Автор: Быкова Галина Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: филиал МКОУ "Трудовская СОШ" - "Озернинская ООШ" Звериноголовского района Курганской области
Населённый пункт: село Озёрное Звериноголовского района Курганской области
Наименование материала: открытый урок по русскому языку
Тема: "Морфологический разбор причастия"
Раздел: среднее образование
Филиал МКОУ «Трудовская СОШ»-
«Озернинская основная общеобразовательная школа»
Предмет : русский язык , 7 класс
Урок по теме
«Морфологический разбор причастия»
Учитель: Быкова Галина Ильинична
Село Озёрное
Октябрь, 2017 год
Тема урока:
«Морфологический разбор причастия»
Цели урока:
- обучающие
-ознакомить с порядком морфологического разбора причастий, отработать данный
навык;
-закрепить
знания,
полученные
при
изучении
темы
«Причастие»,
отработка
практического умения применять полученные знания в предложениях с причастным
оборотом в зависимости от его
местоположения и в соответствии с правилами
пунктуации;
-закрепить умение находить причастия в тексте;
- подготовка к ОГЭ;
-активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
-развивающие
-продолжить формирование умения выделять общие и существенные признаки,
делать обобщающие выводы;
-продолжить развитие
умения
анализировать
и
оценивать
собственную
деятельность;
-продолжить развивать навыки связной монологической речи.
-продолжить развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную и слуховую
память учащихся;
-воспитательные
-продолжить воспитание положительного отношения к изучению русского
языка, прививать интерес к предмету, любовь и уважение к родному языку;
-осознать
необходимость
полученных
знаний
и
использования
их
в
устной
и
письменной речи;
-продолжить воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению
других людей;
-продолжить
воспитание у обучающихся ответственности, коллективизма, любви к
природе, формирование культуры работы в группах, эстетического вкуса;
-сохранение
зрения,
снятие
усталости
с
глаз
во
время
работы
на
уроке
(электронные физминутки для глаз: «Футбол», «Розы»)
Тип
урока: комбинированный
(обобщение
и
систематизация,
творческое
применение знаний, контроль знаний, изучение нового материала).
Способы организации учебной деятельности:
1.Фронтальный.
2.Индивидуальный.
3. Парный.
4. Коллективный.
Формы
и
приёмы
учебной
деятельности:
самостоятельная
работа,
работа
в
парах; самоконтроль и самооценка, слово учителя, опрос - эстафета, загадка, учебная
игра,
работа с текстом - выборочные задания, редактирование, взаимопроверка,
грамматические задания, работа по трафарету, конструирование предложений.
МЕТОДЫ:
-практический,
-
словесно-репродуктивный (выполнение заданий по образцу, разбор слова
по алгоритму, работа с книгой- словарь),
-наглядный, объяснительно-иллюстративный (описание, беседа,
практическая работа, анализ заданий),
-проблемно-сообщающий (объяснение причин различия в фактах,
объяснение с опорой на наглядность, доказательства путём сравнения),
-частично-поисковый (комментирование практических действий с
выводом).
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка
Оборудование урока:
- компьютер,
- проектор,
- экран,
-презентация,
- раздаточный материал: к рефлексии в начале и в конце урока, тексты для
выборочной
работы,
материал
для
конструирования
предложений,
трафареты для морфологического разбора причастий.
-толковый словарь; словарные статьи из толкового словаря С.И.Ожегова
-учебники.
-
музыка Петра Ильича Чайковского “Октябрь ”
-музыка
П.И.
Чайковского
“Вальс
снежных
хлопьев”
из
балета
«Щелкунчик»
План урока
1.
Организационный
момент.
Приветствие.
Рефлексия.
Проверка
готовности к уроку. Постановка целей урока.
2.Повторение и закрепление сведений о причастии и причастном обороте.
3. Физминутка.
4.Усвоение и закрепление новых знаний.
5.Домашнее задание.
6. Итог урока. Комментирование оценок. Рефлексия
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие.
