Напоминание

"Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей для детей дошкольного возраста"


Автор: Соловова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17" "ЗВЕЗДОЧКА"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей для

детей дошкольного возраста.

Опыт работы воспитателя Солововой Елены Николаевны

На

современном

этапе

развития

сказкотерапия

представляет

собой

активно развивающееся научно-практическое направление интегрирующее

достижения таких наук как психология, педагогика, философия, социология,

медицина.

Сказкотерапия

психологический

метод,

использующийсказочную

форму

для

интеграции

личности,

развития

творческихспособностей,

расширения сознания. Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка.

Эта

технология

имеет

многовековую

историю

-

древнее

знание,

зашифрованное

в

привлекательных

образах

и

интригующих

ситуациях.

Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она

поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. В этом

секрет

«вечной

молодости»

сказок.

Несмотря

на

то,

что

сказка

давно

привлекает внимание исследователей, в науке нет ни единого определения

этого

жанра,

ни

единой

терминологии

и

классификации.

Исследователь

фольклора С.И. Минц дает определение народной сказке как «эпическому

устному художественному произведению, преимущественно прозаическому,

волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел .

Основные отечественные разработки в рамках метода сказкотерапии

принадлежат Санкт-Петербургскому Институту сказкотерапии, основанному

в

1998

году

и

возглавляемому

доктором

психологии,

автором

книг

по

сказкотерапии Татьяной Дмитриевной Зинкевич - Евстигнеевой. Одной из

заслуг

Института

является

разработанная

и

защищенная

Авторским

свидетельством концепция Комплексной сказкотерапии.

Мой

опыт

работы

с

дошкольниками

подсказал,

что

дети

лучше

воспринимают

дидактический

материал,

если

он

подается

вместе

со

сказочными героями и сказками. Поэтому я на своих занятиях использую

сказкотерапию.

Основные

возможности

сказкотерапии

заключаются

в

следующем:

интеграция

личности,

совершенствование

способов

взаимодействия

с

окружающим

миром,

развитие

творческих

способностей

и

адаптивных

навыков, а также обучение, диагностика и коррекция. Развлекающая функция

сказки лишь одна из многих.

Сказка

это

еще

и

верный

друг,

и

мудрый

воспитатель.

Сказка

воспитывает

характер

и

помогает

ребенку

разобраться

в

том,

что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо.

Научившись

рассказывать,

пересказывать,

творчески мыслить, ребёнок совершат огромный скачок в развитии, который

будет способствовать развитию личности.

Актуальность технологии сказкотерапии заключается в том, что сказки

были и будут – естественной составляющей всей повседневной жизни детей.

Я считаю, что сказкотерапия одно из перспективных направлений работы с

детьми

старшего

дошкольного

возраста.

Для

развития

самостоятельного

художественного

творчества

детей

большое

значение

имеет

организация

развивающей

среды.

Поэтому

в

своей

группе

я

стараюсь

создать

такие

условия, чтобы дети могли реализовать свои желания действовать, развивать

фантазию,

а

следовательно

и

речевую

активность.

В

самостоятельной

деятельности, в процессе игры я использую наборы игрушек для настольного

театра: «Пальчиковый театр», театр перчаток (самодельный), театр на ложках

(самодельный),

театр

цветов

(самодельный),

шапочки-маски,

ободки,

костюмы в уголке ряженья, настольные и напольные ширмы для кукольного

театра,

набор

аудио

и

видео

-

записей

для

прослушивания

сказок,

классической музыки и музыки направленной на релаксацию. Для того чтобы

дети могли перевоплощаться в героя сказки я изготовила «ковёр-самолёт в

виде солнышка».

Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии очень разнообразны.

Применяя метод на практике, я выделила следующие этапы:

Пальчиковые игры

Упражнения на развитие речевого дыхания

Словесная режиссерская игра

Сказкотерапевтическое рисование

Метод групповое рассказывание сказок «А что потом?»

Метод рассказывание сказок и историй

Метод «Самостоятельное сочинение сказок и кратких историй»

Метод

«Пальчиковая

игра»

очень

полезна

для

развития

мелкой

моторике пальцев рук. Дети, проговаривая стихотворение находятся в сказке

изображают

животных,

цветы

ветер

и

т.д.

