Авторы: Сорокина Людмила Николаевна, Мельник Валентина Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ ГСОШ, пришкольный интернат
Населённый пункт: с. Газ-Сале, Тазовского р-на, ЯНАО
Наименование материала: профилактическая программа
Тема: "Здоровый образ жизни"
Раздел: дополнительное образование
1
Здоровье- это вершина, на которую
каждый должен забраться сам.
И. И. Брехман
Пояснительная записка
Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое
ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа, - все
это требует неотложных контрмер: активного формирования у подрастающего
поколения установок на здоровый образа жизни, на возрождение народных
традиций, на воссоздание авторитета семьи.
По
выражению
академика
Амосова,
«чтобы
быть
здоровым,
нужны
собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
На
воспитание
как
важный
элемент
образования,
обеспечивающего
социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения
физического,
психического
и
нравственного
здоровья
подрастающего
поколения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 –
30% детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в
состоянии
здоровья.
За
период
обучения
в
школе
число
здоровых
детей
уменьшается в 4 раза. Увеличивается численность детей с так называемыми
школьнозависимыми заболеваниями. Число близоруких детей увеличивается с
первого
класса
к
выпускным
с
3,9
до
12,3%,
с
нервно-психическими
расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8% .
Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты
зрения,
составляющее
в
ряде
регионов
России
до
30-40%.
Охрана
зрения
школьника
должна
быть
направлена
не
только
на
предупреждение
близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования.
Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные
жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей
ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
Актуальность и практическая значимость программы заключается в
формировании навыков здорового образа жизни у воспитанников, имеющих
ограниченные возможности здоровья. Программа направлена на сохранение
здоровья
воспитанников
и
составлена
с
учетом
их
возрастных,
психофизиологических
особенностей
в
соответствии
с
физиолого-
гигиеническими
нормативами.
Содержание
программы
максимально
приближено к реальным условиям жизни и деятельности детей-сирот в детском
доме.
Кадровые ресурсы:
Программа рассчитана на реализацию воспитателями детского дома. При
организации
и
проведении
занятий
по
программе
воспитатели
имеют
возможность
обратиться
за
помощью
к
медицинским
работникам
детского
дома. Следовательно, для реализации программы имеется достаточное кадровое
обеспечение.
Материально-технические
ресурсы
для
реализации
программы:
методическая литература по вопросам здоровьесбережения детей, наглядные
2
пособия (первая помощь при разных видах травм), компьютер, проектор, экран,
магнитофон.
Цель
программы:
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
через
приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи программы:
обучающие:
● обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и
физиологии человека;
● систематизация знаний о правилах питания и личной гигиене;
● обучение навыкам ориентации в экстремальных ситуациях;
развивающие:
● развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в
школе и семье;
● развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
●
развитие
познавательных
психических
процессов
(восприятие,
внимание,
воображение, мышление, память, речь);
воспитательные:
●
способствование
формированию
ответственного
отношения
к
своему
здоровью;
● формирование установки на здоровый образ жизни;
● стимулирование открытости при разговоре о вредных привычках;
● усиление связи между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и
поведением;
● воспитание эстетического вкуса и аккуратности.
Занятия по программе проводятся воспитателями групп.
Методы и формы работы с детьми от 7 до 11 лет:
Инсценировка сказок и проблемных ситуаций;
Обсуждение проблемных ситуаций;
Игры;
Конкурсные программы;
Викторины;
Экскурсии;
И др.
Методы и формы работы с детьми от 12 до 18 лет:
Беседы;
Беседы с элементами диспута;
Круглые столы;
Тренинги;
Решение проблемных ситуаций;
Конкурсные программы;
«Мозговой штурм»;
И др.
Программа рассчитана на 4 года для воспитанников в возрасте 7-11 лет
и 3 года для воспитанников 12-18 лет.
Основная форма работы групповая.
Учебная нагрузка 2 занятия в месяц, 18 часов в год.
3
Оценка результативности программы:
Общая
эффективность
программы
отслеживается
ежегодно
в
рамках
мониторинга
детского
дома
(динамика
школьнозависимых
заболеваний
(декабрь,
май),
подводятся
итоги
диспансеризации
воспитанников
детского
дома (в динамике по годам), отслеживается количество пропусков уроков по
болезни (при подведении итогов триместра)).
Оценка
усвоения
воспитанниками
материала
разделов
программы
отслеживается при текущем контроле усвоения знаний воспитателями в ходе
реализации программы на занятиях. Степень усвоения изученного материала
оценивается по 3 уровням:
Высокий – усвоение 80 – 100% изученного;
Средний – усвоение на 50 – 80% изученного;
Низкий – усвоение ниже 50% изученного.
Формы организации занятий: групповые, по подргуппам. Занятия могут быть
теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма
занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть
(беседа, инструктаж, просмотр иллюстраций) и практическую часть (освоение
приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, тренинг, конкурсы,
дискуссия и др.), методы стимулирования, методы контроля эффективности
работы.
Применяются
личностно-ориентированные,
игровые,
здоровьесберегающие
технологии.
Технологии
контроля
ЗУН
воспитанников:
педагогическое
наблюдение,
текущий
контроль
знаний
в
процессе
устного
опроса,
взаимоконтроль, самоконтроль, праздники здоровья.
Технологии отслеживания результатов: педагогическая и социально-
психологическая диагностика проводится два раза в год – в начале сентября и в
конце мая.
Формы диагностики: тесты, викторины, собеседование.
Методическое обеспечение программы:
1.
Рекомендации и указания по проведению бесед, игр, теоретических и
практических
занятий,
разработанных
с
основными
принципами
педагогики,
с
учетом
физиологических
особенностей
физического
развития и состояния здоровья воспитанников данного возраста.
2.
Дидактический
материал
(карточки
с
заданиями,
напольная
игра
«Правила дорожного движения», аптечка с медикаментами и др.).
3.
Литература
и
наглядные
пособия
(плакаты,
схемы,
карточки
с
комплексами
упражнений,
альбомы,
фотографии,
мультимедийная
презентация, видеопродукция).
Содержание программы
для воспитанников младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)
4
1год обучения
Направление деятельности: коррекционно-воспитательное.
Раздел I. Самопознание.
Знание своего тела. Я и мое тело.
Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Способы проявления эмоций и выражение чувств.
Раздел II. Я и другие.
Правила межличностного общения.
Поведение на улице, в общественных местах.
Родственные связи, семья. Правила семейного общения.
Раздел III.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных
заболеваний.
Гигиена тела. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и
индивидуальными особенностями ребенка.
Гигиена полости рта. Уход за зубами.
Гигиена труда и отдыха.
Раздел IV. Питание и здоровье.
Питание- основа жизни. Режим питания.
Традиции приема пищи в разных странах.
Правила поведения за столом.
Гигиена питания. Обработка пищевых продуктов.
Правила ухода за посудой.
Раздел V. Основы личной безопасности. Профилактика травматизма.
Безопасное поведение на дорогах. Правила дорожного движения.
Бытовой и уличный травматизм.
Опасность при игре с открытыми предметами.
Опасность открытого окна.
Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде.
2 год обучения
Раздел I . Самопознание.
Телосложение.
Ткани, органы, системы органов их саморегуляции.
Функции основных систем организма.
Раздел II. Я и другие.
Положение личности в группе.
Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание.
Виды и формы общения: вербальное, невербальное.
Раздел III.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных
заболеваний.
Индивидуальные и возрастные особенности кожи и ее придатков.
Микрофлора кожных покровов.
Уход за кожей лица и рук, ногами.
Раздел IV. Питание и здоровье.
Основные группы пищевых продуктов.
Основные блюда и их значение.
5
Составление индивидуального меню.
Пищевые риски опасные для здоровья.
Раздел V. Основы личной безопасности. Профилактика травматизма.
Ситуации самостоятельного движения ребенка по улице.
