Напоминание

"Система уроков по творчеству М.А. Булгакова"


Автор: Тутуркина Галина Валентиновна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: ГБОУ лицей 369
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система уроков по творчеству М.А. Булгакова"
Раздел: полное образование





Назад




Тутуркина Галина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.А. БУЛГАКОВА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4

Творчество М.А.Булгакова на уроках литературы…………………. ..........5

Урок 1. Сатира М.Булгакова. Повесть «Собачье сердце»………………… 5

Урок 2. «Дни Турбинных» - пьеса о гражданской войне и

судьбах людей в период гражданской войны……………………………..12

Урок 3. Роман «Мастер и Маргарита» - сатирико-философский

роман. Ершалаимские главы………………………………………………..15

Урок 4. Сатирико-бытовая сторона романа.

Московские главы………………………………………………………….. 20

Урок 5. Проблема творчества и судьбы художника.

История мастера и Маргариты…………………………………………….. 23

Заключение………………………………………………………………… 26

Литература……………………………………………………………....... . 27

2

ВВЕДЕНИЕ

Цель

настоящей

методической

разработки

- оказать практическую

помощь преподавателям литературы в планировании уроков по творчеству

М.А.Булгакова.

Творчество

М.А.Булгаков – одна

из

самых

ярких

и

интересных

страниц в литературе XX века. И хотя за последние годы в печати

появилось

немало

материалов, касающихся

творчества

писателя, оно

по-прежнему притягивает внимание и читателей, и исследователей своим

фантастическим

богатством

и

разнообразием,

актуальностью

и

пророчеством. Ни один из его романов, ни одна повесть или пьеса не

укладываются в привычные схемы. Они воспринимаются и толкуются

разными людьми по-разному.

В

методической

разработке

представлена

система

уроков

по

творчеству М.А.Булгакова, рассчитанная на 10 часов. Изучение творчества

писателя подчинено традиционным задачам литературного образования,

связанным

с

формированием

духовного

мира, развитием

эстетического

вкуса, читательских навыков, и одновременно направлено на формирование

навыков анализа литературного произведения. В методической разработке

показано

распределение

учебного

материала

по

урокам, определяется

логическая последовательность этапов урока, обозначены основные аспекты

анализа изучаемых произведений, сформулированы вопросы для бесед со

студентами и основные выводы.

Часы, отводимые учебным планом дисциплине «Литература» (117

часов), не позволяют рассмотреть все предлагаемые произведения писателя.

В этом случае необходимо будет отказаться от изучения некоторых тем,

остановив свой выбор на одной из них.

Следовательно, основная задача данной методической разработки –

помочь преподавателю-словеснику в выборе темы предстоящего разговора

и в организации учебного материала.

3

ТВОРЧЕСТВО М.А.БУЛГАКОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

М.А.Булгаков – великий русский писатель, внёсший свой особенный

неповторимый вклад в развитие отечественной прозы. Произведения,

воплотившие размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и

мире, художнике и власти, в которых удивительным образом переплелись

едкая сатира, тонкий психологический анализ и философское обобщение,

увлекают и восхищают. Стремясь дать глубокий и всесторонний анализ

знаменитых произведений писателя, можно предложить следующую систему

уроков, рассчитанную на десять часов.

Урок 1. Сатира М.А.Булгакова. Повесть «Собачье сердце» (2 часа).

Урок 2. «Дни Турбиных» - пьеса о гражданской войне и судьбах людей

в период гражданской войны (2 часа).

Урок 3. Роман «Мастер и Маргарита» - сатирико-философский роман.

Ершалаимские главы (2 часа).

Урок 4. Сатирико-бытовая сторона романа. Московские главы (2 часа).

Урок 5. Проблема творчества и судьбы художника. История мастера и

Маргариты (2 часа).

УРОК 1. САТИРА М.А.БУЛГАКОВА. ПОВЕСТЬ «СОБАЧЬЕ

СЕРДЦЕ»

Цель: познакомить учащихся с творческой биографией писателя и

особенностями его художественного мира, выявить принципы соединения

бытовой

конкретики

и

фантастики

в

творчестве

писателя, выявить

основные

идеи

повести

«Собачье

сердце»,

показать

актуальность

произведения М.А.Булгакова.

Методические приёмы: аналитическая беседа, сообщения учащихся.

Оборудование: портрет М.А.Булгакова, видеофильмы «Собачье сердце»,

«Роковые яйца».

Ход урока

I. Слово учителя

М.А.Булгаков заслуженно занял почётное место в отечественной

литературе ( за рубе6жом

известен

давно)

как

мастер, умноживший

её

величие и славу и неизменно ощущавший свою кровную связь с её

традициями, восходящими прежде всего и больше всего к А.С.Пушкину.

Но вспоминать стали Булгакова с большим опозданием, спустя 25 лет

после его смерти. В начале 50-х годов за Булгаковым закрепилась стойкая

репутация

«забытого

писателя» и, «произнося

его

имя, даже

в

среде

филологов приходилось долго растолковывать, что кроме «Дней Турбиных»

4

этот автор сочинил немало драм и комедий, да ещё и писал прозу» (Вл.

Лакшин).

И вдруг за какие-нибудь 5-7 лет возник «феномен Булгакова».

Казалось, что время, которое прежде работало против Булгакова, будто

повернулось

к

нему

лицом, обозначив

бурный

рост

литературного

признания. В 1975 году интерес к Булгакову был сильнее, чем в 1965

году, и не спал к 1985 году. Более того нет примет, чтобы в ближайшее

время интерес к писателю пошёл на убыль.

Судьба Булгакова имеет свой драматический рисунок. Ему как будто

было заранее предопределено пройти через тяжкие испытания эпохи войн

и революций, голодать и бедствовать, стать драматургом лучшего в стране

театра, узнать вкус славы и гонения, бури оваций и пору глухой немоты, и

умереть, не дожив до 50 лет, чтобы спустя ещё четверть века вернуться к

нам в своих произведениях.

II. Творческий путь писателя (сообщение учащегося).

III. Актуализация опорных знаний

1. Что такое юмор?

2. Что такое сатира?

3. Каково значение сатирической литературы, зачем она нужна?

