Автор: Зудихина Татьяна Валерьевна
Должность: студентка 1 курса магистратуры
Учебное заведение: филиал САФУ им. М. В. Ломоносова
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Шаг в мир медицинских профессий"
Раздел: полное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Программа элективного курса
«Шаг в мир медицинских профессий»
Возраст учащихся: 14-15 лет (9 класс)
Срок реализации: 17 часов
Автор-составитель:
Зудихина Татьяна Валерьевна
г. Северодвинск
2018
«ШАГ В МИР МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИЙ»
Учиться быть врачом — это значит учиться быть человеком.
Медицина для истинного врача больше чем профессия —
она образ жизни.
А. Ф. Билибин
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых че-
ловеком, поскольку выбирая профессию, он выбирает и образ своей жизни. Перед
подростками старших классов стоит непростой выбор – кем стать, какое направле-
ние выбрать, какую профессию освоить. Мир профессий огромен, но для того что-
бы сделать правильный выбор необходимо тщательно разобраться в себе, в особен-
ностях желаемой профессии. Мечта многих подростков – стать врачом. Но так ли
это легко и все ли могут стать хорошими врачами?
Элективный курс «Шаг в мир медицинских профессий» является одним
из курсов по выбору в системе предпрофильного обучения средней общеобразова-
тельной школы с медицинским уклоном. Он поможет учащимся
разобраться во
всех тонкостях медицинских профессий, узнать какими профессиональными каче-
ствами должен обладать хороший врач, какие медицинские специальности суще-
ствуют, появятся ли новые профессии в медицинской сфере и с какими болезнями
на данный момент времени борется медицина.
Необходимость курса обусловлена видом (школа с медицинским уклоном)
и профилем (химико-биологический) образовательного учреждения.
Предлагаемая программа курса построена с учетом оказания помощи уча-
щимся в выборе дальнейшего направления в медицинской области, информирова-
ния о видах и ступенях получения медицинского образования. Создает условия для
предварительного самоопределения учащихся 9 классов в отношении профилирую-
щего направления будущей деятельности и выбора профиля обучения в 10 классе.
Структура элективного курса включает в себя следующие взаимосвязан-
ные разделы (линейная структура обучения):
1. «Знакомство с важной областью науки и практической деятельности – ме-
дициной»
2. «Основные профессии в медицине»
3. «Медицина будущего»
4. «Легко ли быть врачом?»
5. «Коротко об анатомии и физиологии человека»
6. «Сумей помочь ближнему и себе»
7. «Болезни XXI века и их профилактика»
8. «Здоровье – результат любви к самому себе»
9. Академическая практика
10. Итоговый урок – зачет с элементами практических заданий.
Достижения учащихся заносятся в портфолио, по результатам курсов учащи-
еся получают «Свидетельство об окончании элективного курса «Шаг в мир меди-
цинских профессий», после получения свидетельства оно размещается в портфолио
каждого учащегося.
Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю (из них 3
часа выделено на академическую практику: посещение медицинских учреждений и
1 час на итоговый урок – зачет с элементами практической деятельности).
Цель элективного курса: профессиональное самоопределение школьников
основной школы, создание ориентационной и мотивационной основы для осознан-
ного выбора химико-биологического профиля обучения.
Задачи:
-
создание
условий
для
профессионального
самоопределения
учащихся
основной школы, выбора профиля обучения на старшей ступени обучения;
- создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- дать общие представления учащимся по анатомии и физиологии;
- расширить знания школьников по профилактике заболеваний;
- оказания первой медицинской помощи;
- формировать у учащихся понятие о здоровом образе жизни;
- уточнить готовность осваивать данный профиль в старших классах.
Предполагаемые результаты реализации элективного курса «Шаг в мир
медицинских профессий»
Учащиеся должны знать:
- основные проблемы и задачи медицины в человеческом обществе;
- основные виды медицинских специальностей;
- качества, которыми должны обладать люди медицинских профессий;
- иметь представление о важных для медицинского работника науках: анато-
мии и физиологии человека;
- основные виды заболеваний, их предупреждение и профилактику;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- как вести здоровый образ жизни;
- здоровье – это не только отсутствие болезней, но и психическое благополу-
чие человека.
