Напоминание

"Формирование любви к родному краю через экологическую тропу"


Автор: Проскурина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Забитуйский детский сад
Населённый пункт: поселок Забитуй, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование любви к родному краю через экологическую тропу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «АЛАРСКИЙ РАЙОН»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАБИТУЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

(МКДОУ Забитуйский д\с)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В

ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ.»

Подготовил: Проскурина Т.Н.

Воспитатель первой

квалификационной категории.

П. Забитуй, 26.02.2014 год

«Мир, окружающий ребенка-это прежде всего мир Природы с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в

природе, вечный источник детского разума.»

В.Сухомлинский.

Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны

проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети

научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной

природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять

мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее

необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать

экологическое сознание маленькой личности.

* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит

вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное

и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на

нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и

главная задача.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания

дошкольников приобретает особую остроту и значимость.

* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное

значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный

духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного

детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного

роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования

физических и психических возможностей, начало становления личности. В

этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

экологической культуры.

* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет

большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего

экологического образования. Результативность деятельности в системе

дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней

ступеней системы экологического образования. Экологическое образование

уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у

педагогов возникает множество вопросов:

Как создать эффективную систему экологического образования в

детском саду, основанную на интегрированном подходе?

Как сделать так, чтобы идеи экологического образования

реализовывались через разные виды деятельности ребенка:

экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную,

изобразительную, физическую деятельности?

Следует согласиться с мнением авторов проекта национальной стратегии

экологического образования в РФ – современный уровень экологической

культуры не соответствует переходу к устойчивому развитию общества,

национальной безопасности России. Российское образование теряет свои

позиции в уровне приобретения знаний о природе, обществе, человеке, что

затрудняет осмысление связи между деятельностью человека и состоянием

природной среды, поиск путей ее сохранности и динамичного развития,

гармонизации отношений общества и природы.

В этой связи особую значимость приобретает решение проблемы развития

экологической культуры детей в экологическом образовании в дошкольных

учреждениях общеразвивающего вида.

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по

экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его

среды.Приступая к разработке проекта «Экологическая тропинка» мы

провели анализ территории д/с. Наш д/с был построен на пересечении

нескольких гравийных дорог, поэтому территория для зеленых насаждений

совершенно непригодна. Было решено использовать привозной грунт для

газонов. Плодородный слой очень мал. На протяжении нескольких лет

сотрудники д/с совместно с родителями и детьми облагораживали

территорию д/с, подбирали растения ( деревья, кустарники, лекарственные

травы ),создавали уголки заповедных зон. Создание экологической тропы

началось с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических

объектов: по проекту «Байкал –жемчужина Сибири» был создан на

экологической тропе мини-макет озера Байкал; уголок «Русская

сказка»;опытно-экспериментальный участок(огород, где дети совместно с

воспитателем и родителями выращивают овощные культуры, имеется

небольшой участок с посевами пшеницы ,овса и ячменя); уголок «Зеленая

аптека»,где растут различные лекарственные растения, такие как мать-и-

мачеха, пижма, подорожники, крапива, ромашка мн.др., особый интерес

вызывает у детей несколько разновидностей сирени, посадки плодово-

ягодных культур: яблонька, облепиха, кустарники смородины и садовой

жимолости, вишня, полукультурка, черемуха, лесная земляника, лиственные

деревца: осина, береза, акации; есть на экологической тропе остановка

«Муравейник».Дети сами принесли частичку муравейника из леса, теперь

оберегают и охраняют его. На экологической тропе есть остановка «Луг»где

можно увидеть многообразие луговых растений, а весной можно наблюдать:

за появлением первоцветов-подснежников(прострел обыкновенный,

медуница); как пробуждаются от зимней спячки насекомые.

Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда

ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из важнейших условий

формирования экологических представлений является непосредственное

наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо

предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за

растениями и животными. Растения, которые растут на участке д/с, могут

предоставить малышам богатейший материал, а педагогу-возможности для

реализации полноценного экологического воспитания. Познакомить детей с

растениями, научить их любить и ценить –дело не из легких. Для

ознакомления с миром природы и формирования экологически правильного

поведения в природе создали несколько маршрутов в природу. Рядом с д/с

имеются естественные природные угодья: это поля, луга сенокосные,

березовая роща, смешанный лес, водоем.