(Здоровый, жизнеспособный народ всегда видит свои недостатки и

знает, что меткое, своевременно сказанное острое слово – действенное

орудие борьбы против них. Корни русской сатиры уходят далеко в

прошлое (вспомним хотя бы Иванушку-дурочка). Неудивительно, что после

Октябрьской революции жанр сатиры стал особенно популярным. Главным

предметом

изображения

для

сатириков

остаются

нравы,

обычаи

и

характеры людей. Режиссёр Николай Акимов считал, что «сатира, бьющая в

цель, должна волновать, беспокоить, тревожить. Зритель и читатель должны

быть непременно убеждены, что они сами что-то должны сделать для

устранения зла, и сделать безотлагательно. Тогда сатира достигнет своей

цели».)

IV. Сатирические повести М.А.Булгакова

В 1923 – 1925 годах Булгаков создаёт три сатирические повести:

«Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Вместе взятые, они ничуть

не менее значительное явление, чем лучшие из романов писателя. В

каждой заключены чрезвычайно важные наблюдения и мысли. Каждая

содержит предостережение, которое, будь оно услышано современниками,

сыграло бы свою роль ни много, ни мало в истории страны. Но увы...

4.1. Повесть «Дьяволиада» (1923)

1. Сообщение учащегося: краткое содержание повести.

Проблемный вопрос. Против чего выступает Булгаков в этой повести?

От чего он нас предостерегает?

5

(Один

из

опаснейших

общественных

пороков – бюрократизм. В

повести дана модель организационной структуры общества, доведённого до

абсурда в результате абсолютной бюрократизации чиновничьего аппарата.

Авторская позиция выражена в подзаголовке произведения – «повесть о

том, как

близнецы

убили

делопроизводителя». Близнецы

Кальсонеры

олицетворяют

собой

крайне

распространённый

в

20-е

годы

в

последующие тоже) тип руководителя, которому совершенно неважно, где

служить, лишь бы иметь кресло. Его профессия – руководить. Везде он

развивает бурную деятельность, но она, к сожалению, не затрагивает суть

дела.

Жертвой бюрократической машины становится маленький человек,

чиновник, который в какой-то момент выпал из своего гнезда, потерялся,

пытаясь вновь зацепиться за общий ход событий, пока не сошёл с ума.

2. Слово учителя

«Дьяволиада» не была оценена по достоинству ни друзьями, ни

недругами. Её заметил и вобщем похвалил один из крупнейших матеров

литературы Е.Замятин. Но в целом она показалась ему неглубокой и

«очень какой-то бездумной».

Так ли это на самом деле? Что в ней такого, чего нельзя не оценить

по самому высокому счёту (особенно в наше время)?

Содержание повести позволяет сделать два важных вывода:

1) история Короткова позволяет увидеть беззащитность и бессилие

обыкновенного человека перед могуществом бюрократического аппарата;

2) опасно для общества не столько существование этого аппарата,

сколько то, что люди привыкают к системе отношений, которые им

насаждаются,

и

начинают

считать

их

естественными, какие

бы

фантастически уродливые формы они не принимали.

4.2. Повесть «Роковые яйца» (1924)

1. Слово учителя

Существенного значения этим предупреждениям Булгакова в то время

никто не придал. Никакого волнения в литературных кругах "Дьяволиада" не

вызвала. Но уже следующая повесть писателя - "Роковые яйца"- заставила

обратить на себя внимание. Да ещё какое пристальное!

В

повести

подвергается

осмеянию

не

менее

опасный

общественный

порок- невежество руководящих чиновников, которое едва из приводит

к

гибели всю страну.

2. Сообщение учащегося о повести «Роковые яйца».

3. Чем закончилась история профессора Персикова?

(просмотр отрывка из кинофильма)

6

4. Слово учителя

Ясно, что отнюдь не шутки ради придумал Булгаков этот красный луч и

нашествие гадов. Да и не придумывал он ничего. Красный луч уже действовал.

С

17-го

года.

Растил

он

и

добрых

людей,

искренне

желавших

добиться

хозяйственного и культурного процветания страна. Но растил и гадов, которые

по гадской своей сущности были особенно активны и размножались гораздо

быстрее, чем эти добрые люди.

Автор убедительно показал, к какому концу придёт общество, если великие

достижения культуры попадут в руки воинствующего невежества, да ещё к тому

же снабженного «официальной бумагой».

4.3. Повесть «Собачье сердце» (1925 )

1. Слово учителя

С этого времени критики и насторожились. В последующие годы ни

одна вещь Булгакова уже не ускользала от их внимания. И каждую они

громили со злобой и ненавистью. Правда последняя из сатирических

повестей писателя – «Собачье сердце» - написанная в 1925 году, этой участи

избежала. Но только потому, что ни тогда, ни много позже, до самого 1987

года, когда её напечатал журнал «Знамя», не увидела света.

Представить, что было бы, если бы повесть попала на страницы

печати сразу после её написания, пожалуй, невозможно. В новой России

свобода слова и печати была под запретом. Строжайший идеологический

отбор литературных произведений вёлся на самом высоком уровне.

Показателен отзыв о булгаковской повести Л.Б.Каменева: «Это острый

памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Значит, было

чего бояться властям.

Посмотрим, каким образом создаёт писатель гротескный образ

современной ему жизни.

2. Аналитическая беседа

-С чего начинается повесть?

( Москва времён нэпа, переданная через восприятие Шарика - бездомного

пса-дворняги, «знающего» жизнь изнутри, в её неприглядном виде.)

-Что

собой

представляет

один

из

главных

героев

повести

профессор

Преображенский?

(

Всемирно

известный

ученый

и

врач,

человек

высокой

культуры

и

высоких

нравственных

правил,

принадлежит

к

числу

«уплотняемых»

и

постепенно вытесняемых из жизни.)

-Чем занимается профессор Преображенский?

( Профессор Преображенский не просто врач, но и «маг», «волшебник».

Он

занимается

пересадкой

органов,

надеясь

продлить

период

жизненной

7

активности человека, «улучшить человеческую породу», отсюда и говорящая

фамилия героя.)

-Как он воспринимает окружающую действительность?

( Талантливый ученый тем не менее не замкнут в себе, он живо реаги-

рует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный

участник

событий.

Талант

дает

ему

возможность

быть

независимым,

независимость влечет смелость. Профессор не боится называть вещи своими

именами. Его замечания остроумны и безукоризненны, приводимые факты, как

правило, имеют обобщающий смысл.)

