Автор: Мартюшева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 23 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект открытого интегрированного занятия по экологическому воспитанию с использованием ИКТ "Путешествие с капелькой" во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад №23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Сыктывкарса муниципальнöй бюджетнöй учреждение
«Челядьöс 23 №-а видзанiн школаöдз велöдан»
Конспект открытого интегрированного занятия
по экологическому воспитанию с использованием ИКТ
«Путешествие с капелькой»
во второй младшей группе
Составила
воспитатель первой квалификационной категории
Мартюшева Ольга Николаевна
Сыктывкар 2018
Конспект открытого интегрированного занятия
по экологическому воспитанию с использованием ИКТ
«Путешествие с капелькой»
во второй младшей группе
Цель: формирование
представления
у
детей
о
свойствах
воды,
о
значении воды в нашей жизни.
Развивающие: развивать
познавательные
способности
детей
в
процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов
с водой.
Образовательные: побуждать
понимать
речь
взрослого
и
активно
реагировать на неё.
Воспитательные: поддерживать стремление детей активно вступать в
познавательное общение, высказывать своё мнение, делать простые выводы.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, тяжелая, безвкусная,
без запаха, прозрачная.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы (К. И.
Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка – чумазая»).
Заучивание наизусть стихов, потешек.
Сюжетные
игры
«Купание
куклы»,
«Приготовим
обед
для
куклы»,
«Постираем бельё для куклы».
Методы и приёмы: игровой (приход игрового персонажа), наглядный
(презентация), практический (опыты), словесный (вопросы, краткая беседа,
художественное слово).
Материал.
Капелька
–
игрушка,
колокольчик,
стаканчики
по
2
на
каждого ребенка, кипяченая вода, краски (красная, синяя, зеленая), кружки с
кипяченой водой по количеству детей, салфетки, стакан, ведерко, бутылка с
водой, ложечка, клеенка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с
гостями.
Дети: Здравствуйте!
(Звучит колокольчик.)
Воспитатель: «Колокольчики звенят,
Пригласить они хотят,
Где ребятам интересно?
Ну, а там где неизвестно!»
Воспитатель:
А
вы,
ребята,
хотите
узнать,
куда
сегодня
нас
колокольчики приглашают? (Да)
Воспитатель: А приглашают они вас в путешествие. А вот куда, вы
сейчас узнаете. Закройте глаза и прислушайтесь.
(Звучит аудиозапись «Журчания ручейка».)
Воспитатель: Ребята,
что
вы
услышали?
Да,
действительно,
мы
услышали, как плещется вода. Это журчит ручей, и сегодня мы с вами
отправимся в путешествие в Царство Воды. Но, чтобы мы не заблудились, я
пригласила Капельку тоже путешествовать вместе с нами.
«Кап – кап капелька – дождевая сабелька
Ты скорее выходи,
Нас в дороге проводи»
Появление Капельки.
Воспитатель: Кажется, я её слышу!
«Закройте быстро глазки,
Попадаем в чудо-сказку».
Дети закрывают глаза. Звучит запись воды. Появляется Капелька.
Воспитатель: А вот и Капелька. Давайте с ней поздороваемся. Эта
Капелька много видела, много интересного знает о воде.
Дети слушают рассказ о воде.
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…»
Воспитатель: Как вы думаете, откуда взялась наша Капелька? (Ответы
детей).
Воспитатель: Капелька – это маленькая частичка воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кому нужна вода?
Дети: Растениям, животным, человеку.
Воспитатель: А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно,
растениям вода нужна для питания, для роста, для развития.
Слайд 1 Растения
Воспитатель:
А
для
чего
вода
животным?
(ответы
детей).
Вода
животным нужна для питания, и чтобы не погибнуть от жажды.
Слайд 2 Животные
Воспитатель: А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода
очень нужна, прежде всего, для питания, умываться, купаться, пить.
Слайд 3 Человек
Но
вода
нужна
–
чистая,
прозрачная,
безопасная.
Мы
не
можем
прожить без воды. А еще, вода необходима всем, кто живет на нашей планете
Земля. Она как волшебница умеет превращаться.
Ребята, а во что она может превращаться?
Она может превращаться в росу, лёд, снег, а может политься дождиком.
Слайд 4 Роса, лед, снег
Воспитатель: Ребята, у меня есть своя лаборатория, в которой можно
проводить
разные
опыты
с
водой.
Давайте
отправимся
туда
вместе
с
Капелькой и узнаем, как вода может изменяться. А перед тем, ка отправиться
в путешествие, мы с вами тоже превратимся в капельки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю колдовать.
Больше нету здесь детей,
Превратились в капельки поскорей!
Надеваем платочки.
Воспитатель: Ну, что, Капельки, готовы к исследованиям? Давайте,
ребята, пойдемте в нашу лабораторию и выясним, что же такое вода. А
Капелька отсюда посмотрит (Посадить Капельку на окно).
1 опыт Вода – это жидкость
Воспитатель: (Воспитатель переливает воду из бутылки в ведерко, из
ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой?
(Переливаю)
Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в
кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода льется.
Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой.
(Дети переливают воду)
Воспитатель: Ребята, что такое вода? (Вода – это жидкость)
Воспитатель: Вот, мы с вами и выяснили что вода
– это жидкость.
(Индивидуальные и хоровые повторения).
Воспитатель: А
сейчас
возьмите
в
руку
пустой
стакан.
Что
вы
почувствовали? Он какой? (Легкий).
