Автор: Сорокина Анна Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: СГК им. Л. В. Собинова
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Фортепианный стиль С. С. Прокофьева"
Раздел: высшее образование
Сорокина Анна Владимировна СГК им. Л. В. Собинова
Фортепианный стиль С. С. Прокофьева
Новаторские явления в композиторском искусстве ставят новые задачи
для
пианиста-исполнителя.
Огромную
роль
в
развитии
пианизма
всегда
играли
композиторы,
которые
сами
были
выдающимися
исполнителями.
Таким явлением в XX веке стало творчество Сергея Сергеевича Прокофьева.
В его творчестве появились образы, которые требовали новых выразительных
средств и приёмов для их воплощения.
Фортепианные
произведения
С.
С.
Прокофьева
очень
популярны
в
репертуаре
пианистов.
Их
играют
и
ученики
музыкальных
школ,
и
выдающиеся пианисты.
Довольно сложно охарактеризовать эстетику Прокофьева, поскольку он
не оставил никаких комментариев по этому поводу ни в виде творческих
манифестов, ни в переписке, ни в дневнике. Однако, само творчество и
общественная обстановка того времени могут многое рассказать.
Начало творческого пути Прокофьева пришлось на переломное время.
Это было время между двумя русскими революциями 1905 и 1917 годов. Это
было
время
перемен
во
всех
сферах
жизни.
Революционные
настроения
коснулись и искусства. Для искусства прокофьевского времени характерно
обилие
всевозможных
школ
и
течений.
Иван
Бунин
так
характеризовал
художественную атмосферу тех лет: «Мы пережили и декаданс, и символизм,
и неонатурализм, и порнографию, и мифотворчество, и какой-то мистический
анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «пролёты в вечность», и садизм, и
снобизм, и «приятие мира», и «неприятие мира», и лубочные подделки под
русский
стиль,
и
адамизм,
и
акмеизм
–
и
дошли
до
самого
плоского
хулиганства,
называемого
нелепым
словом
«футуризм».
Это
ли
не
Вальпургиева ночь!».
Темой творчества художников того времени зачастую был трагический
конфликт:
несовместимость
стремлений
человека
к
прекрасному,
возвышенному,
богат ства
его
внут реннего
мира
с
ж е с то ко й
действительностью. Чаще всего это выражалось в трагическом гротеске.
Творчество
Прокофьева
выделяется
на
этом
фоне
своим
оптимистическим восприятием мира. Для него характерна уравновешенность
чувств. Разум поддерживает внутреннее равновесие и сдерживает эмоции,
привнося гармонию туда, где казалось бы её не может быть.
Прокофьев
обращается
к
гуманистическим
идеалам
классики.
Его
творчество становится как бы антитезой к существующей действительности.
Это
естественная
реакция
на
современную
обстановку,
стремление
к
объективности
и
уравновешенности.
Однако
Прокофьев
не
бежит
от
действительности, он утверждает значимость человеческой жизни. Он верит
в могущество человека и его созидательную силу. Человек в творчестве
Прокофьева сильный, его чувства возвышенны.
Обращаясь к классике, он не стремится уйти в прошлое, хотя часто он
обращается к образам детства. Детство для него – идеал с присущими только
ему непосредственностью и чистотой.
Ещё одна образная сфера, неизменно привлекающая Прокофьева это
сказка. Его интересовали мифы и сказания. Сказка у Прокофьева – это не
уход
от
действительности.
Здесь
в
иносказательном
виде
он
показывает
сложности человеческих взаимоотношений.
И
детство,
и
сказка
подчинены
одному
более
широкому
образу
творчества Прокофьева – лирике. Это и чистая светлая лирика чувств и
живописный пейзаж.
Однако, изображая светлую лирику и сказку, Прокофьев не оставался в
стороне от событий действительности. Он обличал жестокость и зависть,
пошлость и корыстолюбие.
Для Прокофьева характерна опора на русские традиции и национальная
гордость, что проявилось в характере мелодии и гармонии.
Прежде чем перейти к фортепианному творчеству Прокофьева, нельзя
не сказать о карьере Прокофьева-пианиста.
В
истории
музыки
много
примеров,
когда
композиторы
были
и
исполнителями. Это и великие дирижёры: Вагнер, Рихард Штраус и Малер, и
пианисты: Лист, Шопен, Рахманинов. Эти две сферы деятельности, как правило,
трудно
уживаются
в
одном
человеке.
Приходит
время,
когда
совмещать
их
становится почти невозможно из-за постоянной нехватки времени и физических
сил.
Зачастую
они
вынуждены
выбирать
между
сочинительством
и
исполнительством. Так, известно, что Густав Малер, который будучи дирижёром,
открыл миру множество произведений, сочинял по ночам. Ференц Лист так и не
смог сделать выбор, считая себя недостаточно хорошим композитором.
Прокофьев гармонично сочетал в себе гениального композитора и столь же
гениального пианиста. Он сам познакомил слушателей с большинством своих
фортепианных произведений.
Детство
для
большинства
композиторов
и
исполнителей
становится
источником творчества. Детство Прокофьева было счастливым. Рано обнаружился
у него пианистический талант: «...Когда мать ждала моего появления на свет, она
играла по шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку»,
-
писал
Сергей
Сергеевич.
Ранним
музыкальным
образованием
Прокофьева
занималась мать – неплохая пианистка, которая судя по его воспоминаниям нашла
правильный подход в воспитании будущего пианиста. Вот, что пишет об этом
Прокофьев в автобиографии: «Автобиографии»: «Занятия на рояле мать начинала
с
упражнений
Ганона
и
этюдов
Черни...
