Напоминание

"Биология животных: задания для самостоятельной работы"


Автор: Зарипова Рая Салиховна
Должность: доцент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: пособие
Тема: "Биология животных: задания для самостоятельной работы"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Р.С.Зарипова

Биология животных: задания для

самостоятельной работы

2

Зарипова Рая Салиховна

Биология животных:

задания для

самостоятельной работы

Набережные Челны, 2017

3

УДК 373.167.

ББК 74.264. 5

З 34

Печатается

по

решению

редакционно-издательского

совета ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный

педагогический университет»

Рецензенты:

Смирнова А.В. – кандидат биологических наук, доцент,

Миронов А.В. –доктор педагогических наук, профессор

З 34 / Р.С.Зарипова, – Набережные Челны: «НГПУ»,

2017. – 47 с.

Пособие представляет собой набор разноуровневых

заданий

для

активизации

познавательной

деятельности

учащихся, составлено с учетом Примерной программы по

биологии

для

основной

образовательной

школы

и

Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования.

©Зарипова Р.С.,2017

4

Оглавление

Предисловие ………………………………….......

5

Надкласс «Рыбы» ………………………………

6

Класс «Земноводные»…………………………….

10

Класс «Рептилии»………………………………..

13

Класс «Птицы»……………………………………

16

Класс «Млекопитающие»………………………

26

Обобщение………………………………………….

34

Ответы на вопросы……………………………….

36

Использованная литература………………….....

46

5

Предисловие

Данное

пособие

предназначено

для

школьников

и

учителей.

В

сборнике

предлагаются

вопросы,

кроссворды,

графические

задания,

задачи

исследовательского

характера

для активизации познавательной деятельности учащихся на

уроках

биологии,

а

также

на

внеурочных

занятиях.

При

составлении пособия были использованы данные из научной,

научно-популярной

и

художественной

литературы.

Некоторые задачи взяты из методических пособий.

В пособии можно встретить вопросы викторинного типа,

на наблюдательность, вопросы " Угадай-кто?", задания на

установление

связей,

вопросы,

развивающие

логическое

мышление.

Ряд

задач

повышенной

сложности

выходит

за

рамки

школьной

программы,

что

делает

возможным

их

использование

в

качестве

индивидуальных

заданий

для

интересующихся

биологией

школьников.

Многие

вопросы

сопровождаются цитатами из трудов выдающихся зоологов-

этологов,

что

пробуждает

интерес

к

деятельности

этих

ученых.

Предлагаемые

материалы

представлены

в

пособии

последовательно и соответствуют изложению тем в школьном

учебнике "Биология. Животные".

6

Надкласс «РЫБЫ»

1. Сколько артерий отходит от сердца у окуня?

2. В чем у рыб проявляется забота о потомстве? Каково ее

значение?

3.

Заполните

кроссворд.

Впишите

названия

представителей осетровых и лососевых рыб так, чтобы по

вертикали получилось необходимое слово.

Г

О

Р

Б

У

Ш

А

4.

Во

многих

учебниках

описано

удивительное

содружество

акулы

и

рыбы-лоцман.

Как

вы

думаете,

что

объединяет двух представителей животного мира?

5. Какими способами рыбы защищаются от хищников?

Приведите 5 примеров.

6. В каких случаях вода может являться препятствием для

распространения рыб?

7. В пещерных водоемах имеются слепые рыбы. Как они

находят пищу?

8. Все знают, что рыба, вытащенная из воды, "засыпает".

Чем это можно объяснить? Ведь кислорода в воздухе больше,

чем в воде.

9. В романе Л. Беляева "Человек-амфибия" описан юноша,

которому

пересадили

жабру

акулы.

Можно

ли

создать

подобное существо? Ответ поясните.

10. Назовите рыб, которые на нерест идут в верховья рек.

7

11. "А вот из воды на миг возникла темная длинная шпага,

а за ней — огромное серебристое тело с высоким плавником и

мощным серповидным хвостом. Никого не боящийся хищник,

развивающий скорость более ста километров в час". О какой

рыбе идет речь в данном отрывке из повести Э. Хемингуэя

"Старик и море"?

12. Если медведь заходит в воду, то лососи, идущие на

нерест ниже по течению, замирают или отходят назад. Как

объяснить этот факт?

13. Художник изобразил:

1)

летучую рыбу; 2) камбалу; 3) акулу.

Посмотрите,

все

ли

правильно

на

этих

рисунках?

Если

имеются ошибки, в чем они состоят?

14. Рыбаки утверждают, что если рыба сорвется, то клев

прекращается. Чем это можно объяснить?

15. Народная примета гласит, что "рыба лучше ловится

перед дождем". Найдите объяснение.

16.Почему летучие рыбы обитают только в южных морях?

17. Какие рыбы могут утонуть и почему?

8

18.

На

рисунке

представлены

кривые

выживания

различных рыб. По оси абсцисс относительный возраст особи

(в процентах к максимальной продолжительности жизни), по

оси ординат— выживаемость в процентах. Укажите, какой

рыбе из перечисленных какой график соответствует. Ответ

поясните.

1 .

Судак

2. Карп

3.Меченосец

4.Гуппи.

5.Акула

6.Скат

19. У морских рыб плавательный пузырь занимает около 5

% от объема тела, у пресноводных примерно до 8 %. Почему?

20. "...- один из замечательных созданий среди морских

рыб. Перемещаются они с помощью единственного спинного

плавника; плавают, поднимаясь и опускаясь в вертикальном

положении.

Любопытно

также

положение

головы-

она

соединена с туловищем под острым углом, напоминая хорошо

известное нам животное с особым изгибом шеи". О какой

рыбе говорится в этой цитате из трудов В. Я. Станека?

21.

Эта

рыба

при

наступлении

опасности

раздувается,

напоминая

футбольный

мяч,

утыканный

шипами.

Как

ее

название?

22. В высыхающих водоемах Южной Америки, Африки,

Австралии живут удивительные рыбы, которые в засушливый

период

зарываются

в

ил

и

впадают

в

спячку.

Как

они

называются?

9

23.

Заполните

таблицу

«Типичные

рыбы

водоемов

России».

№№

Объект питания

Название рыб

Планктонные

1 .

1.

организмы

2.

(водоросли, рачки)

3.

Бентосные организмы

1.

2.

(моллюски, черви,

2.

личинки, насекомые)

3.

1.

3.

Рыбы

2.

3.

24. Если молния во время грозы ударила в воду, то после

этого

иногда

видят

всплывшую

мертвую

рыбу.

Как

это

объяснить?

25.

Иногда

в

колодцах

находят

угрей.

Как

они

туда

попадают?

26. Многие полагают, что рыбы немы и глухи. Так ли это?

27. Пару гурами и скалярий, купленных в зоомагазине,

Вася выпустил дома в аквариум. Через несколько часов, к

своему

огорчению,

он

нашел

их

мертвыми.

Каковы

возможные причины гибели рыб?

28. Выпишите цифры, соответствующие названиям

а)

морских рыб;

б)

Пресноводных рыб.

1. Налим. 2. Стерлядь. 3. Хек. 4. Минтай. 5.Окунь.

6. Лещ.

