Напоминание

"Шаг в мир медицинских профессий"


Автор: Зудихина Татьяна Валерьевна
Должность: студентка 1 курса магистратуры
Учебное заведение: филиал САФУ им. М. В. Ломоносова
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Шаг в мир медицинских профессий"
Раздел: полное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Программа элективного курса

«Шаг в мир медицинских профессий»

Возраст учащихся: 14-15 лет (9 класс)

Срок реализации: 17 часов

Автор-составитель:

Зудихина Татьяна Валерьевна

г. Северодвинск

2018

«ШАГ В МИР МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИЙ»

Учиться быть врачом — это значит учиться быть человеком.

Медицина для истинного врача больше чем профессия —

она образ жизни.

А. Ф. Билибин

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых че-

ловеком, поскольку выбирая профессию, он выбирает и образ своей жизни. Перед

подростками старших классов стоит непростой выбор – кем стать, какое направле-

ние выбрать, какую профессию освоить. Мир профессий огромен, но для того что-

бы сделать правильный выбор необходимо тщательно разобраться в себе, в особен-

ностях желаемой профессии. Мечта многих подростков – стать врачом. Но так ли

это легко и все ли могут стать хорошими врачами?

Элективный курс «Шаг в мир медицинских профессий» является одним

из курсов по выбору в системе предпрофильного обучения средней общеобразова-

тельной школы с медицинским уклоном. Он поможет учащимся

разобраться во

всех тонкостях медицинских профессий, узнать какими профессиональными каче-

ствами должен обладать хороший врач, какие медицинские специальности суще-

ствуют, появятся ли новые профессии в медицинской сфере и с какими болезнями

на данный момент времени борется медицина.

Необходимость курса обусловлена видом (школа с медицинским уклоном)

и профилем (химико-биологический) образовательного учреждения.

Предлагаемая программа курса построена с учетом оказания помощи уча-

щимся в выборе дальнейшего направления в медицинской области, информирова-

ния о видах и ступенях получения медицинского образования. Создает условия для

предварительного самоопределения учащихся 9 классов в отношении профилирую-

щего направления будущей деятельности и выбора профиля обучения в 10 классе.

Структура элективного курса включает в себя следующие взаимосвязан-

ные разделы (линейная структура обучения):

1. «Знакомство с важной областью науки и практической деятельности – ме-

дициной»

2. «Основные профессии в медицине»

3. «Медицина будущего»

4. «Легко ли быть врачом?»

5. «Коротко об анатомии и физиологии человека»

6. «Сумей помочь ближнему и себе»

7. «Болезни XXI века и их профилактика»

8. «Здоровье – результат любви к самому себе»

9. Академическая практика

10. Итоговый урок – зачет с элементами практических заданий.

Достижения учащихся заносятся в портфолио, по результатам курсов учащи-

еся получают «Свидетельство об окончании элективного курса «Шаг в мир меди-

цинских профессий», после получения свидетельства оно размещается в портфолио

каждого учащегося.

Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю (из них 3

часа выделено на академическую практику: посещение медицинских учреждений и

1 час на итоговый урок – зачет с элементами практической деятельности).

Цель элективного курса: профессиональное самоопределение школьников

основной школы, создание ориентационной и мотивационной основы для осознан-

ного выбора химико-биологического профиля обучения.

Задачи:

-

создание

условий

для

профессионального

самоопределения

учащихся

основной школы, выбора профиля обучения на старшей ступени обучения;

- создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

- активизировать познавательную деятельность школьников;

- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

- дать общие представления учащимся по анатомии и физиологии;

- расширить знания школьников по профилактике заболеваний;

- оказания первой медицинской помощи;

- формировать у учащихся понятие о здоровом образе жизни;

- уточнить готовность осваивать данный профиль в старших классах.

Предполагаемые результаты реализации элективного курса «Шаг в мир

медицинских профессий»

Учащиеся должны знать:

- основные проблемы и задачи медицины в человеческом обществе;

- основные виды медицинских специальностей;

- качества, которыми должны обладать люди медицинских профессий;

- иметь представление о важных для медицинского работника науках: анато-

мии и физиологии человека;

- основные виды заболеваний, их предупреждение и профилактику;

- правила оказания первой медицинской помощи;

- как вести здоровый образ жизни;

- здоровье – это не только отсутствие болезней, но и психическое благополу-

чие человека.

