Напоминание

"Есть проблема - надо решать"


Автор: Ефремова Ирина Юрьевна
Должность: учитель обществознания, заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1 г.Вельска"
Населённый пункт: Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Есть проблема - надо решать"
Раздел: полное образование





Назад




ДОКЛАД

«Есть проблема - надо решать»

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорит об ответственности

образовательного

учреждения

за

жизнь

и

здоровье

обучающихся.

Психическое

и

физическое

здоровье

современных

детей

и

подростков

подвергается

серьёзным

испытаниям

в

связи

с

распространяющимся

явлением

школьной

травли

буллинга.

Явление существует, но стало ли оно реальной проблемой российских школ? Постараемся

ответить на этот вопрос.

.

Проблемы жестокости в обществе были всегда. Известны издевательства

хозяина над рабами в Древнем Риме, помещика над крепостными на Руси, дедовщина в

армии

во

все

времена…

Школьная

жестокость

также

имела

место

и

раньше.

Так,

например. в Царскосельском лицее были весьма распространены прозвища, насмешки над

внешностью или характером лицеиста. Друг А.С. Пушкина Кюхельбекер писал, что в

лицее всё ему не мило, что нет друзей. Известно, что однажды от насмешек Кюхля

кинется топиться в пруду. Насилие в образовательных учреждениях, в том числе в детских

садах, наблюдалось давно.

«Буллинг» (от англ. «хулиган», «драчун») означает запугивание, физический или

психологический террор, травлю.

Так

мифом

или

реальностью

является

проблема

буллинга в современной российской школе, т.е. школьная травля – единичные случаи,

шокирующие аудиторию СМИ, или требующая решения проблема? Ответ можно найти,

изучив ситуацию с травлей в конкретной школе.

Мы провели анонимное анкетирование 60 родителей и 120 обучающихся одной из школ

Архангельской области: 40 чел. – 4-е классы, 40 чел. – 7-8 классы. 40 чел. – 10-11 классы.

(слайд)

ДИАГНОСТИКА БУЛЛИНГА ПО СТУПЕНЯМ

ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вид насилия

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Прятали вещи, школьные

принадлежности

4

6

Пинали портфель

2

4

Присваивали клички, обзывали

5

7

1

Высмеивали

2

4

Объявляли бойкот (изолировали)

2

Шлепки, подзатыльники

4

6

Вымогательство денег

1

Угрозы, запугивание

2

1

Избиение

2

Снимали на телефон и выставляли в

соцсетях без разрешения

1

1

Телефонная травля

2

1

Всего случаев травли:

17

37

4

Суммарное количество случаев травли: 58.

32,00%

59,00%

9,00%

Соотношение случаев буллинга по ступеням школьного образования (в %)

Начальные классы

Основная школа

Средняя школа

Анализ анкетирования показал наличие школьной травли: из 120 учеников буллинг

испытывали 42 (35%), и у 12 из них (т.е. у каждого 10 из общего количества опрошенных)

травля была длительной. Если у учеников младших классов «изобретательности» хватает ,

чтобы

спрятать

вещи,

пинать

портфели

и

обзываться,

отказываться

сидеть

за

одной

партой,

состоять

в

одной

команде,

играть

на

переменах,

то

старшие

ученики

чаще

оказывают

моральное

давление

на

жертву,

допускают

избиение,

кибербуллинг.

Чаще

буллинг встречается на ступени основной школы. Как показал опрос, психологическое

насилие школьники считают более изощрённой пыткой (так считают 80% опрошенных).

70% жертв отметили, что испытывали жестокость по отношению к себе со стороны

сверстников, 25% – со стороны старших подростков, и лишь 5% назвали обидчиками

младших,

причём,

те

действовали,

как

правило,

в

группе.

Вообще,

как

показало

исследование, буллинг – преимущественно групповое явление: 70% жертв заявили, что

испытывали преследование группы; даже если агрессор был изначально одиночкой, к

нему присоединялись 1-2 или более поддерживающих травлю.