7. Ерш. 8. Судак. 9.

Треска. 10. Салака.

11. Хамса. 12.Бычок –подкаменщик. 13.Сельдь. 14. Сом.

15. Щука. 16. Тюлька.

29. Как называется самая крупная рыба современности,

каковы ее размеры?

10

30. Определите, какая рыба лишняя в этих цепочках?

Мурена—барракуда—акула—пиранья.

Щука—карп—лещ—сазан.

31. В наскальных рисунках Африки изображена рыба с

крупной головой, во рту которой черточками отмечены какие-

то

существа.

Ученые

долго

гадали,

какая же

эта

рыба, и

существует

ли

она

на

самом

деле.

Оказалось,

что

это

маленькая пресноводная рыба, которая в настоящее время

является

излюбленным

объектом

для

содержания

в

аквариумах. Икра у этой рыбы развивается в ротовой полости

матери. Кроме того, вылупившиеся личинки долго держатся

возле матери и при опасности прячутся в ее ротовой полости.

О какой рыбе идет речь?

Класс «ЗЕМНОВОДНЫЕ»

1. Какие особенности внешнего строения лягушки связаны

с водным, а какие с наземным образом жизни?

2. Как жабы спасаются от кровососов-комаров, клещей,

пиявок, сводов и других врагов?

3.

Известно,

что

некоторые

земноводные

подолгу

находятся под водой. Почему они не задыхаются?

4. Заполните кроссворд.

1

).Крупное хвостатое земноводное.

2).Ночные

земноводные,

прекрасные

сторожа огородов от вредителей.

3). Обладатель яркого брюха,которое

и демонстрирует при опасности.

4).Пальцы

этих

земноводных

имеют

утолщения.

5). Самая крупная жаба.

6).Это

земноводное

издает

специфический запах.

7).Хвостатое земноводное, типичный

представитель

средней

полосы

3

6

4

2

7

1

5

11

5.

Может

ли

лягушка

дышать

открытым

ртом?

Ответ

обоснуйте.

6. Почему большое видовое разнообразие земноводных

наблюдается в странах с влажным тропическим климатом?

7.

Перечислите

земноводных,

характерных

для

вашей

местности.

8.

Какими

способами

земноводные

защищаются

от

хищников?

9. Если бы к вам обратилась лягушка с просьбой заменить

ее трехкамерное сердце на двух или четырехкамерное, что

вы ей посоветовали бы?

10.

Заполните

таблицу

«Особенности

строения

и

значение скелета лягушки»

№№

Отделы скелета

Название

костей,

особенности

Значение

1.

Череп

2.

Позвоночник

3.

Плечевой пояс

4.

Передние конечности

5.

Пояс задних конечностей

6

Задние

конечности

11. "Он раскрыл ладони, и я увидел странное уродливое

существо. Выглядело оно как жаба, по которой проехался

очень тяжелый паровой каток. Ее короткие тоненькие лапы

жестко торчали по

углам квадратного тела. Морда была

острая, глазки крохотные. На ее спине были чашеобразные

углубления с икрой внутри". О каком земноводном пишет

Джеральд Даррелл? Где оно встречается?

России

.

12

12. Самец этого вида жаб наматывает оплодотворенную

икру на задние лапки и так ходит, пока икра не созреет. Как

называются эти жабы?

13. "Самая удивительная особенность этой лягушки —

волосы. Расположены они по бокам ее тела и на бедрах:

густые,

длиной

с

четверть

дюйма"

(Джеральд

Даррелл).

Такова

характеристика

волосатой

лягушки.

Ответьте,

действительно ли это волосы? Для чего они нужны?

14.

Рыбы

освоили

все

виды

водоемов.

Почему

нет

морских земноводных?

15. У наших лягушек очень много врагов: и змея ими

питается, и цапли не прочь их отведать, и в воде находятся

охотники. А вот южноафриканская лягушка сурово мстит за

свой лягушачий род: она птиц, змей и ящериц сама поедает.

Как ее название?

16. Самые-самые…

-крупное земноводное современности?

-крупная лягушка?

-крупная жаба?

-лучший прыгун в длину?

-заботливый отец среди земноводных?

-заботливая мама?

17.

Определите,

какое

земноводное

лишнее.

Каждая

цепочка имеет два варианта ответа

а) жерлянка—пипа—озерная лягушка—квакша;

б) лягушка-бык —лягушка-голиаф— травяная лягушка—

жаба-ага.

18. Весной со всех водоемов доносится дружное кваканье

лягушек, жаб. А все ли представители семейства принимают

участие в хоре?

19. Где зимуют лягушки, жабы, тритоны?

20. Какое

земноводное

способно

размножаться

в

личиночной стадии?

13

Класс «РЕПТИЛИИ»

1.Укажите цифрами признаки, характерные для ящериц

(А) и крокодилов (Б):

1) Место обитания — водоемы –тропической зоны.

2) Место обитания — разнообразная среда; пустыни, леса,

степи.

3) Питание: рыба, мелкие и крупные животные.

4) Пищей являются мелкие грызуны, беспозвоночные.

5) Хвост гребенчатый.

6) Сердце четырехкамерное.

7) Сердце трехкамерное, с неполной перегородкой.

8) Откладывает яйца, самка проявляет заботу о потомстве.

9) Иногда наблюдается яйцеживорождение.

2.

Какие

характерные

особенности

строения

ящериц

способствовали

распространению

животных

в

наземной

среде?

3. Назовите способы защиты ящериц от врагов.

4.

Заполните

схему,

назовите

отряды

и

по

одному

представителю:

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

Отряд

Отряд

Отряд

Отряд

5.

Чья

голова

изображена

на

рисунке

змеи

или

ящерицы? Ответ поясните.

14

6.

Какие

особенности

размножения

рептилий

характеризуют их как типично наземных животных?

7. Почему в среднеазиатских пустынях среди позвоночных

большинство видов — рептилии? Ответ обоснуйте.

8. Известно, что среди рептилии есть ряд видов, которые

строят гнезда. Назовите их.

9. Составьте таблицу «Скелет прыткой ящерицы»

№№

Название отдела

Составляющие кости

1.

10.

Почему

крокодилов

и

черепах,

живущих

в

воде,

считают

наземными

животными,

приспособившимися

к

водной среде?

11. Для чего нужен яд ядовитым змеям, ящерицам?

12.

Как

называется

самая

крупная

ящерица

современности? Каковы ее размеры? Где обитает?

13.

«Мы

медленно

дрейфовали

вниз

по

течению

Рио-

Негро,

когда

почти

под

самым

носом

лодки

показалась

треугольная голова и несколько метров извивающегося тела.

Она вылезла на берег и свернулась под кустом в тугой узел»

(Рольф Бломбсрг). Этой водяной змее принадлежит рекорд по

длине. Достоверно измеренные особи имели размер до 11,5

метров. О какой змее идет речь?

14. Известно, что и удавы, и питоны душат добычу. А чем

они отличаются?

15. У этой новозеландской рептилии три названия. Она

самое

древнее

из

наземных

позвоночных

современности.

15

Возраст

этого

вида

около

220

миллионов

лет.

Вот

как

описывает

это

животное

Дж.