Просмотр отрывков из фильма: рассуждение профессора о доме, отказ

профессора «уплотняться».

-Кто, по мнению профессора Преображенского,

является виновником

всех бед? (подтвердить текстом)

Просмотр отрывка из фильма: монолог профессора о разрухе.

-Разруха, разрушить... Где о мы это уже слышали?

(Так

говорил

герой

романа

И.С.Тургенева

«Отцы

и

дети»

Евгении

Базаров. Хотя он и не предлагал воровать калоши. Однако неприятие им

культуры стариков Кирсановых сродни тому, что происходит в Калабуховском

доме и порождает в конечном итоге тип социального антагонизма , который

характерен для отношений между Преображенским и Швондером. )

-В чём суть эксперимента профессора Преображенского?

(Методом пересадки человеческих органов собаке хирургическим путём

профессор получает неожиданный результат - собака становится человеком.)

-Слово учителя

В основе повести опять-таки рискованный эксперимент. И не диво. Всё,

что

происходит

вокруг

и

что

именовалось

строительством

социализма,

воспринималось Булгаковым именно как эксперимент, огромный по масштабам

и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества

революционными, т.е. не исключающими насилия, методами, к воспитанию

теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично.

Для

него

это

было

таким

вмешательством

в

естественный

ход

вещей,

последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для

самих «экспериментаторов».

Итак, в ходе научных опытов профессор получает из собаки человека и

затем пытается воспитать это существо. И у него есть основания рассчитывать

на

определённый

успех,

ведь

он

крупнейший

ученый;

ч еловек

высокой

культуры

и

высоких

нравственных

правил.

Но

он

терпит

поражение. Давайте разберёмся, почему.

8

- Что собой представляет Шариков? (доказать примерами из текста)

(Шариков - соединение двух природных начал : уличного, вечноголодного и

унижаемого дворняги Шарика и пьяницы и лодыря, грубияна и нахала, вора

Клима

Чугункина,

не

имеющего

в

себе

ничего

«пролетарского»,

кроме

происхождения, которым он так кичился. Так и получился Шариков - существо

по природе своей агрессивно наглое и жестокое. Он переживает скоростной

этап человеческого «преображения». В начале он испытывает физическое

воздействие на мозг хирургическим путём (пр. Преображенский ) , а затем

испытывает

воздействие

слова,

духовное

насилие

(Швондер).

Швондер

норовит

немедленно

превратить

это

дитя

эксперимента

с

его

ещё

собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма.

Пичкает его лозунгами, дает почитать Энгельса. Это вчерашнему Шарику.

Шариков наследует логику Швондера: он есть труженик только потому, что

ничего не имеет, что нет собственности. Шарикова нисколько не смущает

то, что он живет и кормится за счёт Преображенского. Именно вышедший из

народа Шариков «примеривается» к квартире профессора. Принцип Шарикова

прост : зачем работать, если можно отнять; если у одного много, а у другого

ничего

нет,

«нужно

взять

всё

да

и

поделить».

Вот

она,

Шнейдерова

обработка шариковского первобытного сознания.)

-Слово учителя

Странен этот человек со скошенным лбом, но в цветном галстуке и

лакированных

ботинках,

готовый

вечно

кого-нибудь

«тяпнуть».

Шариков

в

«должности», надевший кожаную куртку и доставляемый домой на грузовике -

грозное

видение

плебейского

нахрапа,

наглой

вседозволенности,

готовой

погубить

все

человеческие

нравственные

ценности

заодно

с

идеалами

революции. Как известно, ленинский лозунг «Грабь награбленное!» был одним

из самых популярных в годы революции. Высокая идея равенства мгновенно

выросла в примитивную уравниловку, при которой все получали одинаково;

талант,

работоспособность,

эффективность

работающего

во

внимание

не

принимались. И поэтому профессор прав, когда, пусть наивно, прекраснодушно

призывает

Шарикова:

"Учиться

и

стараться

стать

хоть

сколько-нибудь

приемлемым членом социалистического общества" .

- Чем закончилась история Шарикова?

( Преображенский возвращает Шарикова в его исходное положение, и с

тех

пор

каждый

занимается

своим

делом:

профессор

-

наукой,

Шарик

-собачьей службой профессору. )

-Просмотр отрывка из кинофильма: операция по превращению Шарикова

в обычное состояние.

- Почему, по мнению профессора, эксперимент не удался?

(Профессор Преображенский, мучительно размышляя над результатами

проделанной

им

операции,

пришёл

к

выводу,

что

Шариков

-

насилие

над

9

природой

(см.

текст:

«Объясните

мне,

пожалуйста,

зачем

нужно

искусственно фабриковать Спиноз...».)

-Обобщение учителя

Каждый человек - это конкретный индивид, с неповторимым ,только ему

присущим

набором

физиологических,

психологически,

интеллектуальных,

нравственных

и

иных

особенностей.

Как

говорит

профессор,

гипофиз

-

закрытая

камера,

определяющая

человеческое

данное

лицо.

Данное,

а

не

общечеловеческое".

Поэтому

из

Клима

Чугункина,

послужившего

«материалом» для Шарикова (три судимости, алкоголизм, причина смерти - от

удара ножом в сердце в пивной), могло получиться только подобие Клима

Чугункина.

Происходящее

в

повести

Булгакова

свидетельствует:

именно

дело,

понимаемое как осязаемый, реальный, практически полезный, а не умственный,

творческий труд, может принести неисчислимые беды: если все заняты не

своим делом, никакого смысла и даже практически полезного результата не

будет. С появлением Шарикова, вместо того чтобы оперировать и принимать

пациентов,

Преображенский

вынужден

принимать

-Шзондера,

выслушивать

угрозы

в

свой

адрес,

составлять

бесчисленные

бумаги,

чтобы

узаконить

существование

Шарикова.

Вместо

того,

чтобы

заниматься

домашним

хозяйством, Дарья Петровна вынуждена отваживать бесконечных посетителей,

которые

хотят

посмотреть

«говорящую

собаку».

Вместо

того

чтобы

ассистировать профессору и лечить, доктор Борменталь, пытаясь просветить

[Шарикова, каждый вечер вынужден отправляться с ним в цирк.

Итак,

все

заняты,

но

...

НЕ

СВОИМ

ДЕЛОМ.