Учащиеся должны уметь:
- отличать основные виды заболеваний;
-
осуществлять предупреждение и профилактику основных видов заболева-
ний;
-
при необходимости оказать первую медицинскую помощь;
-
соотнести собственные способности с выбором будущей профессии;
- практически применять знания в жизни.
Формы
контроля усвоения элективного курса «Шаг в мир медицинских
профессий»:
1. Текущий (успешное выполнение заданий на каждом уроке и домашних за-
даний).
2. Промежуточный (проводится в форме практической и творческой работы).
3. Итоговый (проводится в форме тестирования и практического задания).
2.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
«ШАГ
В
МИР МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИЙ»
№
п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание
Деятельность
учащихся
Теор.
Практ
.
1
Интерактивная лекция.
«Знакомство с важной обла-
стью науки и практической
деятельности – медициной»
1
С чем связано имя Гип-
пократа?
Основные
задачи
и
проблемы
медицины
в
современном обществе.
Основные символы для
обозначения
медицины
(«Звезда жизни», «посох
Асклепия»,
э м бл е м а
международного красно-
го креста и красного по-
лумесяца,
«чаша
Ги-
гиеи»).
Конспект, просмотр
презентации.
2
«Основные
профессии
в
медицине»
1
1
Обзор основных про-
фессий:
1. Невропатолог
2. Стоматолог.
3. Психиатр.
4. Окулист
5. Дерматолог.
6. Анестезиолог-реани-
матолог.
7. Гастроэнтеролог.
8. Терапевт.
9. Хирург
10. Педиатр.
11. Травматолог.
12. Акушер.
Подготовка презен-
таций,
участие
в
дискуссии,
выпол-
н е н и е
з а д а н и й
«Узнай
врача
по
описанию».
3
Интерактивная лекция
«Медицина будущего»
0,5
0,5
Какие профессии будут
востребованы в недале-
ком будущем:
1. Разработчик нейропро-
тезов.
Просмотр
презен-
таций,
работа
в
группах.
2. Специалист по без-
опасности лекарствен-
ных средств.
3. Валеолог
4. ИТ-медик.
5. Генетический
консультант.
6. Сетевой врач.
7. Консультант по здоро-
вой старости.
8. Молекулярный дието-
лог.
4
Интерактивная лекция.
«Легко ли быть врачом?»
1
Профессия врача – одна
из самых древних и са-
мых нужных.
Личностные
качества
современного врача
(7
основных
качеств
идеального врача).
Требования
общества
к
медицинским
професси-
ям.
Просмотр презен-
тации, приглаше-
ние врача, участие
в беседе.
5
Интерактивная лекция.
«Коротко об анатомии и фи-
зиологии человека»
1
1
Что изучает анатомия и
физиология? Как связа-
ны эти науки?
Конспект, просмотр
презентации,
вы-
полнение заданий.
6
Интерактивная лекция.
«Сумей помочь ближнему и
себе»
1
2
Первая
медицинская
помощь:
- при ожогах;
- кровотечениях;
- переломах;
- отравлении;
- обморожении.
Алгоритм оказания пер-
вой
медицинской
помо-
щи.
Конспект, просмотр
презентации,
уча-
стие в беседе, прак-
тическая работа.
7
Интерактивная лекция.
«Болезни XXI
века
и
их
профилактика»
1
Рассмотрение
самых
распространенных
бо-
лезней 21 века:
1.
Острые
респиратор-
ные вирусные инфекции.
2. СПИД /ВИЧ.
3. Раковые заболевания.
4. Сахарный диабет.
5. Туберкулёз.
6. Болезнь Альцгеймера.
7. Гипертония.
8. Остеохондроз.
9. Депрессия.
10. Неврозы.
11. Аллергия.
Способы
профилактики
данных заболеваний.
Конспект, просмотр
презентации.
8
Интерактивная лекция
«Здоровье – результат лю-
бви к самому себе»
1
1
Здоровье человека и его
зависимость
от
образа
жизни.
1. Польза режима дня.
2. Необходимость рацио-
нального питания.
3. Активный образ жиз-
ни.
4.
Отказ
от
пагубных
привычек.