Даррелл:

«Основная окраска

кожи

зеленовато-бурая

с

серыми

и

желтыми

пятнами

и

полосами. Вдоль спины от головы до хвоста тянется гребень,

состоящий из маленьких треугольников белой кожи. Хвост

украшают шипы. Крупная голова, огромные черные глаза,

«третий глаз», помещающийся между двумя настоящими и

«улыбающийся» рот—вот портрет…»

16. Известно, что самые ядовитые змеи – морские. С чем

это связано?

17. Самые-самые…

—быстрая ядовитая змея?

—крупная ядовитая змея?

— длинная змея?

18.

Из

списка

рептилий

выберите

те

виды,

которые

обитают:

А: в Америке

Б: в Азии

степная

гадюка,

королевская

кобра,

гавиал,

анаконда,

миссисипский

аллигатор,

королевская

змея,

гребенчатый

крокодил, обыкновенная игуана, тигровый питон,

гремучая змея.

19.

Заполните

клетки.

По

вертикали

зашифровано

название ныне живущего «современника» динозавров.

1. Очковая змея.

2. Сухопутный крокодил.

3. Пестро окрашенный азиатский уж.

4. Ядовитая

змея

средней

полосы

России.

5.

Маленькие

ящерицы

с

цепкими

пальцами, обитают в зданиях.

6.

Египетская кобра или легендарная

змея, повинная в смерти Клеопатры.

7. Ящерица

с

названием

сказочного

1

2

3

4

5

6

7

8

16

чудовища.

8.

Древняя

рептилия,

отличающаяся

способностью быстро менять окраску.

20.

«Четвертая

лишняя».

Объяните,

почему?

Придумайте свои логические цепочки.

Анаконда — кобра —питон —уж.

Кайман — гавиал — аллигатор — полоз.

21.

200

миллионов

лет

тому

назад

Землю

населяли

динозавры и зверозубые ящеры. В чем причина вымирания

ящеров?

22. Назовите рептилий, спрятанных в этих словах:

КАНАДА+

ОН,

ТОН+

ПИ,

ЗМЕЙ+СЛЕПОК+А,

ГОЛОВА+КОЛ+КРУГ.

Класс «ПТИЦЫ»

1. Размер одного яйца – 15 см., вес достигает 1600 г., в

течении периода размножения самка сносит до 20 яиц. О

какой птице идет речь?

2. Крылья этих птиц превратились в ласты.

3. Самые крупные летающие птицы, обитают в южном

полушарии. Самка откладывает одно единственное яйцо.

4.

Ловом

рыбы

эти

птицы

занимаются

сообща,

на

мелководье.

Выстроившись

полукругом

и

сильно

хлопая

крыльями по воде, они подгоняют рыбу к берегу, где ее без

труда

вылавливают

своим

широким,

снабженным

кожным

мешком клювом, пользуясь им как сачком.

5.

В

Средней

и

Западной

Европе

эта

птица

считается

символом счастья. Оперение белое, крылья черные, клюй и

ноги красные. Летят с вытянутой шеей, взрослые безголосые.

Именно в него превращается Халиф в известной сказке.

17

6. Типичный обитатель африканских саванн. Его рост 1,2

м,

излюбленной

добычей

являются

змеи,

которых

он

добывает, охотясь пешком и убивая сильными ногами.

Вот как описывает птицу Майн Рад в романе «В дебрях

Южной Африки…»: «Птица была странная. Внешним видом

она напоминала журавля: длинные ноги, тот же рост. Однако

форма головы и клюва сближала ее с орлом и коршуном. У

нее

были

прекрасно

развиты

крылья,

«шпоры»

на

ногах,

длинный

хвост,

в

котором

2

средних

пера

были

длиннее

остальных. Самым замечательным в этой птице был ее хохол.

Он состоял из множества длинных темных перьев, которые

росли у нее на темени, и ложились по шее, спадая почти до

плеч.

Это

воображаемое

сходство

с

писцом

стародавних

времен послужило к ее наименованию —…..».

7. Представители

этого

семейства

издавна

ценились

в

качестве

ловчих.

При

дворах

властителей

и

знати

в

средневековье

хорошо

обученная

птица

ценилась

на

вес

золота. Да и сейчас эти птицы стоят очень дорого. Многие

виды занесены в «Красную книгу». В толковом словаре В,

И.Даля есть такое определение: «… ловчая птица не берет

добычи с земли, а бьет на лету, для чего догоняет ее, а затем

внезапно ударяет стрелой».

8. «Самец роет с помощью ног яму, заполняет отмершей

растительностью, сверху насыпает песок. Под воздействием

дождя

и

солнца

начинается

гниение,

и

температура

в

«инкубаторе» повышается до +35

0

. Размер «инкубатора» в

диаметре достигает 4 метров, в высоту- до 2 м. Ежедневно

самец с помощью клюва определяет температуру в гнезде и

следит,

чтобы

она

не

изменилась»

(Дж.

Даррелл.

«Путь

кенгуренка»).

Птицы этого рода обитают в Австралии, Новой Гвинее, в

Филиппинах.

9. Вся их прелесть заключена в хвосте, в двух очень

длинных,

изящно

изогнутых

перьях,

очертанием

18

напоминающих

старинный

музыкальный

инструмент.

Эта

иллюзия

тем

сильнее,

что

пространство

между

двумя

крайними перьями заполнено ажурным узором из тончайших

белых перьев, похожих на струны. Когда подходит начало

брачного сезона, самцы выбирают в лесу участки, которые

превращают в «танцевальные залы». Хвост и пение — вот два

средства, с помощью которых самец привлекает самок». (Дж.

Даррелл, «Путь кенгуренка»).

10. Общественные птицы, предки которых одомашнены в

Юго-Восточной Азии в 3 тысячелетии до нашей эры. Самец

славится

драчливостью

и

нетерпением

к

себе

подобным.

Некоторые породы разводятся ради мяса или яиц, но есть

породы, разводимые исключительно в декоративных целях.

Назовите этих птиц.

11.Заполните

клетки.

Если

правильно

отгадаете,

по

вертикали

прочитаете

название

птицы,

которая

является

типичным обитателем лесов России.

1) Каменная куропатка.

2)

Обитатель

тайги,

самец во

время тока настолько увлечен,

что ничего не слышит.

3) Промысловая

птица

с

пестрым оперением.

4) Порода кур.

5) Обитатель

лугов

с

характерным

криком

«под-

полоть».

6)

Промысловая птица с очень

ярким

оперением

и

длинным

хвостом

крышеобразной

формы.

7). Обитатель

северных

лесов

Евразии, боровая дичь.

8).

Крупная птица весом до 18

килограммов,

впервые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

приручена индейцами.

9).

Птица с короной на голове

и длинным хвостом, усеянным

синими,

зелеными

и

бронзовыми «глазками».

12. Строй летящей высоко стаи образует тупой клин. На

лету издают громкое курлыканье. Часто собираются группами

и

исполняют

под

аккомпанемент

громких

криков

танцевальные «па», реверансы, прыжки, принимают забавные

позы.

13.

Именно

колонии

этих

птиц

устраивают

«птичьи

базары» на Крайнем Севере.