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был

разработан специальный «Паспорт экологической тропинки».В паспорте

дается описание остановок тропы по заданным схемам.

Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов:

одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей.

Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.

В начале тропинки мы укрепили план тропы. Возле каждого объекта

тропинки, совместно с родителями были изготовлены таблички с названием.

Информация на табличках была краткой и выразительной. В создании

табличек были использованы символы, рисунки. При оформлении табличек

для таких объектов тропы, как лекарственные, пищевые и охраняемые

растения были заготовлены таблички разного цвета.

Таким образом, объекты экологической тропинки дали большие возможности

для экологического развития дошкольников, для проведения систематических

наблюдений, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки Лесовичка,

эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства

близости к природе и сопереживания живым организмам. Надо отметить, что

в период работы появлялись и оформлялись новые экологические объекты и

совершенствовались старые. Все они сразу же включались в систему работы

по воспитанию экологической культуры дошкольников.

На основе экологической тропы у детей формируются элементарные

предметные понятия: травы, кустарники, деревья, растения, насекомые,

рыбы, птицы, звери, среда обитания, приспособление, сезонные изменения.

Несмотря на то, что в летнее время года экологическая тропа имеет более

выраженное педагогическое значение, в зимнее время также проводятся с

детьми ознакомительные прогулки с целью выявления изменений в

окружающей природе: наблюдения за погодой, ветром, за состоянием

снежного покрова, следами на снегу. Особенно любят дети посещать птичью

столовую, остановка «Птичий столб», подкармливают своих пернатых

друзей, а весной ждут в гости перелетных птиц. Помимо объектов

растительного и животного мира на тропинке есть места для деятельности

детей и взрослых. Есть места для отдыха детей, для того ,чтобы после

прогулки поделиться своими впечатлениями, попить водички, могут заняться

поделками из природного материала.

Также рассматривается роль человека в сохранении целостности конкретной

экосистемы, правила поведения в ней. Человек охраняет природу, он бережет

лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек

создает заповедники, оберегает растения и животных, занесенных в

«Красную книгу» .

Для реализации проекта «Экологическая тропа» были созданы: макеты

природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки,

исследовательские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки,

скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры,

комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в

группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с

познавательным материалом о природе.

Результаты:

1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям

природы. Стали различать живую природу ( растения, грибы, животные,

человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают

особенности природы родного края .

2. Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному

поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладевают навыками экологически безопасного поведения в

природе.

4. У ребят формируется стремление к исследованию объектов природы, они

учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

5. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных

времен года. Объясняют причины смены времен года.

6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее

свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9. Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев,

кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений),

исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся

правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского

сада( рыхление, полив, прополка).

10. Дети овладевают представлениями о животных : условия жизни

домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц

полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и

перелетных птиц, о насекомых. У ребят формируется представление о том,

что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц)

на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих

поступках по отношению к ним.

11. У детей сформированы навыки ухода за растениями и животными в

уголке природы.

12. Ребята учатся вести наблюдения за объектами живой и неживой

природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего

дома природы :

* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

* В природе все взаимосвязано.

* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в

другое.

13. Многие дети проводят простейшие и сложные опыты, исследования

объектов природы , с пользой для себя занимаются поисковой

деятельностью.

14. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают

правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в

себе опасность для жизни людей.

15. К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое

просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании

детей детского сада.

Литература:

1.Ашиков В.И., АшиковаС.Г., Семицветик: Программа и руководство по

культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного

возраста.

2.Зенина Т.Наблюдаем, познаем, любим./Дошк. Воспитание,2003г.,/

3.Марковская М.М.Дети и природа./Пособие для воспитателя

д/с/.Просвещение.1984г.

4.Николаева С.И.Методика экологического воспитания в д/с.2004г.



В раздел образования