Учащиеся должны уметь:

- отличать основные виды заболеваний;

-

осуществлять предупреждение и профилактику основных видов заболева-

ний;

-

при необходимости оказать первую медицинскую помощь;

-

соотнести собственные способности с выбором будущей профессии;

- практически применять знания в жизни.

Формы

контроля усвоения элективного курса «Шаг в мир медицинских

профессий»:

1. Текущий (успешное выполнение заданий на каждом уроке и домашних за-

даний).

2. Промежуточный (проводится в форме практической и творческой работы).

3. Итоговый (проводится в форме тестирования и практического задания).

2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

ЭЛЕКТИВНОГО

КУРСА

«ШАГ

В

МИР МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИЙ»

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Деятельность

учащихся

Теор.

Практ

.

1

Интерактивная лекция.

«Знакомство с важной обла-

стью науки и практической

деятельности – медициной»

1

С чем связано имя Гип-

пократа?

Основные

задачи

и

проблемы

медицины

в

современном обществе.

Основные символы для

обозначения

медицины

(«Звезда жизни», «посох

Асклепия»,

э м бл е м а

международного красно-

го креста и красного по-

лумесяца,

«чаша

Ги-

гиеи»).

Конспект, просмотр

презентации.

2

«Основные

профессии

в

медицине»

1

1

Обзор основных про-

фессий:

1. Невропатолог

2. Стоматолог.

3. Психиатр.

4. Окулист

5. Дерматолог.

6. Анестезиолог-реани-

матолог.

7. Гастроэнтеролог.

8. Терапевт.

9. Хирург

10. Педиатр.

11. Травматолог.

12. Акушер.

Подготовка презен-

таций,

участие

в

дискуссии,

выпол-

н е н и е

з а д а н и й

«Узнай

врача

по

описанию».

3

Интерактивная лекция

«Медицина будущего»

0,5

0,5

Какие профессии будут

востребованы в недале-

ком будущем:

1. Разработчик нейропро-

тезов.

Просмотр

презен-

таций,

работа

в

группах.

2. Специалист по без-

опасности лекарствен-

ных средств.

3. Валеолог

4. ИТ-медик.

5. Генетический

консультант.

6. Сетевой врач.

7. Консультант по здоро-

вой старости.

8. Молекулярный дието-

лог.

4

Интерактивная лекция.

«Легко ли быть врачом?»

1

Профессия врача – одна

из самых древних и са-

мых нужных.

Личностные

качества

современного врача

(7

основных

качеств

идеального врача).

Требования

общества

к

медицинским

професси-

ям.

Просмотр презен-

тации, приглаше-

ние врача, участие

в беседе.

5

Интерактивная лекция.

«Коротко об анатомии и фи-

зиологии человека»

1

1

Что изучает анатомия и

физиология? Как связа-

ны эти науки?

Конспект, просмотр

презентации,

вы-

полнение заданий.

6

Интерактивная лекция.

«Сумей помочь ближнему и

себе»

1

2

Первая

медицинская

помощь:

- при ожогах;

- кровотечениях;

- переломах;

- отравлении;

- обморожении.

Алгоритм оказания пер-

вой

медицинской

помо-

щи.

Конспект, просмотр

презентации,

уча-

стие в беседе, прак-

тическая работа.

7

Интерактивная лекция.

«Болезни XXI

века

и

их

профилактика»

1

Рассмотрение

самых

распространенных

бо-

лезней 21 века:

1.

Острые

респиратор-

ные вирусные инфекции.

2. СПИД /ВИЧ.

3. Раковые заболевания.

4. Сахарный диабет.

5. Туберкулёз.

6. Болезнь Альцгеймера.

7. Гипертония.

8. Остеохондроз.

9. Депрессия.

10. Неврозы.

11. Аллергия.

Способы

профилактики

данных заболеваний.

Конспект, просмотр

презентации.

8

Интерактивная лекция

«Здоровье – результат лю-

бви к самому себе»

1

1

Здоровье человека и его

зависимость

от

образа

жизни.

1. Польза режима дня.

2. Необходимость рацио-

нального питания.