14. Рисунок Пабло Пикассо с изображением этой птицы с

оливковой ветвью в клюве стал олицетворением мира на

Земле.

15. Эти птицы отличаются наибольшими среди пернатых

умственными

способностями.

Благодаря

мощному

языку,

особому строению голосового аппарата, а также благодаря

хорошей памяти легко заучивают отдельные слова и фразы.

Долгожители.

16.

Самец

и

самка

не

отличаются

по

оперению.

Два

пальца

на

ноге

направлены

вперед,

два

пальца

назад.

Типичные гнездовые паразиты, причем форма и окраска яиц

сильно

походят

на

яйца

видов-хозяев.

В

начале

августа

улетают на зимовку.

17. Ни в одной другой группе птиц нет видов со столь

красивым оперением. Богатство расцветки часто дополняется

различными

украшениями

из

перьев:

хохлы,

воротники,

длинные

и

вильчатые

хвосты.

Механизм

полета

принципиально иной, чем у других птиц: они в состоянии

менять

направление

полета,

зависать

в

воздухе.

Число

взмахов крыльев в секунду меняется от 50 до 200. Некоторые

виды

специализировались

на

добывании

корма

на

20

определенных

растениях,

в

результате

их

клюв

приспособлен к размерам и форме цветков.

18. «Готовясь выводить птенцов, самка выбирает дупло.

Когда гнездо построено и яйца снесены, самка садится на них

и остается в дупле до того времени, пока птенцы не оперятся.

Чтобы защитить ее на время от нападения врагов, самец,

пользуясь

большим

клювом,

замуровывает

вход

в

гнездо,

оставляя лишь небольшое отверстие, через которое проходит

клюв самки. Материалом для замуровывания служит глина

и ил. Большой клюв самца с отростком, похожим на рог,

увенчан чем-то вроде шлема, прикрывающего клюв сверху».

(Майн Рид «Ползуны по скалам»). Какая это птица?

19.

Заполните

клетки

названиями

птиц

нашей

страны,

которые начинаются на букву «с».

Зимующие и кочующие

Улетающие на юг

20. Назовите птиц, занесенных в Красную книгу Вашего

края, республики.

21. Вася проводил длительные наблюдения за питанием

щегла.

Оказалось,

что

при

низких

температурах

птица

за

сутки

потребляет

больше

пищи,

чем

при

высоких

температурах. Почему?

22. Почему птицы «купаются» в пытш?

23. Заполните таблицу:

21

Характеристика водоплавающих птиц.

Название

Особенности

внешнего

строения

Окраска

оперения

Особенности

питания

24. Говорят, «гуси спасли Рим». Объясните, как это могло

произойти?

25.

Есть

следующие

народные

приметы,

которые

прогнозируют погоду:

«Вороны и галки раскричались, а мелкие птицы затихли».

«Воробьи нахохлились».

«Гусь поднимает лапу, а клюв прячет под крыло».

О наступлении какой погоды идет речь?

26. В начале XX столетия в Северной Норвегии было

организовано

массовое

истребление

хищных

птиц.

Численность

куропаток

в

результате

этого

мероприятия

сначала

увеличилась,

а

затем

началась

массовая

гибель

куропаток.

В чем причина падения численности боровой дичи?

27. Случаи столкновения самолетов с птицами - частые

явления. Это настолько серьезная проблема, что во многих

странах ведутся исследования способов защиты от птиц в

воздухе. В чем состоит проблема?

28.

Заполните таблицу (по 3 птицы).

Птицы нашей Республики.

№№

Тип питания

Название птиц

Среда обитания

1.

2.

3.

Зерноядные

22

1 .

2.

3 .

Насекомоядные

1 .

2.

3.

Хищники

29.

Есть

примета:

«Журавли

осенью улетают

на

юг

в

холодные

дни».

Какая

связь

между

холодной

погодой

и

полетом журавлей на юг?

30.

Кроме

голосов

собратьев,

ухо

птиц

воспринимает

биологически

важные

для

них

звуки.

На

какой

звук

«настроено» ухо совы?

31.

Продумайте,

какие

изменения

произойдут

в

жизни

лесных птиц, если:

а) проведена санитарная рубка?

Б) уничтожены хищные птицы?

В) проведена борьба с гнусом?

32.

Почему

пища,

положенная

в

гнездо

человеком,

не

будет съедена птенцом гнездовых, каким бы голодным он не

был?

33. Определите птиц по клювам.

34. Подчеркните название самой черной птицы: а) кулик-

черныш; б) черный аист;

23

в) черный дятел; г) грач.

Что у каждой из них не черное?

35. На рисунке изображены: ласточка, галка, трясогузка,

дятел.Раскрасьте их.

36. Определите, какая птица в цепочке лишняя. Ответы

обоснуйте.

Каждая

цепочка

имеет

несколько

вариантов

ответа.

1.

Нанду — ара — тукан — жако

2.

Фазан — павлин — журавль — сорная курица

3.

Стриж — ласточка — козодой колибри

24

37.

Расположите

следующих

птиц

в

порядке

сроков

прилета: скворец, ласточка, трясогузка, грач, кукушка.

38. Заполните

кроссворд:

«Все

о

попугаях».

Если

правильно

заполните,

по

вертикали

найдете

название

«совиного попугая «, утратившего способность к полету.

1.

«Озверевший

попугай»,

нападает

на

овец,

обитатель

Новой Зеландии.

2. Хохлатый

крупный

австралийский попугай.

3.

Африканский

попугай,

лучший говорун.

4. Крупный яркий попугай с

длинным хвостом.

5.

Маленькие

декоративные

птицы

с

широким

ступенчатым хвостом.

6. Амазонские попугаи.

1

2

3

4

5

6

39. У многих певчих птиц есть сложная видовая песня и

набор коротких сигналов, зачастую сходных у представителей

разных

видов.

Какова

роль

первых

и

вторых

типов

сигнализации в жизни птиц?

40. Курица и голубь начали пить одновременно. Какая из

птиц останется дольше с опущенным в воду клювом? Ответ

обоснуйте.

41. Заполните таблицу.

Особенности хищных птиц.

Отряд,

представители

Корм,способ

добывания

Адаптации

25

1.Дневные

хищные

птицы:

сокол – сапсан

беркут

гриф – стервятник

2. Ночные хищные птицы:

филин

42. Заполните таблицу.

Значение птиц в природе и в жизни человека

№№

Название

Значение в природе или для

человека

1.

2.

3.

4.

5.

43. «Древние

назвали

его

«птица-верблюдь».

Два

толстых пальца на ногах, похожие на раздвоенное копыто,

голые ноги и длинная шея, на груди нарост. Стада этих птиц

мирно

пасутся

с

зебрами

и

антилопами.

Самец

крупнее

подруг. На фоне угольно-черных перьев, которыми покрыто

тело,

красиво

выделяются

белоснежные

крылья

и

хвост.

Окраска

самок

серо-

коричневая»

(Майн

Рид.

«Юные

охотники или повесть о приключениях в Южной Африке»).

44.

На многих океанических островах независимо друг

от друга возникали бескрылые виды птиц. Почему?