Воспитатель: А теперь возьмите в руку стакан с водой. Что можно
сказать о стакане с водой? (Ответы детей) Какой он? Правильно, он тяжёлый,
а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.
Воспитатель: Ребята, что мы здесь узнали? (ответы детей)
Мы узнали здесь, что вода – это жидкость, и может быть тяжелой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь мы пойдем к другому столу. У
нас опыты еще не закончились!
2 опыт Вода – без вкуса, без запаха
Воспитатель: Ребята,
я
предлагаю
вам
попробовать
воду
на
вкус.
(Детям
предлагается
кипячёная
вода).
Какая
она?
Горькая?
Солёная?
Сладкая? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, правильно, она никакая, вода не имеет вкуса, она
безвкусная.
Воспитатель: Ребята, у меня есть одно сыпучее вещество, давайте, я
вам положу его в стаканчик. Размешайте хорошо воду. Попробуйте, какая она
стала теперь на вкус (ответ ребенка).
Воспитатель: Правильно вода стала соленой. Мы с вами убедились,
что безвкусная вода может изменить свое свойство и стать соленой. Можно
ли пить соленую воду? (ответы детей). Действительно, соленую воду пить
нельзя, это вредно для здоровья.
Воспитатель: А теперь, ребята, я вам добавлю еще одно вещество.
Размешайте хорошенько. Попробуйте, какая она стала на вкус. Она стала
сладкая, вкусная.
Воспитатель: А теперь, ребята, понюхайте воду. Скажите, у нее есть
запах, она чем-нибудь пахнет? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, вода без запаха.
Воспитатель: А как вы думаете, что можно сделать, чтобы у воды
появился запах? (ответы детей). Правильно, если в воду что-нибудь добавить,
она может изменить свое свойство и стать пахучей. Посмотрите, ребята, я
сейчас добавлю ароматное масло.
Педагог добавляет в воду масло.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду, появился у нее запах? (ответы
детей).
Воспитатель: Какой стала вода? (ответы детей). Вода стала с запахом.
Как вы думаете, можно ли такую воду пить? (ответы детей). Нет, такую воду
пить нельзя, это может быть опасным. Пить мы можем только чистую воду,
без запаха.
Воспитатель: Ребята, что мы здесь узнали?
Воспитатель: Мы узнали здесь, что вода без вкуса и без запаха. Вода
может изменить свое свойство, свой вкус. Она может быть соленой и сладкой,
что она может стать с запахом, если в нее что-нибудь добавить.
Воспитатель: Ребята, пойдемте к другому столу. У нас еще есть опыты.
3 опыт Вода бесцветная, прозрачная
Воспитатель: Посмотрите,
что
налито
в
стакане?
(ответы
детей).
Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета вода (ответы детей).
Воспитатель: Вода бесцветная, прозрачная.
Воспитатель:
Ребята,
возьмите
кисточку,
обмакните
в
краску
и
опустите в воду. Что произошло с водой? (ответы детей). Правильно вода
стала цветной, грязной. Мы с вами увидели, что чистая прозрачная вода
может изменить свое свойство и стать цветной.
Грязная вода – опасна для здоровья? Можно такую воду пить? (ответы
детей). Правильно, грязную воду пить нельзя, это опасно для здоровья.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть в прятки? А сейчас Капелька
хочет поиграть с вами в прятки.
Воспитатель: Давайте попробуем спрятать в воде ложку. Вот у меня
два стакана с водой. Попробуйте найти, куда я спрячу ложечку. Сначала,
ложку опускаем в чистую воду, затем в подкрашенную. Почему вы первый
раз быстро увидели ложечку? (Потому, что вода чистая)
Воспитатель: Да, в первом стакане вода была чистая, прозрачная. Вода
прозрачная.
Воспитатель:
Ребята,
что
мы
узнали
здесь?
Что
вода
чистая,
прозрачная. Что она может изменить свой цвет.
Воспитатель:
Ну,
что,
ребята,
мы
сделали
все
опыты.
Капелька
говорит, что сейчас нам пора превращаться обратно в деток.
(Звучит колокольчик).
«Колокольчики звенят
Нас позвать они хотят,
«Возвращайтесь в детский сад,
Игры заждались ребят!»
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Капельке тоже
очень понравилось путешествовать с нами.
Ребята, где мы сейчас побывали? Мы с вами побывали в лаборатории.
А чем мы занимались? (ответы детей).
Воспитатель: Вы сегодня были как настоящие ученые (исследователи),
мы проводили опыты и выяснили, вода – это жидкость, она без вкуса, без
запаха,
прозрачная,
имеет
вес
–
тяжелая.
Что
чистая,
прозрачная,
безвкусная, вода без запаха, может изменить свои свойства. Она может стать
грязной, с запахом или соленой или сладкой. А можно ли такую воду пить?
(ответ детей).
Воспитатель: Пить можно только чистую, прозрачную воду, без вкуса
и запаха.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воду надо беречь? (Да) А как мы
с
вами
можем
беречь
воду?
(В
воду
нельзя
бросать
мусор,
загрязнять,
обязательно надо закрывать кран)
Воспитатель: Ну, что ж молодцы ребята, вы теперь многое знаете о
воде, и я думаю, будете беречь воду и дома и в детском саду.
Воспитатель: Ну, что же, нам и нашей Капельке пора возвращаться
домой, ей очень понравилось с нами путешествовать. Капелька обещает еще
к
нам
прийти
и
приготовит
для
нас
новые
сюрпризы.
Давайте
скажем
Капельке до свидания.