Пересечение
улицы
по
пешеходному
переходу
или
на
перекрестке
без
светофора.
Переход улицы на регулируемом перекрестке.
Ожидание
на
«Островке
безопасности».
Посадка
в
автобус,
трамвай,
троллейбус.
Ответственность за нарушение дорожного движения.
3 год обучения
Раздел I. Самопознание.
Физиологические и психические процессы в различные периоды взросления.
Индивидуальные особенности строения и развития тела.
Самооценка.
Раздел II. Я и другие.
Ролевые позиции в группе.
Критика и ее виды.
Способы реагирования на критику.
Раздел III.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных
заболеваний.
Типы волос, уход за волосами.
Болезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил гигиены.
Пользование предметами личной гигиены.
Раздел IV. Питание и здоровье.
Традиции национальной кухни.
Ядовитые грибы и растения.
Продукты питания в разных культурах.
Болезни, передаваемые через пищу.
Раздел V. Основы личной безопасности. Профилактика травматизма.
Ребенок носит очки. Безопасное поведение в транспорте- зоне повышенного
риска.
Правила пользования пиротехническими средствами.
Факторы, способствующие обморожению. Первая помощь при обморожении.
Правила безопасности на экскурсиях, в походах.
Правила безопасности при обращении с открытым огнем.
4 год обучения
Раздел I. Самопознание.
Кризисы развития в период взросления.
Стресс,
его
психологические
и
физиологические
проявления,
способы
совладения со стрессом.
Биологические основы поведения.
Раздел II. Я и другие.
Конфликты с родителями, друзьями, учителями. Способы их разрешения.
Отношения между мальчиками и девочками.
6
Типологизация групп. Референтные группы.
Раздел III.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных
заболеваний.
Микромир: микробы, простейшие, грибки.
Представление об инфекционных заболеваниях.
Способы «пассивной» защиты от болезни.
Раздел IV. Питание и здоровье.
О с н о в н ы е
п р а в и л а
р а ц и о н а л ь н о го
п и т а н и я :
р е ж и м
п и т а н и я ,
сбалансированность продуктов.
Питание в особых условиях.
Болезни (ожирение, анорексия).
Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые металлы,
плесень.
Раздел V. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Походная аптечка. Элементы реанимации.
Травматизм при конфликтах.
Основные правила наложения жгутов, повязок.
Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера.
Поведение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, затопление).
Формы организации занятий: групповые, по подргуппам. Занятия могут быть
теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма
занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть
(беседа, инструктаж, просмотр иллюстраций) и практическую часть (освоение
приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, тренинг, конкурсы,
дискуссия и др.), методы стимулирования, методы контроля эффективности
работы.
Применяются
личностно-ориентированные,
игровые,
здоровьесберегающие
технологии.
Технологии
контроля
ЗУН
воспитанников:
педагогическое
наблюдение,
текущий
контроль
знаний
в
процессе
устного
опроса,
взаимоконтроль, самоконтроль, праздники здоровья.
Технологии отслеживания результатов: педагогическая и социально-
психологическая диагностика проводится два раза в год – в начале сентября и в
конце мая.
Формы диагностики: тесты, викторины, собеседование.
Методическое обеспечение программы:
4.
Рекомендации и указания по проведению бесед, игр, теоретических и
практических
занятий,
разработанных
с
основными
принципами
педагогики,
с
учетом
физиологических
особенностей
физического
развития и состояния здоровья воспитанников данного возраста.
7
5.
Дидактический
материал
(карточки
с
заданиями,
напольная
игра
«Правила дорожного движения», аптечка с медикаментами и др.).
6.
Литература
и
наглядные
пособия
(плакаты,
схемы,
карточки
с
комплексами
упражнений,
альбомы,
фотографии,
мультимедийная
презентация, видеопродукция).
Содержание программы
для воспитанников среднего школьного возраста (от 12 до 18 лет)
1 год обучения (12-13 лет)
Направление деятельности: коррекционно-воспитательное.
Раздел I. Гигиенические правила.
Гигиена тела. Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Уход за кожей
лица и рук, ногами. Уход за ногтями. Типы волос, уход за волосами. Правила
личной гигиены подростков. Пользование предметами личной гигиены.
Гигиена полости рта.
Средства гигиены полости рта. Выбор зубной пасты, щетки.
Гигиена
труда
и
отдыха. Биологические
ритмы
организма:
суточные,
недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режим учебы, отдыха и сна.
Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия. Оптимальные
условия труда, микроклимат в классе и жилом помещении.
Раздел II. Питание и здоровье.
Питание – основа жизни. Основные группы пищевых продуктов. Основные
блюда и их значение. Правила поведения за столом.
Гигиена
питания.
Обработка
пищевых
продуктов
перед
употреблением,
правила ухода за посудой.
Раздел III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Безопасное поведение на дорогах.
Правила
безопасного
движения
для
пешеходов
на
улицах
без
тротуаров
и
сигналов
регулирования
движения.
Сигналы
регулирования
дорожного
движения.
Бытовой и уличный травматизм.
Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги.
Электротравма.
Опасность
при
игре
с
острыми
предметами.
Опасность
открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш зданий. Оказание первой
помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах).
Укусы зверей, змей, насекомых.
Раздел IV. Я и другие.
Положение личности и ее ролевые позиции в группе. Виды и формы общения:
вербальное и невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на
критику.
8
Раздел V. Самопознание.
Знание своего тела
Телосложение. Ткани, органы, системы органов и их саморегуляция. Рост и
развитие
человека,
периодизация
развития.
Здоровье
и
болезнь,
гуманное
отношение к людям с физическими недостатками.
Самопознание через ощущение, чувство и образ
Эмоциональная
сфера
личности:
чувства,
настроение,
эмоциональные
переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.
2 год обучения (14-15 лет)
Раздел I. Гигиенические правила.
Гигиена тела.
Микрофлора кожных покровов. Запахи тела. Выбор гигиенических средств по
уходу за телом.
Гигиена полости рта.
Питание и здоровье зубов.
Гигиена труда и отдыха.
Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Переутомление,
его
субъективные
и
объективные
признаки,
методы
снятия.
Оптимальные
условия труда, микроклимат в классе и детском доме.
Раздел II. Питание и здоровье.
Питание – основа жизни.
Энергетическая
ценность
питания,
физиологические
нормы,
потребности
в
основных
пищевых
веществах
и
энергии.
Продукты
питания
в
разных
культурах. Традиции национальной кухни.
Гигиена питания.
Правила хранения пищевых продуктов и блюд. Оформление блюд.
Раздел III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Безопасное поведение на дорогах.
Правила движения группой.
Безопасное поведение в транспорте. Правила
движения велосипедиста.
Бытовой и уличный травматизм.
Правила
пользования
пиротехниче скими
средствами.
Ф а кто р ы ,
способствующие обморожению. Правила поведения на экскурсиях, в походах.
Экипировка туриста. Походная аптечка.
Раздел IV. Я и другие.
Конфликты
с
родителями,
друзьями,
учителями,
способы
их
разрешения.
Отношения
между
мальчиками
и
девочками.
Групповое
давление.
Поведенческие риски, опасные для здоровья.
Раздел V. Самопознание.
Знание своего тела
9
Физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и
полового созревания. Индивидуальные особенности строения и развития тела.
Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Самооценка.
Кризисы
развития
в
период
взросления.
Половые
различия
в
поведении людей. Стресс, способы преодоления стресса.
3 год обучения (16-18 лет)
Раздел I. Гигиенические правила.
Гигиена тела.
Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с
индивидуальными
особенностями
кожи.
Взаимосвязь
чистоты,
эстетики,
здоровья.
Гигиена полости рта.
Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора, хранения,
смены.
Гигиена труда и отдыха.
Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экзаменов,
тренировок, соревнований.