45. И

пищуха,

и

пеночка

насекомоядные

птицы.

Почему пеночка улетает на зимовку в теплые края, и пищуха

остается?

26

46. Впишите в кружок на карте номер тех двух видов

птиц, которые характерны для данного района России.

1. голубая сорока, утка-мандаринка

2. глухарь, кукша-сойка

3. дрофа, коростель

Класс «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ»

1.

Назовите

самого

крупного

водного

и

наземного

представителя млекопитающих.

2.

Какие

особенности

внешнего

строения

животных

позволяет их отнести к классу млекопитающих?

3. Заполните таблицу.

Особенности строения скелета млекопитающих.

№№

Отделы скелета

Названия и особенности костей

1.

27

2.

3.

4.

5.

6.

7.

4. В

некоторых

городах

мира,

например,

в

городе

Колтуши

под

Санкт-Петербургом,

в

городе

Гандагай

в

Австралии, перед монастырем Святой Бернар в Швейцарии

имеются

памятники

собакам.

Чем

собака

заелужила

такие

почести?

5.

«У них упругий клюв и перепончатые ноги, как у

утки; тело покрыто короткой, очень мягкой шерстью, как у

крота; хвост короткий и веслообразный , как у бобра; задние

ноги

самца вооружены

шпорами

с

ядом,

который

так

же

опасен, как у змеи. Детеныши этого животного вылупляются

из яиц. У самки нет сосков, молоко выделяется через мелкие

отверстия, и детеныши слизывают его». (Дж. Даррелл. «Путь

кенгуренка»).

Когда впервые чучело этого животного попало в руки

зоологов, те приняли его как розыгрыш. Как называется это

животное?

6.

Это

крошечное

животное,

чтобы

не

помереть

с

голоду, питается около 20 часов в сутки. Его можно встретить

по всей лесной полосе России, хотя численность крайне

низкая. Занесено в Красную Книгу. Как его зовут?

7.

Заполните

клетки:

«Все

о

сумчатых».

Если

правильно

заполните,

по

вертикали

прочитаете

название

сумчатого медведя.

28

1)Самое крупное

сумчатое,эмблема

авиации Австралии

2) Сумчатая крыса Южной

Америки

3) Сумчатые с двумя

резцами в челюстях

4) Мелкие лесные кенгуру

5) Обитатель пресноводных

водоемов Южной Америки,

питается рыбой

1

2

3

4

5

8. Принципы функционирования различных органов этого

животного

успешно

применяются

в

технике.

Назовите

животное и приведите примеры использования в бионике.

9. Известно, что еж –насекомоядное. Однако, очень часто

его рисуют с яблоками и грибами на спине. Соответствуют ли

рисунки правде? Аргументируйте ответ.

10. Заполните таблицу.

Представители отряда грызунов, обитатели РФ

№№

Название

Значение

в природе или для

человека

1.

2.

3.

4.

5.

11.

С

помощью

цифр

укажите

характерные

признаки

хищных по семействам.

A. Кошачьи

29

Б. Волчьи

B. Медвежьи

Г. Куньи

1. Добычу достигают гоном.

2. Добычу подкарауливают в засаде.

3. Когти не втяжные.

4. Когти втяжные.

5. Хорошо развито обоняние.

6. Хорошо развиты зрение и слух.

7. Голова имеет округлую форму.

8. Голова имеет вытянутую морду.

9. Питается исключительно животной пищей.

10. Полифаг, часто переходит на растительный корм.

11.Являются

ценными промысловыми животными.

12. Некоторые виды занесены в Красную Книгу РФ.

13.Некоторые

«одомашнены»

и

разводятся

в

зверофермах.

12. Впишите названия представителей антилоп в клетки.

Г

О

С

Г

С

Д

13. Этот вид считается предком крупного рогатого скота,

в XV—XVIII веках был распространен в лесных участках

Европы и Азии. Из-за чрезмерного преследования ради мяса и

шкуры исчез к XVIII веку. В «Слово о полку Игореве» за силу

и храбрость некоторых русских князей величают по названию

этого животного. Какой это зверь?

30

14. Это животное было впервые достоверно описано еще

в

трудах

Геродота

и

Аристотеля,

Его

латинское

название

переводится как «речная лошадь», иногда называют водяной

лошадью.

«Громадная

голова,

вооруженная

пастью

с

огромными

клыками,

массивное

туловище,

короткие

столбообразные

ноги

все

это

представляет

полное

нарушение

гармонии»,—

пишет

А.

Брэм.

Приведите

два

названия этого животного.

15. Наши шарики с сюрпризом. В них короткие словечки,

из букв которых вам предстоит собрать название животного,

относящегося к отряду неполнозубых, распространенных во

влажных тропических лесах или степях Южной Америки и

Африки.

Цифры указывают, сколько букв не участвуют в новом

слове.

16.

Напишите

названия

грызунов

нашей

республики,

которые:

а) залегают в зимнюю спячку, сделав запасы пищи;

б) ведут и зимой активный образ жизни.

17.

Заполните кроссворд. «Все о грызунах»

По горизонтали:

1. Строитель плотин.

2.Самый крупный грызун, водится в Южной Америке.

3.Внешне

похожие на кроликов животные с самым дорогим

мехом.

4. Акклиматизированное в России промысловое животное из

31

грызунов.

По вертикали:

1. Мелкий, на мышей похожий грызун.

2. Колониальный грызун, занесен в Красную книгу РТ.

3. Серая крыса.

4. Грызун, тело которого покрыто длинными иголками.

18.Известно, что у некоторых животных (зайцы, киты и

другие) молоко очень жирное, а у других (обезьяны, волки) —

нет.

Предложите

объяснение

этому

факту.

Попробуйте

назвать животных, у которых должно быть жирное молоко.

19.

Многие

млекопитающие

объединяются

в

стада.

Назовите

преимущества

и

недостатки

стадного

образа

жизни. Ответы сопровождайте примерами.

20.

Почему

род

крупных

животных

(например,

слон)

содержит,

как

правило,

меньше

видов,

чем

род

мелких

животных (например, мышь).

21.

Назовите

четыре

внешних

признака,

по

которым

индийский слон отличается от африканского.

22. «Это великолепное животное с огромным туловищем и

большим носом. Нрав

у них самый мирный. Они лежали

тесной кучей и крепко спали, похожие на скопище громадных

1

1

3

2

4

2

2

32

свиней».

Так

описывал

Чарльз

Дарвин

в

своем

дневнике

«Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»

этих ластоногих. Обитают они в основном в южных морях.

Как они называются?

23. Крупное ластоногое с двумя длинными (до 90 см)

клыками. По описанию Пахуэль-Леше, «У ….. зрение его

плохое, слух несколько лучше, обоняние развито прекрасно».

Обитатель Крайнего Севера. Какое животное имел в виду

натуралист?

24. Заполните схему.

Вторичноводные животные

Настоящие киты

Зубастые киты

1

2

3

1

2

3

25. «Древние индусы и египтяне строили для них целые

храмы, римляне держали их в своих домах для удовольствия.

Мы,

европейцы,

видим

в

этих

животных

существа,

нам

родственные по устройству тела»(Альфред Брем).

