Напоминание

"Работа учителя-логопеда и воспитателя по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с речевыми нарушениями"


Авторы: Ляпкова Вера Игоревна, Фролова Наталья Николаевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ детский сад № 234
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Работа учителя-логопеда и воспитателя по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа учителя-логопеда и воспитателя по предупреждению оптической дислексии и

дисграфии у детей с речевыми нарушениями

В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа учащихся, у которых

имеет место нарушение письменной речи: дислексия и дисграфия. Причин этого явления может

быть несколько, но одна из них кроется в дошкольном детстве, когда у детей закладываются

предпосылки к овладению грамотой в школе. Особую группу риска составляют дети с речевыми

нарушениями.

Дислексия и дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса чтения и

письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и

проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Одним из видов нарушения

письменной речи является оптическая дислексия и дисграфия.

Этиология оптической дислексии и дисграфии:

- наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную

незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного

мозга;

- действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и

ребенка, что приводит к задержке в формировании определенных функциональных систем,

участвующих в обеспечении процессов чтения и письма;

- трудности становления процесса латерализации. Неустановившаяся доминантная роль одного

из больших полушарий мозга приводит к тому, что четко не определена ведущая рука, что

приводит к нарушению анализа пространства.  

Механизмы оптических нарушений письменной речи:

- недоразвитие оптико – пространственного восприятия и оптико – пространственных

представлений;

- нарушение зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза;

- недифференцированность представлений о сходных формах;

- нерасчленённость зрительного восприятия форм.

У детей с речевыми нарушениями могут возникать трудности, наличие которых говорит

о возможности возникновения оптических сложностей при чтении и письме:

- более длительный процесс усвоения ребенком представлений о цвете и форме предметов;

- трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения;

- трудности восприятия и дифференциации предметов по внешнему сходству;

- трудности узнавания контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;

- сложности при нахождении различий в изображениях предметов;

- трудности узнавания и припоминания ранее виденных изображений предметов, сюжетных

картинок;

- запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле;

- трудности в расположении предметов в пространстве по образцу и по словесной инструкции;

- сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;

- трудности копирования геометрических фигур, узоров;

- трудности дорисовывания предмета до целого;

- более длительное время овладения навыком обводки, штриховки.

Раскроем систему работы по профилактике оптической дислексии и дисграфии у детей с

речевыми нарушениями. Для преодоления системного нарушения речи необходимо

реализовывать принцип интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

«Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и

физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными

особенностями детей. Так на логопедических занятиях, наряду с традиционными задачами,

ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей. Так же можно проводить

интегрированные и совместные занятия с воспитателями. Это позволяет сделать занятия более

интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает

усвоению материала. В свою очередь воспитателям необходимо включать в свои занятия игры и

упражнения, способствующие предупреждению у детей с речевыми нарушениями дислексии и

дисграфии.

Коррекционно-профилактическая работа проводится в два этапа:

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной.

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа: формирование основных предпосылок, лежащих в основе

оптически грамотного чтения и письма, а именно, формирование зрительного гнозиса

(восприятия и узнавания) на материале предметов. Большую часть работы на этом этапе

проводит воспитатель.

Задачи:

- развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания;

- развитие зрительной и зрительно-моторной памяти;

- формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и

синтеза, пространственных представлений;

- формирование временных ориентировок и представлений;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие тонкокоординированных движений рук.

Приведём примеры некоторых дидактических игр и упражнений.

1. Дидактическая игра «Прятки с картинками» (Какая картинка спряталась в верхнем правом

углу? В первом ряду по середине? В левом нижнем углу?)

2. Дидактическая игра «На какую фигуру похожи эти предметы?» (Соединить фигуры и

предметы стрелками.)

3. Дидактическая игра «Чья это тень?» (Соединить фигуры стрелками.)

4. Дидактическая игра «Какая фигура здесь изображена? Дорисуй её».

5. Дидактическая игра «Найди отличия».

2

6. Дидактическая игра «Кто где находится?»

7. Графические диктанты

8. Выкладывание фигур из палочек по образцу и по памяти.

Основной этап.

Цель этапа: сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный

навык на различном графическом материале.

Задачи:

- развивать буквенный гнозис, анализ и синтез;

- автоматизировать смешиваемые звуки (буквы);

- дифференцировать смешиваемые звуки (буквы).

Начинает работу учитель-логопед, воспитатель закрепляет на коррекционных часах и в

индивидуально-подгрупповой деятельности.

Виды работы, использующиеся на основном этапе.

1. Нахождение букв среди небуквенных изображений.

2. Узнавание букв, написанных стилизованно.

3. Узнавание букв, начертанных разными шрифтами.

4. Чтение слов, состоящих из букв, изображенных стилизованно и разными шрифтами.

5. Нахождение букв в сюжетных изображениях.

6. Узнавание пунктирно изображенных букв.

7. Узнавание букв в условиях графического зашумления.

8. Узнавание букв, перевернутых в пространстве.

9. Узнавание букв, спрятанных в изображениях предметов.

10.Узнавание букв в условиях наложения.

11. Узнавание недописанных букв.

12. Конструирование и реконструирование букв.

13. Дифференциация оптически сходных букв.

14. Узнавание правильно и неправильно написанных букв.

15. Дидактические игры и упражнения.

Только совместная работа учителя-логопеда и воспитателя позволяет предупредить

дислексию и дисграфию и не допускает перехода ошибок в начальное звено школы.

3



В раздел образования