Автор: Проскурина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Забитуйский детский сад
Населённый пункт: поселок Забитуй, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование любви к родному краю через экологическую тропу"
Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «АЛАРСКИЙ РАЙОН»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАБИТУЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
(МКДОУ Забитуйский д\с)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ.»
Подготовил: Проскурина Т.Н.
Воспитатель первой
квалификационной категории.
П. Забитуй, 26.02.2014 год
«Мир, окружающий ребенка-это прежде всего мир Природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума.»
В.Сухомлинский.
Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны
проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети
научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной
природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять
мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее
необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать
экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит
вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное
и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на
нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и
главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и значимость.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное
значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный
духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного
детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного
роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования
физических и психических возможностей, начало становления личности. В
этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет
большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего
экологического образования. Результативность деятельности в системе
дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней
ступеней системы экологического образования. Экологическое образование
уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у
педагогов возникает множество вопросов:
Как создать эффективную систему экологического образования в
детском саду, основанную на интегрированном подходе?
Как сделать так, чтобы идеи экологического образования
реализовывались через разные виды деятельности ребенка:
экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную,
изобразительную, физическую деятельности?
Следует согласиться с мнением авторов проекта национальной стратегии
экологического образования в РФ – современный уровень экологической
культуры не соответствует переходу к устойчивому развитию общества,
национальной безопасности России. Российское образование теряет свои
позиции в уровне приобретения знаний о природе, обществе, человеке, что
затрудняет осмысление связи между деятельностью человека и состоянием
природной среды, поиск путей ее сохранности и динамичного развития,
гармонизации отношений общества и природы.
В этой связи особую значимость приобретает решение проблемы развития
экологической культуры детей в экологическом образовании в дошкольных
учреждениях общеразвивающего вида.
Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по
экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его
среды.Приступая к разработке проекта «Экологическая тропинка» мы
провели анализ территории д/с. Наш д/с был построен на пересечении
нескольких гравийных дорог, поэтому территория для зеленых насаждений
совершенно непригодна. Было решено использовать привозной грунт для
газонов. Плодородный слой очень мал. На протяжении нескольких лет
сотрудники д/с совместно с родителями и детьми облагораживали
территорию д/с, подбирали растения ( деревья, кустарники, лекарственные
травы ),создавали уголки заповедных зон. Создание экологической тропы
началось с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических
объектов: по проекту «Байкал –жемчужина Сибири» был создан на
экологической тропе мини-макет озера Байкал; уголок «Русская
сказка»;опытно-экспериментальный участок(огород, где дети совместно с
воспитателем и родителями выращивают овощные культуры, имеется
небольшой участок с посевами пшеницы ,овса и ячменя); уголок «Зеленая
аптека»,где растут различные лекарственные растения, такие как мать-и-
мачеха, пижма, подорожники, крапива, ромашка мн.др., особый интерес
вызывает у детей несколько разновидностей сирени, посадки плодово-
ягодных культур: яблонька, облепиха, кустарники смородины и садовой
жимолости, вишня, полукультурка, черемуха, лесная земляника, лиственные
деревца: осина, береза, акации; есть на экологической тропе остановка
«Муравейник».Дети сами принесли частичку муравейника из леса, теперь
оберегают и охраняют его. На экологической тропе есть остановка «Луг»где
можно увидеть многообразие луговых растений, а весной можно наблюдать:
за появлением первоцветов-подснежников(прострел обыкновенный,
медуница); как пробуждаются от зимней спячки насекомые.
Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда
ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из важнейших условий
формирования экологических представлений является непосредственное
наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо
предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за
растениями и животными. Растения, которые растут на участке д/с, могут
предоставить малышам богатейший материал, а педагогу-возможности для
реализации полноценного экологического воспитания. Познакомить детей с
растениями, научить их любить и ценить –дело не из легких. Для
ознакомления с миром природы и формирования экологически правильного
поведения в природе создали несколько маршрутов в природу. Рядом с д/с
имеются естественные природные угодья: это поля, луга сенокосные,
березовая роща, смешанный лес, водоем.
В ходе организации работы на экологической тропинке нами был
разработан специальный «Паспорт экологической тропинки».В паспорте
дается описание остановок тропы по заданным схемам.
Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов:
одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей.
Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.
В начале тропинки мы укрепили план тропы. Возле каждого объекта
тропинки, совместно с родителями были изготовлены таблички с названием.
Информация на табличках была краткой и выразительной. В создании
табличек были использованы символы, рисунки. При оформлении табличек
для таких объектов тропы, как лекарственные, пищевые и охраняемые
растения были заготовлены таблички разного цвета.
Таким образом, объекты экологической тропинки дали большие возможности
для экологического развития дошкольников, для проведения систематических
наблюдений, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки Лесовичка,
эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства
близости к природе и сопереживания живым организмам. Надо отметить, что
в период работы появлялись и оформлялись новые экологические объекты и
совершенствовались старые. Все они сразу же включались в систему работы
по воспитанию экологической культуры дошкольников.
На основе экологической тропы у детей формируются элементарные
предметные понятия: травы, кустарники, деревья, растения, насекомые,
рыбы, птицы, звери, среда обитания, приспособление, сезонные изменения.
Несмотря на то, что в летнее время года экологическая тропа имеет более
выраженное педагогическое значение, в зимнее время также проводятся с
детьми ознакомительные прогулки с целью выявления изменений в
окружающей природе: наблюдения за погодой, ветром, за состоянием
снежного покрова, следами на снегу. Особенно любят дети посещать птичью
столовую, остановка «Птичий столб», подкармливают своих пернатых
друзей, а весной ждут в гости перелетных птиц. Помимо объектов
растительного и животного мира на тропинке есть места для деятельности
детей и взрослых. Есть места для отдыха детей, для того ,чтобы после
прогулки поделиться своими впечатлениями, попить водички, могут заняться
поделками из природного материала.
Также рассматривается роль человека в сохранении целостности конкретной
экосистемы, правила поведения в ней. Человек охраняет природу, он бережет
лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек
создает заповедники, оберегает растения и животных, занесенных в
«Красную книгу» .
Для реализации проекта «Экологическая тропа» были созданы: макеты
природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки,
исследовательские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки,
скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры,
комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в
группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с
познавательным материалом о природе.
Результаты:
1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям
природы. Стали различать живую природу ( растения, грибы, животные,
человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают
особенности природы родного края .
2. Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному
поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладевают навыками экологически безопасного поведения в
природе.
4. У ребят формируется стремление к исследованию объектов природы, они
учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
5. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных
времен года. Объясняют причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее
свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев,
кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений),
исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся
правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского
сада( рыхление, полив, прополка).
10. Дети овладевают представлениями о животных : условия жизни
домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц
полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и
перелетных птиц, о насекомых. У ребят формируется представление о том,
что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц)
на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих
поступках по отношению к ним.
11. У детей сформированы навыки ухода за растениями и животными в
уголке природы.
12. Ребята учатся вести наблюдения за объектами живой и неживой
природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего
дома природы :
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в
другое.
13. Многие дети проводят простейшие и сложные опыты, исследования
объектов природы , с пользой для себя занимаются поисковой
деятельностью.
14. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают
правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в
себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое
просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании
детей детского сада.
Литература:
1.Ашиков В.И., АшиковаС.Г., Семицветик: Программа и руководство по
культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста.
2.Зенина Т.Наблюдаем, познаем, любим./Дошк. Воспитание,2003г.,/
3.Марковская М.М.Дети и природа./Пособие для воспитателя
д/с/.Просвещение.1984г.
4.Николаева С.И.Методика экологического воспитания в д/с.2004г.