О каких животных идет речь?

26.

Ночные

полуобезьяны

с

крупными

глазами,

распространены в Мадагаскаре и Юго-восточной Азии. Как

их общее название?

27. В этом квадрате спрятаны названия 12 представитей

отрядов парнокопытных, непарнокопытных

и мозоленогих.

Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы

все клетки, нигде не пересекаясь и никуда не заходя дважды

33

Б

Е

Г

К

У

Л

Я

Л

О

М

Е

И

Н

О

К

Е

Т

С

А

В

Ь

В

Б

С

И

В

М

А

Я

Й

У

О

Н

Ь

Я

Л

Т

А

П

Ь

С

О

Н

Ф

З

Р

И

Д

О

Г

Ж

А

Е

А

Л

А

Р

О

И

Р

Б

Р

О

Ш

28. Заполните кроссворд.

По горизонтали:

1. Американские голосистые

обезьяны.

2. Лемур,

получивший

репутацию

солнцепоклонника.

3. Павианы

с

львиной

гривой.

По вертикали:

1. Самая «умная» обезьяна,

2. Древесная

рыжая

человекообразная обезьяна,

3. Самая крупная обезьяна.

4. Самая северная обезьяна.

5. Общее

название

цепкохвостых обезьян.

6. Длиннорукая

3

5

1

2

1

2

6

3

4

34

человекообразная обезьяна

29.

С

помощью

цифр

укажите

характерные

признаки

животных по отрядам:

А. Хищные.

Б. Приматы.

1. Питаются животной и растительной нищей.

2. Питаются животной пищей.

3. Зубы разделены на резцы, клыки и коренные.

4. Имеются хищные зубы.

5. Пальцы снабжены когтями.

6. Пальцы имеют ногти.

7. Глаза близко посажены друг к другу, зрение бинокулярное,

8. «Лицо» у большинства голое.

ОБОБЩЕНИЕ

1.В

чем

биологическая

несообразность

мифологических

животных:

-гарпии (полуженщина-полуптица) ,

-кентавра (полулошадь-получсловек),

- пегаса (крылатая лошадь).

2.

Приводится

отрывок

из

воспоминаний

«известного

путешественника В. Горюнова» о его поездке в Индию: «Я

пробирался между колючими кустами стрелолиста, с ветвей

которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть

очередную жертву. Под ногами у меня шуршал папирус. На

фоне

общего

днообразия

выделялись

яркие

цветы

венериного

пояса

хищного

тропического

папоротника.

Пару раз тропинку пересекали слсды тигра или гориллы —

страшных

врагов

лесных

бизонов.

Из

гнилого

болота

в

зарослях бодяги выбежал косматый броненосец и с топотом

устремился в чащу. Начало припекать. За плечо меня больно

укусила пиявка, и я понял, что пора возвращаться.. «

35

Сколько биологических неточностей вы смогли заметить

в этом тексте? Объясните, в чем они состоят.

3.

Ниже

приводятся

четыре

группы

животных,

относящихся к различным классам. В каком континенте они

обитают?

A. Ягуар, кайман, попугай-ара, пипа суринамская, пиранья.

Б. Динго, гребенчатый крокодил, странствующий альбатрос,

гаттерия, тайпан.

B. Гиена,

кобра,

птица-секретарь,

волосатая

лягушка,

тиляпия.

Г. Леопард, питон сетчатый, павлин, тритон-углезуб, севрюга.

4.

«Четвертый- лишний». Каждая логическая цепочка

имеет два варианта. Ответы обоснуйте.

А. Коала — опоссум — кенгуру — эму

Б. Акула — дельфин — кашалот — морская выдра (калан)

5.

«Россия — родина слонов». Есть ли рациональное

зерно в этом утверждении?

6.

«Кто

ответит

быстрее»-

приведите

названия

нижеперечисленных животных:

-черный леопард

-бескрылая птица

-птица, строящая дворец бракосочетаний

-летучая мышь –кровосос

-одичавшие лошади прерий

-беззубые млекопитающие

-истребители змей

-самая крупная летающая птица

-голая обезьяна

36

ОТВЕТЫ на вопросы

Тема: надкласс «РЫБЫ»

1. Одна.

2. Откладывают икру в мантийную полость моллюска (

горчак), строят гнезда (судак), икра развивается в ротовой

полости родителей (тиляпия) и т.

Д. Возрастает процент

выживаемости потомства.

3. Севрюга, осетр, стерлядь, белуга, кижуч, шип, кета.

4. Лоцман-рыба сопровождает акулу к жертве, питается

остатками

пищи.

Таким

образом,

содружество

является

взаимовыгодным.

5. а) использование естественных укрытий (мурена);

б) симбиоз с защищенными животными (рыба-клоун-

акгиния)

в) маскировка (камбала)

г) ядовитость (предупреждающая окраска)

д) шипы, колючки (еж)

е) увеличение размеров тела и т. Д.

6.

Пресная

вода

препятствие

для

морских

рыб

и

наоборот, соленая – для пресноводных.

7. Путем эхолокации.

8.

Газообмен

в

жабрах

вдет

путем

осмоса,

только

растворенный

в

воде

кислород

может

проникнуть

через

жабры в кровяные сосуды.

9.

Нельзя.

Кровеносная

система

рыб

(акул)

принципиально иная, чем у млекопитающих.

10. Так называемые полупроходные рыбы: все осетровые

кроме стерляди, лососевые.

11. Меч-рыба или марлин.

12. Фактор запаха. У рыб прекрасное обоняние.

13. Неправильно

изображены:

у

летучей

рыбы

грудные

плавники,

хвост;

у

камбалы

боковая

линия,

жаберные крышки, глаза; у акулы – жаберные крышки

37

(должны

быть

щели),

плавники,

в

том

числе

хвостовой

плавник.

14. Вырабатывается условный рефлекс.

15.

Перед

дождем

из-за

конденсации

влаги

крылья

насекомых

тяжелеют,

они

летают

низко

над

водой.

Рыба

кормится на поверхности и охотно берет крючок с наживкой.

16. Плотность воды намного выше.

17.

У

некоторых

(акул)

рыб

отсутствует

плавательный

пузырь, поэтому они тонут.

18.

1

кривая

(прямая)

соответствует

случаям,

когда

смертность постоянна во всех возрастах. Кривая выживания

такого типа характерна для многих живородящих рыб (акулы,

аквариумные рыбы ); 2 кривая характеризует повышенную

смертность

особей

на

ранних

возрастах

и

высокую

выживаемость на

более

поздних

стадиях. Характерны

для

электрических рыб, ядовитых (скат); 3

кривая

смертность высокая на всех стадиях, характерна для рыб с

большим количеством икры (к ним относятся большинство

известных видов рыб, например, судак, карп).

19. Объем плавательного пузыря зависит от плотности

воды.

Соленая

вода

имеет

большую

плотность,

поэтому

требуется меньше усилий для удержания в толще воды.

20. Морской конек.

21. Морской еж.

22. Двоякодышащие: лепидосирен, рогозуб, протоптер.

24.

При

ударе

молнии

в

воду

через

воду

идет

электрический

ток.

