Напоминание

"Игры на досуге"


Автор: Шмелёва Татьяна Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад №21 "Незабудка"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры на досуге"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Игры на досуге.

Сюжетные подвижные игры для младшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С

рождения до семи лет закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней

двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей

здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого

дошкольного учреждения.

Важное место в жизни ребёнка занимает игра. К подвижным играм дети проявляют

особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и

двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям

стремление к движениям. Подвижная игра одно из важных средств всестороннего

воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность подвижных игр - это

комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В игре

одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и

трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею

положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают

работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают

детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Игры помогают

ребенку расширять и углублять свои представления об окружающем мире. Выполняя

различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои

знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, о средствах

передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для

развития речи, упражнения в счете и т. д. В подвижных играх ребенку приходится самому

решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена

условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это

способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества,

сообразительности. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно

стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и

дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому

развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время

прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо

организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в

групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с

большим количеством детей.

В младшем дошкольном возрасте большое значение имеют сюжетные подвижные игры.

В таких играх действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они

выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и

позволяют регулировать поведение детей. Сюжетные игры преимущественно

коллективные и в них может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

Сюжетные подвижные игры помогают малышам закреплять свои знания и представления

о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о средствах передвижения

(автомобилях, поездах, самолетах) и правилах пользования ими; о повадках и

особенностях движений различных животных и птиц и т.д.

Во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в

самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Огромный эффект

имеет использование атрибутов. При проведении сюжетных подвижных игр с малышами

для ребенка, выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и др.)

водящего, можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие

особенности персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек,

птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы

были понятны и интересны детям, а персонаж, которому они подражают, был хорошо

знаком.

Маленькие дети довольно медленно усваивают необходимые навыки. Поэтому

воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им наскучат.

Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая

самостоятельность доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши полюбили подвижные игры и

проявляли желание играть в них самостоятельно.

Предлагаю всем вместе поиграть в наши подвижные игры!

1.Подвижная игра «Курочки».

Цель: учить детей бегу врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в

соответствии со словами.

Описание игры.

Бег по залу врассыпную с хлопками себя по бёдрам и словами «Ко-ко-ко! (20 сек.)

Инструктор: Бегали курочки, играли, крылышками махали, «Ко-ко-ко» кричали, зёрнышки

клевали. Устали, домой отдыхать побежали. Дети возвращаются на свои места.

2.Подвижная игра «Великаны и гномы». («Большие и маленькие»).

Цель: учить детей ходьбе по кругу, взявшись за руки, с остановкой по сигналу; точно

выполнять движения на заданную команду, развивать внимание.

Описание игры. Дети идут по кругу, взявшись за руки. Водящий (сначала инструктор)

встаёт в середину круга. По сигналу дети останавливаются. Если водящий скажет

«великаны» («большие»), все должны встать на носки и поднять руки вверх. Если

водящий скажет «гномы» («маленькие»), все должны присесть и положить руки за голову.

3.Подвижная игра «Зайцы и волк».

Цель: закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать

умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание игры.

-Давайте поиграем на полянке! А как называется игра вы узнаете по подсказке. Отгадайте

загадки: По полю скачет – ушки прячет, Кто зимой холодной

Встанет столбом, ушки торчком. Ходит хмурый, злой, голодный?

(Заяц) (Волк)

Дети («зайцы») стоят в одном конце зала, а «волк» - в другом. «Зайцы» выбегают на

полянку, бегают, прыгают, резвятся, щиплют травку:

Зайки скачут: скок-скок-скок,

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают:

Не идёт ли волк?

Дети в соответствии с текстом выполняют движения. По сигналу «Волк идёт!» «зайцы»

убегают и прячутся (в заранее выбранное место). «Волк» пытается их догнать.

4.Подвижная игра «Мишка по лесу гулял…»

Цели: закреплять умение бегать в одном направлении, действовать в соответствии со

словами, развивать творческие способности.

