Напоминание

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ


Автор: Хатит Сима Яхиевна
Должность: преподаватели фармацевтических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ККБМК
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ

ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Необходимо

признать,

что

наше

образование

носит

чрезмерно

академический

и

узкопредметный характер: дети не умеют работать с информацией, решая

задачи,

производят

только

стереотипные

действия,

плохо

анализируют

самостоятельно

описанную

ситуацию,

то

есть

обучающиеся

не

владеют

навыками целостного, творческого анализа, не обучены выдвигать гипотезы и

проверять их т.д.

В последнее десятилетие происходит переориентация оценки

образования

с

понятий «подготовленность»,

«образованность»,

«общая

к у л ь т у р а » ,

« в о с п и т а н н о с т ь » , н а

п о н я т и я «компетенция»,

«компетентность» обучающихся. Происходит переориентация содержания

образования на освоение ключевых компетентностей практически во всех

развитых странах. Совет Европы (совет культурной кооперации), российская

Концепция модернизации российского образования до 2010 г. предписывает

внедрение

компетентностного

подхода

в

образовательный

процесс.

С

01.09.2011 г. вступили в силу ФГОС по всем специальностям начального,

среднего и высшего медицинского профессионального образования.

Основой как массовой, так и профессиональной школы, должен стать

деятельностно-компетентностный подход, включающий развитие ключевых и

предметных компетенций.

Что такое компетентностный подход?

Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных

ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически

знания

здесь

равны

комплексу

умений

для

эффективного

действия

в

незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый

результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.

Таким образом, в компетентностном подходе значение слова «знание»

означает овладение тем или иным комплексом предметных (специальных) и

общих

(ключевых)

компетенций,

позволяющих

разрешать

проблемные

ситуации,

при

необходимости

самостоятельно

учиться

и

достигать

общественных или личных целей.

«Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает

многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и

элементарных

частицах,

государственном

устройстве

Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не

узнает о том, что происходит у него в голове, когда он

воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как

воспитать

человеческую

культуру

в

самом

себе.

Ученик

знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в

общественных

местах,

как

соотносить

свои

поступки,

желания с интересами других людей»

Сухомлинский В.А.

Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического

характера

образования.

Теоретические

знания

должны

перестать

быть

«мертвым грузом». Компетентностный подход заключается не в увеличении

объема информированности обучающегося, а в том, чтобы он самостоятельно

решал

проблемы

в

новой

ситуации.

Умения,

необходимые

для

этого,

называются компетенцией.

Компетенция,

в

переводе

с

латинского

означает

круг

вопросов,

в

которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.

Компетенция

совокупность

взаимосвязанных

качеств

личности

(ЗУН, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному

кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной

деятельности по отношению к ним.

Компетентность

вл а д е н и е

ч е л о в е ком

с о о т в е т с т ву ю щ е й

компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету

деятельности.

К базовым, ключевым компетенциям относятся:

- информационная – умение искать, анализировать, преобразовывать,

применять информацию для решения проблем;

-

коммуникативная

(умение

эффективно

сотрудничать

с

другими

людьми);

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно

относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет

решать

различные

проблемы

в

повседневной,

профессиональной

и

социальной жизни.

Исходя

из

вышесказанного,

профессиональная

школа

должна

способствовать решению следующих методических задач:

- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом

с использованием новых информационных технологий;

-

формировать

навыки

самообразования,

развивать

способности

к

академической мобильности обучающихся;

- формировать умения и навыки критического мышления в условиях с

большим объемом информации;

-

формировать

навыки

работать

в

команде,

так

как

идея

деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы.

При организации групповых форм работы создаются комфортные условия

для

развития

любого

обучающегося,

снижается

уровень

тревожности.

Зажатые

студенты

раскрываются,

появляется

уверенность

в

себе

и

как

результат радость от совместной работы;

- развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать;

- формировать навыки самоконтроля.

Помимо общих компетенций определены специальные, компетенции,

единые для разных предметных областей.

В чем разница между традиционным профессиональным обучением и

профессиональным обучением, основанным на компетенциях?

Таблица 1. Различия между традиционным профессиональным обучением и

профессиональным обучением, основанным на компетенциях.

Характеристика

Профессиональное

обучение,

основанное

на компетенциях

Традиционное

профессиональное

обучение

Стандарты

(основное

содержание)

Ориентированность

на

потребности

с феры

труда

(на

реальную

трудовую

деятельность)

Требования,

устанавливаемые

системой

образования

(количе ство

часов)

Учебная программа

Модульная.