Раздел II. Питание и здоровье.
Питание – основа жизни.
О с н о в н ы е
п р а в и л а
р а ц и о н а л ь н о го
п и т а н и я :
р е ж и м
п и т а н и я ,
сбалансированность продуктов в меню, пищевые приоритеты. Диеты, лечебное
питание
и
голодание,
пост.
Правила
поведения
в
местах
общественного
питания: в кафе, ресторане и др.
Гигиена питания.
Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые металлы,
пестициды, плесень.
Раздел III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Безопасное поведение на дорогах
Расчеты
траектории
движения
транспорта.
Дорога
глазами
водителя.
Ответственность за нарушения правил дорожного движения.
Бытовой и уличный травматизм.
Травматизм
при
конфликтах.
Административная
и
юридиче ская
ответственность при создании травмоопасной ситуации, нанесении телесных
повреждений.
Травматизм
в
местах
массовых
скоплений
людей.
Прогноз
развития травмоопасной ситуации.
Раздел IV. Я и другие.
Формальные и неформальные группы. Механизмы и пути воздействия группы
на личность и личности на группу в области сохранения и укрепления здоровья.
Межличностные конфликты в группе, пути их решения. Навыки, необходимые
для
противостояния
негативным
влияниям
неформальной
группы
в
сфере
отношения к здоровью.
Раздел V. Самопознание.
10
Знание своего тела.
Субъективные
и
объективные
признаки
здоровья.
Репродуктивное
здоровье
юноши и девушки. Старение и смерть человеческого организма.
Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Самоконтроль
и
саморегуляция
настроения
и
поведения.
Планирование
и
способы реализации планов. Ответственность и свобода выбора.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методики и технологии обучения и воспитания.
● словесные (беседа, рассказ, убеждение, разъяснение, положительный пример,
упражнение (приучение), одобрение, требование);
● наглядные (демонстрация, показ и др.);
● практические (ролевая игра, ролевая игра с элементами психодрамы, тренинг,
конкурсы, дискуссия и др.);
● методы стимулирования;
● методы контроля эффективности работы (контроль поведения, переключение
на другие виды деятельности).
Применяются личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие
технологии.
Технологии
контроля
ЗУН
воспитанников:
педагогическое наблюдение,
текущий
контроль
знаний
в
процессе
устного
опроса,
взаимоконтроль,
самоконтроль, праздники Здоровья, конкурсы, выставки.
Технологии
отслеживания
результатов:
педагогическая
и
социально-
психологическая диагностика.
Формы
диагностики:
тесты,
мониторинг
заболеваемости,
викторины,
контрольные опросы, собеседование, выполнение контрольных заданий. Для
выявления
уровня
представлений
о
человеке,
здорового
образа
жизни
целесообразно использовать методику Г. Ф. Гаврилычевой.
Педагогическая и социально-психологическая диагностика проводится два
раза в год: в начале сентября и в конце мая.
Дидактический материал и наглядные
пособия: напольная игра
«Правила
дорожного
движения»,
аптечка
с
медикаментами,
посуда
для
сервировки
стола, плакаты,
схемы,
карточки
с
комплексами
упражнений,
альбомы, фотографии, мультимедийная презентация, видеопродукция и др..
Техническое оснащение занятий: телевизор,
компьютер, магнитофон,
видеомагнитофон, проектор, экран, видеокамера, фотоаппарат, аудиокассеты,
диски, велосипеды).
Предполагаемые результаты
(для воспитанников младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)
К концу первого года обучения воспитанники должны
Знать:
11
физиологические особенности организма;
правила поведения на улице, в общественных местах;
основные режимные моменты;
правила и средства личной гигиены;
основы питания.
Уметь:
соблюдать личную гигиену;
уметь разрешать конфликты, предлагать помощь и просить о помощи
другого человека;
соблюдать правила дорожного движения;
применять физкультурные минутки, физкультурные паузы для
оздоровления организма.
Владеть:
основными правилами сохранения здоровья;
навыками коммуникации;
практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем
здоровье.
К концу второго года обучения воспитанники должны
Знать:
внешнее строение тела человека;
виды и формы общения;
о пище и о режиме питания;
правила личной и общественной гигиены, роль медицинских осмотров
для профилактики заболеваний;
правила безопасного поведения на улице и дорогах.
Уметь:
укреплять
здоровье
с
помощью
физических
упражнений,
соблюдения
режима дня;
преодолевать конфликтные ситуации;
составлять индивидуальное меню;
соблюдать сигналы, передаваемые водителями транспортных средств.
Владеть:
комплексами
физических
упражнений,
направленных
на
укрепление
физиологических и психологических особенностей организма;
своим эмоциональным состоянием;
навыками ухода за кожей лица и рук, ногами.
К концу третьего года обучения воспитанники должны
12
Знать:
физиологические
и
психологические
процессы
в
различные
периоды
взросления;
черты характера людей;
интересные и безопасные способы времяпрепровождения;
способы реагирования на критику;
основные правила ухода за волосами;
традиции национальной кухни;
факторы, способствующие уличному и бытовому травматизму.
Уметь:
оценивать себя;
неагрессивно отстаивать свои позиции;
самостоятельно принимать решения в ситуации давления;
оказывать
первую
медицинскую
помощь
при
отравлении,
при
обморожении;
грамотно применять гигиенические средства по уходу за телом, волосами.
Владеть:
приемами, снижающими утомляемость, повышающие психические
функции;
умениями прогнозировать развитие травмоопасной ситуации;
навыками сервировки стола.
К концу четвертого года обучения воспитанники должны
Знать:
кризисы развития в период взросления;
качества, достойные уважения;
привычки, укрепляющие здоровье;
виды давления;
полезные и вредные привычки;
основные правила рационального питания.
Уметь:
проявлять дружбу;
говорить «нет» в опасных ситуациях;
применять упражнения для снятия эмоционального напряжения;
соблюдать основные правила рационального питания;
применять навыки противостояния негативным влияниям;
оказывать элементы первой помощи.
Владеть:
13
правилами здорового образа жизни;
способами реагирования на стрессовые ситуации;
комплексом релаксационных упражнений для снятия напряжения;
правилами поведения при аварийных ситуациях.
Предполагаемые результаты
(для воспитанников от 12 до 18 лет)
К концу первого года обучения воспитанники должны
Знать:
● физиологические особенности организма;
● правила поведения пешеходов;
● правила и средства личной гигиены;
● основы гигиены труда и отдыха;
●
комплекс
основных
упражнений
по
физическому
оздоровлению
организма;
● основы правильного питания.
Уметь:
●
соблюдать личную гигиену;
● применять комплекс основных упражнений по физическому
оздоровлению организма;
● соблюдать правила дорожного движения;
● оказывать первую медицинскую помощь.
Владеть:
●
основными навыками сохранения здоровья;
● навыками соблюдения гигиенических норм;
● своим эмоциональным состоянием.
К концу второго года обучения воспитанники должны
Знать:
● особенности физиологических и психических процессов организма;
● способы реагирования на критику;
● о роли питания в здоровье организма;
● оптимальные условия труда и отдыха;
● факторы, способствующие уличному и бытовому травматизму;
● традиции национальной кухни;
Уметь:
● уметь применять гигиенические средства ухода за телом, волосами;
● сервировать стол, оформлять блюда;
● не нарушать правил дорожного движения;
● преодолевать конфликтные ситуации.
Владеть:
● способами реагирования на стрессовые ситуации;
● навыками регулирования физических и умственных нагрузок;
● навыками оказания помощи при обморожениях.
14
К концу третьего года обучения воспитанники должны
Знать:
● правила пользования косметическими средствами;
● о режиме питания, пищевых приоритетах;
● о репродуктивном здоровье юноши и девушки;
● о специфике формальных и неформальных групп;
●об
административной
и
юридической
ответственности
за
нарушение
правил дорожного движения и создание травмоопасной ситуации;
● знать о болезнях питания.
