Автор: Сучилина Елена Владиславовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей интернат"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: программа элективного курса по химии
Тема: "Решение конкурсных задач по химии"
Раздел: полное образование
Программа
элективного
курса
по
химии
«
Подходы
к
решению
конкурсных
задач
по
химии
»
Требования к умениям учащихся:
1.
Выводить общее решение задачи.
2.
Решать задачи с помощью неизвестных величин, составлять уравнения,
системы уравнений.
3.
Решать задачи с относительными данными и использовать
произвольный параметр.
4.
Решать задачи методом подбора.
5.
Уметь решать многовариантные задачи.
6.
Определять формулы веществ, элемент в веществе, число фрагментов в
высокомолекулярном
соединении
с
помощью
со ст авления
материального баланса.
7.
Решать задачи на избыток и недостаток: находить количества, массы, и
массовые доли избытков, рассчитывать количества массы и массовой
доли средних с кислых солей в полученных растворах.
8.
Определят состав смеси методом исключения.
9.
Рассчитывать объемные, массовые и молярные доли газов в смеси,
среднюю и молярную массу газовой смеси.
10.Решать задачи с использованием понятий: массовая доля, молярная
концентрация,
растворимость,
кристаллогидраты,
степень
диссоциации, константы диссоциации.
11.Решать задачи на закономерности протекания химических реакций:
рассчитывать
тепловые
эффекты
химических
реакций,
энтальпии,
использовать
закон
Гесса
и
следствие
из
него,
решать
задачи
на
химическое равновесие, используя понятие константы равновесия.
12.Решать задачи, используя ряд стандартных электродных потенциалов
металлов.
13.Решать
задачи,
используя
правила
электролиза
растворов
солей,
щелочей
и
кислот
и
расплавов
солей
и
щелочей,
уравнения
электролиза.
Пояснительная записка для элективного курса «Решение конкурсных
задач по химии».
Данный курс ведется в 10-11 классах химико-биологического профиля и
рассчитан на 88 часов.
Цель: приобретение и совершенствование навыков решения нестандартных
конкурсных задач.
Задачи.
1.
Изучить различные методы решения задач.
2.
Научиться логически мыслить и самостоятельно находить способы для
решения задач.
3.
Приобрести уверенность в решении конкурсных задач.
4.
Сформировать заинтересованность в решении задач.
Программа разработана с учётом требований, необходимых для решения
нестандартных, конкурсных, олимпиадных задач на основе учебного пособия
для поступающих в Вузы «Решение задач по химии», автор И. Ю. Белавин,
Москва
2002год.Обучение
в
классах
химико-биологического
профиля
осуществляется
по
программе
О.С.
Габриеляна
для
классов
химико-
биологического профиля. Эта программа предусматривает решение типовых
задач и небольшое количество усложненных. Курс состоит из двух частей. В
первой
части
рассматриваются
различные
подходы
к
решению
задач,
основанные на математических знаниях учащихся и приобретаются навыки
решения
сложных
задач.
Во
второй
части
приобретенные
навыки
применяются к решению конкурсных задач.
Курс
включает
также
самостоятельные
работы,
содержащие
задачи,
подобранные в порядке их усложнения.
Предполагаемым
результатом
изучения
данного
курса
является
сформированность
навыков
решения
конкурсных
задач
и
умение
их
применять.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Востребованность данного курса связана с необходимостью выработки у
группы учащихся умений и навыков решения нестандартных, конкурсных и
олимпиадных задач.
Отличительные особенности.
Данная
программа
разработана
для
реализации
в
лицее-интернате,
функционирующем как школа полного рабочего дня.
Возраст детей. 16-17 лет.
Сроки реализации.
2 года
1,5 часа в неделю* в 10
классе, 50 часов, 33 часа
в
неделю в 11 классе,
33 часа.
88 часов
Формы и режим занятий.
Занятия очные, аудиторные, групповые и индивидуальные.
Ожидаемые результаты.
Сформированность
навыков
решения
конкурсных
задач
и
умение
их
применять.
Формы подведения итогов.
Самостоятельные работы, олимпиады.
Литература
1.
Белагин И.Ю. Решение задач по химии М., 2002
2.
Габриелян О.С. Готовимся к единому государственному экзамену:
Химия. М., Дрофа, 2003
3.
Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. М., Интеграл-
Пресс, 2002
4.
Кузьменко Н.Н.. Ерёмин В.В., Попков В.А. Начала химии. М., первая
федеративная книготорговая компания, 1998
5.
Кузьменко Н.Н.. Ерёмин В.В., Попков В.А. Пособие по химии для
старших классов. Оникс 21 век. Мир и образование. М., 2003
6.
Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных
задач по химии. Оникс 21 век. Москва. 2001
7.
Маршанова Г.Л. 500 задач по химии, сборник задач по органической
химии, М., Издат-школа 2000, 1999
8.
Рыжова О.Н., Ерёмина Е.А. Химия, типовые тестовые задания, М.,
Издательство «Экзамен», 2003
9.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для
поступающих в ВУЗы, М., Новая Волна, 1996
Тематическое планирование для курса « Решение конкурсных задач по
химии».
Тема
Количество часов
Часть 1. Подходы к решению сложных
комбинированных задач.
1.
Осмысление задачи. Общее решение.
2
2.
Введение неизвестных величин: введение одной
неизвестной величины, введение двух и более
неизвестных величин.
4
3.
Использование произвольного параметра.
4
4.
Метод подбора.
4
5.
Составление материального баланса.
4
6.
Образование средних и кислых солей: образование
только средней или только кислой соли, образование
и средней и кислой соли, определение массовой
доли образовавшейся соли или солей в растворе.
5
7.
Определение состава смеси методом исключения.
4
8.
Массовая доля. Молярная концентрация. Степень
диссоциации, константа диссоциации.
4
9.
Смешивание растворов.
4
10. Задачи с кристаллогидратами
3
11. Растворимость, связь между растворимостью и
массовой долей, растворимостью и молярной
концентрацией, растворимость кристаллогидратов.
4
12. Объемная и молярная доля газа в смеси, средняя
молярная масса газовой смеси.
4
13. Закономерности протекания химических реакций.
4
Часть 2. Конкурсные задачи.
1.
Газы.
2
2.
Взаимодействие газа с растворенным веществом
1
3.
Взаимодействие простого вещества с раствором
1
4.
Растворение сложных веществ.
2
5.
Растворение сплавов и смесей.
2
6.
Последовательно-соединенные промывные склянки.
1
7.
Определение формулы органического вещества.
3
8.
Определение формулы неорганического вещества.
1
9.
Определение формулы по продуктам гидролиза.
2
10. Определение элемента в веществе.
1
11. Определение числа фрагментов в
высокомолекулярном соединении.
1
12. Многовариантные задачи.
1
13. Термическое разложение солей.
4
14. Вытеснение одного металла другим.
2
15. Электролиз.
2
16. Скорость химической реакции.
1
17. Химическое равновесие.
1
18. Энергетика химических реакций.
1
19. Гидролиз органических и неорганических веществ в
расчетных задачах.
4
Программа.
Часть 1. Подходы к решению сложных комбинированных задач.
1. Осмысление задачи, общее решение.
2. Введение неизвестных величин.
3. Использование произвольного параметра.
4. Метод подбора.
5. Составление материального баланса.
6. Образование средних и кислых солей.
7. Определение состава смеси методом исключения.
8. Массовая доля, молярная концентрация, степень диссоциации, константа диссоциации.
9. Смешивание растворов.
10. Растворимость, кристаллогидраты.
11. Объемная и молярная доля газа в смеси, средняя молярная масса газовой смеси.
12. Закономерности протекания химических реакций.
Часть 2. Конкурсные задачи.
1. Газы.
2. Взаимодействие газа с растворенным веществом.
3. Растворение сложных веществ.
4. Взаимодействие простого вещества с раствором.
5. Растворение сплавов и смесей.
6. Последовательно-соединенные промывные склянки.
7. Определение формулы органического вещества.
8. Определение формулы неорганического вещества.
9. Определение формулы по продуктам гидролиза.
10. Определение элемента.
11. Определение числа фрагментов в высокомолекулярном веществе.
12. Многовариантные задачи.
13. Термическое разложение солей.
14. Вытеснение одного металла другим.
15. Электролиз.
16. Скорость химической реакции.
17. Химическое равновесие.
18. Энергетика химических реакций.
19. Гидролиз органических и неорганических веществ в расчетных задачах.
20. Решение олимпиадных задач.