Напоминание

"Имитационное моделирование в профессиональной подготовке инструкторов по туризму"


Автор: Беженарь Василий Дмитриевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: АУ ПО "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск ХМАО-Югры
Наименование материала: статья
Тема: "Имитационное моделирование в профессиональной подготовке инструкторов по туризму"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автономное учреждение профессионального образования

«Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ

ПО ТУРИЗМУ

Беженарь Василий Дмитриевич, преподаватель Ханты-Мансийского

технолого-педагогического колледжа, г. Ханты-Мансийск

Введение. Туризм

сегодня

рассматривается

не

только

как

средство

активного отдыха или вид спорта, средство здорового образа жизни или способ

выживания в природной среде, но и как прибыльная сфера общества, которой

все больше уделяется внимания Правительством Российской Федерации и всем

населением.

Создаются

учебные

заведения

по

подготовке

специалистов

по

туризму. Важнейшей задачей учебных заведений является повышение качества

подготовки выпускаемых специалистов по туризму. При этом, особое значение

приобретает поиск таких форм и методов обучения, которые бы обеспечили

формирование

творческой

личности

специалиста,

способного

решать

профессиональные задачи.

В связи с введением новых федеральных государственных образовательных

стандартов коренным образом меняется оценка подготовки специалистов.

Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет

(дисциплина),

а

новых,

основанных

на

компетенциях,

становится

образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей,

предназначенных

для

освоения

конкретных

видов

профессиональной

деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных

модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность

которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается

как интегральный показатель качества её освоения.

Эффективность деятельности специалистов и удовлетворенность своими

результатами во многом определяются сформировавшейся за годы обучения в

специальном учебном заведении готовностью к выбранной профессиональной

деятельности,

базирующейся

на

комплексе

специальных

знаний

и

профессиональных умений. В то же время значительная часть выпускников

имеет недостаточный уровень сформированности специальных знаний, умений

и

недостаточное

освоение

профессиональными

и

общими

компетенциями.

Истинным критерием приобретаемых знаний и умений в учебном заведении

является успешность их применения на практике, характеризующейся высокой

вариабельностью профессиональных ситуаций, особенно в туризме. В этой

связи специальная подготовка будущих инструкторов по туризму должна быть

направлена

на

формирование

знаний

и

умений

в

процессе

решения

профессиональных задач (ситуаций).

Данная задача может быть успешно

решена при включении в процесс специальной подготовки активных методов

обучения,

и

в

первую

очередь,

методов

имитационного

моделирования.

П р о бл е ма

и с п ол ь зо ва н и я

и м и т а ц и о н н о го

м од е л и р о ва н и я

п р и

профессиональной

подготовке

инструкторов

по

туризму

является

мало

изученной и требует своего разрешения.

Таким

образом,

в

настоящее

время

в

корне

меняется

отношение

к

результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если

прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений

и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка

результатов

освоения

вида

профессиональной

деятельности

(ВПД)

носит

комплексный, интегративный характер: оцениваются сформированности как

профессиональных,

так

и

общих

компетенций.

Общие

компетенции

носят

надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности,

как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно

учиться

и

обновлять

знания,

гибко

и

системно

мыслить,

осуществлять

коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию

различными способами.

Содержание методики имитационного моделирования

Методика формирования профессиональных знаний и умений у студентов

технолого-педагогического

колледжа

с

использованием

имитационного

моделирования основана на следующих принципах.

1. Сочетание разнообразных форм и методов активного обучения. При

усвоении учебного материала на первом этапе (первые занятия) используются

проблемные

лекции.

На

втором

-

(восприятие)

применяется

метод

анализа

конкретных

ситуаций.

На

третьем

-

(формирование

знаний

и

умений)

используются игровые методы (инсценировки, ролевые игры). На четвертом -

(творчество, получение новых выводов об изучаемом предмете) используются

деловые игры (рис. 1).

2. Обеспечение отражения содержания профессиональной деятельности

специалиста

инструктора

по

туризму

в

формах

учебной

деятельности

студентов (соответствие учебной деятельности их будущей профессиональной

деятельности).

