Авторы: Хизриева Саида Гиссовна, Пченушай Римма Руслановна
Должность: преподаватели фармацевтических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ККБМК
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Раздел: среднее профессиональное
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ
ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Необходимо
признать,
что
наше
образование
носит
чрезмерно
академический
и
узкопредметный характер: дети не умеют работать с информацией, решая
задачи,
производят
только
стереотипные
действия,
плохо
анализируют
самостоятельно
описанную
ситуацию,
то
есть
обучающиеся
не
владеют
навыками целостного, творческого анализа, не обучены выдвигать гипотезы и
проверять их т.д.
В последнее десятилетие происходит переориентация оценки
образования
с
понятий «подготовленность»,
«образованность»,
«общая
к у л ь т у р а » ,
« в о с п и т а н н о с т ь » , н а
п о н я т и я «компетенция»,
«компетентность» обучающихся. Происходит переориентация содержания
образования на освоение ключевых компетентностей практически во всех
развитых странах. Совет Европы (совет культурной кооперации), российская
Концепция модернизации российского образования до 2010 г. предписывает
внедрение
компетентностного
подхода
в
образовательный
процесс.
С
01.09.2011 г. вступили в силу ФГОС по всем специальностям начального,
среднего и высшего медицинского профессионального образования.
Основой как массовой, так и профессиональной школы, должен стать
деятельностно-компетентностный подход, включающий развитие ключевых и
предметных компетенций.
Что такое компетентностный подход?
Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных
ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически
знания
здесь
равны
комплексу
умений
для
эффективного
действия
в
незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый
результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.
Таким образом, в компетентностном подходе значение слова «знание»
означает овладение тем или иным комплексом предметных (специальных) и
общих
(ключевых)
компетенций,
позволяющих
разрешать
проблемные
ситуации,
при
необходимости
самостоятельно
учиться
и
достигать
общественных или личных целей.
«Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает
многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и
элементарных
частицах,
государственном
устройстве
Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не
узнает о том, что происходит у него в голове, когда он
воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как
воспитать
человеческую
культуру
в
самом
себе.
Ученик
знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в
общественных
местах,
как
соотносить
свои
поступки,
желания с интересами других людей»
Сухомлинский В.А.
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического
характера
образования.
Теоретические
знания
должны
перестать
быть
«мертвым грузом». Компетентностный подход заключается не в увеличении
объема информированности обучающегося, а в том, чтобы он самостоятельно
решал
проблемы
в
новой
ситуации.
Умения,
необходимые
для
этого,
называются компетенцией.
Компетенция,
в
переводе
с
латинского
означает
круг
вопросов,
в
которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.
Компетенция –
совокупность
взаимосвязанных
качеств
личности
(ЗУН, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному
кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной
деятельности по отношению к ним.
Компетентность
–
вл а д е н и е
ч е л о в е ком
с о о т в е т с т ву ю щ е й
компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету
деятельности.
К базовым, ключевым компетенциям относятся:
- информационная – умение искать, анализировать, преобразовывать,
применять информацию для решения проблем;
-
коммуникативная
(умение
эффективно
сотрудничать
с
другими
людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно
относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет
решать
различные
проблемы
в
повседневной,
профессиональной
и
социальной жизни.
Исходя
из
вышесказанного,
профессиональная
школа
должна
способствовать решению следующих методических задач:
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом
с использованием новых информационных технологий;
-
формировать
навыки
самообразования,
развивать
способности
к
академической мобильности обучающихся;
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях с
большим объемом информации;
-
формировать
навыки
работать
в
команде,
так
как
идея
деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы.
При организации групповых форм работы создаются комфортные условия
для
развития
любого
обучающегося,
снижается
уровень
тревожности.
Зажатые
студенты
раскрываются,
появляется
уверенность
в
себе
и
как
результат радость от совместной работы;
- развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать;
- формировать навыки самоконтроля.
Помимо общих компетенций определены специальные, компетенции,
единые для разных предметных областей.
В чем разница между традиционным профессиональным обучением и
профессиональным обучением, основанным на компетенциях?
Таблица 1. Различия между традиционным профессиональным обучением и
профессиональным обучением, основанным на компетенциях.
Характеристика
Профессиональное
обучение,
основанное
на компетенциях
Традиционное
профессиональное
обучение
Стандарты
(основное
содержание)
Ориентированность
на
потребности
с феры
труда
(на
реальную
трудовую
деятельность)
Требования,
устанавливаемые
системой
образования
(количе ство
часов)
Учебная программа
Модульная.