Уметь:
●
пользоваться
косметическими
средствами
в
соответствии
с
индивидуальными особенностями;
● включаться в социально-значимую коллективную деятельность с целью
усиления своих потенциальных возможностей для социальной адаптации;
● планировать труд и отдых в экстремальных условиях;
● соблюдать правила поведения в общественных местах;
● рассчитывать траекторию движения транспорта;
● прогнозировать развитие травмоопасной ситуации.
Владеть:
● способами саморегуляции;
● навыками противостояния негативным влияниям;
● способами создания положительного климата своего окружения..
Формирование навыков здорового образа жизни осуществляется и через
профилактику употребления психоактивных веществ. Работа проводится с
использованием
программы
«Сталкер»
(НПФ
«Амалтея»)
совместно
педагогом-психологом (практическая часть программы – тренинговые занятия
и
занятия
по
игровому
биоуправлению
ИБИС)
и
воспитателями
групп
(теоретическая часть программы). Кроме того, на формирование навыков
здорового
образа
жизни
направлены
санитарно-просветительские
часы,
которые
проводятся
медицинскими
работниками
детского
дома
по
утверждённому
директором
планированию
и
включены
в
циклограмму
коррекционно-воспитательных часов.
Список
литературы,
использованной
при
составлении
программы
и
адресованной педагогам (для работы с воспитанниками 7-11 лет):
1.
30 детских утренников для начальной школы (сценарий) Авт. – сост. Давыдова М.М.:
«Аквариум ЛТД», 2003.
2.
Болотина Л.Р. Внеклассная работа в начальных классах. – М., 1978.
3.
Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982.
4.
Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. – Ярославль,
Академия развития, 1997.
5.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.
6.
Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».
15
7.
Спутник классного руководителя. 1-4 классы. Авт.-сост. Максименко Н.А. Волгоград:
Учитель, 2007.
8.
Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Шведова Ю.Ю. – Москва, 2002.
9.
Фопель К. Сплоченность и толетарность в группе. – Москва: Генезис, 2002.
10. Фопель
К.
Как
научить
детей
сотрудничать?
(практическое
пособие)
–
Москва:
Генезис, 2001.
11. Варламова С.И. Здоровье наших учеников. – Москва, 2003.
12. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей. – Москва, 2005.
13. Воробьева Н.Ю. Острые инфекции. – Москва, 2003.
Список литературы, рекомендованной детям 7-11 лет:
1.
Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
2.
Зайцева Г.К. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
3.
Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. –
Москва: ООО «Издательский Гном и Д.», 2000.
4.
Лаптев А.К. тайна пирамиды здоровья. Спб: РЕТРОС, 1998.
5.
Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. Москва: Спорт, 2002.
6.
Обухова Л.М.. Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников
Список литературы, адресованной педагогам (для работы с воспитанниками 12-18 лет):
1.
Авдощенко Л. В., Брагина С. А. Классные часы. 5-11 классы. Диалоги о здоровье:
мастерские, тренинги, деловые игры, беседы. – Волгоград: Учитель, 2009.
2.
В.Ф. Феоктистова, Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы
методического объединения учителей начальных классов. – г.Волгоград: Учитель,
2009г.
3.
С.А. Цабыбин, Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. –
г.Волгоград: Учитель, 2009г.
4.
Басов А. В., Запорожченко В. Г., Тихомирова Л. Ф. Образ жизни и наше здоровье. –
Ярославль, 1997.
5.
Болотина Л. Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М. , 1978.
6.
Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций. – СПб.:
Паритет, 2003.
7.
Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982.
8.
Давыдова
М.
М.
30
детских
утренников
для
начальной
школы
(сценарий).
«Аквариум ЛТД», 2003.
9.
Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль,
Академия развития, 1997.
10. Максименко Н. А. Спутник классного руководителя. 1-4 классы. Волгоград:
Учитель, 2007.
11. Мишин Б. И., Смирнов А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на
уроках ОБЖ. – Москва: Вентана-Граф, 2007.
12. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.
13. Педсовет: газета. 2008, №2.
14. Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».
15. Салова С. В. Познакомьтесь с Гигиеей, газета «Педсовет», 2007, №2.
16. Старочкина О. Г. Школьные вечера и мероприятия: сборник сценариев.- Волгоград:
Учитель, 2007.
17. Тихомирова
Л.
Ф.
Как
сформировать
у
школьника
здоровый
образ
жизни.
-
Ярославль: Академия развития, 2006.
16
18. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , 2002.
19. Шмаков С. П. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – Москва: Новая
школа, 2006.
20. Фопель К. Сплоченность и толетарность в группе. М.: Генезис, 2002.
21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие / Пер. с нем.;
в 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
Список литературы, рекомендованной детям 12-18 лет:
1. Афанасьев С. А., Триста творческих конкурсов. – Кострома: Вариант, 2000.
2. Амосов Н. М., Раздумья о здоровье. – Киев, 1986.
3. Белякова Н. Т., Фигура, грация, осанка. – Москва: Просвещение, 1998.
4. Жариков Е. И., Для тебя и о тебе.- Москва, 1999.
5. Константинова М., Петрова М., Юрьева М., Школьный год – без хлопот. – Ростов-
на-Дону: Феникс, 2000.
6. Читаем, учимся, играем: Либерия-Бибинформ. -2003, №8.
Учебно-тематический план программы
для воспитанников младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)
I год обучения
№ Название разделов и тем
Форма занятий
Количество часов
всего
теория
практика
I раздел. Самопознание
3
1
2
1.1
.
Знание своего тела.
Я и моё тело.
Беседа
с
использованием
наглядного материала.
1
1
_
1.2
Самопознание
ч е р е з
ощущение,
чувство
и
образ.
Ролевые
игры
с
элементами
тренинга.
1
-
1
1.3
Способы
пр оявл ения
эмоций
и
выражение
чувств.
Активные игры с элементами
тренинга.
1
-
1
II раздел. Я и другие.
3
0,8
2,2
2.1
Правила межличностного
общения.
Ролевые
игры
с
элементами
психодрамы.
Тренинг
«Мы
вместе».
1
0,3
0,7
2.2
.
Поведение
на
улице,
в
общественных местах.
Т р е н и н г
п о
у м е н и ю
р а з р е ш а т ь
э т и ч е с к и е
17
ко н фл и к т ы ,
п р е д л а г а т ь
помощь и просить о помощи
другого человека.
1
_
1
2.3
.
Р од с т в е н н ы е
с в я з и ,
с е м ь я .
П р а в и л а
семейного общения.
Рассказ, групповая дискуссия
«Тепло семейного очага».
1
0,5
0,5
III раздел. Гигиенические правила
и предупреждение инфекционных заболеваний.
3
1
2
3.1
.
Гигиена
тела.
Выбор
о д е ж д ы
и
о б у в и
в
с о о т в е т с т в и и
с
погодными
условиями
и
индивидуальными
особенностями ребёнка.
Встреча
с
врачом
детского
д о м а
« Г и г и е н а
т е л а »
(демонстрация видеофильма).
1
1
-
3.2
Гигиена
полости
рта.
Уход за зубами.
Практическое занятие.
1
-
1
3.3
Гигиена труда и отдыха.
Конкурсы, викторина.
1
-
1
IV раздел. Питание и здоровье.
4
2,5
1,5
4.1
Питание
основа
жизни.
Режим питания.
Чтение и обсуждение научно-
популярной
л и т е р ат у р ы
«Режим питания».
1
1
-
4.2
Традиции приёма
пищи
в разных странах.
Чтение
и
о б суж д е н и е
литературы
о
т радициях
приёма
пищи
в
р а з н ы х
странах.
1
1
-
4.3
Правила
поведения
за
столом.
Сюжетно-ролевая игра.
1
-
1
4.4
Г и г и е н а
п и т а н и я .
