Напоминание

"Фортепианный стиль С. С. Прокофьева"


Автор: Сорокина Анна Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: СГК им. Л. В. Собинова
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Фортепианный стиль С. С. Прокофьева"
Раздел: высшее образование





Назад




Сорокина Анна Владимировна СГК им. Л. В. Собинова

Фортепианный стиль С. С. Прокофьева

Новаторские явления в композиторском искусстве ставят новые задачи

для

пианиста-исполнителя.

Огромную

роль

в

развитии

пианизма

всегда

играли

композиторы,

которые

сами

были

выдающимися

исполнителями.

Таким явлением в XX веке стало творчество Сергея Сергеевича Прокофьева.

В его творчестве появились образы, которые требовали новых выразительных

средств и приёмов для их воплощения.

Фортепианные

произведения

С.

С.

Прокофьева

очень

популярны

в

репертуаре

пианистов.

Их

играют

и

ученики

музыкальных

школ,

и

выдающиеся пианисты.

Довольно сложно охарактеризовать эстетику Прокофьева, поскольку он

не оставил никаких комментариев по этому поводу ни в виде творческих

манифестов, ни в переписке, ни в дневнике. Однако, само творчество и

общественная обстановка того времени могут многое рассказать.

Начало творческого пути Прокофьева пришлось на переломное время.

Это было время между двумя русскими революциями 1905 и 1917 годов. Это

было

время

перемен

во

всех

сферах

жизни.

Революционные

настроения

коснулись и искусства. Для искусства прокофьевского времени характерно

обилие

всевозможных

школ

и

течений.

Иван

Бунин

так

характеризовал

художественную атмосферу тех лет: «Мы пережили и декаданс, и символизм,

и неонатурализм, и порнографию, и мифотворчество, и какой-то мистический

анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «пролёты в вечность», и садизм, и

снобизм, и «приятие мира», и «неприятие мира», и лубочные подделки под

русский

стиль,

и

адамизм,

и

акмеизм

и

дошли

до

самого

плоского

хулиганства,

называемого

нелепым

словом

«футуризм».

Это

ли

не

Вальпургиева ночь!».

Темой творчества художников того времени зачастую был трагический

конфликт:

несовместимость

стремлений

человека

к

прекрасному,

возвышенному,

богат ства

его

внут реннего

мира

с

ж е с то ко й

действительностью. Чаще всего это выражалось в трагическом гротеске.

Творчество

Прокофьева

выделяется

на

этом

фоне

своим

оптимистическим восприятием мира. Для него характерна уравновешенность

чувств. Разум поддерживает внутреннее равновесие и сдерживает эмоции,

привнося гармонию туда, где казалось бы её не может быть.

Прокофьев

обращается

к

гуманистическим

идеалам

классики.

Его

творчество становится как бы антитезой к существующей действительности.

Это

естественная

реакция

на

современную

обстановку,

стремление

к

объективности

и

уравновешенности.

Однако

Прокофьев

не

бежит

от

действительности, он утверждает значимость человеческой жизни. Он верит

в могущество человека и его созидательную силу. Человек в творчестве

Прокофьева сильный, его чувства возвышенны.

Обращаясь к классике, он не стремится уйти в прошлое, хотя часто он

обращается к образам детства. Детство для него – идеал с присущими только

ему непосредственностью и чистотой.

Ещё одна образная сфера, неизменно привлекающая Прокофьева это

сказка. Его интересовали мифы и сказания. Сказка у Прокофьева – это не

уход

от

действительности.

Здесь

в

иносказательном

виде

он

показывает

сложности человеческих взаимоотношений.

И

детство,

и

сказка

подчинены

одному

более

широкому

образу

творчества Прокофьева – лирике. Это и чистая светлая лирика чувств и

живописный пейзаж.

Однако, изображая светлую лирику и сказку, Прокофьев не оставался в

стороне от событий действительности. Он обличал жестокость и зависть,

пошлость и корыстолюбие.

Для Прокофьева характерна опора на русские традиции и национальная

гордость, что проявилось в характере мелодии и гармонии.

Прежде чем перейти к фортепианному творчеству Прокофьева, нельзя

не сказать о карьере Прокофьева-пианиста.

В

истории

музыки

много

примеров,

когда

композиторы

были

и

исполнителями. Это и великие дирижёры: Вагнер, Рихард Штраус и Малер, и

пианисты: Лист, Шопен, Рахманинов. Эти две сферы деятельности, как правило,

трудно

уживаются

в

одном

человеке.

Приходит

время,

когда

совмещать

их

становится почти невозможно из-за постоянной нехватки времени и физических

сил.

Зачастую

они

вынуждены

выбирать

между

сочинительством

и

исполнительством. Так, известно, что Густав Малер, который будучи дирижёром,

открыл миру множество произведений, сочинял по ночам. Ференц Лист так и не

смог сделать выбор, считая себя недостаточно хорошим композитором.

Прокофьев гармонично сочетал в себе гениального композитора и столь же

гениального пианиста. Он сам познакомил слушателей с большинством своих

фортепианных произведений.

Детство

для

большинства

композиторов

и

исполнителей

становится

источником творчества. Детство Прокофьева было счастливым. Рано обнаружился

у него пианистический талант: «...Когда мать ждала моего появления на свет, она

играла по шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку»,

-

писал

Сергей

Сергеевич.

Ранним

музыкальным

образованием

Прокофьева

занималась мать – неплохая пианистка, которая судя по его воспоминаниям нашла

правильный подход в воспитании будущего пианиста. Вот, что пишет об этом

Прокофьев в автобиографии: «Автобиографии»: «Занятия на рояле мать начинала

с

упражнений

Ганона

и

этюдов

Черни...