Опрос

взрослых

людей,

некогда

обучавшихся

в

общеобразовательной

школе,

показал, что в последние десятилетия наблюдается положительная динамика буллинга в

российской школе. Опрошенные дали разные объяснения причины этого явления.

По-

видимому, эти причины в совокупности обусловливают проблему буллинга, и на них

следует

обратить

внимание

органам

образования,

психологам,

педагогам,

родителям,

СМИ. (слайд)

ДИНАМИКА БУЛЛИНГА И ЕЁ ПРИЧИНЫ

1970-1985

1985-2000

200-2017

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

ДИНАМИКА БУЛЛИНГА

Причины усиления явления буллинга

Количество

Раньше в школе была более строгая дисциплина

35 чел (39%)

Связь семьи и школы была более тесной

20 чел. (22%)

Учителя были меньше загружены, оставалось больше времени на

внимание к каждому ученику

25 чел. (28%)

Усиление

негативного

влияния

СМИ

т.ч.

Интернета)

на

психику и поведение подростков

63 чел. (70%)

Изменение ценностных ориентиров (культ силы, а не добра)

52 чел (56%)

Безнаказанность влечёт усиление жестокости

73 чел. (81%)

Рост недоступности организованного досуга подростков

40 чел. (44%)

Семья со временем стала меньше исполнять свою

воспитательную функцию

68 чел.(76%)

(Всего

опрошено

90

взрослых

респондентов,

каждый

назвал

от

1

до

3

причин

положительной динамики буллинга).

Социальная структура буллинга включает три элемента: преследователя (агрессора,

булли), его жертву и наблюдателей (свидетелей травли).

Агрессоры. Каковы причины агрессивного поведения школьников? На этот вопрос,

основываясь на педагогическом опыте, ответили 30 опрошенных учителей. Результаты

следующие

(респонденты

давали

несколько

вариантов

ответа)

:

83%

убеждены,

что

причины

жестокости

в

школе

коренятся

в

семейном

неблагополучии,

в

плохом

воспитании;

50%

во

влиянии

социального

окружения

(например,

неформальной

группы);

(53%

в

личностных

качествах

(завышенная

или

заниженная

самооценка,

лидерские

качества,

эгоизм,

жестокость);

67%

во

влиянии

СМИ

(прежде

всего,

Интернета); 17% – наследственные факторы.

Т.о., основными причинами школьной

агрессии педагоги считают социальное окружение подростков и воздействие СМИ. 10%

опрошенных обучающихся признались, что они выступали в роли зачинщика травли или

могли бы им стать. Лишь двое из них почувствовали жалость к жертве. На вопрос «Что

могло (сможет) послужить причиной жестокости по отношению к другим детям?» мы

получили следующие ответы: (слайд)

Мальчики

«он (она) меня бесит (раздражает)»; «он (она) ботан (хорошо учится)»; «он

хиляк

(слабое

физическое

развитие)»;

«уродина

(особенности

внешности,

физические недостатки)»; «хочу показать свою силу»; «прикольно, как он

(она) бесится (реагирует)», «для веселья», «не знаю...» и др.

Девочки

«Она (он) много воображает о себе», «не поделили парня», «просто так…»,

«она (он) шуток не понимает, и это веселит», «он первый начал, пусть теперь

терпит», «напросился…» и др.

Можно

сделать

вывод,

что

агрессоры

не

умеют

поставить

себя

на

место

обижаемого

человека,

не

толерантны,

стремятся

за

счёт

жертвы

самоутвердиться,

оправдывают

своё

агрессивное

поведение

виной

самой

жертвы,

уверены

в

своём

превосходстве

над

ней.

Следует

отметить,

что

среди

опрошенных

реальных

и

потенциальных буллеров-девочек меньше, чем мальчиков (4 и 8 соответственно). Буллеры

отметили, что, когда их активно или даже пассивно поддерживают, они готовы продолжать

травлю.

По

мнению

психологов,

агрессорами

чаще

становятся

дети

с

низкой

успеваемостью, из неблагополучных семей, где они сами подвергаются насилию, и травля

для них – как реванш за собственные унижения..