О б р а б от ка
п и щ е в ы х
п р од у кто в .
П р а в и л а
ухода за посудой.
В с т р е ч а
с
п о в а р о м .
Социально-ролевая игра.
1
0,5
0,5
V. Основы личной безопасности.
Профилактика травматизма.
5
2,8
2,2
5.1
Безопасное поведение на
д о р о г а х .
П р а в и л а
дорожного движения.
Напольная
игра
«Правила
дорожного движения».
1
0,3
0,7
5.2
Бы товой
и
ул и ч н ы й
травматизм.
Профилактическая
беседа
с
элементами игры.
1
0,5
0,5
5.3
Опасность
при
игре
с
острыми предметами
Беседа-презентация.
18
1
1
-
5.4
Опасность
открытого
окна
Разговор с психологом.
1
1
-
5.5
Элементарные
правила
б е з о п а с н о с т и
п р и
катании на велосипеде.
Профилактическое
занятие
(практическое)
1
-
1
Всего:
18
8,1
9,9
Второй год обучения
№
Название
разделов и тем
Форма занятий
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел I. Самопознание.
3
2
1
1.1.
Телосложение
Беседа с использованием
наглядного материала
1
1
-
1.2.
Ткани, органы, системы
органов их
саморегуляции
Встреча с врачом детского
дома. «Ткани. Органы
системы» (демонстрация
видеофильма)
1
1
-
1.3.
Функции основных
систем организма
Экскурсия в больницу
(встреча с врачом
терапевтом)
1
-
1
Раздел II. Я и другие.
3
1
2
2.1.
Положение личности в
группе
Ролевые игры с элементами
психодраммы
1
-
1
2.2.
Базовые компоненты
общения: внимание,
слушание, активное
слушание
Тренинг по преодолению
конфликтов
1
-
1
2.3.
Виды и формы
общения: вербальное и
Чтение и обсуждение
рассказа «Мы счастливы,
1
1
-
19
невербальное
потому что мы вместе»
Раздел III. Гигиенические правила и предупреждение
инфекционных заболеваний.
3
1
2
3.1.
Индивидуальные и
возрастные
особенности кожи и её
придатков
Чтение и обсуждение
научно-популярной
литературы
«Индивидуальные и
возрастные особенности
кожи»
1
1
-
3.2.
Микрофлора кожных
покровов
Практическое занятие
1
-
1
3.3.
Уход за кожей лица и
рук, ногами
Практикум
1
-
1
Раздел IV. Питание и здоровье
4
2
2
4.1.
Основные группы
пищевых продуктов
Беседа об основных
пищевых продуктах
1
1
-
4.2.
Основные блюда и их
значение
Дидактические игры: «Кто
что делает?», «Какие
продукты нужны на завтрак,
обед, ужин?»
1
-
1
4.3.
Составление
индивидуального меню
Практикум составление
индивидуального меню на
завтрак
1
-
1
4.4.
Пищевые риски,
опасные для здоровья
Беседа-практикум «Вкусное
часто бывает опасным»
1
1
-
Раздел V. Основы личной безопасности. Профилактика
травматизма.
5
3
2
5.1.
Ситуации
самостоятельного
движения ребенка на
улице
Практикум
1
-
1
5.2.
Пересечение улицы по
пешеходному переходу
или на перекрестке без
светофора
Беседа, разбор ситуативных
моментов
1
1
-
5.3.
Переход улицы на
регулируемом
перекрестке
Ролевые игры. наблюдение
за детьми
1
1
-
20
5.4.
Ожидание на «островке
безопасности». Посадка
в автобус, троллейбус,
трамвай
«Посадка в автобус,
трамвай» (просмотр
в/фильма и анализ)
1
1
-
5.5.
Ответственность за
нарушение правил
дорожного движения
Встреча с инспектором ДПС.
Практикум
1
-
1
Всего
18
9
9
Третий год обучения
№
Название
разделов и тем
Форма занятий
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел I. Самопознание.
3
1
2
1.1.
Физиологические и
психические процессы в
различные периоды
взросления
Дидактическое упражнение
«Отвечай быстрее». Беседа с
мальчиками о том, где и
когда они могут поступать,
как настоящие взрослые
мужчины
1
-
1
1.2.
Индивидуальные
особенности строения и
развития тела
Беседа с использованием
наглядного материала «С чем
мы родились и чему
научились»
1
1
-
1.3.
Самооценка
Разбор ситуативных
моментов поведения,
тестирование
1
-
1
Раздел II. Я и другие.
3
1
2
2.1.
Ролевые позиции в
группе
Обсуждение противоречия
«Люблю - не люблю».
Инсценирование
стихотворения «Кто кого?» В.
Орлова
1
-
21
2.2.
Критика и её виды
Знакомство с различными
способами решения спорных
ситуаций
1
1
-
2.3.
Способы реагирования
на критику
Упражнения: «Драка»,
«Покатай куклу», игра
«Скульптура»
1
-
1
Раздел III. Гигиенические правила и предупреждение
инфекционных заболеваний.
3
1
2
3.1.
Типы волос, уход за
волосами
Практикум
1
-
1
3.2.
Болезни кожи и
придатков, связанные с
нарушением правил
гигиены
Встреча с врачом-
специалистом.
Индивидуальные беседы
1
1
-
3.3.
Пользование
предметами личной
гигиены
Познавательные игры: «Чей
это предмет?», «Крабы».
Знакомство с пословицами,
сказами о здоровье
1
-
1
Раздел IV. Питание и здоровье
4
2
2
4.1.
Традиции национальной
кухни
Беседа, работа с
литературным материалом
1
1
-
4.2.
Питание в особых
условиях
Практикум. Конкурс
пословиц и загадок
1
-
1
4.3.
Болезни (ожирение,
анорексия)
Беседа с врачом, дискуссия
1
0,5
0,5
4.4.
Основные химические и
биологические
загрязнения пищи
Беседа-практикум с поваром
и врачом детского дома
1
0,5
0,5
Раздел V. Основы личной безопасности. Профилактика
травматизма.
5
1,5
3,5
5.1.
Походная аптечка.
Элементы реанимации
Беседа-практикум с врачом
1
0,5
0,5
5.2.
Травматизм при
конфликтах
Беседа, показ и обсуждение
фильма «Помоги себе и
другим»
1
0,5
0,5
22
5.3.
Основные правила
наложения жгутов и
повязок
Беседа с врачом. Игра -
путешествие
1
0,5
0,5
5.4.
Экстремальные
ситуации аварийного и
криминального
характера
Встреча с инспектором ПДД.
Ролевые игры
1
-
1
5.5.
Поведение при
аварийных ситуациях в
жилище
Чтение и обсуждение статьи
«Что такое чрезвычайные
ситуации?»
1
-
1
Всего
18
7
11
Четвертый год обучения
№
Название
разделов и тем
Форма занятий
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел I. Самопознание.
3
1
2
1.1.
Кризисы развития в
период взросления
Встреча с психологом. Игры:
«Драка», «Добрый-злой,
веселый-грустный»
1
0,5
0,5
1.2.
Стресс, его
психологические и
физиологические
проявления, способы
совладения со стрессом
Психологический практикум,
ролевые игры
1
-
1
1.3.
Биологические основы
поведения
Наглядная информация
(шесть рецептов избавления
от гнева). Мини-лекция «Что
такое тревожность?», игра
«Кенгуру»
1
0,5
0,5
Раздел II. Я и другие.
3
1
2
2.1.
Конфликты с
родителями, друзьями,
учителями. способы их
Тренинг, игры на снятие
эмоционального,
мышечного напряжения:
1
-
1
23
разрешения
«Серебряное копытце»,
«Котик», «Липучка»
2.2.
Отношения между
мальчиками и
девочками
Дискуссия, беседа
1
0,5
0,5
2.3.