3. Модульность построения комплекса форм и методов обучения и его

адаптивность

к

конкретным

условиям

обучения

и

контингенту

обучаемых.

Модульность

означает,

что

комплекс

методов,

использованных

в

нашей

методике, позволяет конструировать различные системы методов обучения для

конкретного содержания и условий обучения.

4.

Обязательность

реализации

межпредметных

связей

в

процессе

подготовки специалистов.

5. Возрастание степени сложности форм и методов обучения от начала к

окончанию педагогического эксперимента.

6. Учет требований квалификационных характеристик специалистов по

туризму.

Деловые игры

Ролевые игры

Инсценировка

«Мозговая атака»

Метод инцидента

Метод случаев

Рис. 1. Логическая последовательность использования методов

имитационного моделирования при обучении студентов на специализации.

7. Принцип преемственности знаний и умений. Каждый последующий

метод, используемый на учебных занятиях, основывался на знаниях и умениях,

сформированных у студентов с использованием предыдущего метода.

В результате теоретического исследования и осмысления практического

опыта

применения

различных

методов

активного

обучения

был

составлен

комплекс методов, и разработаны задания к ним, содержание которых легло в

основу методики формирования профессиональных знаний и умений у будущих

инструкторов по туризму с использованием имитационного моделирования.

Разработанная методика была апробирована в годичном педагогическом

эксперименте, в котором ставилась цель: определить влияние предложенного

комплекса

методов

имитационного

моделирования

на

формирование

профессиональных знаний и умений у студентов технолого-педагогического

колледжа

на

примере

специализации

инструктор

по

туризму.

С

использованием

данной

методики

проведено

18

теоретических

и

34

практических занятий.

В первую часть педагогического эксперимента вошли методы неигрового

моделирования – методы анализа конкретных ситуаций. Ниже

приводится

методика проведения занятий по специализации

с использованием методов

анализа конкретных ситуаций и результаты внедрения ее в учебный процесс.

Методика анализа конкретных ситуаций на занятиях по туризму

На первом этапе педагогического эксперимента осуществлялась проверка

гипотезы об эффективности имитационного обучения с применением методов

анализа конкретных ситуаций по сравнению с традиционным обучением. В

данной

части

исследовании

использовались

следующие

разновидности

методов неигрового моделирования: 1) метод случаев; 2) метод инцидента; 3)

мозговая атака.

При использовании конкретных ситуаций на занятиях вся регулирующая

роль

сосредоточена

в

руках

педагога.

Он

сам

выбирает

ситуации,

ставит

контрольные

вопросы,

даёт

оценку

итогов

разбора.

Процесс

обучения

с

использованием

этих

методов

представлял

собой

выбор

преподавателем

ситуаций

из

профессиональной

деятельности

инструктора

по

туризму

для

анализа,

индивидуальное

восприятие

ситуации

каждым

обучающимся

и

формирование у студентов профессиональных знаний и умений.

Алгоритм

разрешения

ситуации

начинается

с

ее

анализа

и

осознания

проблемы.

Следующий

этап

анализ

исходных

данных:

места

ситуации;

характеристик участников ситуации; взаимоотношений участников ситуации;

причин создавшейся ситуации. Заключительный этап – выдвижение гипотезы.

Данная схема анализа ситуации не исключает творческого подхода, она лишь

помогает организовать интеллектуальный процесс на ее решение, и не дает

уйти в сторону. С использованием данного метода было проведено

25

теоретических и 19 практических занятия.

Метод случаев. Данный метод применяется для активизации мыслитель-

ной деятельности студентов и выработки умений принятия решения. Этими

задачами обусловлена процедура применения данного метода: преподаватель

раздает

студентам

содержание

ситуации,

они

анализируют

её

и

дают

письменные

ответы,

которые

в

дальнейшем

обсуждаются

и

оцениваются.

Ответы студентов оцениваются по двухбалльной системе: правильное решение

оценивалось в 1 балл; неправильное решение -

0 баллов. После окончания

индивидуальной работы учебная группа делилась на четыре части (по 2 - 4

человека в группе) и начинался коллективный поиск правильного решения

ситуации.

