Автор: Шишкин Владимир Валерьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Лицей 2010
Населённый пункт: г. Москва.
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Шахматы"
Раздел: дополнительное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по шахматам адресована для воспитанников 4-7 лет дошкольного
отделения «Радость» ГБОУ «Лицей» 2010. И составлена на основе авторской программы
«Шахматы
-
школе»
под
редакцией
И.
Г.
Сухина, рекомендованной
Министерством
образования
и
науки
Российской
Федерации
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
и
обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором
программы И. Г. Сухиным).
Новизна дополнительной образовательной программы:
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Актуальность дополнительной образовательной программы:
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности
ребёнка,
формирование
его
творческих
способностей,
воспитание
важных
личностных
качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы
как
специфический
вид
человеческой
деятельности
получают
всё
большее
признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в
любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала
девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы:
Педагогическая
целесообразность
данной
программы
заключается
в
организации
образовательного
процесса
с
помощью
конкретно
выбранных
форм,
методов
и
средств
обучения в соответствии с поставленными целями и задачами.
Теоретические занятия развивают познавательный интерес у обучающихся к основам
шахматных
знаний,
практические
работы
развивают
умения
и
навыки
реализации
полученных знаний на шахматной доске.
Цель
дополнительной
образовательной
программы
- создание
условий
для
личностного и интеллектуального развития дошкольников, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучающие:
формирование
ключевых
компетенций
(коммуникативных,
интеллектуальных,
социальных) средством игры в шахматы;
формирование критического мышления;
формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в
практической игре;
умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
овладение навыками игры в шахматы.
Развивающие:
формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и
оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
формирование
творческих
качеств
личности
(быстрота,
гибко сть,
оригинальность, точность).
Воспитательные:
формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание
уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые
шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной
доской,
фигурами,
учатся
выполнять
различные
дидактические
задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски.
Большое место отводится изучению "доматового" периода
игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи,
сказки
песни
о
шахматах,
шахматные
миниатюры
и
инсценировки.
Ключевым
моментом
занятий
является
деятельность
самих
детей,
в
которой
они
наблюдают
за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет.
Срок реализации программы - 3 месяца.
Режим занятий – 2 часа в неделю. Одно занятие – для детей 4-5 лет - 20 минут, для 5-6
лет – 25 минут, для 6-7 лет – 30 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К моменту завершения программы, обучающиеся должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной
программы:
Основные формы и средства обучения:
практическая игра,
решение шахматных задач,
комбинаций и этюдов,
дидактические игры и задания,
игровые упражнения;
теоретические занятия,
шахматные игры,
шахматные дидактические игрушки,
участие в турнирах и соревнованиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ (С 1-ГО ФЕВРАЛЯ)
№ п/п
Название раздела (тема)
Количество часов
теория
практика
всего
1
Правила игры
4
-
10
2
Шахматная доска. Фигуры.
2
12
17
3
История фигур
2
10
15
4
Сравнительная ценность фигур
2
8
13
5
Легкие и тяжелые фигуры. Центр и фланги.
2
5
9
Общее количество часов :
12
12
24
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1.
История и легенды о возникновении шахмат.
2.
Шахматная доска: вертикали, горизонтали и диагонали, обозначения полей.
3.
Изложение правил передвижения фигур с упражнениями.
4.
Рокировка и взятие на проходе.
5.
Исход игры: шах, мат, пат, ничья.
6.
Тренировочные партии по учебным позициям.
7.
Линейный мат.
8.
Мат королем и ферзем.
9.
Мат королем и ладьей.
10. Решение задач на мат в ход.
11. Запись шахматной партии.
12. Этика поведения во время партии.
13. Игра в турнире.
14. Разбор партий.
15. Стадии
шахматной
партии:
дебют,
миттельшпиль,
эндшпиль.
Как
можно
проиграть
партию за 2,3,4 хода.
16. Три принципа игры в дебюте; разбор партий, миниатюр.
17. Центр.
18. Мобилизация.
19. Безопасность.
20. Решение задач на мат в один ход.
21. Техника эксплуатации шахматных компьютеров различных моделей.
22. Игра на турнире.
23. Элементы шахматной техники и их роль в игре.
24. Двойной удар.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск «
Духовное
возрождение»,
1998.
Рекомендовано
Министерством
общего
и
профессионального образования Российской Федерации
2.
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
Дидактические шахматные сказки
3.
Сухин
И.
Котята-хвастунишки
//
Сухин
И.
Книга-выручалочка
по
внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
4.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
6.
Сухин
И.
Удивительные
превращения
деревянного
кругляка
//
Сухин
И.
Книга-
выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
7.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
8.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
9.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
10. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
11. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
12. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают
спорт. – М.: Педагогика, 1978.
13. Добрыня, посол князя Владимира (былина).
14. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
15. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
16. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
17. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
18. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
19. Остер Г. Полезная девчонка.
20. Пермяк Е. Вечный Король.
21. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
22. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
23. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
24. Берестов В. В шахматном павильоне.
25. Берестов В. Игра.
26. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
27. Ильин Е. Средневековая легенда.
28. Квитко Л. Турнир.
29. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
30. Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
31. Булычев К. Сто лет тому вперед.
32. Велтистов Е. Победитель невозможного.
33. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
34. Крапивин В. Тайна пирамид.
35. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
36. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
37. Надь К. Заколдованная школа.
38. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
39. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
40. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
41. Раскатов М. Пропавшая буква.
42. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
43. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.:
Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
44. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
45. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
46. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.