Референтные группы
Тестирование. Беседа
1
0,5
0,5
Раздел III. Гигиенические правила и предупреждение
инфекционных заболеваний.
3
2
1
3.1.
Микромир: микробы,
простейшие, грибки
Чтение и обсуждение
научно-популярной статьи
«Микробы и простейшие»
1
1
-
3.2.
Представление об
инфекционных
заболеваниях
Экскурсия в ЦРБ
1
0,5
0,5
3.3.
Способы «пассивной»
защиты от болезни
Беседа – практикум (встреча
с врачом детского дома)
1
0,5
0,5
Раздел IV. Питание и здоровье
4
1,5
1,5
4.1.
Основные правила
рационального питания.
Режим питания,
сбалансированность
продуктов
Беседа-практикум «Охрана и
укрепление здоровья».
Составление меню
1
0,5
0,5
4.2.
Ядовитые грибы и
растения
Чтение и анализ научной
статьи «Ядовитые и
неядовитые растения»
1
-
1
4.3.
Продукты питания в
разных культурах
Беседа о культуре питания в
разных странах. Пословицы,
викторина «Знаешь ли ты?»
1
1
-
4.4.
Болезни, передаваемые
через пищу
«Витаминная семья»
инсценирование сказки.
1
-
1
Раздел V. Основы личной безопасности. Профилактика
травматизма.
5
1,5
3,5
5.1.
Ребенок носит очки.
Безопасное поведение в
транспорте – зоне
повышенного риска
Беседа, мини - тренинг
1
0,5
0,5
5.2.
Правила пользования
пиротехническими
Беседа - практикум
1
0,5
0,5
24
средствами
5.3.
Факторы,
способствующие
обморожению. Первая
помощь при
обморожении
1
0,5
0,5
5.4.
Правила безопасности
на экскурсиях, в походах
Практикум, игры: «Будь
внимателен», «Положи
предмет к нужному
рисунку»
1
-
1
5.5.
Правила безопасности
при обращении с
открытым огнем
Коллаж рисунков. Выставка
рисунков.
1
-
1
Всего
18
6,5
11,5
Учебно-тематический план программы
для воспитанников среднего школьного возраста (от 12 до 18 лет)
1 год обучения
№ Название разделов, тем
Форма занятий
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел I. Гигиенические правила
5
2
3
1.1.
Гигиена тела.
Индивидуальные
и
возрастные
особенности
кожи.
Уход
за
кожей
лица
и
рук,
ногами.
Уход
за
ногтями.
Б е с е д а
с
использованием
средств
по
уходу
за
кожей и ногтями.
1
0, 5
0,5
1.2.
Типы
волос,
уход
за
волосами.
П р а в и л а
л и ч н о й
г и г и е н ы
п о д р о с т к о в .
П о л ь з о в а н и е
предметами личной гигиены.
Практическое
занятие.
1
-
1
1.3.
Гигиена полости рта.
Средства
гигиены
полости
рта.
Выбор зубной щетки, пасты.
Встреча
с
врачом-
стоматологом.
1
0,5
0,5
1. 4.
Гигиена труда и отдыха.
Биологические
ритмы
организма:
суточные,
недельные,
сезонные.
Периоды
р а б ото с п о с о б н о с т и .
Режим учебы, отдыха и сна.
Лекция, «круглый
стол» с врачом
детского дома.
1
1
-
1.5.
Признаки
утомления
орг а н ов
зрения и слуха, способы их снятия.
Тренинг по снятию
переутомления.
Уп р а ж н е н и я
д л я
улучшения зрения.
1
-
1
Раздел II. Питание и здоровье
3
2
1
25
2. 1.
Питание – основа жизни.
О с н о в н ы е
г р у п п ы
п и щ е в ы х
продуктов.
Основные
блюда
и
их
значение.
Работ а
с
н ау ч н о -
популярной
литературой по теме.
Тестирование.
1
1
-
2.2
Правила поведения за столом.
Эвристическая беседа,
ролевая игра «У нас
гости».
1
1,5
0,5
2.3.
Гигиена питания.
Обработка
пищевых
продуктов
перед
употреблением.
Правила
ухода за посудой.
В с т р е ч а
с
диетсестрой
детского
дома.
Экскурсия в пищевой
блок столовой.
1
0,5
0,5
Раздел III. Основы личной безопасности
и профилактика травматизма
3
2
1
3.1. Безопасное поведение на дорогах.
Правила безопасного поведения для
пешеходов на улицах без тротуаров и
сигналов
регулирования
дорожного
движения.
Встреча
с
водителем
детского дома. Беседа
о ПДД.
Экскурсия по поселку.
1
0,5
0,5
3.2.
Бытовой и уличный травматизм.
Опасные
факторы
современного
жилища, школы, игровой площадки.
Ожоги. Электротравма.
«Мозговой штурм» по
профилактике
бытового
травматизма.
1
1
-
3.3.
Опасность
при
игре
с
острыми
предметами.
Опасность
открытого
окна, катания на перилах, прыжков
с
крыш
зданий.
Оказание
первой
помощи
при
простых
травмах
( с с а д и н а х ,
ц а р а п и н а х ,
поверхностных
ранах).
Укусы
зверей, змей, насекомых.
Изготовление
листовок-инструкций.
Практическое
занятие.
1
0,5
0,5
Раздел IV. Я и другие
2
1
1
4.1.
Положение личности и ее ролевые
позиции в группе. Виды и формы
общения.
Социометрия
воспитанников группы.
1
1
-
4.2.
Критика
и
ее
виды.
Способы
реагирования на критику.
Практикум.
1
-
1
Раздел V. Самопознание
5
4
1
5.1.
Знание своего тела.
Телосложение.
Ткани,
органы,
с и с т е м ы
о р г а н о в
и
и х
саморегуляция.
Информационные
сообщения
старших
воспитанников.
1
1
-
5.2.
Р о с т
и
р а з в и т и е
ч е л о в е к а ,
периодизация развития.
Лекция психолога.
1
1
-
5.3.
Здоровье
и
болезнь,
гуманное
о т н о ш е н и е
к
ф и з и ч е с к и м
недостаткам.
Анализ
ситуативных
моментов
из
опыта
детей.
1
1
-
5.4.
Самопознание
через
ощущение,
чувство и образ.
Собеседование
Аутотренинг.
1
0,5
0,5
5.5.
Эмоциональная
сфера
личности:
ч у в с т в а ,
н а с т р о е н и е ,
эмоциональные
пе р е ж ива ния ,
Тренинг
совместно
с
психологом.
1
0,5
0,5
26
ощущения.
Всего:
18
11
7
Учебно-тематический план 2 года обучения (от 12 до 18 лет)
№
Название разделов, тем
Форма занятий
Количество часов
всего
теория
практи
ка
Раздел I. Гигиенические правила
4
3
1
1.1.
Гигиена тела. Микрофлора кожных
покровов.
Запахи
тела.
Выбор
гигиенических средств по уходу за
телом.
Сообщение по теме.
Практическое
занятие.
1
0,5
0,5
1.2.
Гигиена полости рта.
Питание и здоровье зубов.
Статистика посещения
воспитанниками
стоматолога, выводы,
рекомендации.
1
1
-
1.3.
Гигиена труда и отдыха.
Индивидуальный режим физических
и
у м с т в е н н ы х
н а г р у з о к .
Переутомление, его субъективные и
объективные
признаки,
методы
снятия.
Самоанализ
режима
дня,
с о с т а в л е н и е
индивидуальных
графиков нагрузок.
Аутотренинг.
1
0,5
0,5
1.4.
Оптимальные
условия
т р уд а ,
микроклимат
в
классе
и
детском
доме.
Требования к условиям
т р уд а
и
о т д ы х а .
Анализ
санитарного
состояния
спален
в
детском доме.
1
1
-
Раздел II. Питание и здоровье
4
2,5
1,5
2.1.