При

этом

преподаватель

предлагал

студентам

дополнительные

вопросы, призванные оказать помощь в решении ситуации. По завершении

группового обсуждения (3-5 минут) каждая группа предлагает свое мнение по

решению ситуации.

Задача

преподавателя

состоит

в

выборе

правильного

решения

из

предлагаемых,

его

комментариях

и

объяснении

ошибок,

допущенных

при

выработке неверного решения, в подведении итогов. За подведением итогов

следит экспертная комиссия (три наиболее подготовленных студента), которая

даёт оценку работе студентов с целью дальнейшего сравнения с контрольной

группой.

При

обсуждении

студентами

ситуаций

группа

экспертов

проводит

педагогические наблюдения,

целью которых есть оценка участия каждого

обучаемого в коллективных действиях по выработке решения и выявление

наиболее активных участников и лидеров групп. Результаты таких наблюдений

учитываются

в

дальнейшем

для

правильного

распределения

ролей

в

инсценировках, ролевых и деловых играх.

Последовательность

действий

на

занятиях

с

использованием

метода

случаев представляется следующим образом: «ситуация индивидуальное

решение оценка решений групповое решение обсуждение

результатов экспертная оценка подведение итогов.

Всего проведено 5 занятий с использованием метода случаев, на которых

студентам предлагалось к решению 25 различных ситуаций.

Примерная

ситуация:

«Участники

туристского

похода

по сле

кратковременного дождя готовятся преодолевать горную речку по бревну с

перилами. Группа готовит снаряжение для наведения перил. В это время один

из туристов самовольно пошел по бревну с рюкзаком, используя для страховки

небольшой шест. На середине реки шест до дна не достал. Турист сорвался с

бревна и упал в речку. Самостоятельно выбраться из реки не может, мешает

рюкзак, бурное течение».

Студентам

дается

задание

проанализировать

создавшуюся

ситуацию

и

принять решение.

Правильный выход из данной ситуации - руководитель похода должен был

бросить веревку тонущему туристу и вытащить его из речки.

Для

коллективного

обсуждения

при

решении

ситуации

преподавателем

предлагались следующие вопросы: 1) можно ли было туристу самостоятельно

переходить речку без наведения перил?; 2) к каким последствиям может это

привести?; 3) что должен был сказать группе руководитель похода, подходя к

речке?

Метод случаев применяется при изучении следующих тем учебного курса:

Туристические путешествия. Личное и групповое снаряжение. Организация

туристского быта: привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. Техника и

тактика в туристском походе. Обеспечение безопасности в туристском походе.

Действия в случае потери ориентировки. Основные приемы оказания первой до

врачебной медицинской помощи. Приемы транспортировки пострадавшего и

др.

Метод инцидента. Суть этого метода состоит в том, что на рассмотрение

обучающихся выносится конфликтный случай или очень сложная ситуация, где

для принятия студентами того или иного решения явно недостаточно сведений.

Педагог специально не додает такие сведения. Целью этого метода является -

научить принимать решения по поставленной проблеме. Обучаемые должны

были

собрать

необходимую

дополнительную

информацию

помимо

той,

которую дал им преподаватель. Аналитическая работа студентов принимала в

данном случае наиболее существенную значимость. При использовании метода

инцидента основное внимание уделяется приобретения

некоторых умений,

например:

-

умения

формулировать

необходимые

вопросы

с

целью

сбора

дополнительной информации об инциденте

для принятия верного решения;

-

умения

принимать

решения

в

условиях

недостатка

времени

и

информации;

- умения рационально собирать и использовать необходимую для приня-

тия решений информацию.

Метод инцидента используется на занятиях по темам: Права и обязанности

руководителя

туристского

похода.

Обеспечение

безопасности

в

туристском

походе. Техника и тактика в туристском походе. Использование лекарственных

растений и др.

