Напоминание

"Шахматы"


Автор: Шишкин Владимир Валерьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Лицей 2010
Населённый пункт: г. Москва.
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Шахматы"
Дата публикации: 20.03.2017
Раздел: дополнительное образование





Вернуться назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по шахматам адресована для воспитанников 4-7 лет дошкольного

отделения «Радость» ГБОУ «Лицей» 2010. И составлена на основе авторской программы

«Шахматы

-

школе»

под

редакцией

И.

Г.

Сухина, рекомендованной

Министерством

образования

и

науки

Российской

Федерации

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

и

обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором

программы И. Г. Сухиным).

Новизна дополнительной образовательной программы:

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических

процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,

начальные формы волевого управления поведением.

Актуальность дополнительной образовательной программы:

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности

ребёнка,

формирование

его

творческих

способностей,

воспитание

важных

личностных

качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы

как

специфический

вид

человеческой

деятельности

получают

всё

большее

признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в

любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала

девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы:

Педагогическая

целесообразность

данной

программы

заключается

в

организации

образовательного

процесса

с

помощью

конкретно

выбранных

форм,

методов

и

средств

обучения в соответствии с поставленными целями и задачами.

Теоретические занятия развивают познавательный интерес у обучающихся к основам

шахматных

знаний,

практические

работы

развивают

умения

и

навыки

реализации

полученных знаний на шахматной доске.

Цель

дополнительной

образовательной

программы

- создание

условий

для

личностного и интеллектуального развития дошкольников, формирования общей культуры и

организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Обучающие:

формирование

ключевых

компетенций

(коммуникативных,

интеллектуальных,

социальных) средством игры в шахматы;

формирование критического мышления;

формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с

другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в

практической игре;

умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и

оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

формирование

творческих

качеств

личности

(быстрота,

гибко сть,

оригинальность, точность).

Воспитательные:

формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание

уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые

шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,

шахматной

доской,

фигурами,

учатся

выполнять

различные

дидактические

задания,

разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на

отдельных фрагментах доски.

Большое место отводится изучению "доматового" периода

игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,

стихи,

сказки

песни

о

шахматах,

шахматные

миниатюры

и

инсценировки.

Ключевым

моментом

занятий

является

деятельность

самих

детей,

в

которой

они

наблюдают

за

передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,

выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Возраст детей:

Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы - 3 месяца.

Режим занятий – 2 часа в неделю. Одно занятие – для детей 4-5 лет - 20 минут, для 5-6

лет – 25 минут, для 6-7 лет – 30 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

К моменту завершения программы, обучающиеся должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,

центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под

боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной

программы:

Основные формы и средства обучения:

практическая игра,

решение шахматных задач,

комбинаций и этюдов,

дидактические игры и задания,

игровые упражнения;

теоретические занятия,

шахматные игры,

шахматные дидактические игрушки,

участие в турнирах и соревнованиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ (С 1-ГО ФЕВРАЛЯ)

№ п/п

Название раздела (тема)

Количество часов

теория

практика

всего

1

Правила игры

4

-

10

2

Шахматная доска. Фигуры.

2

12

17

3

История фигур

2

10

15

4

Сравнительная ценность фигур

2

8

13

5

Легкие и тяжелые фигуры. Центр и фланги.

2

5

9

Общее количество часов :

12

12

24

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1.

История и легенды о возникновении шахмат.

2.

Шахматная доска: вертикали, горизонтали и диагонали, обозначения полей.

3.

Изложение правил передвижения фигур с упражнениями.

4.

Рокировка и взятие на проходе.

5.

Исход игры: шах, мат, пат, ничья.

6.

Тренировочные партии по учебным позициям.

7.

Линейный мат.

8.

Мат королем и ферзем.

9.

Мат королем и ладьей.

10. Решение задач на мат в ход.

11. Запись шахматной партии.

12. Этика поведения во время партии.

13. Игра в турнире.

14. Разбор партий.

15. Стадии

шахматной

партии:

дебют,

миттельшпиль,

эндшпиль.

Как

можно

проиграть

партию за 2,3,4 хода.

16. Три принципа игры в дебюте; разбор партий, миниатюр.

17. Центр.

18. Мобилизация.

19. Безопасность.

20. Решение задач на мат в один ход.

21. Техника эксплуатации шахматных компьютеров различных моделей.

22. Игра на турнире.

23. Элементы шахматной техники и их роль в игре.

24. Двойной удар.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:

Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск «

Духовное

возрождение»,

1998.

Рекомендовано

Министерством

общего

и

профессионального образования Российской Федерации

2.

И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск:

Духовное возрождение, 1999.

Дидактические шахматные сказки

3.

Сухин

И.

Котята-хвастунишки

//

Сухин

И.

Книга-выручалочка

по

внеклассному

чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

4.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному

чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

5.

Сухин И. От сказки – к шахматам.

6.

Сухин

И.

Удивительные

превращения

деревянного

кругляка

//

Сухин

И.

Книга-

выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

7.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

8.

Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

9.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по

внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

10. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:

Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

11. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

12. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают

спорт. – М.: Педагогика, 1978.

13. Добрыня, посол князя Владимира (былина).

14. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

15. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

16. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

17. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический

мальчик.

18. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).

19. Остер Г. Полезная девчонка.

20. Пермяк Е. Вечный Король.

21. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.

22. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.

23. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

24. Берестов В. В шахматном павильоне.

25. Берестов В. Игра.

26. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.

27. Ильин Е. Средневековая легенда.

28. Квитко Л. Турнир.

29. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.

30. Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

31. Булычев К. Сто лет тому вперед.

32. Велтистов Е. Победитель невозможного.

33. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.

34. Крапивин В. Тайна пирамид.

35. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.

36. Лагин Л. Старик Хоттабыч.

37. Надь К. Заколдованная школа.

38. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

39. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

40. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

41. Раскатов М. Пропавшая буква.

42. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

43. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.:

Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.

44. Томин Ю. Шел по городу волшебник.

45. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.

46. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.



В раздел образования