5. Укрепление организма.
6.
Присутствие
витами-
нов в ежедневном рацио-
не.
7.
Позитив
и
спокой-
ствие.
8. Здоровый сон.
12 причин, почему нуж-
но вести здоровый об-
раз жизни.
Просмотр
презен-
тации,
мозговой
штурм
«Здоровый
образ
жизни!
С
чего
начать?»
(в
группах)
9
Академическая практика в
медицинское учреждение
3
Экскурсия
10
Итоговый
урок
–
зачет
с
элементами
практических
заданий.
0,5
0,5
Тестирование, прак-
тическое
задание
(оказать первую ме-
д и ц и н с к у ю
п о-
мощь), анкета на го-
товность стать вра-
чом.
Итого:
17 часов
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Для педагога:
1. Жук Л.И. Факел Гиппократа. Мн.: Красико-Принт, 2006.
2. Широкова М. Карьера в медицине. Энциклопедия профессий. М., 2003.
3. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. – М.: Феникс, 2005.
4. Ермолаева Е.В.. Павлова Л.А Медицинская профессия: требования современного
общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития.
М., 2013. С. 369-375.
5. Каменский А.А. Физиология человека. Просто о сложном, 2018. – 352 с.
6. Айзимов А. Популярная анатомия. Строение и функции человеческого тела,
2006.
7. Морозов М. А. Основы первой медицинской помощи, «СпецЛит», 2017
8. Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье. М., 2000.
9. Абаскалова Н. П. «Здоровью надо учить», Новосибирск, «Лада», 2000.
10. Лузик Т. П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие //Классный
руководитель. – 2011. - №6. – с.122-127.
11. Черноярова О. Д. Здоровый образ жизни – экология души // Классный руководи-
тель. – 2011. - №5. – с. 34-40.
12. Росляков Г. Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992.
13. Ресурса интернета.
Для обучающихся:
1.
Коростылев Н. Б. «От А до Я» изд. Медицина, 1980
2. Фелиция Лоу Все о моем здоровье: как правильно и вкусно питаться, чтобы быть
здоровым, умным и красивым, 2013.
3. Джерри Бэйли Все о моем теле: 50 важных советов для идеального здоровья и
внешнего вида, Клевер Медиа Групп, 2013.
4. Интернет источники.
Исследователи – в состав которых входил Неели Бендапуди, доцент наук биз-
нес-колледжа Фишер при Огайском Национальным Университетом – позже прове-
рили записи всех интервью и выделили основных 7 качеств, которые пациенты хо-
тят видеть в своем докторе.
Что входит в список?
Ниже представлены 7 характеристик, указанных пациентами, вместе с их же
определениями этих характеристик:
Уверенность. «Уверенность врача дает мне уверенность».
Сопереживание: «Доктор пытается понять, что я чувствую и пережи-
ваю, физически и эмоционально, и доносит до меня это понимание».
Гуманность: «Доктор заботливый, сочувствующий и добрый».
Персональность: «Врач заинтересован во мне не только, как в пациен-
те, он общается со мной и запоминает меня как личность».
Прямота: «Доктор честно простым языком рассказывает мне все, что я
должен знать».
Уважение: «Доктор серьезно воспринимает мой вклад и работает со
мной».
Тщательность: «Доктор добросовестный и упорный».
Ниже перечислены 12 причин, из-за которых стоит вести здоровый образ
жизни.
1.
Прожить долгую, счастливую жизнь и встретить старость с улыбкой на
лице
2.
Получать удовольствие от жизни
3.
Жизнь без болезней (укрепите свое здоровье)
4.
Будете гордиться собой
5.
Здоровые дети
6.
Хорошее настроение
7.
Красивое подтянутое тело даже в зрелом возрасте
8.
Быть способным защитить себя и своих близких в экстремальных ситуаци-
ях
9.
Сохраните молодость и замедлите процесс старения
10.
Большой заряд сил и энергии
11.
Забудете, что такое депрессии и стресс, станете чаще улыбаться
12.
Подадите отличный пример вашим детям,ведь если вы не будете вести здо-
ровый образ жизни, то у вас не получится вырастить ребенка в здоровой атмосфере.