Если

рыба

оказалась

в

пределах

распространения

тока,

возникает

опасность

се

поражения,

особенно, если водоем мелководный.

25.

Угри

могут

двигаться

по

мокрой

траве

и

при

миграциях попасть в колодец.

26. У рыб имеются слуховые камешки, слух достаточно

развитый.

Звуки

рыбы

издают

с

помощью

плавательных

38

пузырьков,

щелкая

жаберными

крышками,

скрежещут

зубами.

27.

Причин может быть несколько:

а) посадили в неотстоянную водопроводную воду;

б) переохлаждение при перевозке;

в)

резкий перепад температуры при помещении в аквариум.

28. а) треска, сельдь, салака, хек, хамса, минтай, бычок,

тюлька.

Б) другие оставшиеся.

30.

1. 1в. Пиранья — пресноводная

2в. Акула — хрящевая рыба

Зв. Мурена – придонная, остальные пелагические

рыбы.

1.

1в. Щука — хищная

2в. Карп разводится искусственно в бассейнах.

31.

Тиляпия.

Тема: «ЗЕМНОВОДНЫЕ»

2.

У

жаб

имеются

на

коже

железы,

выделяющие

специфическую жидкость,

отпугивающую кровососов.

3.

У земноводных развито два типа дыхания: кожное и

легочное, Под водой газообмен идет через кожу.

4.

1. Саламандра 2. Жаба 3. Квакша 4. Жерлянка 5.

Чесночница 6. Тритон.

5.

Не

может,

так

как

у

лягушек

механизм

дыхания

нагнетательного типа.

6.

Во-первых,

земноводные

холоднокровные

животные; во-вторых, сухой климат приводит к иссушению

кожи,

теряется

влага,

возможность

дыхания

через

кожу.

Поэтому

дня

их

существования

оптимальным

являются

влажные тропики.

39

7.

Травяная, остромордая, озерная прудовая лягушка,

бурая и зеленая жабы, обыкновенный тритон.

8.

Маскировка,

угрожающая

поза,

яд,

активное

избегание.

9. Оставить все, как есть. При трехкамерном сердце в

желудочке имеются перегородки, кровь мало смешивается и в

сонныс артерии попадает наиболее богатая кислородом кровь.

Лягушки значительную часть жизни проводят в воде. При

этом легкие бездействуют. Поток крови через них снижается,

и кровь насыщается кислородом через кожу. Если бы сердце

было

четырехкамерным,

у

земноводных

полностью

обособился

бы

легочный

круг,

зимой

пришлось

бы

перекачивать

всю

кровь

через

легкие,

затрачивая

на

это

большое количество энергии.

11.

Пила суринамская.

12.

Жаба-повитуха.

13.

Это

вырост

кожи,

а

не

волосы.

Благодаря

им

увеличивается поверхность кожи, активизируется газообмен.

14.

У

земноводных

кожа

голая,

характеризуется

проницаемостью.

В

морской

воде

из-за

большой

разницы

концентрации соли в организме и внешней среде происходит

потеря воды организмом и земноводные погибают.

15.

Свистун или рогатая лягушка.

16.

Саламандра

исполинская,

голиаф,

ага,

травяная

лягушка, ринодерма Дарвина.

17.

а) 1 вариант. Пипа, так как относится к животным,

распространенным в Америке, тогда как остальные обитатели

нашего региона.

2 вариант. Жерлянка, т.к. имеет ядовитые железы.

Б) 1 вариант. Травяная лягушка, т,к, относится к

мелким формам,

2

вариант.

Жаба-ага,

т.к.

представляет

другой

род.

18.

Квакают только самцы.

40

20. Для амбистомы (хвостатое земноводное) характерна

неотения, т.е. размножение в личиночной стадии. Личинка

называется аксолотль.

Тема: «ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ»

1.

А:2

,

4, 7, 9.

Б: 1, 3, 5,6,8.

2.

а) откладывание яиц, имеющих защитную оболочку;

б) сухая кожа, защищенная чешуей;

в) исключительно легочное дыхание.

3.

а) некоторые (например, круглоголовка) раздувают

капюшон, принимают угрожающие позы;

б) закапывание в грунт, песок (активное избегание);

в)

аутотомия (самокалечение);

г)

ядовитые железы.

5. Голова ящерицы с наружным слуховым проходом и

подвижными веками.

6. Строение яиц.

7.

а)

высокие

температуры

в

пустыне

обеспечивают

активность рептилий большую часть года и в любое время

суток;

б) рептилии нетребовательны к убежищам;

в)

разнообразный

пищевой

спектр

в

сочетании

с

замедленным обменом веществ;

г) слабое испарение влаги с поверхности тела, экономия

влаги

достигается

за

счет

выделения

безводной

мочевой

кислоты;

д) впадают в спячку при неблагоприятных условиях.

8. Питоны,

крокодилы, кобры.

10. Исключительно легочное дыхание,

11.

Яд

имеет несколько

функций:

убивает

жертву

или

парализует добычу. В составе яда имеются ферменты для

расщепления пищевых продуктов.

41

12.

Комодский

варан

(дракон)

(Индонезия,

остров

Комодо), до 4,5 м.

13. Анаконда.

14. Отличия:

а) питоны откладывают яйца, обитают в Африке, Азии,

Австралии, кусают и душат жертву;

б)

удавы

рождают

живых

детенышей,

в

основном

области распространения — Америка, Азия, Европа.

15. Гаттерия (туатара, сфенодон).

16. а) на холоднокровных животных (пищевые объекты

морских змей) яд действует меньше;

б) большая часть яда попадает в воду.

17. Мамба, королевская кобра, тайпан.

18. А.: анаконда, миссипийский аллигатор, королевская

змея, обыкновенная игуана, гремучая змея;

Б.: остальные,

19. 1—кобра, 2—варан, 3—полоз, 4— гадюка, 5— геккон,

6 —аспид, 7—василиск, 8—хамелеон.

20. А.: 1в. Анаконда, т.к. обитает в Америке.

2в. Кобра, т.к. ядовитая. Остальные душат жертву.

Б.: 1 в. Полоз, т.к. змея, остальные крокодилы.

2в. Кайман, т.к. обитает в Америке, остальные в

Азии.

21.

Гипотез несколько, основные — из-за климата.

Тема: «ПТИЦЫ»

1. Американский страус.

2. Пингвины.

3. Альбатрос странствующий.

4. Пеликаны,

5. Белый аист.

6. Птица-секретарь.

7. Соколиные.

8. Сорные куры (большеногие, глазчатые курицы).

42

9. Лирохвост.

10. Куриные.

11. Кеклик, глухарь, рябчик, еггорн, перепел, фазан,

тетерев, индейка, павлин.

12. Журавли.

13. Чистик, кайра, тупик, гагара.

14. Голубь.

15. Попугай.

16. Кукушка.

17. Колибри.

18. Птица-носорог.

19.

А.:

сыч,

сова,

сойка,

сорока,

синица,

снегирь,

свиристель.

Б.: стриж, славка, свиязь, скворец, соловей, сверчок,

сорокопут.

20. Кречет, сапсан, бкркут, орлан-белохвост, филин.

21. Понижение температуры воздуха приводит к потере

тепла

организмом.