Технология

принятия

решения

при

использовании

метода

инцидента

следующей:

группа

делилась

на

четыре

подгруппы

(по

2-4

человека)

для

принятия коллективного (группового) решения. Каждая группа задаёт вопросы

преподавателю с целью получения дополнительной информации, на основании

которой

готовила

свои

решения.

Результаты

оцениваются

по

заданным

вопросам и принятому коллективному решению. Преподаватель подводил итоги

и называет группу - победителя.

Таким образом, группа на основе изучения различных материалов по теме

и

получения

необходимой

дополнительной

информации

от

преподавателя

принимала

правильное

решение,

ставила

новые

проблемы,

которые

впоследствии

обсуждаются

с

другими

группами.

Студенты

выражают

свое

отношение

к

действующим

подзаконным

актам,

что

свидетельствует

о

достаточно

высоком

уровне

сформированности

аналитических

умений,

необходимых для решения вопросов.

Всего проведено 7 занятий, на которых студентам предлагалось к решению

20 случаев из туристской практики.

Метод

мозговой

атаки.

Данный метод

применяется в тех случаях

учебного

процесса,

где

необходимо

выявить

новые,

еще

не

решенные

проблемы.

Педагог

старается

максимально

активизировать

мыслительную

деятельность обучаемых на новое видение традиционных проблем.

Группе

ставится

проблема,

и

за

определенный

промежуток

времени

студенты должны дать как можно большее число вариантов ее решения, причем

без предварительной подготовки, без обдумывания. Отдельная группа студентов

(2 чел) записывают их и оценивают в заключении. При этом педагог поощряет

выдвижение необычных, новых идей. Использование метода мозговой атаки

аналогично

методу

случаев,

с

той

лишь

разницей,

что

здесь

решаются

проблемы, еще не имеющие решения на практике.

Применение метода мозговой атаки осуществлялось с учетом следующих

правил: 1) запрет на критику; 2) равенство предложений; 3) отбор лучших, а не

отбрасывание

худших

идей;

4)

предпочтение

озарениям

и

фантазиям;

5)

поощрение

комбинаций

уже

внесенных

предложений;

6)

отсутствие

персонального авторства.

Данный метод применяется по следующим темам: Подготовка к походу.

Взаимодействие

туристской

группы

с

государственными

организациями.

Изготовление

и

применение

самодельного

туристского

снаряжения.

Процедура

"мозговой

атаки":

перед

студенческой

аудиторией

ставилась

проблема. За определенный промежуток времени (студентам сообщалось, что у

них всего 20 минут для решения проблемы),

группа предлагала как можно

большее число вариантов ее решения, причем тех, которые сразу приходили в

голову, без предварительного обдумывания.

При использовании данного метода студентам предложено 15 проблем,

касающихся организации и проведения туристских походов.

В целях воспроизведения студентами полученных знаний и активизации

творческого

мышления,

выявления

способностей

студентов

к

анализу

различных

ситуаций,

формирования

различного

рода

знаний

и

умений

по

изучаемым

темам

на

занятиях

по

специализации

использовались

методы

анализа конкретных ситуаций.

Проведение

первой

части

методики

(использование

методов

анализа

конкретных

ситуаций)

выявляет

недостаточную

готовность

студентов

к

обучению на следующем этапе эксперимента (использование методов игрового

моделирования).

Исходя из результатов, полученных от

проведения первой

части

методики

осуществляется

более

тщательная

подготовка

студентов

к

восприятию ими игрового моделирования и включения в процесс обучения

элементов

проблемного

метода

с

целью

формирования

у

студентов

психологической

установки

на

нетрадиционные

методы

обучения.

Перед

использованием метода «мозговой атаки» студентам прочитаны проблемные

лекции. Студенты ознакомились с возникновением проблем, с характеристикой

противоречий, с технологией решения проблем.

Содержание методики игрового имитационного моделирования

Вторая часть методики формирования профессиональных знаний и умений

у студентов – будущих инструкторов по туризму предполагала включение в

учебный

процесс

методов

игрового

имитационного

моделирования

(инсценировки, разыгрывания ролей, деловых игр).

