания и

обучения детей до школы, она подчеркивала особую роль природы в воспитании малышей, ее

значение

для

всестороннего

развития

личности

ребенка

и,

прежде

всего,

для

умственного

воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсорные процессы,

развивается интерес к окружающему, любознательность, формируется система знаний. Природа, по

мнению Е.Н. Водовозовой, является основой умственного воспитания дошкольников.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на

нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления,

чувств,

творчества.

Он

отмечал,

что

сама

природа

не

воспитывает,

а

активно

влияет

на

взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это

качество нужно прививать с раннего детства.

Анализируя проблему экологического образования дошкольников, я задалась вопросом: чему и

как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину

мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Чтобы

достичь

начальных

целей

экологического

воспитания,

необходимо

просветить

ребенка, дать ему знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у

него навыки экологически грамотного поведения.

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, мною была изучена следующая методическая

литература:

Бабаева,

Т.

И.,

Гогоберидзе,

А.

Г, Солнцева О. В. Детство. Примерная образовательная

программа дошкольного образования

/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. :

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.-280 с.

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. —

М.: ТЦ Сфера, 2012. — 192 с. (Детский сад с любовью).

Воронкевич

О.

А.

Добро

пожаловать

в

экологию!

Парциальная

программа

работы

по

формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб: «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2015. — 512 с.

Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. –

Йошкар-Ола: 2010.-226с.

Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. с. 104.

Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М.: Педагогика, 2001.-168с.

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с

Николаева,

С.

Н.

Воспитание

экологической

культуры

в

дошкольном

детстве

/

С.

Н.

Николаева. - М.: Педагогика, 2005. – 296с.

Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду/С. Н.

Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 187с.

Николаева

С.

О

возможностях

народной

педагогики

в

экологическом

воспитании

детей//Дошкольное воспитание.–2009.–№ 4.–С.42–45.

Романова К.А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного

возраста // Детство – 2003.–№ 1.–С.33–34.

Рыжова Н. О «Что за чудо? Всем на диво так цвете оно красиво!» Экологические занятия для

детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10 – С.34 – 41. –Темы

«Скорая помощь для растений», «День рождения герани», «Путешествие в Страну растений» (цикл

занятий).

Рыжова Н. О. «Что? Где? Когда?»: Экологические игры Натальи Рыжовой // Дошкольное

образование. – 2008.– № 8.–С.4; № 9.–С.4; № 10.– С. 4; 2009.–№ 2.–С.22–23; № 3.–С.22–23; № 4.–

С.4.–Построим солнечную систему. Путешествие в мир пустыни; Как живет лягушка.

Рыжова Н. О. Дорога, длиною в ДОУ: [рекомендации по созданию экологической тропы в

помещении д/сада] // Обруч. – 2006. – № 3. – С.28 – 30.

Рыжова Н. О. Жалобная книга сказочной природы: [экскурсии, исследовательская работа на

экологической тропинке] // Дошкольное образование. – 2010 – № 16. – С. 7– 8,17 – 18. – Задания

для отрядов. Инсценировка «Жалобная книга сказочной природы».

Рыжова

Н.

О

программах

экологического

образования

дошкольников

//

Дошкольное

образование. – 2004.–№ 11.–С.3–4,21.

Рыжова

Н.

Экологические

сказки:

Для

работы

с

детьми

предшкольного

возраста

//

Дошкольное образование.–2008.– Вып. 23.–32 с.– (Библиотечка "Первого сентября").

Савенков,

А.

И.

Исследовательские

методы

обучения

в

дошкольном

образовании

//

Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – с. 6 – 11.

Савенков, А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем

обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2. - с. 73–78.

Технология опыта

Цель моей работы по данному направлению:

-сформировать

у детей

познавательный

интерес

к природе,

как

источнику

жизни,

здоровья

и радости.

Работая над темой, я поставила перед собой следующие задачи:

1.

Формировать у детей экологические знания.

2.

Воспитывать

в

дошкольниках

гуманно-ценностное

отношение

к

природе,

направлять

активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы; воспитывать у

детей любовь к животному и растительному миру.

3.

Создать и правильно использовать развивающую среду в группе для воспитания у детей

экологической культуры.

Работа по направлению включила в себя:

- поиск и внедрение в работу эффективных, оптимальных для себя приёмов, современных методик и

содержания работы с детьми, родителями, педагогами.

В

работе

я

следую

следующим педагогическим принципам: системность, наглядность,

доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

Все воспитание и обучение детей я строю на основе личностно-ориентированной модели

взаимодействия. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для

этого

создаю

все

условия,

где

формируются

не

только

знания,

умения,

навыки,

но

и

самостоятельность,

инициативность,

творческое

отношение

к

делу,

свобода

поведения

и

самооценка.

Ведущая

педагогическая

идея

инновационного

опыта

«Экологическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста»

эффективно

реализуется,

если

предложенные

формы

работы

последовательно организуются в работе с воспитанниками, их родителями.

Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это

создание

предметно-развивающей

среды

при

сохранении

трех

принципов:

активности,

побуждающей к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности –

всем удобно.

В

группе

мною

создан

богатый

природный

уголок,

с

разнообразными

растениями

для

ознакомления детей данного возраста. Используется нетрадиционное оборудование для оформления

огорода на окне. Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической

деятельности,

дидактические

игры,

настольно-печатные

игры,

природный

материал,

природоведческая литература, много наглядного материала и художественной литературы по теме.

Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка,

его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во

взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка.

Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что

хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится

"говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Любое

наблюдение

-

это

познавательная

деятельность,

требующая

от

детей

внимания,

сосредоточенности,

умственной

активности,

поэтому

оно

непродолжительно.

Педагогическое

общение

воспитателя

с

детьми

принимает

познавательную

окраску:

педагог

задает

четкие,

конкретные

вопросы,

мобилизующие

детей

на

поиск

информации,

выслушивает

их

ответы,

доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ,

похвалой

стимулирует

дальнейший

поиск

информации.

Циклы

наблюдений,

сопровождаемые

познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий

интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных

особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Наблюдения на прогулке и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые

живые и яркие впечатления.

Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода,

изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывала игры с

природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала

следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут

знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использовала

разнообразные игровые упражнения:

" Найди по описанию",

"Что, где растёт?",

"Узнай и назови",

"Вершки – корешки",

"Чудесный мешочек",

"Угадай животное",

"Отгадай и нарисуй",

"Когда это бывает?",

"Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т.

д.).

Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром

"Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление

ветра, его контрастность.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А. Сухомлинский говорил о ней так:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему

миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Мной

разработаны

и

изготовлены дидактические

игры,

очень

помогающие

мне

в

ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы:

«Правила поведения в лесу»,

«На лесной тропинке»,

«Развивающее лото»,

«Найди и назови птицу»»,

«Кто лишний»,

«Когда это бывает»,

«Кто где живет»,

«Помоги найти маму»,

«Большой–маленький»,

«Где чей домик?»,

«Назови, кто я?»,

«Времена года»,

«С какого дерева листик»,

«Оденем куклу на прогулку» и другие.

Словесные игры оформлены в картотеку:

«Узнайте по описанию»,

«Съедобное – несъедобное»,

«Хорошо – плохо»,

«Что лишнее?»,

«Волшебная палочка»,

«Узнай по голосу»,

«Кто как кричит?»,

«Это кто к нам пришел?».

Они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными,

воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы мной

изготовлены мини-макеты:

«Животные нашего леса»,

«Животные жарких стран»,

«Животные холодных стран»,

мини-огород на окне.

Для

лучшего

усвоения

материала

использую информационно-коммуникативные

технологии, которые помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют

повышению

познавательного

интереса,

активизируют

мыслительную

деятельность детей,

мотивируют детей к действию, обеспечивают прочность усвоения знаний дошкольника.

К тому же мультипликационные фильмы и видео материалы воспринимаются детьми с

удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

В нашем городе, есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы,

насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Экологический

проект

-

это,

прежде

всего,

решение

определенных

задач

в

процессе

исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта,

возрастом

и,

соответственно,

возможностями

детей,

содержанием

образовательных

программ

дошкольного

учреждения

(любой

проект

должен

вписываться

в

общее

образовательное

пространство).

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе

интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют,

рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют

свои сказки и рассказы.

Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и

взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных

составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.

Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.

В своей практике я прибегала к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого

переодеваюсь. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например «Грибная

полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Игру можно

оформить и музыкальным сопровождением.

Мое общение с детьми, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому

показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я должна

найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз: в начале похвала вселяет

уверенность в ребенка, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог

хорошего поступка, который совершил ребенок.

Одна

из

форм

экологического

воспитания

являются праздники

и

развлечения.

Роль

праздников

и

развлечений

заключается

в

сильнейшем

воздействии

на

эмоциональную

сферу

личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных

произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость

детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета".

По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей

переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую

проблемную ситуацию.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей

положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение,

воздействуют

на

личность

ребенка

в

целом,

поэтому

праздники

и

досуги

следует

проводить

регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 -

2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо

знаком.

Экологическое

воспитание

дошкольников

может

быть

прослежено

в

различных

видах

деятельности:

- продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок,

рисунков растений, животных, других объектов природы);

- театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли экологической

тематики: например, сюжетная игра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»);

-

познавательная

деятельность

(чтение

рассказов,

сказок,

стихов

о

природе,

пословиц,

поговорок, примет);

-

творческая

деятельность

(лепка

из

пластилина,

живопись

и

графика,

музыкальное

творчество, танцы);

- нравственная деятельность (минутки любви и доброты к природе, знакомство с правилами

поведения в природе и т.д.);

-

совместная

деятельность,

в

которой

участвуют

дети

и

родители,

направленная

на

экологическое воспитание в семье: акция «Лучшая кормушка», выставка рисунков «Птицы – наши

друзья».