В

результате

в

доме

профессора - разруха. Этот вывод очень важен для понимания идейного смысла

повести.

Эксперимент

большевиков,

задуманный,

чтобы

создать

"нового",

улучшенного

человека,-

НЕ

ИХ

ДЕЛО,

это

дело

природы.

Однако

революционеры-большевики только тем и заинтересованы, что делают не своё

дело: руководят тем, чего не понимают; разрушают то, на месте чего не могут

построить; во всё вмешиваются, перестраивают... Превратить собаку в человека,

очеловечить зверя - это та же рискованная и безуспешная операция, какую

проделала революция, вырвав человека из полуфеодального, звериного быта, из

духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни. Скачок

общества из феодализма в социализм тоже против природы, т.е. нарушает

эволюционное поступательное движение истории. Воспитать чувство уважения

к

личности,

чувство

собственно

достоинства,

осознанное

отношение

к

происходящему, очевидно, возможно только при постепенном, эволюционном

развитии общества, при кропотливой просветительской и культурной работе

интеллигенции.

V. Обощение

- Как, по-вашему, справедливы ли были обвинения критика Л.Авербаха

по отношению к сатирическим произведениям Булгакова: «злая сатира на

советскую

страну,

откровенное

издевательство

над

ней,

прямая

враждебность»?

10

- Как вы думаете, можно ли считать Булгакова противником нового

на основании его сатиры?

- Как

вы

считаете, противопоставил

ли

Булгаков

в

образах

Преображенского и Шарикова интеллигенцию и народ?

УРОК 2. «ДНИ ТУРБИНЫХ» - ПЬЕСА О ГРАЖДАНСКОЙ

ВОЙНЕ И СУДЬБАХ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Цель: рассмотреть

вопрос

об

отношении

интеллигенции

к

гражданской войне; показать неизбежность трагичности судьбы человека в

переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации

выбора.

Методические приёмы: беседа по содержанию пьесы, чтение и анализ

эпизодов.

Ход урока

I.Актуализация учебных знаний

1)Каково отношение Булгакова к революции и гражданской войне?

2) Каким писатель видит своё будущее?

3) Как встретила Булгакова Москва 1921 года?

II.Слово учителя

Пьеса «Дни Турбиных» была создана на основе романа М.Булгакова

«Белая гвардия», однако в ходе работы автор вынужден был , учитывая

условность сцены и требования цензуры, сжать действие и количество

персонажей до минимума и отказаться от многих любимых идей и

образов. Как и в романе, в пьесе Булгаков обращается к изображению

семьи

в трагические

дни

гражданской

войны

и, следуя

толстовским

традициям, противопоставляет хаосу войны обыденные картины жизни

турбинского дома. Пьеса состоит из четырёх действий и имеет колоцевую

композицию:

финал

перекликается

с

началом. События

первых

трёх

действий «Дней Турбиных» относятся к зиме 1918 года, четвёртого – к

началу 1919 года.

11

III. Эвристическая беседа

-Какова тема пьесы?

(Трагедия гражданской войны - одна из важнейших тем русской

литературы XX

века.

Писатель

обращает

внимание

на

то,

как

война,

взорвавшая весь уклад жизни, повлияла на судьбы людей. Основная

тема

произведения – трагическая

судьба

русской

интеллигенции

в

годы

революции и гражданской войны на примере русского офицерства – белой

гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия

прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.)

-Каков конфликт пьесы?

(Дом, семья остаются для писателя главной надеждой на возврат к

нормальной жизни, на сохранение культуры. Следовательно, человек и грозная,

ломающая его судьбу эпоха - вот конфликтующие стороны в пьесе. Конфликт

частной нормальной, гармоничной жизни и обезличенного сурового времени. В

сцене прощания Алексея с Тальбергом намечается основной конфликт

пьесы: между порядочностью, верностью долгу и чести защитников Дома,

представителей

«белой

гвардии»,

с

одной

стороны,

и

подлостью,

предательством, трусостью и шкурничеством «штабной сволочи», бегущей

из страны, с другой. Появляется и завязка любовной интриги, которая не

играет в конфликте пьесы решающей роли, однако бегство мужа Елены

позволяет ей решать свою судьбу самостоятельно и позднее принять

предложение Шервинского.)

-Дом

и

Город

-

традиционные

составляющие

булгаковского

художественного

мира.

Пространство

пьесы

складывается

из

этих

двух

качественно

различных

сфер.

Охарактеризуйте

первую

из

них

-

киевскую

квартиру Турбиных. Какая атмосфера царит в этом доме?

(Дом

в

представлении

Булгакова

не

ограничивается

ролью

вспомогательной, ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от

жизненных бурь, где тебя любят и ждут. Образ Дома создаётся на

противопоставлении остальному, внешнему миру. Покою, радости и чувству

защищённости

турбинского

Дома

противопоставляется

умерший,

опустелый дом – гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там

мёртвый покой, там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты.)

-Какие

предметы

являются

составляющими

турбинского

быта?

(Кремовые шторы, белоснежная скатерть, нежная музыка старинных часов,

камин.

Важнейшие

составляющие

этого

пространства

уют,

гармоничность, одухотворённость, божественное тепло. В доме Турбиных

царит атмосфера любви и заботы друг и друге. В центре этого

пространства – прекрасная женщина Елена. Но это не просто комфортная

обстановка для разнеженных дворян, это условия их жизни, их бытия, т.е.

12

исполненная высокого смысла жизнь, немыслимая без культуры, в том числе

без культуры бытовой и без культуры речи.)

-Семья Турбиных - островок культура в бушующей стихии бескультурья,

озлобленности

и

подлости.

Такой

стихией

захвачен

Город

-

вторая

пространственная сфера пьесы. Что же там, за пределами уютной турбинской

квартиры? Докажите текстом.

(По словам Алексея, чертова комедия гетманщины, черный туман пет-

люровщины, лишенное смысла существование кофейной армии.)

-Как сцена в Александровской гимназии характеризует главного героя

пьесы? Докажите текстом.