А

кто жертва в школьной травле? Ею может стать любой, но, как показало наше

исследование,

жертвами

чаще

становятся

дети,

которые

отличны

от

других:

имеют

физические

недостатки,

особенности

поведения

(замкнутость,

странность),

низкую

самооценку, необычную внешность (худоба, избыточный вес), заикание, низкий интеллект

(плохая успеваемость) или, напротив, дети

с высокими оценками, которых считают

«ботанами». Жертвами становились и в силу ситуационных факторов: зависть (например,

новый телефон), месть (пожаловался учителю, сам травит) и др.

Анкетирование 120

обучающихся показало, что 42 (35%) из них становились жертвами буллинга, причём

каждый третий не смог осознать, по какой причине подвергался травле.

Какие чувства испытывали жертвы? 57% – неуверенность, страх, незащищённость;

40% – обиду, одиночество; 25% – желание ответить, отомстить; 20% жертв буллинга

отметили снижение самооценки; 10% не хотели посещать школу; один человек был

вынужден сменить учебное заведение и, самое страшное, у одной из жертв проявлялись

суицидальные намерения (некоторые респонденты дали несколько ответов). (слайд)

Неуверенность, страх, незащищенность

Обиду, одиночество

Желание ответить, отомстить

Снижение самооценки

Не хотели посещать школу

Смена учебного заведения

Появление суицидальных намерений

0

5

10

15

20

25

30

Какие чувства испытывали жертвы буллинга

Столбец2

В зависимости от реакции на агрессивные действия, можно выделить два типа жертвы:

пассивная (покорная) и агрессивная (провоцирующая). Для пассивной жертвы характерны

неуверенность,

страх,

одиночество,

обида,

а

для

агрессивной

желание

отомстить,

ответить обидчику. Кроме того, анализируя характеристики агрессоров и жертв буллинга,

можно сделать вывод, что низкая самооценка в одном случае может спровоцировать

формирование роли жертвы, а в другом – роли агрессора как варианта компенсации.

Например, ребёнок с трудностями в обучении, проблемами в поведении может стать как

жертвой школьного насилия, так и агрессором.

Как

показало

исследование,

большинство

опрошенных

являются свидетелями

(наблюдателями)

буллинга:

из

120

респондентов-обучающихся

свидетелями

травли

назвали себя 96 человек. Вероятно, худшее в буллиге – его влияние именно на свидетелей.

Вмешиваются

или

нет

свидетели

в

ситуацию,

в

любом

случае

они

испытывают

психологический дискомфорт. Опрос обучающихся показал: (слайд)

Реагируют на проявление агрессии к другому человеку равнодушно

(«без этого явления в школе не обойтись»)

18 чел.

19%

Наблюдение за школьной травлей разнообразит жизнь, веселит

6 чел.

6%

Наблюдение за жестокостью раздражает, возмущает

72 чел.

75%

По

нашему

мнению,

повторяющееся

наблюдение

страданий

жертв

способно

притуплять чувство сострадания, что может постепенно сделать зрителей циничными,

безжалостными

по

отношению

к

жертвам

травли,

спровоцировать

негативную

психодинамику личности, превратить свидетеля в агрессора.

Отдельные респонденты-

свидетели отметили следующие психологические состояния в ситуации буллинга: чувство

вины, ощущение собственного бессилия, стыд за пассивность.

На

вопрос

«Были

ли

рядом свидетели травли в отношении тебя?» 80% жертв

ответили положительно. При этом наблюдатели вели себя разнообразно. Исследование

показало: из 96 свидетелей присоединялись к действиям агрессора 12 (13%), подстрекали

зачинщиков травли к дальнейшим действиям смехом, одобрительными возгласами – 16

(17%), делали видеосъёмку с помощью мобильного телефона – 3 (3%); уклонялись от

любых действий – 26 (27%); защищали, поддерживали. утешали жертву – 39 (40%).

Поведение свидетелей имеет большое значение.