Очень тесно мною ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь

на семью, совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой

буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию

детей

мной

использовались

как

традиционные

формы

(родительские

собрания,

консультации,

беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии): Родительское собрание

«Задачи

экологического

воспитания».

Беседа

«Не

причиняя

вреда

природе»

Консультация

«совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений». «Круглый

стол «Воспитание доброты к природе» ид.р.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители

не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки

из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и

дети

награждаются

подарками,

благодарственными

письмами.

Проведены

выставки:

«Лучший

осенний

букет»,

«Дары

осени»,

«К

нам

сказка

пришла»,

«Это

поможет

природе»

«Лучшая

кормушка» и другие.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее

понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к

природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам.

Работа

над

темой

в

течение

нескольких

лет

привела

к

тому,

что

я

подготовила

ряд

методических материалов для использования в работе педагогами детского сада:

Консультации:

«Экологическое воспитание младших дошкольников»,

«Создание условия для экологического воспитания дошкольной образовательной организации» и д.

р.

Блог бесед с детьми:

«Правила поведения в природе»,

«Люди-друзья природы»,

«Мусор болезнь планеты»,

«Не загрязняй природу!»,

«Наш дом – природа».

Картотека литературного материала.

Серия конспектов экологических праздников и развлечении:

«Конспект театрализованной деятельности в группе среднего дошкольного возраста.»

Экологическая сказка «Берегите лес»

Библиотечку методической литературы по данному направлению.

Анализ результативности.

Работа по теме показала свою положительную результативность:

1.

Заметно

изменилось

отношение

детей

группы

к

природным

объектам.

В

процессе

непосредственных

наблюдений

за

природой

в

сознание

детей

заложилось

ясное

и

точное

представление о предметах и явлениях природы, понимание того, что в живой природе все связано

между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и

среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных

подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим

трудом активно воздействует на природу.

2. В процессе НОД по природному миру дети стали более внимательными. Они с интересом

слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их

вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания полученные на занятиях дети

"проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре,

есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает

эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-

опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными

и прочными.

3.

Во

время

прогулок

и

экскурсий

дети

стали

проявлять

большой

интерес

к

жизни

птиц

и

насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во

время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того,

как

человек

будет

любить,

беречь

и

заботиться

о

природе,

будет

зависеть

его

дальнейшее

существование на Земле.

4. Создана предметно-развивающая среда для воспитания у детей интереса к природе (серия книг,

иллюстрационный материал, дидактические игры, картотеки наблюдений, игровых упражнений,

словесных игр, экспериментов, серия конспектов развлечений и т.д.) в группе;

5. Скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в образовательном процессе

по

развитию

экологической

культуры

у

детей,

родители

приобрели

базовые

знания

по

рассмотренным вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.

6. Подготовлен блок методических материалов для использования педагогами ДОО.

Таким образом, в результате организованной целенаправленной работы с детьми повысился

уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детей к

миру природы, что подтверждается данными мониторинга; процесс взаимодействия с родителями

воспитанников способствовал повышению уровня внимания родителей воспитанников к проблемам

экологического воспитания детей, т.е. процесс являлся эффективным: методические разработки по

теме вызвали интерес у педагогов детского сада.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Одна из проблем, возникших передо мною в процессе работы, – это несформированность

коммуникативных умений детей. Не всегда легко дается обсуждение темы: дети часто говорят

одновременно и не всегда по теме, обсуждаемой в данный момент, часто не прислушиваются к

мнению,

высказанному

другим

ребенком,

поэтому

не

в

полной

мере

усваивают

содержание

материала.

Также

для

плодотворной

реализации

образовательной

деятельности

в

формировании

у

дошкольников

экологической

воспитанности

нет

возможности организовать знакомство детей с

лесом, рекой, озером как с экосистемой, в детском саду отсутствуют отдельный кабинет природы,

зимний сад, теплица (мало условий для практического применения полученных детьми знаний,

умений и навыков).

И третья проблема – это трудности во взаимодействии с родителями детей, которые не всегда

понимают важность выполнения определенной работы для детей или подменяют их деятельность

своей.

Рекомендации по использованию.

Опыт

по

экологическому

воспитанию

дошкольников

может

быть

распространён

среди

дошкольных

образовательных

учреждений.

Для

этого

имеется

следующее

методическое

обеспечение:

перспективное планирование работы с детьми и родителями;

картотеки наблюдений, опытов. экспериментов;

подборка

игр

экологического

содержания

(картотеки

дидактических,

сюжетно-

ролевых, подвижных игр);

серия конспектов экологических праздников, проектов;

демонстрационный, наглядный материал;

раздаточный материал для проведения занятий;

фотоматериалы и презентации к занятиям;

материалы родительских собраний, консультаций, бесед, деловых игр, дискуссий с

родителями воспитанников.



В раздел образования