тут

я

и

старался

примоститься

к

клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем регистре, иной раз отводила в

мое пользование две верхние октавы, по которым я выстукивал свои детские

эксперименты... Вскоре "дитя" стало подсаживаться самостоятельно, пытаясь что-

то подобрать... К моему музыкальному развитию мать относилась с большим

вниманием и осторожностью. Главное - поддержать в ребенке интерес к музыке и,

сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как

можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой... Мать

переводила

меня

на

другую

и

третью

пьесу...

количество

музыки,

которое

проходило

сквозь

меня,

было

огромно».

Однако,

были

и

минусы

в

раннем

музыкальном образовании Прокофьева: из-за большого количества пьес, которые

проходил он, почти ни одна не доводилась до художественной законченности, а

также были проблемы с техникой.

Летом 1902 – 1903 Прокофьев брал уроки у Глиэра, который отмечал свободу

и уверенность в игре Прокофьева, лёгкость в преодолении сложных пассажей, но

при этом абсолютную беспомощность в исполнении гамм и арпеджио.

В 1904 поступает в Петербургскую консерваторию по классу гармонии, а

через год по классу специального фортепиано, где учился у А. А. Винклера.

Занятия

с

ним

сыграли

большую

роль

в

профессиональном

продвижении

Прокофьева. «Наконец-то на меня наложили узду: до сих пор я играл все что

угодно, но все в достаточной мере небрежно и пальцы держал прямо, как палки;

Винклер потребовал, чтобы я играл аккуратней, пальцы держал округло и ставил с

точностью». В

это

время

значительно

расширяется

репертуар

и,

по

воспоминаниям самого композитора, впервые просыпается интерес к публичным

выступлениям.

Дальнейшее

обучение

Прокофьева

связано

с

именем

лучшего

педагога

Петербурга того времени А. Н. Есиповой. Когда он понял, что перерос Винклера,

перешёл в класс Есиповой. С самого начала стало ясно, что художественные

взгляды

учителя

и

ученика

прямо

противоположные.

Новизна,

свойственная

сочинениям Прокофьева, уже отчётливо проявляется и в пианизме, однако, это не

встретило отклика педагога. Категорически против Есипова была и современной

музыки,

которой

очень

увлекался

Прокофьев.

Есипова,

сама

обладающая

«бархатным звуком», так и не смогла облагородить звук Прокофьева, который был

сторонником насыщенного, ударного и графичного звука.

Не

смотря

на

все

разногласия,

нужно

отметить,

что

Есипова

сыграла

большую роль в становлении Прокофьева-пианиста. Благодаря ей у Прокофьева

выработалась

внутренняя

потребность

к

художественной

законченности

интерпретации,

он

овладел

гармоническими

средствами

выразительности,

блестящей мелкой и крупной техникой, тонкой педализацией.

Фортепианная музыка составляет большую часть творчества Прокофьева.

Будучи

замечательным

пианистом,

он

очень

тонко

понимал

специфику

фортепиано и на протяжении всей жизни обращался к фортепианной музыке.

Пианизм Прокофьева сочетает в себе черты присущие классическому и

романтическому искусству, а также современные тенденции. Кроме того,

тесно

связан

с

русской

пианистической

школой,

ощущается

влияние

Скрябина, Метнера и Рахманинова.

От

классики

в

пианизме

Прокофьева

ясность

жанра,

формы,

чёткое разделение фона и мелодии, организующая роль ритма,

вера во силу человека.

От

романтизма

изысканная

гармония,

лирические

образы,

фантастика, а иногда и мистика.

От

импре ссионизма

использование

кол о р и с т и ч е с к и х

возможностей

фортепиано,

нетрадиционных

созвучий,

политональных сочетаний, многосоставных аккордов.

Не смотря на это, Прокофьев как бы ниспровергает традиции, но не

разрушает их. Творчество Прокофьева развивалось в то время, когда уже

угасала

романтика

и

импрессионизм.

Музыка

в

то

время

становилась

средством выражения литературного сюжета. Прокофьев выступил против

этой

идеологии

и

создал

свой

неповторимый

стиль,

в

котором

музыка

является самоцелью.

Для него характерна театральность образов и графичность приёмов

изложения, широкий диапазон и необычная интервалика, сочетание разных

регистров, токкатный ритм, диссонирующие последовательности аккордов,

мелодия

прямолинейна,

без

украшений,

голосоведение

свободное,

прозрачность

фактуры

и

железный

ритм.

Прокофьев

переосмысливает

возможности фортепианной техники.

Прокофьев

внёс

огромный

вклад

в

фортепианную

литературу:

5

концертов, 9 сонат, з сонатины, более 120 пьес, в том числе 6 циклов, 50

транскрипций, главным образом своих оркестровых произведений.

Важную роль в его фортепианной музыке играет миниатюра. Особенно

много

миниатюр

написано

в

ранний

период.

Прокофьев

очень

много

экспериментировал

в

фортепианной

музыке.

Зачастую

именно

в

ней

он

находил образы, которые в последствии становились характерными для его

творчества, а также приёмы, с помощью которых эти образы воплощались.

Здесь

же

зародились

композиционные

особенности

формы

Прокофьева, в том числе форма сонатного allegro. Все эти находки потом

переносились в симфонические и оперные произведения, что придавало им

специфические

фортепианные

черты.

Те

образы,

которые

считаются

типичными для Прокофьева: гротеск, фантазийность и сказочность, дерзкая

скерцозность и чистая лирика впервые возникли в фортепианной музыке.



В раздел образования