Строится

г и б к о

в

в и д е

горизонтального

и/или

вертикального

набора

м о д у л е й

н а

б а з е

теоретической

подготовки

в

данной

области

компетенции

и л и

н а

о с н о в е

предыдущего трудового

опыта в соответствии с

потребностями

обучающихся

Целостная

программа

по

профессии/специальности

обучения.

Строится

как

н а б о р

т е о р е т и ч е с к и х

дисциплин,

ориентирована

на общие подходы и методы

в

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

деятельности

Методы обучения

Активные,

ориентированные на

обучающегося,

основанные на

самостоятельной и

практической

деятельности, включая

проектную работу.

Преподаватель

становится

организатором

процесса обучения и

консультантом в ходе

выполнения работ

студентами; он

заинтересован в том,

чтобы быть в курсе

изменений и тенденций

развития предметной

области

Лекции, демонстрации,

объяснение. Преподаватель

является транслятором

знаний, излагающим

информацию, предложенную

учебниками; у преподавателя

отсутствует стимул

обновлять программу

обучения, повышать

собственную квалификацию

Оценка

«Умеет/не умеет делать

Оценки, зачеты, «неуды»,

что-то» - оценка

освоенных

компетенций. Может

быть проведена с

участием внешних

экспертов или на

рабочем месте.

Методика позволяет

выявить

несоответствие

(недостаточные

умения)

демонстрируемых

компетенций задачам

модуля в конкретной

области

оценка посещаемости

занятий. Методика не

позволяет повернуть

обучающегося к

дополнительной подготовке в

области конкретных умений

Продолжительность

программы

обучения

Гибкий подход,

основанный на

конкретной

потребности

обучающегося

С т р о г о

у с т а н о в л е н н а я

продолжительность

курса

обучения

Реализация

обучения

Разнообразие методов и

мест освоения

В основном на базе учебного

заведения

В

системе

профессионального

образования

существует

несколько

подходов к практико-ориентированному образованию:

-

одни

авторы

практико-ориентированное

образование

связывают

с

организацией

учебной,

производственной

и

преддипломной

практики

студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения

своего представления о профессии;

-

другие

авторы

счит ают

наиболее

эффективным

в н е д р е н и е

профессионально-ориентированных,

способствующих

формированию

у

студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств

личности,

а

также

умений

и

навыков,

обеспечивающих

качественное

выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности;

-

некоторые

авторы

становление

практико-ориентированного

образования

связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально

направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Овладение

компетенциями

невозможно

без

приобретения

опыта

деятельности. Компетенции формируются в процессе деятельности. В этих

условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в

процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений и

опыта

деятельности

с

целью

профессионально

и

социально

значимых

компетентностей.

Формирование

компетенций

будущей

медсестры

и

ее

личностных

позиций

происходит

в

деятельности

(обучение,

общение),

поскольку она связана с системой отношений, в которую включается человек.

Через

деятельность

медсестра

оценивает

ситуацию,

субъективные

и

объективные

возможности,

и

на

основании

личностных

мотивов

она

координирует свое поведение. Необходимо осознание, что сама деятельность

медицинской сестры – это ценность нравственная, этическая, эстетическая, и

она

является

первоосновой

для

формирования

базовых

компетенций.

Образовательная

деятельность

студентов

основа

когнитивного

аспекта

компетенций – раскрывает теоретическое содержание предметов выбранной

профессии

и

осуществляется

на

аудиторных

и

внеаудиторных

занятиях.

Практические

семинарские,

индивидуальные

занятия,

позволяющие

осуществлять

коммуникативную

деятельность,

проводятся

на

основе

продуктивных

и

творческих

заданий.

Это

стимулирует

самостоятельную

работу

и

самообразовательную

деятельность

студентов,

которая

спланирована

преподавателями

в

методических

рекомендациях

по

организации

внеаудиторной

самостоятельной

и

учебно-исследовательской

работы. Таким образом, реализация компетентностного подхода в подготовке

медицинских сестер на современном этапе обеспечит выполнение основной

цели

профессионального

образования

подготовку

квалифицированных

работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на

рынке

труда,

компетентных,

ответственных,

способных

к

эффективной

работе по специальности на уровне мировых стандартов.

В

докладе

международной

комиссии

по

образованию

для XXI века

«Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак

Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться

жить

вместе,

научиться

делать,

научиться

быть.

Отсюда,

именно

деятельностно-компетентностный

подход

может

стать

эффективной

методологией

построения

практико-ориентированного

образования

в XXI

веке.

«Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность

и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать

думать

о

будущем

мире

и

готовиться

к

грядущим

колоссальным

вызовам»

М. Барбер



В раздел образования