(Сквозь гул, смятение, растерянность юнкеров прорывается голос

разума, который не хочет участвовать в балагане. Эта сцена показывает,

что

в

умонастроении

Алексея

Турбина

под

воздействием

событий

произошли значительные перемены. Как дальновидный и честный офицер,

глубоко осмысливающий события, он понял, что белому движению пришёл

конец. Основным мотивом, определяющим поведение Алексея как сильной

личности, является осознание им главного фактора событий: «Народ не с

нами. Он против нас». Трагедия Алексея Турбина - это трагедия сильной

личности, честнейшего человека, который в условиях острого социального

конфликта осознает, что крах старого мира неминуем. И он отказывается

защищать этот строй, складывает оружие.)

-Как видит свое будущее Студзинский? Подтвердите текстом.

-Всё

то

лучшее,

что

было

в

Алексее

Турбине,

затем

вспыхивает в Викторе Мышлаевско? Дайте ему характеристику.

(Мышлаевский становится главной фигурой, характеризующей тот

решительный

сдвиг,

который

произошел

в

сознании

честных

людей,

понявших, где их место во время революции. Он уверен в крахе белого

движения,

переходит

на

сторону

большевиков,

но

не

потому,

что

принимает их идею, а потому, что хочет остаться в России и служить ей.)

-Итак, в чём же трагизм ситуации, в которой оказались Турбины и

их друзья?

(То,

что

происходит

вокруг

Дома

-

крайняя

степень

беспорядка,

спровоцированная

гражданской

войной.

Трусость,

предательство,

хищничество, бандитизм царят в новом мире. В этом мире, считает Булгаков,

человеку

не

выжить.

Чтобы

выжить,

нужно

утратить

часть

души

-

утратить уют, музыку, творчество, любовь. Вот почему идет на смерть,

совершая, по сути дела, самоубийство, главный герой драмы Алексей Турбин.

Кончается эпоха культуры, переживаемое героями время - пролог к жизни без

культуры

и

эпилог

жизни

с

культурой,

уютом,

человечностью.

В

"Днях

Турбиных" Булгаков воплотил идею прощания с русской культурой, с прежней

Россией, которая была потеряна Турбиными навсегда.)

13

IV. Обобщение.

- Какие нравственные ценности утверждает писатель в пьесе?

(Автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих

поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Война и мир, хаос и «тихая гавань с кремовыми шторами», порядочность

и предательство, история и частная жизнь семьи – составляющие

конфликта пьесы, её общечеловеческого контекста. Булгакову пришлось

многое изменить под давлением Главреперткома, добавить «красный»

акцент. Однако пьеса сохранила свою притягательную силу –

исключительное обаяние героев, образ Дома-корабля, устоявшего в борьбе

со стихией, незыблемые даже в это смутное время ценности: любовь к

родине, к женщине, к семье, дружба, не подвластная идейным

разногласиям, верность чести и долгу.)

- Скажите, насколько сегодня актуальна эта пьеса?

УРОК 3. РОМАН «МАСТЕР И МАРГАРИТА» - САТИРИКО-

ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН. ЕРШАЛАИМСКИЕ ГЛАВЫ

Цель: рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности

жанра

и

композиции; выявить

специфику

булгаковской

интерпретации

библейского сюжета, очертить круг философских и этических проблем,

поднятых в романе.

Методические приёмы: лекция, эвристическая беседа, работа с текстом.

Ход урока

I. Лекция учителя

Роман «Мастер

и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он

писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций.

В первоначальном варианте романа не было

мастера

и Маргариты:

замышлялся

и

разворачивался

сатирический роман о дьяволе. Но уже в

ранних редакциях романа действие начиналось именно так, как теперь, - со

14

сцены на Патриарших прудах. Будут исправляться и меняться имена героев, но

в общих чертах Булгаков уже тогда представлял многие сцены сатирической

дьяволиады

(сеанс

чёрной

магии,

история

с

фантастическими

деньгами,

похороны Берлиоза). Роман разворачивался сатирической фантасмагорией, но

была в нём особенность: с самого начала в роман входила евангельская тема,

которая решительно опровергала церковную традицию. Первоначально это был

рассказ Воланда о суде над Иешуа и распятье, позже это войдёт в роман как

картина, видение.

В 1931 году в романе впервые появился персонаж, который позже будет

назван мастером, но имени «Мастер» ещё не было, имя своему герою автор

найдёт лишь в 1934 году, а до тех пор он будет называть его Фаустом, поэтом.

Булгаков понимал, что опубликовать роман в условиях современной ему

эпохи нереально. Лишь в 1966-1967 годах удалось убедить редакцию журнала

«Москва» в необходимости публикации. Роман был опубликован, хотя было

сделано 159 изъятий текста. В этом же году в Париже вышел полный текст

романа, почти немедленно переведённого на основные европейские языки. В

1973 году роман был опубликован полностью и в России.

Особенности сюжета и композиции

Роман состоит из двух романов: о Понтии Пилате и о мастере. А если

говорить о художественных сюжетах, то в нём фантастически переплелись

библейский, любовный и сатирический сюжеты, каждого из которых хватило

бы на отдельную книгу. И объединяет их та фигура, которая «вечно хочет зла

и вечно совершает благо», названная в романе Воландом.

Библейский сюжет – суд над Иешуа, его казнь, раскаяние Понтия Пилата,

его месть Иуде из Кириафа и помощь Левию Матвею – хорошо известные нам

по библейским канонам события, избраны писателем для того, чтобы всемерно

расширить горизонты проповеди всемирного добра и справедливости. «Злых

людей нет. Их изуродовали другие добрые люди», - говорит Иешуа перед

смертью, что доказывает его веру в добрые силы человеческой личности,

своё превосходство над жестокостью и коварством.

Сатирическая часть романа, связанная с Москвой 30-х годов, которую

Воланд со своими подручными приехал «инспектировать», очень далека от

библейской реальности, но все её персонажи подвергаются испытанию, при

этом никто из них, кроме мастера и Маргариты, да, может быть, ещё ученика

мастера, Ивана Николаевича

Понырева

(бывшего поэта

Бездомного) не

выдерживает их. Воланд наказывает только тех, кто действительно заслужил

15

наказание, а

про остальных москвичей говорит, что они «люди как люди»,

даже сострадание стучится к ним в сердце изредка, а в целом они со времён

Понтия Пилата не изменились.