Питание – основа жизни.
Энергетическая
ценность
питания,
ф и з и о л о г и ч е с к и е
н о р м ы ,
потребности
в
основных
пищевых
веществах и энергии.
Сообщение по теме.
1
1
-
2.2.
Продукты
пит ания
в
р а з н ы х
культурах.
«Круглый
стол»
с
сотрудниками
детского дома.
1
1
-
2.3.
Традиции национальной кухни.
Практическое
занятие.
1
-
1
2.4.
Гигиена питания.
П р а в и л а
х р а н е н и е
п и щ е в ы х
продуктов
и
блюд.
Оформление
блюд.
Экскурсия
в кухню
детского дома
1
0,5
0,5
Раздел III. Основы личной безопасности
и профилактика травматизма
4
2
2
27
3.1.
Безопасное поведение на дорогах.
П р а в и л а
д в и же н и я
г р у п п о й .
Безопасное поведение в транспорте.
Н а б л ю д е н и я
з а
поведением детей на
дорогах, анализ.
Беседа.
1
1
-
3.2.
Правила движения велосипеда.
Практическое
занятие.
1
-
1
3.3.
Бытовой и уличный травматизм.
П р а в и л а
п о л ь з о в а н и я
пиротехническими средствами.
Ф а к т о р ы ,
с п о с о б с т в у ю щ и е
обморожению. Первая помощь при
обморожениях.
И зу ч е н и е
п р а в и л
пользования
пиротехникой.
Практическое
занятие.
1
0,5
0,5
3.4.
Правила поведения на экскурсиях, в
походах.
Экипировка
турист а.
Походная аптечка.
Инструктаж.
З н а к о м с т в о
с
содержимым аптечки.
1
0,5
0,5
Раздел IV. Я и другие
3
2
1
4.1.
Конфликты с родителями, друзьями,
учителями, способы их разрешения.
Анализ
с и туа ц и й .
Применение
элементов тренинга.
1
0,5
0,5
4.2.
Отношения
между
мальчиками
и
девочками
Беседа.
1
1
-
4.3
Групповое давление. Поведенческие
риски, опасные для здоровья.
Информация
педагога.
«Мозговой
штурм».
1
0,5
0,5
Раздел V. Самопознание
3
2
1
5.1.
Знание своего тела.
Физиологические
и
психические
процессы
в
различные
периоды
взросления и полового созревания.
Индивидуальные
о с о бе нно с ти
строения и развития тела.
Лекция врача.
1
1
-
5.2.
Самопознание
через
ощущение,
чувство и образ.
Самооценка.
Кризисы
развития
в
период
взро сления.
П ол о в ы е
различия в поведении людей.
Беседа с
воспитателем,
психологом.
1
1
-
5.3.
Стресс,
способы
преодоления
стресса.
Тренинг.
1
-
1
Всего:
18
11,5
6,5
Учебно-тематический план 3 года обучения (от 12 до 18 лет)
№
Название разделов, тем
Форма занятия
Количество часов
всего
теория
практи
ка
Раздел I. Гигиенические правила
3
1,5
1,5
28
1.1.
Гигиена тела.
Подбор
и
правила
пользования
косметическими
средствами
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
кожи.
Взаимосвязь
чистоты, эстетики, здоровья.
Беседа.
Практическое
занятие.
1
0,5
0,5
1.2.
Гигиена полости рта.
Средства
гигиены
полости
рта:
правила
индивидуального
подбора,
хранения, смены.
Практическая
работа
с о
с р е д с т в а м и
гигиены.
1
0,5
0,5
1.3.
Гигиена труда и отдыха.
Планирование
труда
и
отдыха
в
экстремальных условиях: во время
э к з а м е н о в ,
т р е н и р о в о к ,
соревнований.
С о о б щ е н и е
п о
г и г и е н е
т р уд а
и
отдыха.
Практическое
занятие.
1
0,5
0,5
Раздел II. Питание и здоровье
4
3
1
2.1.
Питание – основа жизни.
Основные
правила
рационального
п и т а н и я :
р е ж и м
п и т а н и я ,
сбалансированность
продуктов
в
меню, пищевые приоритеты.
Анализ меню
детского дома за
неделю.
1
1
-
2.2.
Д и е т ы ,
л еч е б н о е
п и т а н и е
и
голодание, пост.
Мини-лекция.
1
1
-
2.3.
Правила
поведения
в
м е с т а х
общественного
питания:
кафе,
рестораны и др.
Практическое
занятие.
1
-
1
2.4.
Гигиена питания.
О с н о в н ы е
х и м и ч е с к и е
и
биологические
загрязнители
пищи:
тяжелые
металлы,
пе стициды,
плесень.
Информация по теме.
По страницам газет и
телепередач.
1
1
-
Раздел III. Основы личной безопасности
и профилактика травматизма
3
3
-
3.1.
Безопасное поведение на дорогах.
Расчеты
траектории
движения
т р а н с п о рт а .
Д о р о г а
гл а з а м и
водителя.
Ответственность
з а
нарушения
правил
дорожного
движения.
Правила дорожного
движения.
Встреча с
инспектором ГИБДД.
1
1
-
3.2.
Бытовой и уличный травматизм.
Травматизм
при
ко н фл и к т а х .
Административная
и
юридическая
ответственность
при
создании
травмоопасной ситуации, нанесении
телесных повреждений.
Анализ
травматизма
в детском доме.
Встреча с
социальным
педагогом.
1
1
-
29
3.3.
Травматизм
в
местах
массовых
скоплений людей. Прогноз развития
травмоопасной ситуации.
Просмотр
телепередач по теме с
последующим
анализом.
1
1
-
Раздел IV. Я и другие
4
1
3
4.1.
Формальные
и
не форма льные
г р у п п ы .
М е х а н и з м ы
и
п у т и
воздействия группы на личность и
личности
на
группу
в
области
сохранения и укрепления здоровья.
Рассказ
п е д а го г а .
Анализ
фильмов
и
художественной
литературы по теме.
Элементы тренинга.
1
0,5
0,5
4.2.
Межличностные
конфликты
в
группе, пути их решения.
А н а л и з
п р и ч и н
конфликтов.
«Мозговой штурм».
1
0,5
0,5
4.4.
4.5.
Н а в ы к и ,
н е о б х о д и м ы е
д л я
п р от и в о с т оя н и я
н е г а т и в н ы м
влияниям
неформальной
группы
в
сфере отношения к здоровью.
Ролевые игры.
Элементы тренинга.
2
-
2
Раздел V. Самопознание
4
1,5
2,5
5.1.
Знание своего тела.
Субъективные
и
объектив ны е
признаки здоровья. Репродуктивное
здоровье
юноши
и
д е ву ш к и .
Старение
и
смерть
человеческого
организма.
Беседа с элементами
лекции.
1
1
-
5.2.
5.3.
Самоконтроль
и
саморегуляция
настроения и поведения.
«Мозговой штурм».
Элементы тренинга.
2
-
2
5.4.
П л а н и р о в а н и е
и
с п о с о б ы
р е а л и з а ц и и
п л а н о в .
Ответственность и свобода выбора.
Информация о
планировании в
стране, в группе, в
детском доме, в
семье. Составление
личных планов.
1
0,5
0,5
Всего:
18
10
8
30
31
Диагностическое обследование детей младшего школьного возраста по программе «Здоровый образ жизни»
первый год обучения
20__/20 __ учебный год
группа «___________________________________»
№ ФИ ребенка
Уровень усвоения знаний
Уровень умений
Уровень навыков
Физиологические особенности
организма
Правила поведения на улице и
общественных местах
Основные режимные моменты
Правила и средства личной гигиены
Основы правильного питания
Соблюдать личную гигиену
Разрешать конфликты, предлагать
помощь и просить о помощи другого
человека
Соблюдать правила дорожного
движения
Применять физкультурные минутки и
физкультурные паузы для оздоровления
организма
Основными правилами сохранения
здоровья
Основами коммуникативных навыков
Практическими упражнениями,
помогающими заботиться о своём
здоровье
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
1
Критерии диагностики: «н» - низкий уровень, «с» - средний уровень, «в» - высокий уровень.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: «С» - стартовая диагностика, «И» - итоговая диагностика.
