Авторы: Хизриева Саида Гиссовна, Хатит Сима Яхиевна
Должность: преподаватели фармацевтических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ККБМК
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Раздел: среднее профессиональное
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
С.Г. Хизриева, Р.Р. Пченушай, С.Я. Хатит
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
С древнейших времен важнейшим методом приобретения знаний, как
теоретических, так и практических, считается организация деловой игры.
По мнению специалистов, использование
технологии деловых игр в
образовательном процессе дает студентам такую практику, которую ничто
другое дать не может.
Прежде
всего,
дадим
определение
понятия
«деловая
игра»
как
инновационного педагогического метода образовательного процессе.
Деловая игра - имитация профессиональной деятельности в обстановке
максимально приближенной к условиям реальной жизни. Деловая игра в
медицинском
колледже
-
импровизация
студентами
различных
ролей
в
ситуациях, с которыми средний медицинский работник может столкнуться в
будущей профессиональной деятельности.
Деловые
игры
-
один
из
методов
активного
обучения,
который
определяет три важнейших направления, улучшающих качество обучения в
сравнении, как с традиционными, так и другими методами и средствами
обучения:
-
это
оптимизация
профессионального
мышления
посредством
обучающих алгоритмов;
-
оптимизация
профессиональных
умений
и
навыков
с
помощью
программированного обучения;
- моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма
которого - дидактические игры как новый эффективный метод подготовки
врача.
Особенно
эффективно
использование
технологии
«деловая
игра»
в
системе среднего медицинского и фармацевтического образования.
Игровая
имитация
деятельности
среднего
медицинского
и
фармацевтического персонала широко доступна и целесообразна в условиях
медицинского колледжа.
Смысл учебной игровой имитации заключается в том, чтобы воспитать
у студента умение выполнения практических манипуляций в соответствии с
требованиями ФГОС СПО, рабочих программ профессиональных модулей.
Деловая игра - это моделирование конкретной ситуации или избранных
ее
аспектов,
выполняемая
в
соответствии
с
заранее
определенными
правилами, исходными данными и методиками.
Главное в методах активного обучения - вовсе не то, являются они
имитационными или неимитационными, игровыми или неигровыми, а то, что
они обеспечивают у каждого обучающегося достижения третьего уровня
обучения
-
практическое
овладение
профессиональной
деятельностью
(профессиональными компетенциями. При этом преподавателю необходимо
создавать играющим динамически меняющуюся картину в зависимости от
правильных и ошибочных действий и решений;
Деловые игры всегда присутствовали в учебном процессе. Каждый
преподаватель
заранее
или
экспромтом
предлагал
студентам
различные
ситуации, требующие решения (клинические и ситуационные задачи, тесты и
т.д.).
Однако
это
чаще
индивидуальное
решение
одного
человека.
Более
эффективно обучение проходит, если в процессе обсуждения и принятия
решения участвуют несколько (группа) студентов, каждый из которых имеет
свою конкретную роль и задачу, и должен в итоге доказать состоятельность
своего решения. Студент, который не подготовился или плохо подготовился к
занятию, не сумеет разобраться в предложенной ситуации и не достигнет
своей
цели
-
принятия
правильного
решения.
Чтобы
избежать
этого,
постановка
задачи
и
распределение
ролей
проводятся
заранее,
на
предыдущем занятии, с тем, чтобы студент смог максимально подготовиться
к
участию
деловой
игре.
Желательно,
чтобы
в
деловой
игре
были
задействованы
все
студенты
группы:
в
ролях
«пациента»,
«медицинской
сестры», «фельдшера», «лаборанта», «фармацевта» и др., а также экспертов
по этим по ролям.
В процессе подготовки к деловой игре у студентов появляется мотив
для активного поиска информации соответственно выполняемой им роли,
вырабатывается
навык
работы
с
полученной
информацией.
Поиск
конкретного
решения
поставленной
задачи
заставляет
студента
переключиться на активные формы обучения, в частности, самообучение. В
результате
этого
поиска
студент
использует,
как
минимум,
3-4
вида
самостоятельной
работы,
как
в
учебное,
так
и
во
внеучебное
время
(самостоятельная работа с литературой, конспектирование, аннотирование
книг, статей, анализ конкретных ситуаций, поиск информации в Интернет-
сети и т.д.). Это позволяет ему не только расширить междисциплинарный
кругозор, но и значительно повышает интерес к учебному процессу в целом.
Деловая
игра
сопровождается
мобилизацией
творческих
возможностей
студентов
и
создает
эмоциональную
мотивацию
к
активному
поиску
информации, ее использованию в решении конкретной задачи.
Преимущества
деловой
игры
перед
другими
видами
обучения
заключаются
в
том,
что
деловая
игра,
имитируя
ситуации,
реальные
в
будущей профессии, развивает умение искать и работать с информацией,
позволяет
значительно
активизировать
творческие
возможности
студента,
дает
возможность
учиться
на
своих
и
чужих
ошибках,
без
ущерба
для
пациента.