Любовный сюжет – роман о мастере, история верной и чистой любви и

творчества, роман о людях, которые столкнулись с реалиями современного

мира, выдержали проверку временем и разлукой, и за это награждены

идиллией в другом измерении, загробной жизни. Им не даровано счастье, но

дарован покой, что для измученной души

не менее важно, чем счастье и

любовь. Такой видел автор трагедию творческой личности в

современном

человеческом обществе

и, изобразив её, навсегда оставил для потомков,

потому что «рукописи не горят».

-Почему Булгаков эпиграфом к своему роману берёт строки из «Фауста»

Гёте?

(Это указание на функции его героя в романе: будучи символом зла,

Воланд способствует установлению справедливости, он является к людям

для изучения их природы.)

-Почему

роман

называется

«Мастер

и

Маргарита»?

Почему

автор

отказался вынести в заглавие имя дьявола?

(Главный герой не Воланд, а мастер и Маргарита. История их жизни – в

центре внимания Булгакова. Всё, что происходит в Москве до и с появлением

Воланда, так

или иначе

связано

с их судьбой, их любовь, их страдания

волнуют автора.)

II. Эвристическая беседа

-Создавая образ Иешуа, Булгаков отходит от библейского образа Иисуса,

который явился прообразом Иешуа. В чём Булгаков отошёл от оригинала?

(Иисусу 33 года, Иешуа 27 лет. Мать Иешуа - женщина сомнительного

поведения, отец - сириец, родителей не помнит. Он не Бог, не царь, а нищий

бродячий философ, самого низкого происхождения. Отсутствие учеников: не

12 апостолов, а только Левий Матвей, неточно и невнятно записывающий

некоторый слова и мысли учителя.)

-Зачем автор прибегает к переработке библейского сюжета?

(Булгаков

не

ставил

перед

собой

цели

пересказать

евангельский

сюжет,

он

хочет

переосмыслить

его.

Опротестовано

божественное

происхождение Иисуса, предначертанность его смерти на кресте во имя

16

искупления

грехов

человечества.

И

ещё

одно:

если

сюжет

Евангелий

определяется

событиями

жизни

Иисуса,

то

Булгаков

делает

главной

личностью, скрепляющей ершалаимские главы, прокуратора, показывая

тяжкий

путь

сомнений,

страхов,

порывов

сострадания,

духовного

страдания

человека,

облеченного

властью

государственной

и

не

властного над своими поступками. Таким образом, у Булгакова особое

значение имеет образ Понтия Пилата.)

Образ Понтия Пилата.

-Вспомним сцену допроса Иешуа. Каково первое побуждение Понтия

Пилата?

(Первым было намерение повесить его, не обременяя себя допросом, но из

чувства долга он должен задавать вопросы, сам понимая их бессмысленность.

И среди них вопрос об истине.)

-Читаем фрагмент допроса (глава 2).

-Каким образом Иешуа избавил прокуратора от болей?

(Исцеление словом (внушение). В основе его огромная проницательность,

но не сверхъестественного происхождения, ум, наблюдательность, понимание

человека и главное качество - сострадательность.)

-Почему Понтий Пилат подписал Иешуа смертный приговор?

(Пока

Иешуа

проповедует,

что

все

люди

добры,

Пилат

склонен

снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о

верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он ещё пытается вести

торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается

незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может лукавить.

Всесильный

прокуратор

во

власти

страха

потерял

остатки

гордого

достоинства: «Ты полагаешь, что римский прокуратор отпустит человека,

говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твоё

место? Я твоих мыслей не разделяю».)

-Понтий Пилат - это сложная драматическая фигура. Он умен, он не чужд

раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Но что он переживает в

этот момент?

(Постыдное малодушие умного и почти всесильного прокуратора: из-за

боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений,

против голоса человечности, против совести. )

-Почему Пилат "убивает" Иуду?

(Это слабая попытка загладить собственный грех - наказать предателя

Иешуа, раз уж не хватило смелости спасти бродячего философа. Но нет, не

может быть выкупа за предательство.)

17

-Где мы уже встречали мотив: загладить одно зло сотней добрых дел.

Каков вывод? (Родион Раскольников )

-За что наказан Понтий Пилат на 12 тысяч лун?

(За трусость: чиновник в нём победил человека. Пилат не рискнул спасти

понравившегося ему и невинного Иешуа за опасение за своё положение, из

боязни потерять место прокуратора. В этом его трагедия, это его вековая

мука, поэтому его пугает и больно бьёт фраза Иешуа, записанная Левием

Матвеем: «Нет большего человеческого порока, чем трусость».)

-Но неужели бесстрашный на поле боя воин, всадник Золотое Копьё на

самом деле трус? И отчего Булгаков так настаивает на этом обвинении?

основе

предательства,

как

это

почти

всегда

бывает,

лежит

трусость. Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм

тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но

не делает этого из-за малодушия, трусости, боязни за карьеру. Следовательно,

трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа,

главная причина социальных подлостей на земле. Одна из центральных тем

романа

-

тема

совести.

Совесть

-

это

внутренний

компас

человека,

его

моральный

суд

над

собой,

моральная

оценка

своих

поступков.

Совесть

-

искупление вины, возможность внутреннего очищения.)

Образ Иешуа Га-Нцри.

-Мы понимаем, что евангельским прототипом Иешуа является Иисус. Но

мы сказали, что этот образ - неточная копия библейского. Возникает вопрос:

чего в нём больше - божественного или человеческого?

Булгакова

образ

Христа

нетрадиционен,

писателю

важно

было

подчеркнуть, что его герой страдает совсем как обычный человек, он боится

боли,

он

чисто

по-человечески

способен

сочувствовать

другому.

Главное

в

Иешуа - его «добрая воля». В романе нет намёков на божественную сущность

Иешуа,

писатель

акцентирует

то

исключительное

нравственно-

мировоззренческое влияние, которое оказывает Иешуа на людей, общавшихся с

ним. Герой - неординарная личность, вынужденная решать проблему выбора,

он является носителем общечеловеческих ценностей и этим противостоит

Понтию Пилату.)

III. Обобщение

В разговоре мы выделили две темы - трусости и совести. Попробуйте

назвать

другие

важнейшие

философские

и

нравственные

вопросы,

поставленные в евангельских главах.

Запишите их: 1) что такое добро и зло?

2)что такое истина?

3)в чей смысл человеческой жизни?

4)ответственен ли человек за свои деяния?

18

5)человек и его вера?

6)человек и власть?