Дата: «___»__________ 20___года
«___»__________ 20___года
Воспитатели:__________ ( ____________________________)
__________ ( ____________________________)
1
Диагностическое обследование детей младшего школьного возраста по программе «Здоровый образ жизни»
второй год обучения
20__/20 __ учебный год
группа «___________________________________»
№ ФИ ребенка
Уровень усвоения знаний
Уровень умений
Уровень навыков
Внешнее строение тела человека
Виды и формы общения
Правила личной и общественной гигиены, роль
медицинских осмотров
О пище и режиме питания
Правила безопасного поведения на улице и дорогах
Соблюдать режим дня
Преодолевать конфликтные ситуации
Укреплять здоровье с помощью физических упражнений
Составлять индивидуальное меню
Соблюдать сигналы, передаваемые водителями
транспортных средств
Ухода за кожей рук и лица
Владения своим эмоциональным состоянием
Владения комплексами физических упражнений,
направленных на укрепление здоровья
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И С
И С
И
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Критерии диагностики: «н» - низкий уровень, «с» - средний уровень, «в» - высокий уровень.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: «С» - стартовая диагностика, «И» - итоговая диагностика.
Дата: «___»__________ 20___года
«___»__________ 20___года
Воспитатели:__________ ( ____________________________)
__________ ( ____________________________)
3
Диагностическое обследование детей младшего школьного возраста по программе «Здоровый образ жизни»
третий год обучения
20__/20 __ учебный год
группа «___________________________________»
№ ФИ ребенка
Уровень усвоения знаний
Уровень умений
Уровень навыков
Физические и психические процессы в различные
периоды взросления
Черты характера людей, способы реагирования на
критику
Основные правила ухода за волосами
Традиции национальной кухни
Факторы, способствующие уличному и бытовому
травматизму
Оценивать себя
Неагрессивно отстаивать свои позиции
Самостоятельно принимать решения в ситуации
давления
Грамотно применять гигиенические средства по
уходу за телом и волосами
Оказывать первую медицинскую помощь при
отравлении, обморожении
Владения приёмами, снижающими утомляемость
Прогнозировать развитие травмоопасной ситуации
Сервировки стола
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И С
И С
И
1
2
4
3
4
5
6
7
8
9
10
Критерии диагностики: «н» - низкий уровень, «с» - средний уровень, «в» - высокий уровень.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: «С» - стартовая диагностика, «И» - итоговая диагностика.
Дата: «___»__________ 20___года
«___»__________ 20___года
Воспитатели:__________ ( ____________________________)
__________ ( ____________________________)
Диагностическое обследование детей младшего школьного возраста по программе «Здоровый образ жизни»
5
четвёртый год обучения
20__/20 __ учебный год
группа «___________________________________»
№ ФИ ребенка
Уровень усвоения знаний
Уровень умений
Уровень навыков
Кризисы развития в период взросления
Качества, достойные уважения
Полезные и вредные привычки, привычки, укрепляющие здоровье.
Виды давления
Основные правила рационального питания
Говорить «нет» в опасных ситуациях
Применять упражнения для снятия эмоционального напряжения
Соблюдать правила рационального питания
Противостоять негативным влияниям
Оказывать элементы первой помощи
Владения правилами здорового образа жизни
Владения способами реагирования на стрессовые ситуации, комплексом
релаксационных упражнений
Владения правилами поведения при аварийных ситуациях
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И С
И С
И
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Критерии диагностики: «н» - низкий уровень, «с» - средний уровень, «в» - высокий уровень.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: «С» - стартовая диагностика, «И» - итоговая диагностика.
Дата: «___»__________ 20___года
«___»__________ 20___года
Воспитатели:__________ ( ____________________________)
__________ ( ____________________________)
7
Диагностическое обследование детей подросткового возраста по программе «Здоровый образ жизни»
первый год обучения
20__/20 __ учебный год
группа «___________________________________»
№ ФИ ребенка
Уровень усвоения знаний
Уровень умений
Уровень навыков
8
Физиологические особенности организма
Правила поведения пешеходов
Правила и средства личной гигиены
Основы гигиены труда и отдыха
Комплекс основных упражнений по
физическому оздоровлению организма
Основы правильного питания
Соблюдать личную гигиену
Применять комплекс основных упражнений по физическому оздоровлению организма
Соблюдать правила дорожного движения
Оказывать первую медицинскую помощь
По сохранению здоровья
По соблюдению гигиенических норм
По контролю своего эмоционального состояния
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И С
И С И
1
2
9
3
4
5
6
7
8
9
10
Критерии диагностики: «н» - низкий уровень, «с» - средний уровень, «в» - высокий уровень.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: «С» - стартовая диагностика, «И» - итоговая диагностика.
Дата: «___»__________ 20___года
«___»__________ 20___года
Воспитатели:__________ ( ____________________________)
__________ ( ____________________________)
Диагностическое обследование детей подросткового возраста по программе «Здоровый образ жизни»
10
второй год обучения
20__/20 __ учебный год
группа «___________________________________»
№ ФИ ребенка
Уровень усвоения знаний
Уровень умений
Уровень навыков
Особенности физиологичес- ких и психических процессов
организма
зз
Способы реагирования на критику
Роль питания для здоровья организма
Оптимальные условия труда и отдыха
Факторы, способствующие уличному и бытовому травматизму
Традиции национальной кухни
Применять гигиенические средства ухода за телом, волосами
Сервировать стол, оформлять блюда
Не нарушать правила дорожного движения
Преодолевать конфликтные ситуации
Применения оптимальных способов реагирования на
стрессовые ситуации
Регулирования физических и умственных нагрузок
Оказания помощи при обморожении
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И
С
И С
И С
И С
И С
И
С
И
С
И
1
2
11
3
4
5
6
7
8
9
10
Критерии диагностики: «н» - низкий уровень, «с» - средний уровень, «в» - высокий уровень.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: «С» - стартовая диагностика, «И» - итоговая диагностика.
Дата: «___»__________ 20___года
«___»__________ 20___года
Воспитатели:__________ ( ____________________________)
__________ ( ____________________________)
Диагностическое обследование детей подросткового возраста по программе «Здоровый образ жизни»
12
третий год обучения
20__/20 __ учебный год
группа «___________________________________»
№ Ф. И. ребенка
Уровень усвоения знаний
Уровень умений
Уровень навыков
Правила пользования косметическими средствами
О режиме питания, пищевых приоритетов
О репродуктивном здоровье юноши и девушки
О специфике формальных и неформальных групп
Об административной и юридической ответственности за
нарушение ПДД и создание травмоопасной ситуации
О болезнях органов ЖКТ
Пользоваться косметическими средствами в соответствии с
индивидуальными
особенностями
Включаться в социально-значимую коллективную
деятельность
Планировать труд и отдых
Соблюдать правила поведения в общественных местах
Рассчитывать траекторию движения транспорта
Прогнозировать развитие травмоопасной ситуации
Саморегуляции
Противостояния негативным влияниям
Создания положительного психологического климата в
своём окружении
С И С И С И С И С И С И С И С И С И С И С И С И С И С И С И
1
2
13
3
4
5
6
7
8
9
10
Критерии диагностики: «н» - низкий уровень, «с» - средний уровень, «в» - высокий уровень.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: «С» - стартовая диагностика, «И» - итоговая диагностика.
Дата: «___»__________ 20___года
«___»__________ 20___года
Воспитатели:__________ ( ____________________________)
__________ ( ____________________________)
14
15