От того, как реагирует общество на социальные проблемы, зависит эффективность

их решения. Это убеждение вызвало у нас желание провести диагностику отношения

старшеклассников

к

буллингу

и

его

участникам,

Исследованию

подверглись

40

старшеклассников (25 девушек и 15 юношей) с использованием известного в психологии

метода незаконченных предложений: «Если я стал(а) свидетелем драки, я…», «Когда вижу,

что дразнят человека, я…», «В Интернете мой знакомый выложил «негатив» на одного из

учеников школы; моя реакция - …», «Мне стало известно о травле человека, и я…».

Анализ

полученных

данных

показал,

что

большинство

учеников

10-11

классов

отрицательно относятся к насилию: 23 (92%) девушки и 12 (80%) юношей. Ответы

следующие:

«это

меня

возмущает»,

«спешу

на

помощь

к

обиженному»,

«пытаюсь

разнять», «потребую удалить гадости из соцсетей», «обращусь к учителям, администрации

школы», «постараюсь убедить, что не прав» и др. В то же время часть респондентов

демонстрирует

нейтральное

отношение

к

насилию:

«не

вмешиваюсь»,

«интересно

наблюдать», «мне это безразлично» и т.п. Для юношей такие ответы более характерны,

чем для девушек: 20% против 8%.

Ответов, отражающих положительное отношение старшеклассников к буллингу, не

было. В то же время убеждены, что буллинг «непобедим», 16 человек (40%) опрошенных.

Жертва старшеклассниками оценивается по-разному. 5 (33%) юношей и 10 (40%)

девушек приписывают ей негативные черты: «слабый», «странный», «не может за себя

постоять», «нюня», «маменькин сынок», «воображала»… 7 (47%) юношей и 5 (20%)

девушек к жертве относятся нейтрально: «замкнутый», «одинокий», «не имеет друзей»…

Позитивное, сочувственное отношение к жертве школьной травли демонстрируют 10

(40%) девушек и 3 (20%) юношей: «он не виноват», «он просто лучше того, кто травит»,

«переживает, но держится»… (слайд)

Негативно

Нейтрально

Позитивно

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Отношение старшеклассников к жертве буллинга(в %)

Юноши

Девушки

21 (85%) девушка и 11 (70%) юношей негативно относятся к агрессору. По их

мнению,

агрессоры

«самоутверждаются»,

«выпендриваются»,

«обращают

на

себя

внимание», «развлекаются не по правилам» и т.п. Остальные оправдывают агрессора:

«сильный, и правильно, что этим пользуется», «просто характер такой», «его достали…»,

«он сам жертва воспитания» и т.п. Позитивное отношение к агрессорам в школьной травле

не проявил ни один респондент. (слайд)

Негативно

Нейтрально

Позитивно

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Отношение старшеклассников к агрессору (в %)

Юноши

Девушки

Негативное

отношение

к

пассивным свидетелям

травли

демонстрируют

70%

девушек

и

56%

юношей,

называя

их

«соучастниками»,

«трусами»,

«бездушными»,

«предпочитающими не замечать проблем». Меньшая часть старшеклассников – 3 девушки

и 3 юношей (10% и 20% соответственно) - поддерживают свидетелей: «Наблюдать за

буллингом

прикольно»,

«Что

плохого

в

том,

что

смотрят?

Сами-то

не

травят…».

Остальные опрошенные старшеклассники к свидетелям буллинга относятся нейтрально.

(слайд)

Негативно

Нейтрально

Позитивно

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Отношение старшеклассников к свидетелям (в %)

Юноши

Девушки

Три

четверти

старшеклассников

(73%

юношей

и

76%

девушек)

негативно

оценивают класс, где допускается травля: такой класс «не дружный», «не сплочённый»,

«разделён на группы».

Т.о., отношение старшеклассников к буллингу неоднозначно. Гендерный анализ

показал, что девушки более, чем юноши, нетерпимы к явлению школьной травли, к

агрессорам и пассивным свидетелям; они чаще сочувствуют жертве. В целом, на наш

взгляд,

старшеклассники

могут

стать

активными

участниками

деятельности,

направленной на противодействие буллингу.