тут
я
и
старался
примоститься
к
клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем регистре, иной раз отводила в
мое пользование две верхние октавы, по которым я выстукивал свои детские
эксперименты... Вскоре "дитя" стало подсаживаться самостоятельно, пытаясь что-
то подобрать... К моему музыкальному развитию мать относилась с большим
вниманием и осторожностью. Главное - поддержать в ребенке интерес к музыке и,
сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как
можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой... Мать
переводила
меня
на
другую
и
третью
пьесу...
количество
музыки,
которое
проходило
сквозь
меня,
было
огромно».
Однако,
были
и
минусы
в
раннем
музыкальном образовании Прокофьева: из-за большого количества пьес, которые
проходил он, почти ни одна не доводилась до художественной законченности, а
также были проблемы с техникой.
Летом 1902 – 1903 Прокофьев брал уроки у Глиэра, который отмечал свободу
и уверенность в игре Прокофьева, лёгкость в преодолении сложных пассажей, но
при этом абсолютную беспомощность в исполнении гамм и арпеджио.
В 1904 поступает в Петербургскую консерваторию по классу гармонии, а
через год по классу специального фортепиано, где учился у А. А. Винклера.
Занятия
с
ним
сыграли
большую
роль
в
профессиональном
продвижении
Прокофьева. «Наконец-то на меня наложили узду: до сих пор я играл все что
угодно, но все в достаточной мере небрежно и пальцы держал прямо, как палки;
Винклер потребовал, чтобы я играл аккуратней, пальцы держал округло и ставил с
точностью». В
это
время
значительно
расширяется
репертуар
и,
по
воспоминаниям самого композитора, впервые просыпается интерес к публичным
выступлениям.
Дальнейшее
обучение
Прокофьева
связано
с
именем
лучшего
педагога
Петербурга того времени А. Н. Есиповой. Когда он понял, что перерос Винклера,
перешёл в класс Есиповой. С самого начала стало ясно, что художественные
взгляды
учителя
и
ученика
прямо
противоположные.
Новизна,
свойственная
сочинениям Прокофьева, уже отчётливо проявляется и в пианизме, однако, это не
встретило отклика педагога. Категорически против Есипова была и современной
музыки,
которой
очень
увлекался
Прокофьев.
Есипова,
сама
обладающая
«бархатным звуком», так и не смогла облагородить звук Прокофьева, который был
сторонником насыщенного, ударного и графичного звука.
Не
смотря
на
все
разногласия,
нужно
отметить,
что
Есипова
сыграла
большую роль в становлении Прокофьева-пианиста. Благодаря ей у Прокофьева
выработалась
внутренняя
потребность
к
художественной
законченности
интерпретации,
он
овладел
гармоническими
средствами
выразительности,
блестящей мелкой и крупной техникой, тонкой педализацией.
Фортепианная музыка составляет большую часть творчества Прокофьева.
Будучи
замечательным
пианистом,
он
очень
тонко
понимал
специфику
фортепиано и на протяжении всей жизни обращался к фортепианной музыке.
Пианизм Прокофьева сочетает в себе черты присущие классическому и
романтическому искусству, а также современные тенденции. Кроме того,
тесно
связан
с
русской
пианистической
школой,
ощущается
влияние
Скрябина, Метнера и Рахманинова.
От
классики
в
пианизме
Прокофьева
ясность
жанра,
формы,
чёткое разделение фона и мелодии, организующая роль ритма,
вера во силу человека.
От
романтизма
изысканная
гармония,
лирические
образы,
фантастика, а иногда и мистика.
От
импре ссионизма
использование
кол о р и с т и ч е с к и х
возможностей
фортепиано,
нетрадиционных
созвучий,
политональных сочетаний, многосоставных аккордов.
Не смотря на это, Прокофьев как бы ниспровергает традиции, но не
разрушает их. Творчество Прокофьева развивалось в то время, когда уже
угасала
романтика
и
импрессионизм.
Музыка
в
то
время
становилась
средством выражения литературного сюжета. Прокофьев выступил против
этой
идеологии
и
создал
свой
неповторимый
стиль,
в
котором
музыка
является самоцелью.
Для него характерна театральность образов и графичность приёмов
изложения, широкий диапазон и необычная интервалика, сочетание разных
регистров, токкатный ритм, диссонирующие последовательности аккордов,
мелодия
прямолинейна,
без
украшений,
голосоведение
свободное,
прозрачность
фактуры
и
железный
ритм.
Прокофьев
переосмысливает
возможности фортепианной техники.
Прокофьев
внёс
огромный
вклад
в
фортепианную
литературу:
5
концертов, 9 сонат, з сонатины, более 120 пьес, в том числе 6 циклов, 50
транскрипций, главным образом своих оркестровых произведений.
Важную роль в его фортепианной музыке играет миниатюра. Особенно
много
миниатюр
написано
в
ранний
период.
Прокофьев
очень
много
экспериментировал
в
фортепианной
музыке.
Зачастую
именно
в
ней
он
находил образы, которые в последствии становились характерными для его
творчества, а также приёмы, с помощью которых эти образы воплощались.
Здесь
же
зародились
композиционные
особенности
формы
Прокофьева, в том числе форма сонатного allegro. Все эти находки потом
переносились в симфонические и оперные произведения, что придавало им
специфические
фортепианные
черты.
Те
образы,
которые
считаются
типичными для Прокофьева: гротеск, фантазийность и сказочность, дерзкая
скерцозность и чистая лирика впервые возникли в фортепианной музыке.