Автор: Ершова Ольга Григорьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение английскому языку детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Учитель английского языка
Ершова Ольга Григорьевна
Обучение детей с ОВЗ английскому языку
В
данное
время
инклюзивному
образованию
уделяют
много
внимания,
так
как
современные школы должны быть готовы обучать всех детей и создать для таких детей
необходимые условия для получения образования. Это отражено и в законодательстве нашей
страны. С введением ФГОС меняется подход к современному уроку при обучении детей с
ОВЗ. Основной идеей является единство обучения, воспитания и развития.
Очень
важно
правильно
спланировать
урок,
учесть
темп
и
психофизические
особенности
учащихся.
Обучающиеся
с
ОВЗ,
как
правило,
не
могут
самостоятельно
добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственной нагрузке
они отказываются работать. Низкий уровень протекания мыслительных процессов и навыков
коммуникации не позволяют найти границы знания и незнания, дети с ОВЗ не могут
поставить цели, паникуют на этапе самоконтроля или не могут осуществить мыслительную
операцию, затрудняются подвести итоги в связи с тем, что забывают цели или задачи,
которые были поставлены на начальном этапе урока.
Прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира.
А это значит уделять большую часть времени изучению нового материала - “учить на уроке”.
Для того, чтобы новый материал был усвоен - необходимо находить связь с уже знакомым
или привязать к старому, изученному; необходима постоянная обратная связь ученик –
учитель.
При
организации
обучения
детей
с
ОВЗ
необходимо выделить
в
каждой
теме
базовый объем, подлежащий многократному закреплению, т.е. адаптировать содержание
учебного материала и дифференцировать задания. Задание должны быть доступные по темпу
и характеру, должны быть личностно-ориентированные, в этом случае учащиеся должны
поверить не только в свои возможности, но и испытать чувство успеха, которое и должно
вызвать желание учиться и стать сильнейшим мотивом. В дальнейшем трудность заданий
следует увеличивать, естественно пропорционально возможностям учащихся.
Необходимо
тщательно
отбирать
лексический
и
грамматический
материал,
определённый минимуму, при котором будет учитываться посильность усвоения и интересы
детей.
Аудирование
текстов
рекомендуется
сократить.
При
обучении
диалогической
и
монологической речи важно будет использовать речевые модели и обиходные ситуации,
доступные для понимания, и естественно чтение по ролям.
Тексты для чтения соотносить с
картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из
текста, сравнение. Особое внимание следует уделить переводу, именно так дети осознают
смысл
прочитанного
материала,
и
страх
перед
незнакомым
текстом
исчезает.
Работа
с
текстом – это эффективный вид деятельности на уроке английского языка с коррекционно-
развивающим обучением. Важной задачей является формирование и отработка навыков
чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения.
Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать чтение с
полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой
лексики, такой вид деятельности важно сопровождать показом письменных образцов и
различной
наглядности.
При
многократном
чтении
и
повторении
производится
непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения.
Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на
занятиях. Игровые задания помогают детям расслабиться, окунуться в другую атмосферу. Но
каждое такое задание иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит
тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых
навыков, что имеет огромное практическое значение.
Дети
с
ОВЗ
часто
ограничены
в
общении,
поэтому,
необходимо
придать
уроку
коммуникативную направленность, ведь это поможет ученику проще включаться в общение
со сверстниками, выражать свои мысли как на родном, так и на английском языке. Общение
со сверстниками способствует социализации учащихся, а это очень важно при обучении
английском языку, особенно для детей с ОВЗ. Иначе зачем тогда изучать английский язык,
если не собираешься его использовать в жизни.
Что
касается
оценивания
детей
с
ОВЗ,
то
оценивать
следует
не
столько
по
достигнутым результатам, сколько за их старание и усилие в изучении английского языка.
Оценка выставляется с позитивным уклоном.
Таким образом, обучение английскому языку детей с ОВЗ актуально в настоящее
время, ведь сегодня важно обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное
развитие,
важно
развить
интерес
к
английскому
языку,
культуре
англоязычных
стран,
стимулировать
коммуникативно-речевую
активность,
важно
чтоб
ребенок
был
способен
развиваться дальше без помощи учителя. При выборе методов работы с учащимися с ОВЗ
можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному
предмету как английский язык. Безусловно, учитель должен проявлять терпение, чуткость,
заботу, радоваться успехам каждого. Необходимо поддерживать интерес к английскому языку
и его изучению.