Совместная

словесная

импровизация

позволяет

формировать

у

дошкольника

активный

речевой

запас. Для удобства в работе с детьми я применяю картотеку пальчиковых

игр. Упражнения на дыхание я включаю их в физкультурно-оздоровительную

гимнастику;

во

время

занятий,

в

организующий

момент

или

в

физкультминутки. Упражнения лучше проводятся в игровой форме, тогда

дети выполняют их с интересом и удовольствием. Картотека игр для развития

правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста помогает в

работе. У многих детей после чтения сказки возникает желание нарисовать

сказку. Воспитывает умение детей догадываться по настроению музыки о

действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. После

прослушивания

музыки

детям

задаются

вопросы:

«Какое

настроение

передает

музыка:

грустное

или

веселое?»,

«Музыка

быстрая

или

медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке

или плакать?», это позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и

мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они

вспоминают, что происходило с героями сказки.

Для

детей

старшего

дошкольного

возраста

будут

интересны

интонационные

упражнения

на

изменение

громкости

голоса,

тембра

в

зависимости

от

эмоционального

состояния

героя

сказки

в

определенных

ситуациях.

Такие

упражнения

подготавливают

ребенка

к

адекватному

звуковому

оформлению

целого

высказывания.

В

результате

у

детей

вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в

дальнейшем

служат

опорой

для

развития

таких

важных

качеств,

как

эмоциональность, выразительность, живость.

Метод

сказкотерапевтическое

рисование.

Наши

дети

очень

любят

рисовать сказки и сказочные истории. Первый наш альбом «Мой любимый

сказочный герой», второй альбом «Сказочная, волшебная страна». Дети в

своих работах изображают сказочных героев, и звездное небо, и волшебную

поляну

и

сказочные

буквы,

и

заколдованные

цифры.

Ребята

по

своим

рисункам рассказывают и придумывают истории и сказки, и мы все выбираем

самый красивый и интересный рисунок. Эта занятие является замечательным

средством для обогащения словарного запаса детей, а также способствует

проявлению детского творчества и фантазии. Очень нравится детям метод

групповое рассказывание сказок «А что потом?» Каждый участник группы по

очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается

на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того, какую часть

рассказа

берет

на

себя

предыдущий

рассказчик.

Сказки

очень

приятно

слушать, но не менее приятно их рассказывать.

Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки,

однако

рассказывание

сказок

как

направление

сказкотерапии

имеет

свои

особенности

и

формы.

Сказки

могут

рассказывать

и

сами

дети.

Приём

рассказывание сказок и историй - это пересказывание сказок, рассказывание

сказок. В своей работе я использую приёмы связанные с погружением в

сказку. Пример « Я добрая фея пришла к вам в гости и сегодня все вмести мы

отправимся на волшебную поляну сказок. Я расскажу вам одну интересную

сказку (историю) Было это так…..» Я рассказываю свою сказку. И обращаюсь

к ребятам, кто ещё хочет рассказать свою сказку (историю). Почти все дети с

удовольствием рассказывают придуманные ими сказки, а также стараются

описать те чувства, которые возникали в их сказочной истории.

Метод «Групповое сочинение сказок и кратких историй». Наверное,

каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки.

Сейчас, вспоминая об этом, многие оживят ощущения творческого поиска,

удовольствия,

полета

фантазии.

Сочинение

историй

само

по

себе

психотерапевтическое

занятие,

ведь

в

свой

творческий

продукт

человек

вкладывает частичку внутренней реальности. Метод сочинение сказок для

дошкольников – это составление творческого рассказа и ребёнку необходимо

придумать

содержание,

правильно

выстроить

повествование,

подобрать

словесную форму, соответствующую этому содержанию. Детская фантазия

не имеет границ. Но важно постоянно пополнять внутренний потенциал

детской фантазии, обогащать ее все новыми и новыми впечатлениями. С этой

целью я использую игры и упражнения «Перевертыши», «Загадки-отгадки»,

«Что

бы

это

значило?»,

«На

что

это

похоже?»,

«Что

из

этого

можно

нарисовать?», «Продолжи рассказ». Такая работа требует большого запаса

слов, навыков, умения точно передавать свой замысел.

Мною обобщён и систематизирован теоретический материал. Изучен

опыт

других

педагогов.

Подобран

практический

материал.

Подобран

материал для консультаций родителей, воспитателей. Работа со сказкой на

уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе,

позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать

вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к

сказке),

которое

является

основой

развития

творческих

способностей.

Положительная динамика результатов диагностики творческих и речевых

способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии

использования технологии «Сказкотерапии».



В раздел образования