Тот факт, что буллинг

имеет положительную динамику и стал реальной проблемой

современной школы, не вызывает сомнений. Решение данной проблемы, на наш взгляд, - дело

взрослых: родителей, педагогов, психологов. Что делать педагогам и родителям для профилактики

и искоренения школьной жестокости? Этот вопрос мы задали 30 учителям и 60 родителям и

получили от каждого из них от двух до четырёх ответов. (слайд)

О профилактике буллинга

По мнению учителей:

Сотрудничать с семьями обучающихся

11

Формировать у обучающихся толерантность, терпимость

6

Знать особенности семей, чтобы выявлять детей группы социального риска

10

Знать о взаимоотношениях детей в классе

8

Обращать внимание на формирование в классе группировок

3

Оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам

7

Немедленно реагировать на факты проявления насилия

12

Тесно сотрудничать с социальным педагогом и психологом школы

4

Усилить контроль соблюдения школьной дисциплины

8

Строить новые школы, чтобы довести количество обучающихся в них до

оптимального уровня: не более 600 обучающихся (анонимность крупных

школ усложняет контроль поведения и самочувствия каждого ученика)

7

Исключить случаи безнаказанности за проявление агрессии в отношении

других детей

8

Самим учителям не провоцировать травлю, унижая или высмеивая

«провинившихся» учеников

2

В воспитательной работе больше уделять внимание развитию нравственных

качеств личности

6

По мнению родителей:

Знать круг общения своего ребёнка

6

Уделять ребенку больше внимания, знать его интересы, взаимоотношения в

школьном коллективе

10

Связь со школой, классным руководителем

18

Уменьшить количество детей в классах и в школе в целом

4

Обращать внимание на настроение ребёнка, изменения в его поведении

22

Обращать внимание на успеваемость ребёнка, выяснять причины её

снижения

7

Обращать внимание на настроение, с которым идёт ребёнок в школу

8

Обращать внимание на следы насилия (синяки, ссадины и т.п.), выяснять

реальные причины их появления

5

Чаще откровенно разговаривать с ребёнком

17

Проводить тематические классные часы

12

(Респонденты дали от 1 до 4 предложений)

Т.о., взрослые участники образовательного процесса основой профилактической

работы считают тесное взаимодействие школы и семьи, внимательное отношение к детям,

раннее

выявление

психологической

напряжённости

в

детском

коллективе,

целенаправленную воспитательную работу. В современном образовании родители могут

тщательно следить за жизнью ребёнка в школе. Но не стоит забывать о простых вещах:

больше

проявлять

любви

к

чаду.

Такую

проблему,

как

насилие

в

школе,

легче

предупредить, чем исправить.

120 обучающимся мы задали вопрос: «В случае травли к кому бы ты обратился?».

Обратятся к родителям - 36%, к друзьям - 25%, к учителям - 15%, в полицию – 0 чел.,

позвонят по телефону доверия - 0 чел., будут самостоятельно решать проблему - 24%.

(слайд)

36,00%

25,00%

15,00%

24,00%

В случае травли к кому бы ты обратился?

К родителям

К друзьям

К учителям

В полицию

Позвонил по телефону доверия

Решил проблему самостоятельно

Следует

отметить,

что

подавляющее

большинство

(85%)

учеников

начальной

школы

обратятся

за

помощью

к

взрослым,

в

то

время

как

72%

старшеклассников

попытаются решить проблему самостоятельно (в силу проявления особенностей психики

подросткового возраста). По-видимому, необходимо разработать алгоритм действия всех

участников образовательного процесса в ситуации буллинга, а также профилактические

антибуллинговые программы как на национальном уровне, так и на уровне школы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.

Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в

Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная

психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 65-90.

2.

Ильин Е. Психология агрессивного поведения / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.

3.

Калинина Р.Р. Буллинг в образовательной среде: проблема и пути изучения// Психология

человека

в

условиях

здоровья

и

болезни:

материалы V Международной научно-практической

конференции. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2015. С. 254-258.

4.

Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И. Кон // Семья и школа. – 2006. – №

11. – С. 15-18.

5.

Соловьев

Д.Н.

Буллинг

в

среде

школьников

подросткового

возраста

//

Обучение

и

воспитание: теория и практика. 2013. № 5. С. 19-23.

6.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.



В раздел образования