Строится
г и б к о
в
в и д е
горизонтального
и/или
вертикального
набора
м о д у л е й
н а
б а з е
теоретической
подготовки
в
данной
области
компетенции
и л и
н а
о с н о в е
предыдущего трудового
опыта в соответствии с
потребностями
обучающихся
Целостная
программа
по
профессии/специальности
обучения.
Строится
как
н а б о р
т е о р е т и ч е с к и х
дисциплин,
ориентирована
на общие подходы и методы
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
деятельности
Методы обучения
Активные,
ориентированные на
обучающегося,
основанные на
самостоятельной и
практической
деятельности, включая
проектную работу.
Преподаватель
становится
организатором
процесса обучения и
консультантом в ходе
выполнения работ
студентами; он
заинтересован в том,
чтобы быть в курсе
изменений и тенденций
развития предметной
области
Лекции, демонстрации,
объяснение. Преподаватель
является транслятором
знаний, излагающим
информацию, предложенную
учебниками; у преподавателя
отсутствует стимул
обновлять программу
обучения, повышать
собственную квалификацию
Оценка
«Умеет/не умеет делать
Оценки, зачеты, «неуды»,
что-то» - оценка
освоенных
компетенций. Может
быть проведена с
участием внешних
экспертов или на
рабочем месте.
Методика позволяет
выявить
несоответствие
(недостаточные
умения)
демонстрируемых
компетенций задачам
модуля в конкретной
области
оценка посещаемости
занятий. Методика не
позволяет повернуть
обучающегося к
дополнительной подготовке в
области конкретных умений
Продолжительность
программы
обучения
Гибкий подход,
основанный на
конкретной
потребности
обучающегося
С т р о г о
у с т а н о в л е н н а я
продолжительность
курса
обучения
Реализация
обучения
Разнообразие методов и
мест освоения
В основном на базе учебного
заведения
В
системе
профессионального
образования
существует
несколько
подходов к практико-ориентированному образованию:
-
одни
авторы
практико-ориентированное
образование
связывают
с
организацией
учебной,
производственной
и
преддипломной
практики
студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения
своего представления о профессии;
-
другие
авторы
счит ают
наиболее
эффективным
в н е д р е н и е
профессионально-ориентированных,
способствующих
формированию
у
студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств
личности,
а
также
умений
и
навыков,
обеспечивающих
качественное
выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности;
-
некоторые
авторы
становление
практико-ориентированного
образования
связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально
направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Овладение
компетенциями
невозможно
без
приобретения
опыта
деятельности. Компетенции формируются в процессе деятельности. В этих
условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в
процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений и
опыта
деятельности
с
целью
профессионально
и
социально
значимых
компетентностей.
Формирование
компетенций
будущей
медсестры
и
ее
личностных
позиций
происходит
в
деятельности
(обучение,
общение),
поскольку она связана с системой отношений, в которую включается человек.
Через
деятельность
медсестра
оценивает
ситуацию,
субъективные
и
объективные
возможности,
и
на
основании
личностных
мотивов
она
координирует свое поведение. Необходимо осознание, что сама деятельность
медицинской сестры – это ценность нравственная, этическая, эстетическая, и
она
является
первоосновой
для
формирования
базовых
компетенций.
Образовательная
деятельность
студентов
–
основа
когнитивного
аспекта
компетенций – раскрывает теоретическое содержание предметов выбранной
профессии
и
осуществляется
на
аудиторных
и
внеаудиторных
занятиях.
Практические
семинарские,
индивидуальные
занятия,
позволяющие
осуществлять
коммуникативную
деятельность,
проводятся
на
основе
продуктивных
и
творческих
заданий.
Это
стимулирует
самостоятельную
работу
и
самообразовательную
деятельность
студентов,
которая
спланирована
преподавателями
в
методических
рекомендациях
по
организации
внеаудиторной
самостоятельной
и
учебно-исследовательской
работы. Таким образом, реализация компетентностного подхода в подготовке
медицинских сестер на современном этапе обеспечит выполнение основной
цели
профессионального
образования
–
подготовку
квалифицированных
работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на
рынке
труда,
компетентных,
ответственных,
способных
к
эффективной
работе по специальности на уровне мировых стандартов.
В
докладе
международной
комиссии
по
образованию
для XXI века
«Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак
Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться
жить
вместе,
научиться
делать,
научиться
быть.
Отсюда,
именно
деятельностно-компетентностный
подход
может
стать
эффективной
методологией
построения
практико-ориентированного
образования
в XXI
веке.
«Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность
и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать
думать
о
будущем
мире
и
готовиться
к
грядущим
колоссальным
вызовам»
М. Барбер