Для

компенсации

потери

энергии

необходимо усиленное питание.

22. Для избавления от перьевых и кожных паразитов.

24.

При

малейшем

шуме

гуси

начинают

гоготать

и

подхватывают друг друга.

25. Суровая, холодная погода.

26.1)

Хищники

в

основном

ловят

ослабленных

птиц,

выполняя роль санитаров.

2) При высокой численности наблюдается недостаток

пищи.

27.

Ударная

сила

столкновения

птицы

и

самолета

в

зависимости от скорости разная и доходит до 300 тысяч атм.

Удары

птиц

могут

привести

к

авариям

даже

крупных

реактивных самолетов.

29. В холодные осенние дни ветер, как правило, северный,

следовательно,

попутный.

Если

день

теплый,

журавли

прерывают полет, так как приходится лететь против ветра.

43

30. На писк мышей.

31. а) исчезнут дупла для птиц-дуплянников.

Б) больше станет больных птиц.

В) меньше корма для насекомоядных летающих птиц.

32. Птенцы глотают корм только при раздражении глотки

клювом родителей, а не подбирают.

33. 1) фламинго, 2) ласточка, 3) орел.

36. 1. 1в. Жако, так как обитает в Африке

2в. Нанду, т.к. нелетающая птица.

1.

1в. Сорная курица, т.к. яйца не насиживает

2в. Журавль — перелетная птица.

2.

1в. Колибри— обитатель Америки, кроме того, механизм

полета иной, чем у других птиц.

2в. Козодой — ночная птица.

37.

Грач-скворец-трясогузка-ласточка-кукушка.

38.

Какапо, кеа, какаду, жако, ара, попугайчик, амазона.

39.

Видоспецифичная

песня

служит

для

привлечения

самки, для обозначения границ территории.

Простые сигналы часто используются как сигнал тревоги

или говорят о наличии пищи.

40. Голубь. Для отряда голубиных характерно всасывание

воды при питье. Курица набирает воду в клюв и опрокивывая

голову, проглатывает.

43. Страус

44. На многих океанических островах сильные ветры,

которым птицы не могут противостоять в воздухе. Поэтому

эволюция шла в двух основных направлениях: у птиц либо

очень

длинные,

мощные

крылья,

либо

крылья

короткие.

Передвижение в основном по суше, прыжкамиСтраус.

45. Пеночка питается летающими насекомыми, пищуха

добывает личинки и гусениц под корой деревьев.

46.

1

группа

представители

орнитофауны

Дальнего

Востока; 2- представители тайги, 3—степи.

44

Тема: МЛЕКОПИТАЮЩИЕ»

1. Самое крупное водное млекопитающее — кит, наземное

— слон ( по массе), жираф (по высоте).

2. Наличие млечных желез и мягких губ.

4.

Во-первых,

собака

является

экспериментальным

животным, во-вторых, спасатель, друг, охранник и т.д.

5. Утконос.

6. Коала — зашифрованное слово.

1—кенгуру,

2—опоссум,

3

— вомбат,

4—валлаби,

5—

плавун.

7. Бурозубка.

8. Летучая мышь. Принцип эхолокации и планирование.

9. Грибы в сушеном виде и листья ежу вероятно нужны

для

дезинфицирования

норки

и

собственной

кожи

от

паразитов,

11. А: 2, 4, 6,7,9, 12

Б: 1,3,5,8,9,11,13

В: 2, 3, 5

,

8, 10, 12

Г: 1, 3, 5, 6, 8, 9,11,12,13

12. Серна, газель, гну, орикс, сайгак, джейран.

13. Тур.

14. Гиппопотам, бегемот.

15. Трубкозуб, муравьед, броненосец, панголин.

16. а) сурок, суслик.

Б) мышь-полевка, белка.

17.

По

горизонтали:

1

бобр,

2

капибара,

3

шиншилла, 4 — ондатра;

По вертикали: 1— полевка, 2 — сурок, 3 — пасюк, 4 —

дикобраз.

18.

Жирное

молоко

у

животных,

детеныши

которых

кормятся нерегулярно (зайцы, тюлени), обитают в суровых

условиях (белые медведи), детеныши высокоактивны (киты,

копытные), с быстрым ростом (китообразные).

45

Молоко нежирное у животных, чьи детеныши находятся

в

убежищах,

регулярно

получают

молоко

матери,

обогреваются теплом матери, медленно растут, а так же у

животных теплых климатических зон.

19.

Преимущество

стадного

образа:

защита

от

врагов,

взаимоподдержка

при

миграциях,

при

нагуле.

Потомство

оставляет более сильный самец, «сторожевая служба».

Недостатки: массовое истребление пищевых ресурсов,

конкуренция

за

полового

партнера,

подверженность

эпизоотиям, группа легче обнаруживается хищниками.

20. а) меньше численность в популяциях;

б)

более

длительная

беременность

и

малое

число

детенышей не дают материала для образования новых видов.

21. У африканского слона покатый лоб, большие уши,

более длинные ноги и бивни как у самца, так и у самки.

22. Морской слон.

23. Морж.

24. Настоящие киты: полосатик, синий, горбач и другие.

Зубастые киты: кашалоты, косатка, дельфины.

25. Обезьяна.

26. Лемуры

27. Бегемот, свинья, носорог, жираф, лама, викунья, тапир,

зебра, лошадь, осел, як, буйвол.

28.

По

горизонтали:

1

ревун,

2

сифака,

3

гамадрил,

По вертикали: 1 —шимпанзе, 2 — орангутанг, 3 —

горилла, 4 — макака, 5 — паук, 6 — гиббон.

29.А: 2, 4, 5.

Б: 1,3,6,7, 8.

46

Использованная литература

1. Брэм А.Э. Жизнь животных. Т.1 Млекопитающие. М.:

Терра», 1992.

2. Даррелл Дж. Под пологом пьяного леса. Зеленая серия. М.:

Армада, 1995.

3. Даррелл Дж. Путь кенгуренка. Зеленая серия. М.: Армада,

1995.

4. Даррелл Дж. Поймайте мне колобуса. Зеленая серия. М.:

Армада, 1995.

5. Зарипова Р.С. Занимательные упражнения и задания по

биологии животных. / Р.С.Зарипова.- Набережные Челны,

«Ак бит», 1997.

6. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания.

/Г.И.Лернер.- М.: Аквариум, 1997.

7. Рид, Т.М .Юные охотники или повесть о приключениях в

Южной Африке. Т.3. Собрание сочинений в восьми

томах./Майн Т.Рид , М.: Пресса, 1992.

8. Рид, Т.М. Ползуны по скалам. Т.4. Собрание сочинений в

восьми томах./Майн Т.Рид , М.: Пресса, 1992.

47

Рая Салиховна Зарипова

Биология животных

Задания для самостоятельной работы

Корректор В.Б.Тулвинский

Макет Т.Ш.Гильфанов

Подписано в печать 11.03.2017

Бумага офсетная. Печать RISО.

Усл. печ. л. 4,0

Тираж 50 экз.

Издательство ФГБОУ ВО «Набережночелнинский

государственный педагогический университет»

423806, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28



В раздел образования