«Мишка» (водящий) надевает игровую шапочку и выполняет движения в соответствии с

текстом. Дети стоят в другом конце зала.

Мишка по лесу гулял, (ходьба, изображая медведя)

Мишка деточек искал, (приставить ладонь ко лбу)

Долго-долго он гулял, (ходьба, изображая медведя)

Сел на травку, задремал (сесть, закрыть глаза)

Дети шагом ( на носочках) идут к «мишке»:

Вышли деточки гулять,

Стали ножками стучать, (топают ногами)

Мишка, Мишенька, вставай,

Наших деток догоняй!

Дети убегают за исходную линию, «Мишка» пытается их догнать.

5.Подвижная игра «Весёлые попугайчики».

Цель: учить детей бегать врассыпную, быстро и точно реагировать на сигнал.

Описание игры.

Дети раскладывают свои обручи на полу. По сигналу «Попугайчики полетели!» дети

бегают врассыпную по залу и машут руками («крыльями»). По сигналу «Попугайчики,

домой!» дети бегут к обручам и запрыгивают в них.

6.Подвижная игра «Колобок и лисичка».

Цель: совершенствовать умение быстро передавать мяч друг другу двумя руками.

Описание игры.

Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и передают мяч из рук в руки

соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками. «Лисичка» (В руках инструктора)

старается догнать мяч.

7. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать

действовать по сигналу.

Описание игры.

Дети «загорают», лёжа на животе, на спинке, на боку. По сигналу «Дождик!» встают и

бегут в « домик» (на скамейку).

8. Подвижная игра «Лягушки».

Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, развивать умение

быстро и точно реагировать на сигнал.

Описание игры.

Вот лягушки по дорожке

Скачут вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки.

На середине зала выложить шнур в форме круга. Дети в шапочках лягушек стоят за

кругом. Повернувшись друг за другом, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд по

кругу. По окончании четверостишия инструктор хлопает в ладоши (пугает «лягушек»),

дети перепрыгивают через шнур и присаживаются на корточки («прячутся в болото»).

9. Подвижная игра «Автомобили».

Цель: учить двигаться, сохраняя направление; поддерживать интерес к движениям;

развивать умение действовать в коллективе.

Описание игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой – это

гараж. По сигналу инструктора выезжают из гаража и едут по дороге, с остановкой по

сигналу. «Автомобили, в гараж!» ребята меняют направление и едут в гараж.

(Автомобили могут ехать по мосту, извилистой дороге, горке, объезжая предметы.

Сигналы могут быть звуковые (гудок, музыка) и зрительные (флажки, светофор).

10. Подвижная игра «Детки в домиках сидят…»

Цель: обогащать двигательный опыт детей; вызывать чувство радости от совместных

действий, развивать творческие способности и воображение.

Описание игры. Дети сидят на корточках за стульями – «домиками», выглядываю в

«окошко». Инструктор произносит текст, дети выполняют движения в соответствии с

текстом.

Инструктор. Детки в домиках сидят

И в окошечко глядят.

Кто-то в гости к нам спешит

И копытцами стучит!

Кто это? (Показывает игрушку – лошадку, или предлагает отгадать загадку). Лошадка!

Дети выходят из домиков, изображают лошадок: бегают и цокают языком.

Инструктор. Детки в домиках сидят

И в окошечко глядят.

По дорожке что- то скачет.

Что же это? (Показывает мяч, или назвать отгадку).

Звонкий мячик.

Дети выходят из домиков, показывают, как прыгает мяч.

Инструктор. Детки в домике сидят

И в окошечко глядят.

Зашуршали громко шины,

Это едет к нам…(показывает детям машину, или назвать отгадку). машина.

Дети выходят из домиков, «берут рули в руки», «едут» по дорожке (или вокруг стульчиков

и т.п.)

Вариантов загадок множество (животные, техника, предметы), можно предложить детям

самим придумать движения, помогающие изобразить отгадку.



В раздел образования