Метод

инсценировки. Особенность

занятий

с

использованием

этого

метода состояла в следующем. На занятиях моделировалось несколько ситуаций

из туристской практики. Учебная группа делилась на несколько подгрупп: в

первой подгруппе два человека имитировали деятельность директора клуба

туристов;

вторая

подгруппа

имитировала

деятельность

руководителя

туристского

похода:

третья

подгруппа

имитировала

деятельность

туристов;

четвертая подгруппа оценивала действия игроков. Роль подгрупп менялась при

найденном выходе в каждой последующей ситуации.

Таким

образом,

все

студенты

исполняли

различные

роли

на

занятиях.

Проведение занятий по этому методу предусматривало создание у студентов

психологической

готовности

для

участия

в

более

сложных

коллективных

формах обучения.

Роль

преподавателя

сводилась

к

разработке

сценария

к

занятиям,

распределению ролей, подведению итогов.

С

использованием

данного

метода

было

проведено

пять

занятий,

на

которых студентам было предложено 15 ситуаций.

Метод

инсценировки

использовался

при

изучении

следующих

тем:

Соревнования по ориентированию. Туристские возможности

родного края.

Туристские слеты и соревнования. Проведение однодневного похода.

Примерная

ситуация:

«По

совместному

плану

федерации

туризма

и

туристского клуба школы

в текущем году предстоит провести трехдневный

туристский слет старшеклассников города. Разработка положения и условий, а

также мест проведения слета и судейство возложено на туристский клуб. До

проведения слета осталось два месяца».

Задание группе: 1) определить ряд мероприятий, предстоящих выполнить в

период

подготовки

и

во

время

проведения

слета

каждой

подгруппе;

2)

определить вопросы, решаемые в рамках федерации, школы, клуба, городских

служб и отдельных туристов; 3) составить календарный план необходимых

мероприятий по подготовке и проведению туристского слета.

С

помощью

метода

инсценировки

решаются

вопросы

закрепления

у

студентов знаний, формирования гностических, конструктивных умений.

Метод

разыгрывания

ролей

(ролевая игра). При

использовании

данного метода на занятиях предполагались свободные действия участников

игры, своеобразное вхождение в роль. При этом методе не задавался строгий

сценарий,

студентам

предлагалось

сыграть

роль,

взятую

из

реальностей

туристской

практики.

Преподаватель

распределял

роли

и

осуществлял

необходимую коррекцию в процессе игры.

Каждый участник игры мог оказаться в необычной ситуации в зависимости

от решений, принимаемых игроками и им самим. Взаимодействие участников

игры осуществлялось ими самостоятельно без помощи педагога. Роль педагога

сводилась

в

основном

к

подведению

итогов

занятия.

Всего

проведено

8

занятий, на которых использовалось 8 ролевых игр.

Метод ролевых игр применялся при изучении следующих тем: Проведение

заседания главной судейской коллегии туристского слета. Обязанности членов

туристской группы по должностям. Заседание оргкомитета по подготовке и

проведению соревнований по туризму.

На

занятиях

использовались

следующие

игры:

«Несчастный

случай»,

«Обеспечение

безопасности

туристского

похода»,

«Походная

дисциплина

туриста»,

«Подготовка

группы

к

туристскому

походу»,

«Проведение

туристского похода» и др.

Метод

деловых

игр. Заключительным

методом

экспериментальной

методики является метод деловых игр. Занятия проходят по ключевым темам

курса

(специализация).

Всего

проведено

12

занятий,

на

которых

использовалось

7

деловых

игр:

«Комплектование

туристской

группы»;

«Финансирование туристского похода»; «Смета расходов туристского похода» и

др.

Метод деловых игр используется при изучении следующих тем курса:

Комплектование

туристской

группы.

Финансирование

туристского

похода.

Подведение

итогов

туристского

путешествия.

Смета

расходов

туристского

похода. Общественно полезная работа в туристском походе. Охрана природы и

памятников

культуры.

Применение

туристского

снаряжения

в

различных

ситуациях.