Действительно, это важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие

людей всех народов во все времена.

А сейчас давайте попытаемся сделать выводы по тем главам, которые мы

разбирали:

1.Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет,

более того, ведёт резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса

Христа.

В

образе

Иешуа

Га-Ноцри

изображен

не

сын

Божий,

но

сын

человече ский,

не сущий

высочайший

мора льный

иде а л

д о б р а ,

сострадательности и отваги.

2.Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность

смерти на кресте во имя искупления грехов человечества заменена земной

идеей власти социальных сил.

3.Делая главным героем евангельских глав Понтия Пилата, автор ставит

вопрос о нравственной ответственности человека, прежде всего наделённого

властью, за то, что происходящее вокруг.

4.Самый большой порок человеческий, по мнению писателя,- трусость,

боязнь

из

соображений

карьеры,

стремление

сохранить

привычный

образ

жизни.

УРОК 4. САТИРИКО-БЫТОВАЯ СТОРОНА РОМАНА.

МОСКОВСКИЕ ГЛАВЫ

Ц е л ь : выявить

художественное

своеобразие

булгаковской

сатиры,

определить функции фантастической условности, сопоставить фантастику и

реальность.

Методические приёмы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей

романа.

Ход урока

I. Актуализация учебных знаний

1. В чём Булгаков отходит от библейского сюжета, создавая образ Иешуа?

2. Кого он делает главным героем этих глав и почему?

3. За что Понтий Пилат осуждён на 12 тысяч лун?

4. Отчего Булгаков так настойчиво обвиняет Понтия Пилата в трусости?

II. Беседа по тексту

- Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа?

19

- Когда происходят события в Ершалаиме и в Москве?

( 30-е годы I века и 30-е годы XX века)

-Читаем описание городов после казни Иешуа (глава 25) и после

ухода Воланда (глава 29).

-Что это? Случайность, что совпадают детали?

(В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины,

которые, будучи забытыми или разрушенными, непременно отразятся на

нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями

может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи.

Для этой цели (совершить моральную ревизию общества) в Москве

появляется Воланд.)

Образ Воланда

- Традиционные

функции

дьявола

в

литературе

(сообщение

учащегося).

-Воланд мало напоминает

демона

зла. Какими чертами

наделил его

Булгаков?

(Привлекательность,

мрачное

обаяние,

неторопливое

достоинство,

спокойствие, мудрость и благородство.)

-Воланд и его помощники не творят зло и не наказывают порок (это

прерогатива самих людей). Какова же их роль?

(Обнажать сущность явлений, усиливать, высвечивать, выводить на

всеобщее

обозрение черты, которые

без

этого

скрыты

от

глаз. Их

проделки – это

не столько

наказание, сколько

доведение

до

видимого

результата внутренних пороков человека.)

- Прочитаем сцену в варьете, где под видом фокусов происмходит

испытание москвичей на алчность и милосердие. (глава 12)

-К какому выводу приходит Воланд?

- Проследим, как решается

в

московских

главах

каждая

из

общечеловеческих проблем, выделенных на прошлом уроке. Подробнее

остановимся на проблеме веры человека и связанной с ней темой совести,

20

человаеческой ответственности -за себя, за окружающих, за общество, за мир

в целом.

В Евангелие от Матфея сказано: «Каждому будет дано по вере его». Как

вы понимаете эти слова?

(Веру,

истину,

смысл

жизни,

понимание

«вечных»

вопросов

бытия

каждый человек ищет и находит сам, руководствуясь при этом собственной

совестью. Из этих индивидуальных вер складывается

общая

вера, идеал

общества, времени.

А в основе любого общества должны лежать не материальные,

классовые или политические, а нравственные ценности.)

Рассмотрим героев с позиции веры и свои наблюдения внесём в

таблицу.

Имя героя

Должность

Наказание

Порок

В таблицу вносим информацию о следующих героях:

Степан Богданович Лиходеев (глава 7);

Иван Савельевич Варенуха (главы 10, 14);

Никанор Иванович Босой (глава 9);

Григорий Данилович Римский (глава 14);

Михаил Александрович Берлиоз (глава 1);

Максимилиан Андреевич Поплавский (глава 18)

Буфетчик Андрей Фокич Соков (глава 18);

Аннушка (главы 24, 27);

Алоизий Могарыч (глава 24, эпилог);

Жорж Бенгальский (глава 12).

ΙΙΙ

. Обобщение

- Случайно ли, что большинство антигероев принадлежит к литературно

– театральной богеме?

-Слово учителя

Воланд,

прежде

всего,

дух

иронии,

сомнения

и

отрицания.

Всевидящему

булгаковскому

герою

мир

открыт

без

прикрас. Он

рассматривает

человека

и

человечество

с

определённой

дистанции –

культурной, временной, стремясь выявить несовершенное в них.

Воланд причастен к самому движению жизни, в которой условием её

продолжения является отрицан6ие. Он высмеивает, уничтожает при помощи

своей свиты всё то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось,

нравственно оскудело, утратило высокий идеал.

21

Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты,

бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между дробром и

злом и этим служит добру.

УРОК 5. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА.

ИСТОРИЯ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ

Цель: раскрыть булгаковское понимание

художественного творческтва,

взгляд писателя

на

предназначение литературы и положение художника

в

мире; выяснить своеобразие булгаковской трактовки темы любви.

Методические приёмы: эвристическая беседа, работа с текстом, пересказ

текста.

Ход урока

Ι

. Актуализация учебных знаний

-Как формулирует Воланд цель своего посещения Москвы?

-Чем продиктованы все чудеса, совершаемые подручными Воланда?

-Что изменилось в жизни людей за прошедшие со времён Иешуа

почти две тысячи лет?

-Какой вывод делает Воланд о людях?

-Как вы понимаете слова: «Каждому будет дано по вере его»?

ΙΙ

. Эвристическая беседа

-Вспомним, каков духовный мир членов писательской организации?

(Это люди, не обременяющие себя ни муками творчества, ни духовным

трудом,

не

верящие

в

то,

что

пишут,

превратившие

литературу

в

«кормушку»; иными словами, рассматривающие свою причастность к ней как

возможность сыто и праздно

жить. Но именно эти люди именовались

писателями, широко издавались, тогда как

подлинному

художнику

было

отказано в естественном праве писать для людей.)