3. Активный образ жиз-

ни.

4.

Отказ

от

пагубных

привычек.

5. Укрепление организма.

6.

Присутствие

витами-

нов в ежедневном рацио-

не.

7.

Позитив

и

спокой-

ствие.

8. Здоровый сон.

12 причин, почему нуж-

но вести здоровый об-

раз жизни.

Просмотр

презен-

тации,

мозговой

штурм

«Здоровый

образ

жизни!

С

чего

начать?»

группах)

9

Академическая практика в

медицинское учреждение

3

Экскурсия

10

Итоговый

урок

зачет

с

элементами

практических

заданий.

0,5

0,5

Тестирование, прак-

тическое

задание

(оказать первую ме-

д и ц и н с к у ю

п о-

мощь), анкета на го-

товность стать вра-

чом.

Итого:

17 часов

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Для педагога:

1. Жук Л.И. Факел Гиппократа. Мн.: Красико-Принт, 2006.

2. Широкова М. Карьера в медицине. Энциклопедия профессий. М., 2003.

3. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. – М.: Феникс, 2005.

4. Ермолаева Е.В.. Павлова Л.А Медицинская профессия: требования современного

общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития.

М., 2013. С. 369-375.

5. Каменский А.А. Физиология человека. Просто о сложном, 2018. – 352 с.

6. Айзимов А. Популярная анатомия. Строение и функции человеческого тела,

2006.

7. Морозов М. А. Основы первой медицинской помощи, «СпецЛит», 2017

8. Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье. М., 2000.

9. Абаскалова Н. П. «Здоровью надо учить», Новосибирск, «Лада», 2000.

10. Лузик Т. П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие //Классный

руководитель. – 2011. - №6. – с.122-127.

11. Черноярова О. Д. Здоровый образ жизни – экология души // Классный руководи-

тель. – 2011. - №5. – с. 34-40.

12. Росляков Г. Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992.

13. Ресурса интернета.

Для обучающихся:

1.

Коростылев Н. Б. «От А до Я» изд. Медицина, 1980

2. Фелиция Лоу Все о моем здоровье: как правильно и вкусно питаться, чтобы быть

здоровым, умным и красивым, 2013.

3. Джерри Бэйли Все о моем теле: 50 важных советов для идеального здоровья и

внешнего вида, Клевер Медиа Групп, 2013.

4. Интернет источники.

Исследователи – в состав которых входил Неели Бендапуди, доцент наук биз-

нес-колледжа Фишер при Огайском Национальным Университетом – позже прове-

рили записи всех интервью и выделили основных 7 качеств, которые пациенты хо-

тят видеть в своем докторе.

Что входит в список?

Ниже представлены 7 характеристик, указанных пациентами, вместе с их же

определениями этих характеристик:

Уверенность. «Уверенность врача дает мне уверенность».

Сопереживание: «Доктор пытается понять, что я чувствую и пережи-

ваю, физически и эмоционально, и доносит до меня это понимание».

Гуманность: «Доктор заботливый, сочувствующий и добрый».

Персональность: «Врач заинтересован во мне не только, как в пациен-

те, он общается со мной и запоминает меня как личность».

Прямота: «Доктор честно простым языком рассказывает мне все, что я

должен знать».

Уважение: «Доктор серьезно воспринимает мой вклад и работает со

мной».

Тщательность: «Доктор добросовестный и упорный».

Ниже перечислены 12 причин, из-за которых стоит вести здоровый образ

жизни.

1.

Прожить долгую, счастливую жизнь и встретить старость с улыбкой на

лице

2.

Получать удовольствие от жизни

3.

Жизнь без болезней (укрепите свое здоровье)

4.

Будете гордиться собой

5.

Здоровые дети

6.

Хорошее настроение

7.

Красивое подтянутое тело даже в зрелом возрасте

8.

Быть способным защитить себя и своих близких в экстремальных ситуаци-

ях

9.

Сохраните молодость и замедлите процесс старения

10.

Большой заряд сил и энергии

11.

Забудете, что такое депрессии и стресс, станете чаще улыбаться

12.

Подадите отличный пример вашим детям,ведь если вы не будете вести здо-

ровый образ жизни, то у вас не получится вырастить ребенка в здоровой атмосфере.



В раздел образования