а). Здравствуйте
!
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
б). Рефлексия.
У нас сегодня необычная встреча, много гостей - учителей русского
языка и литературы нашего, Звериноголовского района. А с каким
настроением вы сегодня пришли на урок? Поднимите облачко, если вы
волнуетесь или солнышко, если вам комфортно.
Давайте поможем друг другу преодолеть это волнение. Просто улыбнитесь.
Смотрите, даже в классе как-то стало теплее и светлее, правда? А теперь
желаю нам хорошей работы.
в). - Отгадайте загадку:
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. (Учащиеся отвечают)
Да, эта загадка о причастии.
г). Запись числа, темы урока в тетрадях.
д). Как вы думаете, какова главная цель нашего урока?
Да, ознакомиться с порядком морфологического разбора причастий,
закрепить ранее изученное о данной части речи
2.Повторение и закрепление сведений о причастии и
причастном обороте.
а). Устный опрос - повторение в форме эстафеты.
Задание: закончить предложения.
1). Причастие – это…
2). Причастия бывают…
3). В предложении причастия бывают…
4). Причастный оборот – это…
5). В предложении причастный оборот является…
6). Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если…
7).
Суффиксами
действительных
причастий
настоящего
времени
являются…
8).
Суффиксами
действительных
причастий
прошедшего
времени
являются.
9).
Суффиксами
страдательных
причастий
настоящего
времени
являются…
10).
Суффиксами
страдательных
причастий
прошедшего
времени
являются…
11). Краткую форму имеют…
12). В предложении краткие причастия являются…
б). К данным причастиям подобрать антонимы (устно) (слайд № 4)
Бегущий - …(стоящий)
Падающий - …(поднимающийся)
Открывающий - …(закрывающий)
Мокнувший - …(сохнувший)
Высушенный - …(вымоченный)
Белеющий -…(чернеющий)
Светлевший - …(темневший)
в).Устрани повтор слова который, заменив одно из сочетаний оборотом
с причастием.(Предложения у каждого ученика). Работа в парах. Устно.
(слайды №5-№10 )
1.Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до
вечера. 2. Мы ступаем на тропинку, которая вьется среди кустарника,
который растет по берегу. 3. Туристы, которые шли по компасу, скоро
выбрались на дорогу, которую размыли ливни.
г). Игра «Ха-ха-ха» (слайд № 11)
Вместо «ха-ха-ха» вставьте подходящие по смыслу действительные или
страдательные причастия.
1) Хозяйка, (ха-ха-ха) сумку, получила её в бюро находок. Сумка, (ха-ха-ха)
хозяйкой, нашлась.
2) Молодой учёный, (ха-ха-ха) доклад, недавно вернулся из экспедиции.
Доклад, (ха-ха-ха) учёным, вызвал большой интерес.
3. Физминутка.
(слайды №12-№13 )
Учащиеся встают. Учитель зачитывает причастия. Когда звучит то
причастие, которое не имеет краткой формы, учащиеся должны быстро
сесть на стул. Если причастие имеет и полную и краткую форму, учащиеся
должны хлопнуть в ладоши.
Прочитанный,
воспитанный,
летящий,
сделанный,
созданный,
умеющий, вкладывающий, вспаханный, решаемый, решающий.
4.Усвоение и закрепление новых знаний.
Самостоятельное
знакомство с планом морфологического разбора причастия (с.65)
4. Я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу, так как “всю
прелесть застенчивой русской природы” мы ощутим в осеннем лесу.
а). Сейчас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского “Октябрь ”
(Звучит музыка Петра Ильича Чайковского “Октябрь ”.)
(Стихи к первому слайду об осени – читают учащиеся с экрана)
(Слайд № ) Озябший лес касается земли,
И не слышны теперь июля грозы,
Скучают пожелтевшие берёзы
О тёплых днях, которые ушли…
б). Выпишем причастия. Слова озябший, пожелтевшие разберите по
составу в тетрадях. Двое вслух с места.)