Образ мастера

- Расскажите о судьбе мастера и его романа.

- Как вы объясните, почему на вопрос Бездомного «Вы – писатель?»,

герой романа отвечает: «Я – мастер»?

(Литераторы скомпрометировали, опошлили своё писательское звание,

вот почему мастер отказывается именоваться писателем.)

- Почему у главного героя нет имени?

22

(В нём главное – талант, его произведение, он описал события далёкого

прошлого

так,

как

это

было

на

самом

деле.

Главное

его

назначение

творчество.)

- Почему автор не даёт подробного портрета мастера?

(Как и имя, внешность героя не значима для Булгакова, так как она не

является определяющей в судьбе героя, но неоднократно описываются глаза

мастера. Они отражают тот внутренний свет, которым полна его душа. Для

автора важна его любовь, его вера, по которой «каждому будет дано».)

- Какой смысл вкладывает Булгаков в слово «мастер»?

(Слово «мастер», противопоставляющее булгаковского героя пошлому

писательскому

миру,

означает

человека,

наделённого

творческой

свободой,

силой слова, великим пониманием жизни, а также содержит такие значения,

как «наставник», « образец для подражания», «художник милостию божей».)

-Что общего между мастером и Иешуа?

(Каждый

из

них

является

носителем

неофициальной

ид еи,

неофициальной

веры,

каждый

из

них

не

понят

окружающими,

обоих

преследуют,

травят

за

убеждения,

убивают

(Иешуа

распят

на

кресте,

мастер морально сломлен), оба одиноки (лишь Левий Матвей рядом с Иешуа,

Маргарита рядом с мастером), обоих предают ради ничтожной выгоды.)

- Почему мастеру дарован покой, а не свет?

(В какой-то момент он испугался жизни: отказался от борьбы, от

любви,

от

Маргариты;

заставил

её

страдать,

возненавидел

свой

роман,

захотел избегнуть той доли, которая ему предназначена. Никто из людей не

смеет упрекнуть замученного человека за подобную капитуляцию, но «он не

заслужил света, он заслужил покой».

Автор не осуждает своего героя, ведь булгаковский «покой» - это не

наказание для тех, кто не смог попасть в «свет», это награда, воплощённая

мечта

мастера

о

несуетности

и

мудрости,

тишине

и

уединении,

возможности свободно творить. Покоя достоин тот, кто честно прожил

свою

жизнь,

кто

не

отягощён

муками

совести,

не

казнит

себя

за

предательство и трусость, каким и предстаёт перед читателем мастер.)

- Что символизирует свет?

(Свет – это высшая награда в мире Иешуа, который определяет судьбу

мастера

и

Маргариты.

Свет

вера

до

конца,

это

преданность

своим

убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.)

- Кто из героев романа достоин света?

(Мастер поддаётся усталости. Маргарита сильнее, именно её любовь

возвращает мастера. Она живёт его жизнью, она способна нести на своих

плечах бремя общих забот, поддерживать своего возлюбленного.

23

Она получает награду «по своей вере» - вечность рядом с мастером.)

Образ Маргариты

-Чем стала в судьбе Маргариты встреча с мастером?

-На что идёт героиня ради спасения мастера?

-Почему героиня просит за Фриду, а не за мастера?

-Как определяет Воланд участь того, кто любит (глава 32)?

(«… тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».)

ІІІ. Обобщение

- Несмотря на то, что всё так хорошо закончилось, есть в романе нота

трагизма. Почему?

(Покой

и

независимость

дарованы

героям

Там,

в

ином

мире,

роман

мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им не нужным, он

сам им не нужен; так же оказался

отвергнутым

своим

временем и

современниками

Иешуа. Но любовь существует в романе: она даёт силы

Маргарите,

она

прощает

и

спасает.

Любовь

в

мире

Булгакова

является

высшей ценностью.)

В качестве итоговой работы

по творчеству М.Булгакова может быть

домашнее сочинение по одной из следующих тем:

1.

История и частная жизнь в пьесе М.Булгакова «Дни Турбинных».

2.

Вечные проблемы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3.

Проблема

нравственного

выбора

в

романе

М.Булгакова

«Мастер

и

Маргарита».

4.

Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

5.

Трагическое

и

комическое

в

романе

М.Булгакова

«Мастер

и

Маргарита».

6.

Портрет эпохи в повести М.Булгакова «Собачье сердце».

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед

автором

методической

разработки

стояла

задача

максимально

облегчить как подготовку к урокам по творчеству М.Булгакова, так и работу на

уроке. Педагог может заимствовать из неё полное сценарии уроков, дополнив

их домашним заданием, или использовать частично, встраивая в собственный

план

урока.

Вне

зависимости

от

характера

использования

методической

разработки,

учитель

найдёт

в

ней

массу

интересных

и

информационных

материалов по творчеству М.Булгакова.

Уроки в предлагаемой системе в основном строятся на методе беседы по

прочитанному произведению, поэтому в методической разработке приводятся

примерные

вопросы,

предназначенные

для

разговора

в

классе,

и

краткие

комментарии к ним, которые должны прозвучать на уроке, даже если учащиеся

не смогли прийти к таким выводам самостоятельно.

Предлагаемое планирование системы уроков носит примерный характер,

так как в реальной

практике в зависимости от литературной подготовки

учащихся,

их

индивидуальных

литературных

пристрастий

и

изменения

литературной ситуации количество часов, отведённое на изучение

данной

темы, может варьироваться, одна тема может заменяться другой.

25

ЛИТЕРАТУРА

1.

Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Книга для учащихся старших

классов.- М., 1991.

2.

Дневник Елены Булгаковой / Сост.,текстол. подгот. и коммент.

В.Лосева и Л.Яновской.- М., 1990.

3.

Меркин Г.С. Русская литература ХХ века . Учебная книга для

учащихся старших классов.- М., 1995.

4.

Роговер

Е.С.

Русская

литература

ХХ

века:

В

помощь

выпускнику и абитуриенту. – СПб,. 2000.

5.

Русская литература ХХ века.- М., 1996.

6.

Сколов Б.В. Булгаковская энциклопедия.- М., 1996.

7.

Стронгин

В.Л.

Любовь

Михаила

Булгакова:

Романтическая

история. – М., 2000.

8.

Шейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. –

М., 1994.

26



В раздел образования