Выбор метода деловых игр обусловлен завершением изучения учебного

курса, определением и формированием у студентов уровня профессиональной

готовности

к организации туристской деятельности. Принимаемые решения

участников

игры

строились

на

основе

получения

ими

комплекса

знаний,

полученных при обучении в колледже.

Роль преподавателя сводится к объяснению сущности игры, постановке

цели

и

задач,

распределению

ролей,

подведению

итогов

игры.

При

использовании метода деловых игр студентам даётся алгоритм поступления к

ним информации, в связи, с которой они должны были принимать по ходу игры

решения.

Отличительной

особенностью

проведения

деловых

игр

являлась

организация взаимодействия участников игры, что способствует формированию

организаторских и коммуникативных умений у будущих организаторов туризма.

Выводы. В

результате

применения

различных

методов

активного

обучения,

составлен

комплекс

методов,

и

разработаны

задания

к

ним,

содержание

которых

легло

в

о снову

методики

ф о р м и р о в а н и я

профессиональных знаний и умений у будущих инструкторов по туризму с

использованием имитационного моделирования.

Разработанная методика была апробирована в годичном педагогическом

эксперименте, в котором ставилась цель: определить влияние предложенного

комплекса

методов

имитационного

моделирования

на

формирование

профессиональных

знаний

и

умений

у

студентов

Ханты-Мансийского

технолого-педагогического колледжа по специальности 49.02.01. «Физическая

культура» на междисциплинарном курсе (МДК) «Организация и проведение

спортивных

туристских

походов».

В

первую

часть

педагогического

эксперимента

вошли

методы

неигрового

моделирования

методы

анализа

конкретных ситуаций. Во вторую часть эксперимента вошли методы игрового

моделирования.

Проведение занятий со студентами по МДК в течение учебного года с

использованием

имит ационного

моделирования

показа ло,

ч т о

экспериментальная

методика

позволила

не

только

изменить

ориентиры

представлений у студентов о будущей профессиональной деятельности, но и

значительно

улучшить

качественный

показатель

их

знаний,

умений

решать

нестандартные ситуации. При этом следует отметить повышенный интерес

студентов к занятиям.

Список литературы:

1.

Ахулкова,

А.И.

Технология

формирования

профессиональной

компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа: автореф.

дис. … канд. пед. наук / А.И. Ахулкова. – Курск, 2004. – 21 с.

2.

Бабушкин,

Г.Д.

Активизация

профессионально-правовой

подготовки

руководителей методами имитационного моделирования /Г.Д. Бабушкин, А.И.

Козак //Право и образование. – 2008. - № 1. – С. 86-101.

3. Байдиков, В.В. Психологическая подготовка методом моделирования

ситуаций/ В.В. Байдиков, Н.Ю. Филиппенкова, В.Е. Петров. – М.[б.и.], 2004. –

112 с.

4. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В. Туризм и спортивное ориентирование:

учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. - 5-е изд., испр. – М.:

Издательский центр «Академия», 2016. – 224 с.- (Сер. Бакалавриат).

5.

Двоеглазов,

А.Н.

Формирование

профессионально-педагогических

умений у студентов института физической культуры в условиях практической

деятельности: дис. … канд. пед. наук / А.Н. Двоеглазов. – Омск, 1991. – 201 с.

6. Матвеев, С.Г. Совершенствование системы подготовки специалистов по

туризму и рекреации /С.Г. Матвеев //Организационные и методологические

аспекты в сфере туризма и рекреации. – Омск: СибГУФК, 2003. – С. 39-41.

7.

Смирнов,

Д.В.

Моделирование

профессиональной

компетентности

педагога

дополнительного

образования

руководителя

детско-юношеского

туристско-краеведческого объединения/ Д.В. Смирнов // Материалы VII науч.-

прак.

Всерос.

туристско-краеведческая

конф.

Ханты-Мансийск:

«Полиграфист», 2008. – С. 78-87.

8. Таймазов В.А. и Федотов Ю.Н. Теория и методика спортивного туризма:

учебник. – М.: Советский спорт, 2014. – 424 с.: ил.



В раздел образования