(Стихи ко второму слайду об осени) (Слайд № )
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
в). Все ли слова понятны? Чертог, просека-лексич.знач. по словарю
зачитать (Отдать для чтения словарных статей вслух Кандаловой О. и
Острогину Вл.)
Чертог (высок.устар.) – пышное великолепное помещение или здание,
дворец. (Например: царские чертоги) (Слайд № )
Просека – дорога, узкая полоса в лесу, лесопарке, очищенная от
деревьев. (Слайд № )
г). Выпишем причастия.
Самостоятельная работа: причастия пожелтевшие(1в.), заглядевшихся
(2в.) морфологически разбираем у доски и в тетрадях по вариантам.
Проверка. Звучит музыка.
д). Прислушайтесь к звукам, которые слышны в музыкальном лесу,
вглядитесь в картинки. Погружаясь в мир мелодии, представим, что же
происходит там, в сказочном лесу?
(Звучит музыка П.И. Чайковского, а на экране – слайды на тему «Осень».) -
Прекрасная музыка, не правда ли?
Какое настроение она у вас создала?
Все ли тайны она вам открыла?
Как меняется музыка?
Используя причастия, скажите, какая она?
Проверка.
(Волнующая, звенящая, манящая, завораживающая, чарующая,
шепчущая что-то, переливающаяся, зазывающая…) (Глаголы, от
которых образованы данные причастия, предложены каждому ученику
перед уроком) (Слайд № )
ж). (Стихи к третьему слайду об осени) (Слайд № )
Ждёт снега обнажённый лес,
Давно от осени уставший.
Сереет низкий свод небес,
Печально шепчет лист опавший.
Графически обозначить причастный оборот в предложении Ждёт снега
обнажённый лес, Давно от осени уставший. (в тетрадях, на доске)
Звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев” из балета
«Щелкунчик»
з). Работа с текстом.
Шуршание, сопровождавшееся пофыркиванием, доносилось из-за
низкорослых кустов. Кто же это? Оказалось, семейство ежей собирает
последние грибочки, укрытые опавшей листвой. Встревоженные нашими
шагами ежи свернулись в колючие клубочки. Только один маленький
ежонок, увлечённый поиском, не обращал на нас никакого внимания. Он
шевелил носиком опавшую листву, пофыркивал, удивлённый поведением
своих сородичей.
Тихо! Притаились все и остановились, завороженные какими-то звуками.
Кто бы это мог быть?
Назвать причастия (сопровождавшееся, укрытые, опавшей,
встревоженные, увлечённый, опавшую, завороженные ). Одно из них
разобрать морфологически по трафарету. Взаимопроверка.
е). (Стихи к четвёртому слайду об осени) (Слайд № )
Осенняя пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье-
В багрец и золото одетые леса.
5.Домашнее задание
:
Написать небольшое сочинение об осеннем лесе,
используя причастия. Одно из них разобрать морфологически. Учащиеся
записывают в дневниках. (Слайд № )
6. Итог урока:
а). Слово учителя.
а). Слово учителя. На этом уроке мы с вами еще раз закрепили навыки и
умения находить причастия, определять границы причастных
оборотов, объяснять условия их выделения. Я также надеюсь, что
тексты, прозвучавшие на уроке, послужат не только учебно-
тренировочным материалом, но заставят убедиться, как красив, мудр и
богат наш язык – язык Пушкина, Тургенева, Толстого… Это обязывает
нас к бережному отношению к нему.
б). Оценки. Комментирование.
в). Рефлексия (говорят все - продолжают фразу). (()()(()лайд № )Ка
-Самым интересным на уроке для меня было…
Для меня оказалось трудным и сложным…
Я был(а) бы рад(а)…
На месте Галины Ильиничны я бы…
-Чемодан, мясорубка, корзина
На
доске
(с
обратной
стороны)
вывешиваются
рисунки
чемодана,
мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией,
полученной на уроке (прикрепляют к рисункам круги - все вместе)
Спасибо за урок!